Замена воздушного фильтра двс
Перейти к содержимому

Замена воздушного фильтра двс

  • автор:

Замена воздушного фильтра

Своевременная замена воздушного фильтра обеспечивает нормальную работу двигателя внутреннего сгорания. Это касается ДВС как на бензиновом, так и на дизельном топливе. Дело в том, что дабы сжечь один литр горючего, силовому агрегату необходимо до 15 литров атмосферного воздуха (объем зависит от мощности двигателя, используемого топлива, в том числе его качества, состояния системы зажигания и прочего). Поэтому фильтр должен не только выполнять свою непосредственную работу по очистке воздуха, но и не препятствовать его поступлению в топливный тракт. Именно такой факт и является ключевым в определении потребности и своевременности замены воздушного фильтра двигателя.

Делается это преимущественно по четкому регламенту ТО с периодичностью 15 … 20 000 км. Причем самостоятельно в домашних условиях. Исключением являются лишь новые автомобили которые в период обкатки проходят тех обслуживание исключительно на официальном СТО.

Замена воздушного фильтра

Признаки засорения воздушного фильтра

Несмотря на то, что бывают различные фильтры, и установлены они на разных двигателях, признаки их засорения практически одинаковые.

Воздушные фильтры

Типы воздушных фильтров

  1. Снижение мощности двигателя (снижение тяги).
  2. Снижение динамических характеристик машины (она слабо разгоняется при увеличении оборотов мотора).
  3. Увеличение расхода топлива.
  4. Активация лампочки Check Engine, что может быть вызвано как прямой ошибкой, указывающей на засорение фильтра, так и нарушением состояния топливо-воздушной смеси (ее значительное обогащение топливом, ошибка P0172).
  5. Значительная концентрация токсичных веществ в выхлопных газах.

В некоторых случаях при загрязнении воздушного фильтра может наблюдаться повышенный гул при работе двигателя.

Однако перечисленные выше факторы могут быть признаками и других неполадок, но желательно выполнить и проверку фильтра, тем более сделать это несложно и недолго.

Почему требуется замена

Существует несколько типовых причин, из-за которых необходима замена воздушного фильтра двигателя. Среди них:

  • Плановая замена. Каждый автопроизводитель индивидуально указывает пробег или время, через которое нужно выполнять замена воздушного фильтра автомобиля. Обычно соответствующий пробег находится в пределах 15. 20 тысяч километров.
  • Внеплановое загрязнение. Это может быть вызвано или некачественным фильтрующим материалом, используемым в устройстве, или же длительной ездой в условиях загрязненного воздуха (в условиях запыления, например, в песках, по грязи и так далее).
  • Механическое повреждение. Оно может быть вызвано неправильной установкой, аварийной ситуацией в двигателе (в воздуховоде), попаданием в фильтр крупной частицы, которая вывела из строя фильтрующий материал, повреждение фильтра в процессе выполнения других ремонтных работ.

Вне зависимости от того, что именно стало причиной выхода устройства из строя, замена воздушного фильтра ДВС в первую очередь позволит устранить неприятности, описанные выше, а также предотвратить их возможное появление в дальнейшем.

Постоянная езда на обогащенной смеси снижает ресурс двигателя (из-за того, что пыль в цилиндрах выполняет роль абразивного материала). Поэтому своевременная замена воздушного фильтра — это не только ремонтная, но и профилактическая мера, позволяющая эксплуатировать двигатель машины в штатном режиме.

Периодичность замены

Перед тем как перейти к общим рассуждениям, необходимо указать, что точную периодичность замены воздушного фильтра вы найдете в мануале или технической документации к вашему автомобилю. Кроме того, существует еще ряд объективных факторов, влияющих на упомянутые значения. Среди них условия эксплуатации, использования различных фильтров, а также отличия типа двигателя — для бензиновых и дизельных моторов они отличаются.

Для машин с инжектором, для дизелей, а особенно для дизелей с турбонаддувом пробег для воздушного фильтра для замены через сколько это нужно делать, сокращается на 20. 30%, для дизелей с турбиной даже на 50%.

В большинстве случаев на бензиновых моторах замена воздушного фильтра производится через 15. 20 тысяч километров пробега. На дизелях, соответственно, через 10. 15 тысяч. Однако по многочисленным отзывам отечественных автовладельцев, особенно проживающих в больших мегаполисах и промышленных районах, пробег, указанный в мануале, стоит уменьшать вплоть до двух раз. Поэтому, если у вашей машины проявились указанные типичные признаки забитости фильтра, имеет смысл проверить его состояние, и при необходимости заменить.

Что касается дизельных двигателей, то на них нет дроссельной заслонки. Из-за этого расход воздуха в них значительно больше. А если у дизеля есть еще и турбина, то она активнее засасывает воздух из атмосферы, что само по себе ускоряет засорение фильтра. Аналогичные рассуждения справедливы и для машин, оборудованные механическими нагнетателями (например, некоторые модели производителей Honda, Mini Cooper, volkswagen, Audi, Mercedes Benz).

Многие автолюбители совмещают замену воздушного фильтра и замену масла в двигателе (то есть, через каждые 10. 15 тысяч километров пробега).

Способы замены

Круглый воздушный фильтр

Круглый воздушный фильтр для карбюраторных двигателей

Существует два основных способа замены воздушного фильтра. Первый — делегировать эту процедуру мастерам на СТО. Однако в силу очевидности его мы рассматривать не будем. Скажем лишь, что стоимость такой замены обычно вычисляется по нормочасам (у каждого технического центра может быть своя методика расчета и различные нормы основанные на специфике работы и марке машины) и стоимости самого фильтра. Причем зачастую сервисные центры заставляют автовладельцев покупать фильтры только непосредственно на месте, а их цена там может быть выше рыночной. В среднем это от 0,2 до 0,5 н/ч, со стоимостью 1800 руб. за 1 нормо-час работы, а в некоторых случаях цена такой процедуры входит в стоимость по замене масла.

В среднем же по состоянию на весну 2018 года стоимость замены воздушного фильтра на территории РФ колеблется в пределах от 500 рублей и выше (зависит от модели машины, сложности проведения замены и так далее).

Второй способ — выполнить процедуру самостоятельно. По деньгам это значительно экономнее, поскольку в данном случае вы платите лишь непосредственно за сам фильтр. А где купить воздушный фильтр дешево — решать только вам. Процедура несложная, однако для ее выполнения необходимо специальные инструменты.

Инструкция по замене воздушного фильтр своими руками

Прежде всего, чтобы приступить к процедуре замены воздушного фильтра двигателя, необходимо собрать требуемый инструмент и материалы. Среди них:

  • новый воздушный фильтр (при покупке обращайте, чтобы он по размерам точно подошел к вашей машине, он может быть не обязательно оригинальным);
  • отвертка с плоским жалом (вместо нее может понадобиться с крестообразным жалом или не понадобиться вовсе, что зависит от типа крепления крышки коробки фильтра);
  • чистая ветошь;
  • компрессор (желательно, но при его отсутствии можно обойтись и без него);
  • щетка для чистки от пыли (также опционально).

На некоторых авто (например, на “Рено Кангу”, “ВАЗ Калина”, “Рено Меган”) корпус дополнительно фиксируется в посадочном месте при помощи крепежных элементов, болтов, пластмассовых защелок и металлических прижимов… В этом случае нужно позаботиться о наличии инструмента. На автомобиле “Kangoo” крышка коробки с фильтром крепится болтами под “Торекс” Т27 или в простонародьи — звездочкой.

Естественно, что каждая машина (а иногда и одинаковая модель, но с разными двигателями) будут иметь свои особенности в крепеже корпуса фильтра и некоторых нюансах. Однако в большинстве случаев (учитывая, что процедура по замене фильтра несложная) алгоритм действий будет следующим:

  1. Установить машину на ровную поверхность, поставить ее на ручной тормоз и заглушить двигатель.
  2. Открыть капот.
  3. Открутить винты, крепящие крышку воздушного фильтра, после чего демонтировать ее.
  4. Осторожно демонтировать старый воздушный фильтр таким образом, чтобы пыль и мусор из него не попал в воздушную магистраль или на другие элементы подкапотного пространства.
  5. Закрыть впускной патрубок какой-нибудь ветошью.
  6. С помощью компрессора выдуть пыль из корпуса воздушного фильтра. Вместо компрессора можно воспользоваться щеткой или объединить то и другое.
  7. Удалить ветошь из впускного патрубка.
  8. Установить новый фильтр на его посадочное место.
  9. Собрать конструкцию в обратной последовательности.

В крайних случаях можно постараться максимально очистить старый воздушный фильтр вместо покупки нового. Однако это подходит лишь в случае, когда нет возможности для покупки новой запчасти.

Как поменять воздушный фильтр самостоятельно: 8 моментов, которые нужно знать

Воздушный фильтр в автомобиле – важная составляющая моторного узла. Его изобрели примерно в одно и то же время с двигателем. От этой небольшой детали зависит правильная работа силового агрегата и всего транспортного средства в целом. Некоторые, особенно начинающие автолюбители не придают ему большого значения. Это большая ошибка. Расскажем об этом важном элементе авто.

Зачем нужен воздушный фильтр двигателя

Воздушный фильтр двигателя

Для образования горючей смеси, необходимой для работы двигателя, нужна комбинация топлива и воздуха. В среднем автомобиль поглощает его из атмосферы около 15 литров на 1 литр горючего. Он поступает в систему через воздухозаборник, патрубок воздушного фильтра, установленный обычно рядом с решеткой радиатора.

Качество его оставляет желать много лучшего. Уличная пыль, грязь устремляется вместе с воздухом к мотору через коллектор, грозя серьезным засорением, выходом силового агрегата из строя и последующим дорогостоящим ремонтом.

Подсчитано среднестатистическое количество пыли, которое может проникнуть в «движок» за период между двумя ТО (15 тыс. км) – 100-150 г. Это заведомо приведет к поломке силового агрегата.

Надежной защитой от перечисленных неприятностей является воздушный фильтр, отсекающий подачу подобного сора. Установленная после него гофра воздушного фильтра пропускает очищенный атмосферный поток, пригодный для работы.

Также это устройство нивелирует шум подачи воздуха по каналам и регулирует температуру горючей смеси в бензиновых ДВС. Последний фактор особенно необходим в холодное время для подогрева топлива. Этим достигается оптимальный эффект от сгорания горючего, улучшается экология: через выхлопную систему выходит значительно меньше вредных веществ.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как поменять масляный фильтр.

О том, как происходит замена салонного фильтра, вы сможете узнать из информативного материала нашего специалиста.

Место расположения воздушного фильтра в автомобиле

Воздушный фильтр двигателя

Вопрос, где находится воздушный фильтр двигателя, не поставит в тупик даже начинающего автолюбителя. Он размещен на видном месте под капотом в верхней его части. Этот вариант установки защищает его от попадания влаги с дорожного покрытия в ненастную погоду. Намокание фильтрующего элемента чревато разрушением изделия.

Если двигатель карбюраторного типа, то устройство размещается в металлическом или жестком пластиковом корпусе непосредственно около воздухозаборного канала сверху карбюратора.

У инжекторных моторов фильтрующий элемент также расположен рядом с силовым агрегатом в кожухе из пластика.

Деталь фиксируется внутри корпуса, который легко открывается при помощи крепежных деталей.

Виды воздушных фильтров

Все устройства разделяются по форме исполнения, фильтрующим материалам, способу очистки и классам.

  • I класс. К нему относятся высококачественные изделия, обеспечивающие 100 % фильтрации. Они используются на спорткарах, усовершенствованных моделях после тюнинга.
  • II класс. Эти фильтры удерживают на своей поверхности сор величиной больше 1 мкм.
  • III класс. Обладают более грубой фильтрующей способностью. Величина отсеиваемых частиц пыли превышает 10 мкм.

Воздушный фильтр двигателя

Следующий вид градации – по виду. Изделия выпускают в круглой, прямоугольной, квадратной или иной форме, исходя из конструктивных особенностей размещения под капотом.

Воздушные фильтры для автомобилей разделяются также по типу очистки.

  1. Инерционно-масляный. Изделие, которое постепенно теряет свою актуальность из-за сложности обслуживания. В нем поток воздуха проходит через фильтр и емкость с маслом. В результате сорные частицы, прилипшие к маслу, остаются на фильтрующем элементе.
  2. Циклонный тип. Работает на основе центробежной силы и инерционного движения, после действия которых загрязнения собираются в мусороприемник.
  3. Прямоточный вариант. Наиболее эффективный. Отличается меньшим сопротивлением всасывания воздуха, которое благоприятно влияют на динамические характеристики двигателя.

Конструктивное исполнение изделий может быть одно- или многоступенчатым.

Также фильтр воздушной очистки может бы бескаркасным, цилиндрическими или панельным. Выбор модели под свою марку производители автомобилей определяют после многочисленных испытаний разных вариантов, определяя лучшую модель для своего мотора. Это еще раз доказывает, какое внимание уделяется этому компоненту.

Материалы воздушных фильтров

Современная промышленность значительно расширила спектр материалов, используемых для фильтрации воздуха в автомобиле. Перечислим основные варианты.

  1. Бумага. Наиболее популярный бюджетный вариант. Отличается доступной ценой и удобством в эксплуатации. Частицы грязи удерживаются на ее пористой поверхности, выполненной в виде гофры. Материал проходит дополнительную обработку, которая существенно увеличивает срок службы. Среди недостатков можно отметить, что он не терпит взаимодействия с влагой и отличается одноразовым принципом работы: засоренная деталь не подлежит восстановлению.
  2. Ткань х/б или поролон. Материал предварительно пропитывается в специальном растворе, складывается гармошкой для образования большей площади поверхности и устанавливается на каркас. Ребра жесткости последнего препятствуют потере формы элемента. Такой способ позволяет более качественно очищать воздух от загрязнения: сор оседает не только сверху, но и в толще изделия. Если фильтр тщательно промыть, его можно использовать вторично.
  3. Синтетические волокна. Этот вид благодаря своей прочности, неоднократному применению завоевывает авторитет у потребителей, вытесняя на второй план картон.
  4. Пятислойный марлевый материал, пропитанный маслом и размещенный на каркасной конструкции. Используется в комплексе с двигателями большой мощности, на спортивных автомобилях.

Наиболее эффективный результат дает полная замена детали на новую.

Как часто нужно менять фильтр в автомобиле?

Воздушный фильтр двигателя

Замена воздушного фильтра проводится исходя из особенностей эксплуатации конкретного автомобиля. Производители не всегда декларируют сроки. Рекомендуется менять воздушные фильтры с периодичностью смены масла в двигателе, т. е. через 15 тыс. км пробега.

Владельцам авто с дизелем и турбонаддувом придется это делать чаще. Конструктивные особенности такого моторного узла требуют уделять больше внимания этой детали.

Перед тем как поменять воздушный фильтр, нужно не полениться провести его визуальный осмотр. Тем более особой сложности в проведении этой операции нет. Отличить нормальное состояние изделия от загрязненного сможет даже новичок. На его поверхности не должно быть масляных пятен. В этом случае замена фильтра обязательна.

Осмотр рекомендуется чаще проводить в летний сезон, особенно автолюбителям, «гоняющим» по проселочным дорогам: жителям сельской местности, дачникам, рыбакам и любителям путешествий. Именно в этих условиях пылеобразование наиболее интенсивно. Вся эта грязь через воздухозаборник устремляется во входной канал к мотору, грозя серьезными осложнениями для его работы. Поэтому следует неукоснительно соблюдать чистоту фильтра в этих условиях.

Симптомы засорения воздушного фильтра

Помимо осмотра, владелец может понять, что с фильтром не все в порядке, по состоянию машины. Расскажем об этих признаках.

  1. Мотор плохо заводится, иногда глохнет во время движения.
  2. Увеличивается расход горючего.
  3. Повышается выход токсичных газов.
  4. Двигатель теряет мощность.
  5. На панели приборов появляется информация о неправильной работе силового агрегата.

В этих случаях необходимо немедленно произвести замену фильтрующего элемента.

Последствия несвоевременной замены воздушного фильтра двигателя

Воздушный фильтр двигателя

Рассмотрим все негативные последствия использования засоренного или поврежденного фильтра.

В случае повреждения элемента пыль попадает в двигатель, камеру сгорания. Возрастает срок износа деталей, что приводит к досрочному ремонту.

При забитом воздушном фильтре воздух поступает в камеру в ограниченном количестве. В результате обогащенная смесь сгорает не полностью, вредоносные выхлопные газы через глушитель устремляются в атмосферу, принося ущерб здоровью человека и окружающей среде.

Двигатель работает нестабильно, расход топлива увеличивается.

Выбор воздушного фильтра

Необходимо помнить следующее: надежную защиту мотору обеспечит именно качественное изделие.

Его стоимость, даже в оригинальном исполнении, будет во много раз меньше, чем потребуется на ремонт двигателя. Дешевые подделки, отличающиеся бросовой ценой, не смогут надежно уберечь силовой агрегат. Следует выбирать продукцию рекомендованных заводом-изготовителем компаний.

Фильтрующий элемент подбирают исходя из конструктивных размеров площадки, где он должен быть установлен. Изделие меньших габаритов откроет доступ нефильтрованному воздушному потоку проникнуть в камеры сгорания и не даст нужного объема воздушного потока.

Из двух одинаковым по размерам деталей следует выбирать товар с большим эксплуатационным ресурсом из качественного материала. Так будет надежнее и выгоднее самому владельцу.

Замена фильтра своими руками

Провести его замену можно самостоятельно, для этого не потребуется особых навыков. При отсутствии уверенности или инструментов лучше обратиться в автосервис, где квалифицированные мастера быстро окажут эту услугу.

Перед тем как снять воздушный фильтр, необходимо приготовить орудия труда и сухую ветошь. Ей нужно во время работы закрыть входной коллектор к двигателю, чтобы исключить попадание внутрь грязи, элементов крепления.

Расскажем, как заменить воздушный фильтр на одном из популярных автомобилей современности у наших соотечественников – Renault Logan.

Принцип действия идентичен с заменой этой детали на других марках машин. Фильтрующий элемент расположен в пластмассовом корпусе, находящемся в центре моторного отсека.

  1. Открываем четыре защелки, расположенные в ближней к лобовому стеклу части крышки.
  2. При помощи отвертки откручиваем пять саморезов, находящихся на ее противоположной стороне, ближе к радиатору.
  3. Снимаем фильтр, проводим его осмотр, удаляем пыль из корпуса.
  4. Ставим новое изделие, закрываем крышку.
  5. Завинчиваем крепеж, закрываем щеколды.

Не забываем убрать ветошь, работа завершена.

Резюме

На примере воздушного фильтра мы убедились, как важны в автомобиле даже самые неприметные детали. От их качества, отношения водителей к ним зависит стабильная работа мотора, уверенная и безаварийная езда автомобиля, хорошее настроение участников дорожного движения.

Все, что вам нужно знать про замену воздушного фильтра

Воздушный фильтр в автомобиле предназначен для очистки потока воздуха, попадающего в ДВС. Но мало кто задумывался, какой именно объем чистого воздуха необходим? Достаточно ли эффективно «очиститель» выполняет свои функции? Что будет, если пренебречь регламентами и вовремя не заменить воздушный фильтр? Читайте далее и узнайте ответы на все эти вопросы.

Немного о воздушных фильтрах

Чтобы ДВС (двигатель внутреннего сгорания) работал корректно, ему необходимо создать соответствующие условия. Одно из которых — правильное соотношение воздуха и топлива, попадающих в систему. От этого соотношения зависит эффективность сгорания. На 1 часть топлива обычно необходимо от 15 до 20 частей воздуха. Но все зависит от технических характеристик конкретного мотора.

Если рассматривать среднестатистическое легковое авто с мотором объемом в 1,5-2 литра, то ему необходимо примерно 13-16 кубометров воздуха на каждые 100 км пройденного пути. Но окружающий машину воздух чрезмерно загрязнен пылью, частицами грязи, насекомых, и здесь «в игру вступает» воздушный фильтр. Он выполняет 3 ключевые функции:

  1. Очищает входящий воздух на 99%, предотвращая попадание мусора в узлы ДВС.
  2. Снижает шум работы впускного воздушного тракта.
  3. Отвечает за теплообмен в процессе «приготовления» смеси из воздуха и топлива (актуально для бензиновых моторов).

Пропускная способность «очистителя» напрямую зависит от степени его загрязнения. Чем старее этот элемент, тем меньше его сопротивляемость поступающему воздуху (и мусору, соответственно).

Как часто менять фильтр?

Согласно регламенту, технической документации (паспорту) к конкретной модели Toyota. Именно в этом паспорте прописаны четкие сроки замены всех расходных элементов транспортного средства с учетом различных факторов.

В среднем, замену «очистителя» необходимо выполнять через каждые 10 тыс. пройденных километров или раз в год, если машиной пользуются редко. В некоторых ситуациях элемент подлежит замене чаще. Например, если вы часто передвигаетесь по сильно загрязненным территориям.

Если условия эксплуатации авто идеальны (что невозможно), в некоторых моделях сроки замены элемента могут составлять и 60 000 км пробега. Но лучше никогда не ждать так долго, даже если в паспорте авто написано иное.

Как понять, что пришло время проводить замену фильтра?

О том, что элемент нуждается в срочной замене, сигнализируют следующие признаки:

  • снизился или повысился топливный расход;
  • во время езды выхлопная труба издает хлопки;
  • разгон машины стал менее динамичным;
  • автоматическая система охлаждения активируется чаще обычного;
  • мотор перестал функционировать ровно, «прыгает» на оборотах;
  • появились пропуски при включении зажигания, стартер работает чрезмерно долго;
  • во время дождя, снегопада или при высокой влажности воздуха мотор начинает работать хуже, так как конструкция меняет свою плотность из-за прямого попадания на нее влаги.

Важно понимать, что езда с загрязненным устройством негативно сказывается на ресурсе мотора. Значительно сокращается срок эксплуатации форсунок, насосного оборудования, свечей, иных узлов автомобиля.

Что влияет на эксплуатационный срок воздухоочистителя?

Автопроизводители и компании, которые занимаются реализацией расходников для авто, предлагают множество воздухоочистителей. Они отличаются схемой работы, конструктивными и прочими особенностями.

Для одной модели можно найти несколько разных воздухоочистителей, но ключевыми факторами, негативно влияющими на срок эксплуатации этих элементов, остаются:

  1. Низкое качество дорожного полотна — ямы, повреждения асфальта разного характера, неправильно оборудованные обочины.
  2. Частая езда по запыленной местности, с сильно загрязненным воздухом (села, проселочные дороги).
  3. Езда по территориям, где в окружающей среде находится большое количество песка, грязи, пыли.
  4. Ожидание в пробках на песке или в условиях смога.
  5. Частая езда ночью летом (когда на улице много насекомых).

Также на срок корректной работы воздухоочистителя влияет расход топлива. Чем он выше, тем больший объем воздуха необходим мотору. Поэтому эксплуатационный срок фильтра снижается также и в зависимости от объемов израсходованного топлива.

Как продлить длительность работы воздухоочистителя?

Есть 4 проверенных метода:

  1. Устанавливать новый элемент строго по инструкции, а лучше — доверить это дело мастерам.
  2. Приобретать только фирменные, действительно качественные комплектующие.
  3. Тщательно изучать покупаемый элемент на предмет брака, механических повреждений.
  4. Систематически выполнять проверку герметичности корпуса конструкции.

Стоит помнить и про «средний показатель эффективность очистки воздуха», который указывают производители фильтров. Он может составлять, к примеру, 99,5%. То есть в процессе работы уровень очистки может меняться.

Новый элемент способен очищать воздух всей своей рабочей поверхностью, а старый грязный — лишь пока еще чистой частью. Поэтому даже при очистке в 99% из каждого килограмма грязи в ДВС будет поступать 10 грамм мусора. А при показателе 99,96% — всего 0,7 грамма.

О чем еще нужно помнить касаемо воздушного фильтра?

Сложно «на глаз» определить, чистый перед вами фильтр или загрязненный. Даже если верхняя поверхность выглядит чистой, пропускная способность элемента все равно может быть снижена. Поэтому лучше обращаться в наш сервисный центр, где точно смогут определить степень загрязнения элемента.

Каждый фильтр необходимо правильно чистить. Разумеется, для этого нельзя использовать:

  • бензин;
  • растворитель;
  • скипидар;
  • моющие средства;
  • воду;
  • механическое «выбивание» пыли;
  • прочие народные методы.

Все вышеописанные действия приведут либо к снижению фильтрующей способности элемента, либо к его разрушению.

Строго запрещено применять устройство с механическими повреждениями. В таком случае фильтр будет постепенно разрушаться, а его оторванные части попадут в топливную систему. Это чревато как мелкой поломкой, так и серьезной неисправностью ДВС. «Шутить» не стоит!

Если вы часто ездите в условиях повышенной запыленности, используйте предочиститель, а также не забывайте заезжать к нам каждые 2-3 тысячи км пробега (не 10 000) и проверять устройство. Мастера быстро оценят состояния элемента и, если нужно, так же оперативно выполнят его замену на новый оригинальный.

Инструкция по замене воздушного фильтра

В конструкции автомобиля все элементы важны и нужны. На первый взгляд может показаться, что фильтрующие элементы, как расходники не представляют особой важности. Но это обманчивое представление может привести к дальнейшим поломкам других запчастей автомобиля. Поэтому возникает важность своевременно заменить воздушный фильтр в автомобиле.

Как это сделать, какая конструкция у фильтрующего элемента и другие важные нюансы по замене можно прочитать в данной статье.

Что такое воздушный фильтр и зачем очищать воздух

Инструкция по замене воздушного фильтра

Воздушный фильтр представляет собой конструкционный воздухоочистительный механизм. Основная задача заключается в обеспечении качественной фильтрации воздуха. Этот фильтр защищает от пыли, грязи, вредных химических веществ.

Дополнительно фильтрующий элемент не допускает попадание мелких веществ в цилиндрово-поршневую группу ДВС, предотвращая перегрев и быстрый износ конструкции. Ведь при скоплении пыли, грязи аппарат быстрее перегревается, а значит создается дополнительный тепловой эффект. При работе на высоких скоростях механизм не успеет охладиться и выйдет из строя. Цилиндро-поршневая группа очень боится пыли и грязи, так как именно эти мелкие частицы способны полностью вывести из строя всю систему.

Воздушный фильтр является расходным элементом, так как после скопления пыли не поддается очистке и восстановлению. После эксплуатации утилизируется. Чтобы защитить внутренние механизмы автомобиля от перегрева рекомендуется периодически осуществлять замену воздушного фильтра. Сделать это можно самостоятельно или автомобильном сервисном центре. Стоимость расходника зависит от марки и модели автомобиля, а также от страны производителя. Пренебрежение водителей необходимостью своевременной замены часто приводит к тому, что появляются неисправности в моторе, электродвигателе и цилиндро-поршневой системе в целом.

Необходимость воздушного фильтра в автомобилях оправдана тем, что в большинстве марок автомобилей применяются турбомоторы, которым необходимо большое количество чистого воздуха для работы. Атмосферный воздушный поток без инородных частиц требуется для производства топливной смеси. Когда сжигается литр бензина, то расход воздушной массы может составлять до 14 кв. метров воздуха. При этом объемы проходят через важные узлы двигательной системы, которые включают в себя впускные и выпускные коллекторы, а также клапаны и цилиндровое пространство. Если очистка недостаточна, то происходит следующее:

  1. Возрастает износ трущихся деталей из-за абразивных частиц.
  2. В двигательную систему начинают попадать водяные пары, формируется ржавчина, усиливается нагрузка на металлические детали.

Если не выполнить это условие, то возможен ряд дополнительных неисправностей, в том числе отказ двигательной системы автомобиля.

Дополнительно воздушный фильтр выполняет следующие функции:

  • снижение шума в работающем двигателе;
  • уменьшение запахов внутри авто;
  • поддержка оптимальной температуры в подготовленной топливной смеси;
  • очищает от влаги, защищает от ржавчины на металлических деталях.

Так, устройство является важным компонентом для нормальной работы автомобиля.

Конструкция воздушного фильтра

Инструкция по замене воздушного фильтра

Благодаря быстро шагающим технологиям воздушные фильтры достаточно хорошо были усовершенствованы в последние 20-30 лет. Сегодня конструкционно их создают более долговечными и надежными.

В основе это устройство, которое состоит из волокнистых или пористых материалов, удаляющих из воздуха твердые частицы (пыль, пыльца, плесень, бактерии). Некоторые более дорогие фильтры включают в себя адсорбенты, удаляющие запахи. К ним относят – древесный уголь или катализаторы.

Основными конструкционными элементами считают:

  • Воздухозаборник – прибор снабжен специальными лопастями, которые на скорости забирают воздух и направляют его к фильтрующему элементу.
  • Фильтрующий элемент – наиболее важная часть, представляет собой многослойный профиль из определенного материала. Различается по форме, способности улавливать загрязнения.
  • Корпус – может иметь цилиндрическую, панельную, кольцеобразную форму.
  • Крышка – дополнительно закрывает устройство, предотвращает попадание загрязнений, может отсутствовать или представлять собой верхнее уплотнение.

В некоторых моделях вместо корпуса в верхней части предусмотрена обечайка. В отличие от корпуса обечайка не полностью покрыта защитным материалом, а частично. Обязательно есть отверстия для проникновения воздуха.

Дополнительным усовершенствованием фильтра является наличие предочистителя. Он располагается перед фильтрующим элементом. Это дополнительный слой фильтрации, который способен продлить срок эксплуатации и снизить уровень загрязненности фильтра. Особенно подобная конструкция оптимальна для машин, которые эксплуатируются в условиях сильной запыленности дорог, засушливых регионах.

Устанавливается конструкция в отдельном пластиковом корпусе.

Какие бывают разновидности воздушного фильтра

Устройство подразделяется по различным критериям: по материалу, форме, функции, классу.

По материалу наиболее часто выпускаются следующие фильтрационные элементы:

  • Бумажные – создаются из особых сортов древесины, подвергаются специальной пропитке для выдерживания высоких тепловых и механических нагрузок. Быстрее всего выходит из строя, так как быстро впитывает в себя пыль и грязь не поддается очистке. Для моторов с турбинами не рекомендуется применять, так как не справится с повышенной нагрузкой. Боятся воды, поэтому не подходит для весны и осени, а также для регионов с высокой влажностью.
  • Матерчатые – чаще всего применяется синтетическое волокно. Материал устойчив к влаге. Хорошо улавливает пыль, грязь и пыльцу. Более дорогой по стоимости в отличие бумажных вариантов.
  • Войлочные – отличаются многослойностью специального войлочного материала. Обладает хорошей воздухопроницаемостью, что позволяет обеспечить оптимальный обмен воздухом. Эффективно улавливают частицы пыли и грязи в холодное время года или в заснеженных регионах. Войлок не теряет собственных характеристик от перепадов температур.
  • Поролоновые – выполнен из специального поролона, дополнительно пропитывается, что увеличивает улавливание частиц. Нежелательно пропускать высыхание пропитки, так как после этого снижается способность защиты.
  • Сетчатые – снаружи фильтрующего элемента для улучшения работы предусмотрена дополнительная металлическая сетка, которая отсеивает большие загрязнения.

Встречаются комбинированные варианты, в которых совмещен войлок или поролон и дополнительно защищен металлической сеткой.

По способности фильтровать частицы расходники также группируются в отдельные классовые категории:

  • Первый класс способны улавливать даже мелкодисперсные пылевые частицы, не говоря уже о крупных фракциях.
  • Второй класс способны улавливать пылевой осадок размером не менее чем 1 микрометр.
  • Третий класс наиболее распространены, их улавливающая способность распространяется на пыль и грязь больше 10 микрометра.

Различаются по форме:

  • Цилиндрические – отличаются большими размерами, пригодны для крупного автотранспорта: грузовики, фургоны, спецтехника.
  • Панельные – часто снабжены предочистителем, располагающимся в специальной панели. Характерны для легковых автомобилей.
  • Бескаркасные – каркасная часть отсутствует вместо нее, может быть металлическая сетка или же обечайка. Отличаются легкостью, удобством использования. Часто пригодны для легковых авто. Без предочистителя достаточно быстро выходят из строя. Не подходят для эксплуатации в загрязненных районах, пыльных, песчаных дорогах.
  • Кольцевые – уже встречаются редко. Обычно это устаревшие модели карбюраторных автомобилей.

Отдельного внимания заслуживают фильтры нулевого сопротивления. По форме они напоминают грибочек или конус. Он применяется исключительно для гоночных автокаров. Дело в том, что двигательные системы обладают значительно степенью форсировки. Для повышения мощности им необходимо большое количество воздуха, особенно при применении турбонадува. Захват воздуха выдувает из обычных фильтров всю пыль и гонит ее к двигателю. Конусообразная форма позволяет задерживать абразивные частицы, без уменьшения воздушного потока.

Обратите внимание, что если поставить нулевик в обычный автомобиль, то мощность двигателя не увеличится, как можно предположить, а наоборот уменьшится. Потому что двигателю будет недостаточно воздуха. Лучше не экспериментировать с подобным тюнингом и выбирать модели, подходящие по назначению.

Причины неисправности воздушного фильтра

Инструкция по замене воздушного фильтра

Наиболее частой причиной выхода из строя воздушного фильтра становится естественный износ. Он происходит при 10-30 тысячах километров. Быстрее если автомобиль – гоночный или езда происходит на пыльных, песчаных дорогах. Это происходит из-за большей нагрузки на устройство. Следующая причина вытекает из предыдущей, когда автомобилист пренебрегает правилами и спустя указанный срок не спешит менять расходник на новый. Это длительная езда с загрязненным воздушным фильтром.

Другой распространенной причиной является превышение скорости, эксплуатация ДВС на полной мощности. Тогда требуется большее количество воздуха, много пыли и грязи начинают всасываться в воздушный фильтр. Он быстро приходит в негодность. Более того от перегрузок может возникнуть разгерметизация устройства, истираются слои или повреждается корпусная часть, обечайка.

Повреждение фильтра может произойти от попадания крупных фракций. Нарушение может произойти в металлической сетке, инородный предмет может повредить и другие детали, такие как фильтрующий элемент. Тогда вместе с воздухом в камеру сгорания начнут попадать грязь, частицы внешней среды. В камере сгорания фракции будут раскаляться до высочайших температур, в итоге из них будет получаться больше кинетической энергии. Детали будут испытывать большие нагрузки.

Далее пыль будет попадать в выхлопную систему, либо же в междупоршневое пространство. Признаками износа в данном случае будет наличие в масляной жидкости частиц железа, алюминия, хрома, или других металлов, из которых состоят детали цилиндрового блока. Если подобное произошло, то при замене фильтрующего элемента необходимо позаботиться и промывке двигателя специальным промывочным маслом, а затем поменять масло.

Таким образом, основными причинами неисправности являются:

  • естественный износ;
  • постоянная эксплуатация ДВС на повышенных скоростях;
  • длительное использование загрязненного фильтра;
  • отсутствие своевременной замены масла;
  • повреждение фильтра.

Встречаются и другие причины, связанные с работой самого двигателя, при его неисправностях. Тогда тоже возникает повышенное трение и деталь быстрее изнашивается. В таком случае необходимо проверить ДВС при полной диагностике.

Признаки неисправности воздушного фильтра

Когда работает двигатель внутреннего сгорания, то производится воспламенение топлива, смешивающегося с поступающим воздухом. Из бака поступает топливо, воздух же поступает из окружающей среды. Он должен пройти качественную очистку через воздушный фильтр. Если фильтрующий элемент загрязнен, то возникает сопротивление, мешающее нормальной закачки воздуха. Первыми признаками загрязнения является:

  • неполное сгорание топлива;
  • белый дым из выхлопной трубы;
  • ухудшение мощностных качеств ДВС;
  • увеличение расхода топлива;
  • появление металлических фракций в масле;
  • повреждение, нарушение целостности при извлечении из корпуса;
  • неприятный запах в салоне;
  • нарушения при запуске двигателя;
  • нарушение шумоизоляции.

При появлении подобных признаков даже при недостижении срока в 10-30 тыс. километров пробега необходимо осуществить проверку расходника или же заменить его на новый. Это поможет сохранить автомобиль в хорошем работоспособном состоянии.

Как подобрать воздушный фильтр перед заменой

Инструкция по замене воздушного фильтра

Многие автолюбители первым критерием для выбора делают – цену. Чем ниже, тем лучше. Но обычно подобные расходники имеют низкое качество, поэтому быстро выходят из строя. Подобная экономия приводит к повышенным затратам: на замену масла, ремонт ДВС, катализатора. Так разница для экономии в 400-500 рублей, потом оборачивается более серьезными расходами. Так цена не должна играть первое значение. Лучше обратите внимание на:

  • плотность фильтрующего элемента (от 0 до 50 микрометров) – чем больше значение, тем большие по размеру частицы способны проникать в ДВС. Чем меньше, тем лучше;
  • качество уплотнительной резинки – уплотнитель не дает проникнуть воздушной смеси через места закрепления, поэтому пыль и грязь остаются внутри фильтрующего элемента. Если резинка рассохлась или низкого качества, то через нее будут попадать грязь и пыль;
  • размер фильтрующего элемента, количества слоев – обязательно должны соблюдаться ГОСТы, касающиеся размеров. В противном случае будет сложно установить конструкцию, она не подойдет по габаритам в коробе. Если в оригинале 4-6 слоев, а новая имеет 2 или 10, то скорее всего он не будет работать.

При выборе обязательно необходимо учитывать такие данные как:

  • марка автомобиля, VIN-номер;
  • модель машины;
  • год выпуска;
  • размеры, габариты расходника.

Наиболее известными марками считаются: Champion, Filtron, Bosch, Febi-Bilstein, Sakura, Mahle, Mann-Filter, JP Group. Если возникли трудности с выбором, то можете обратиться к специалистам нашего интернет-магазина запчастей. Они помогут разобраться и подобрать наиболее подходящие расходники.

Берегитесь подделок! Разберемся, как отличить подделку от оригинала:

  • отсутствие упаковки – оригинальный производитель обязательно упаковывает изделие, чтобы предотвратить поломку, заломы фильтрующего элемента, если упаковка отсутствует, то это тревожный сигнал;
  • нет фиксации пенопластом – для защиты от повреждений, изделие дополнительно фиксируется на пенопласте или оборачивается в пупырчатую пленку, если этого нет, то возможно перед вами подделка;
  • отсутствие пломбы фирмы-производителя или QR-кода на упаковке, подтверждающего подлинность;
  • наличие брака на расходники – следы клея, нарушение герметичности, неровные слои фильтрующего элемента и т.д. Лучше отказаться от такой запчасти.

Покупайте в только проверенных компаниях, имеющих лицензию. Так вы убережете себя от подделок, а собственный автомобиль от поломок.

Как часто стоит менять воздушный фильтр в автомобилях

Существует три ситуации, когда может понадобиться замена расходника:

  • 1) Плановая.
  • 2) Появились первые признаки загрязнения.
  • 3) Критическая – датчик кислорода показывает необходимость.

Наиболее хорошим вариантом является плановая, профилактическая замена. Это экологический способ, который принесет автомобилю только пользу. Многие интересуются, как часто нужно менять воздушный фильтр. Ответ специалистов: стандартно замена требуется после 10 тысяч километров, так же как и у масляного фильтра.

Замена раньше может потребоваться только если автомобиль эксплуатируется в условиях экстремальной езды по пыльной трассе, тогда при большем расходе воздуха засорение системы происходит стремительнее.

Если есть предочиститель в воздушном фильтре, то о замене можно задуматься при достижении 25-30 тыс. км пробега. Конструкционно предочистительный элемент позволяет существенно снизить количество загрязнений, попадающих в систему ДВС. Это многоуровневая система очистки.

Другой вариант развития событий немного хуже для состояния автомобиля. Начинают проявляться первые признаки выхода из строя:

  • в салоне появился душный запах, ощущение спертого воздуха;
  • увеличился расход топлива;
  • при езде автомобиль стал издавать нехарактерные шумы в области мотора.

Это явные сигналы к действию, необходимо позаботиться о своевременной замене.

И крайняя степень – это критическая, когда автовладелец продолжает поездку с загрязненным воздушным фильтром. К поломке приводит то, что сам фильтр становится не помощником, а наоборот вредителем. Грязь, пыль дополнительно затягивается в турбины, что усиливает трение. Датчик кислорода показывает, что требуется заменить расходник. Если этого не сделать, то действительно можно довести до поломки других сопутствующих механизмов. Лучше не затягивать.

Понять необходимость замены можно и по оттенку. Данные расходники специально производятся в светлых оттенках, чтобы при оценке можно было определить степень загрязнения. Темно-черные или серые расходники явно нуждаются в утилизации. Посмотрите, как выглядит новый и старый расходники, на изображении.

При этом нельзя утверждать, что подобная проверка является точной. В синтетическом материале мелкая пыль может быть глубоко в войлоке, поэтому незаметна. Лучше всего заменить, либо ориентируясь по пробегам, либо осуществить замену совместно с моторным маслом.

Можно ли продуть, постирать воздушный фильтр?

Еще пару лет назад в любом шиномотаже при помощи мощного компрессора могли продуть расходник, продлив его срок эксплуатации. При этом манипуляции поддавались лишь бумажные варианты. Синтетическое волокно, имеющее глубину фильтрации, невозможно продуть. На первый взгляд, может показаться, что расходник очистился, но на самом деле, это не так.

Если хотите сэкономить и все-таки продуть фильтр, тогда нужно отправиться на шиномонтаж. При помощи домашнего колесного компрессора процедуру не осуществить. Пыль все равно останется. Пыль продувается строго против движения воздушного потока, со стороны ДВС. Только так можно выдуть абразивные частицы наружу, а не заглубить их сильнее.

Теперь перейдем к домашней стирке фильтрующего элемента. Это категорически запрещено. Нельзя использовать воду, бензин или тем более жидкие очистители. Это не многоразовая деталь, она не поддается восстановлению. Это расходник, не усугубляйте ситуацию. Намокшая пыль быстро цементируется, ухудшая проток воздуха. Расход бензина увеличивается. Не экономьте.

Где найти перед заменой?

Наиболее часто данный расходник располагается под крышкой капота. Считается, что найти его совсем нетрудно. Корпусная часть фильтрующего элемента в зависимости от модели может располагаться:

  • на ДВС;
  • до коробки передач;
  • рядом с аккумулятором;
  • в арке коле или нише крыла.

В специальной технике расходник располагается снаружи для более быстрой и простой замены.

Заметить его можно по воздушному патрубку, который ведет от корпуса к дроссельной заслонке, как показано на изображении.

Иногда данный патрубок выводится в подкапотное пространство, чаще всего в автомобилях, в которых нет воздухозаборника.

Как заменить воздушный фильтр

Инструкция по замене воздушного фильтра

Заменить воздушный фильтр самостоятельно возможно. Для этого понадобится следующее:

  • оригинальный расходник, подходящий по всем параметрам;
  • чистые ненужные тряпки большого размера;
  • компрессор или щетка, которой удобно собирать пыль;
  • инструмент – отвертка или гаечный ключ, которые подходят по размеру для выкручивания элемента.

Главное следовать инструкции и понимать, как устроен автомобиль.

  • 1) Необходимо, чтобы автомобиль находился на ровной поверхности.
  • 2) Поставьте авто на ручной тормоз.
  • 3) Двигательная система должна быть полностью заглушена.
  • 4) Откройте капот, найдите расходник. Это описано в предыдущем разделе.
  • 5) Осторожно при помощи гаечного ключа, подходящего размера открутите все винты, которые крепят крышку расходника.
  • 6) Убедившись, что все винты откручены, аккуратно проведите демонтаж старого воздушного фильтра. Старайтесь, чтобы пыль, грязь не попали в подкапотное пространство или на другие механизмы внутри.
  • 7) Возьмите подходящую ветошь и закройте впускной патрубок.
  • 8) Очистите корпус, в котором был закреплен расходник. Там обычно скапливается пыль и грязь. Это можно сделать при помощи компрессора или щетки.
  • 9) Выньте ветошь из впускного патрубка.
  • 10) Установите новый расходник на прежнее место.
  • 11) Закрутите все винты в том же порядке.
  • 12) Проверьте, насколько крепко закреплен элемент. Закройте капот.

В зависимости от модели действия могут отличаться. Допустим не во всех машинах расходник крепится винтами, где-то он просто закреплен специальными застежками. Их не нужно выкручивать достаточно приподнять зажимы и вытащить изношенную запчасть. В других же автомобилях вместе с винтами может быть, несколько защитных креплений – болты, пластмассовые зажимы и т.д. Внимательно осмотрите деталь перед ее изъятием. Если не вытаскивается, то обратите внимание на дополнительные крепежи. Вынимайте только, когда полностью снимите все крепежи.

После успешной замены все перечисленные ранее негативные симптомы должны исчезнуть. Если запахи, шумы остаются, то возможно проблема не в расходнике.

Что делать, если после замены воздушный фильтр не работает и почему это происходит

Часто подобное происходит, когда водители самостоятельно устанавливают фильтр и не учитывают модель, которая была до этого. Расходник может не работать так как:

  • не подходит плотность фильтра;
  • неправильные габариты;
  • несовместимость пропитки;
  • плохо закреплен в корпусе.

Производитель старается разработать конструкцию воздушного фильтра с учетом особенностей ДВС. Допустим, если не учитывается плотность фильтра, то сильно плотный материал на внедорожнике может привести к перенасыщению бензином, и наоборот в легковом автомобиле слишком низкий коэффициент плотности способен привести к быстрому загрязнению. То же относится к пропитке, она может либо улучшать работу двигателя, либо ухудшать ее.

Неправильный подбор по габаритам приводит к неплотному закреплению или вовсе к невозможности установки. Это потраченные впустую денежные средства. Если возникли сложности с выбором расходника – обратитесь к нашим специалистам.

Можно ли заменить воздушный фильтр в автомобильном сервисном центре

Да, автомобильные сервисные центры проводят замену воздушных фильтров. Более того они могут провести диагностику и проверить на работоспособность механизмы и узлы, в том числе цилиндрово-поршневую группу. Это требуется при критическом уровне необходимости замены, когда владелец долго не менял расходник. Тогда действительно требуется комплексный подход.

Выводы

Воздушный фильтр представляет собой важный фильтрующий компонент, который напрямую влияет на рабочее состояние ДВС. Своевременная замена фильтра минимизирует риски, связанные с:

  • перегревом мотора;
  • попаданием пыли, грязи, влаги на цилиндрово-поршневую систему;
  • снижением мощности электродвигателя;
  • выходом из строя ДВС;
  • увеличение расхода топлива;
  • поломки свечей зажигания, лямбда-зонда, катализатора.

Поездки с отжившим себя воздушным фильтром – это сомнительная экономия, так как в дальнейшем это приводит к необходимости полноценного ремонта автомобиля и замены самых дорогостоящих устройств.

Заменить воздушный фильтр при плановой потребности достаточно легко, это не займет много времени и сил. Справится любой автовладелец. Главное подобрать подходящую модель и не выбирать самый дешевый расходник, потому что он имеет маленький срок службы. В среднем замена требуется при пробеге – 10 тысяч километров. Фильтры с предочистителем способны выдерживать до 30 тысяч км пробега. Подбор проводится индивидуально с учетом характеристик авто, модели и года выпуска. При необходимости правильного выбора обратитесь к нашим консультантам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *