Как должен выглядеть график датчика кислорода
Перейти к содержимому

Как должен выглядеть график датчика кислорода

  • автор:

Правильные графики датчика кислорода

На написание этого материала натолкнуло обилие вопросов на нашем форуме, связанных с непониманием (или недопониманием) принципа работы датчика кислорода, или лямбда-зонда.

Прежде всего, нужно идти от общего к частному и понимать работу системы в целом. Только тогда сложится правильное понимание работы этого весьма важного элемента ЭСУД и станут понятны методы диагностики.

Чтоб не углубляться в дебри и не перегружать читателя информацией, я поведу речь о циркониевом лямбда-зонде, используемом на автомобилях ВАЗ. Желающие разобраться более глубоко могут самостоятельно найти и прочитать материалы про титановые датчики, про широкополосные датчики кислорода (ШДК) и придумать методы их проверки. Мы же поговорим о самом распространенном датчике, знакомом большинству диагностов.

Итак, датчик кислорода. Когда-то очень давно он представлял собой только лишь чувствительный элемент, без какого-либо подогревателя. Нагрев датчика осуществлялся выхлопными газами и занимал весьма продолжительное время. Жесткие нормы токсичности требовали быстрого вступления датчика в полноценную работу, вследствие чего лямбда-зонд обзавелся встроенным подогревателем. Поэтому датчик кислорода ВАЗ имеет 4 вывода: два из них – подогреватель, один – масса, еще один – сигнал.

Из всех этих выводов нас интересует только сигнальный. Форму напряжения на нем можно увидеть двумя способами:

а) сканером
б) мотортестером, подключив щупы и запустив самописец.

Второй вариант, вообще говоря, предпочтительнее. Почему? Потому, что мотортестер дает возможность оценить не только текущие и пиковые значения, но и форму сигнала, и скорость его изменения. Скорость изменения – это как раз характеристика исправности датчика.

Итак, главное: датчик кислорода реагирует на кислород. Не на состав смеси. Не на угол опережения зажигания. Не на что-либо еще. Только на кислород. Это нужно осознать обязательно. Как именно это происходит, в подробностях описано здесь.

На сигнальный вывод датчика с ЭБУ подается опорное напряжение 0 . 45 В. Чтоб быть полностью уверенным, можно отключить разъем датчика и проверить это напряжение мультиметром или сканером. Все в порядке? Тогда подключаем датчик обратно.

К слову, на старых иномарках опорное напряжение «уплывает», и в итоге нормальная работа зонда и всей системы нарушается. Чаще всего опорное напряжение при отключенном датчике бывает выше необходимых 0 . 45 В. Проблема решается путем подбора и установки резистора, подтягивающего напряжение к «массе», тем самым возвращая опорное напряжение на необходимый уровень.

Дальше схема работы датчика проста. Если кислорода в газах, омывающих датчик, много, то напряжение на нем упадет ниже опорного 0 . 45 В, примерно до 0 . 1 В. Если кислорода мало, напряжение станет выше, около 0 . 8 – 0 . 9 В. Прелесть циркониевого датчика в том, что он «перепрыгивает» с низкого на высокое напряжение при таком содержании кислорода в отработанных газах, которое соответствует стехиометрической смеси. Это замечательное его свойство используется для поддержания состава смеси на стехиометрическом уровне.

Поняв, как работает датчик, легко осознать методику его проверки. Предположим, ЭБУ выдает ошибку, связанную с этим датчиком. Например, Р 0131 «Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1 ». Нужно понимать, что датчик отображает состояние системы, и если смесь действительно бедная, то он это отразит. И замена его абсолютно бессмысленна!

Как же нам выяснить, в чем кроется проблема – в датчике или в системе? Очень просто. Смоделируем ту или иную ситуацию.

1 . Например, при жалобе на бедную смесь и низком напряжении на сигнально выводе датчика увеличим подачу топлива, пережав шланг обратного слива. Или, при его отсутствии, брызнув во впускной коллектор бензина из шприца. Как отреагировал датчик? Показал ли обогащенную смесь? Если да – то нет никакого смысла его менять, нужно искать причину, почему система подает недостаточное количество топлива.

2 . Если же смесь богатая, и зонд это отображает, попробуйте создать искусственный подсос, сняв какой-нибудь вакуумный шланг. Напряжение на датчике упало? Значит, он абсолютно исправен.

3 . Третий вариант (достаточно редкий, но имеющий место). Создаем подсос, пережимаем «обратку» – а сигнал на датчике не меняется, так и висит на уровне 0 . 45 В, либо меняется, но очень медленно и в небольших пределах. Все, датчик умер. Ибо он должен чутко реагировать на изменения состава смеси, быстро меняя напряжение на сигнальном выводе.

Для более глубокого понимания добавлю, что при наличии небольшого опыта легко установить степень изношенности датчика. Это делается по крутизне фронтов перехода с богатой смеси на бедную и обратно. Хороший, исправный датчик реагирует быстро, переход почти что вертикальный (смотреть, само собой, мотортестером). Отравленный либо просто изношенный датчик реагирует медленно, фронты переходов пологие. Такой датчик требует замены.

Читайте также: Датчик протока 6601kp3003a контакт насоса pb 168 pb 201

Понимая, что датчик реагирует на кислород, можно легко уяснить еще один распространенный момент. При пропусках воспламенения, когда из цилиндра в выпускной тракт выбрасывается смесь атмосферного воздуха и бензина, лямбда-зонд отреагирует на большое количество кислорода, содержащееся в этой смеси. Поэтому при пропусках воспламенения очень возможно возникновение ошибки, указывающей на бедную топливо-воздушную смесь.

Хочется обратить внимание еще на один важный момент: возможный подсос атмосферного воздуха в выпускной тракт перед лямбда-зондом. Мы упоминали, что датчик реагирует на кислород. Что же будет, если в выпуске будет свищ до него? Датчик отреагирует на большое содержание кислорода, что эквивалентно бедной смеси. Обратите внимание: эквивалентно! Смесь при этом может быть (и будет) богатой, а сигнал зонда ошибочно воспринимается системой как наличие бедной смеси. И ЭБУ ее обогатит! В итоге имеем парадоксальную ситуацию: ошибка «бедная смесь», а газоанализатор показывает, что она богатая. Кстати сказать, газоанализатор в данном случае – очень хороший помощник диагноста. Как пользоваться извлекаемой с его помощью информацией, описано в этой статье.

1 . Нужно совершенно четко отличать неисправность ЭСУД от неисправности лямбда-зонда.

2 . Проверить зонд можно, контролируя напряжение на его сигнальном выводе сканером или подключив к сигнальному выводу мотортестер.

3 . Искусственно смоделировав обедненную или, наоборот, обогащенную смесь и отследив реакцию зонда, можно сделать достоверный вывод о его исправности.

4 . По крутизне перехода напряжения от состояния «богато» к состоянию «бедно» и наоборот легко сделать вывод о состоянии лямбда-зонда и его остаточном ресурсе.

5 . Наличие ошибки, указывающей на дефект лямбда-зонда, отнюдь не является поводом для его замены.

Время реакции

Идеального смесеобразования не бывает — состав смеси в цилиндрах в каких-то пределах колеблется. Представим, что в момент времени А, когда сигнал датчика кислорода находится в пределах 0,35–0,4 В, блок управления двигателем оценил смесь как бедную (см. рис. 1). С этого момента он постепенно увеличивает время открытого состояния форсунок — смесь обогащается, напряжение с датчика растет. Но состав смеси мгновенно измениться не может — напряжение сначала понижается примерно до 0,2 В, чему соответствует момент времени Б. Затем смесь продолжает обогащаться, пока в точке В (0,55–0,6 В) контроллер, оценив смесь как богатую, не начнет постепенно уменьшать время открытого состояния форсунок. Смесь обеднится, пока напряжение вновь не достигнет значения 0,35–0,4 В в точке Д. Но до этого сигнал с датчика кислорода успеет подняться до 0,8 В (точка Г). После ситуации Д цикл вновь повторится. Теоретический размах колебаний напряжения — от 0 до 1 В, реальный — примерно 0,2–0,8 В. У поработавшего датчика считают допустимым 0,3–0,7 В.

Важную роль играют еще два фактора — время реакции датчика на изменение состава смеси и форма его сигнала. Последний в идеале должен выглядеть на экране осциллографа, как показано на рис. 1: сигнал почти синусоидальный. В этом случае средний состав смеси стехиометрический (l = 1), а его отклонения, как вы уже поняли, не превышают ±1%.

Неисправности датчика кислорода могут перечеркнуть эту стройную теорию, а иные настолько сложны, что упрощенно-формальный подход к ним, основанный на кодах неисправностей, только вводит в заблуждение. Вот пример. В некоторых системах код «датчик кислорода замкнут на землю» мог означать совершенно другое: из-за какой-то неисправности смесь настолько обеднена, что ЭБУ не может скорректировать ее состав — диапазон регулирования давно исчерпан. В подобных случаях горе-мастера меняют датчик, а назавтра разочарованный клиент снова к ним обращается. Выходит, никакая «система» не подменит знания и опыт человека.

Итак, блоку «не нравится» сигнал с датчика кислорода? Чтобы его проверить, специалист воспользуется мотор-тестером, сканером либо осциллографом. Цифровым вольтметром — в самом крайнем случае: работа с ним сложна, так как показания, зачастую не поспевающие за изменениями сигнала, не каждый умеет правильно читать. Мы будем говорить об измерениях мотор-тестером как наиболее удобном способе диагностики. Входное сопротивление перечисленных приборов не должно быть менее 1 МОм.

Наиболее наглядны осциллограммы, снятые непосредственно с датчика. Но чтобы найти его сигнальный, а не «земляной» провод, порой приходится и в руководство по ремонту заглянуть — имейте в виду, что единообразия в цветах проводов у разных фирм нет. Кроме того, не во всех системах датчик измеряет напряжение относительно «земли». Ныне широко применяется иная, дифференциальная схема включения — в ней есть напряжение относительно кузова на обоих выводах измерительного элемента. К ним и следует подключить щупы мотор-тестера (см. фото). По этой схеме работает кислородный датчик в системах «Бош» на двигателях ВАЗ. Здесь черный провод — положительный уровень сигнала, а серый — отрицательный.

Читайте также: Сопротивление датчика дмрв ваз 2114

Приступим к измерениям. Первым делом обратим внимание на размах изменения напряжения датчика при начавшемся l-регулировании. Если датчик недостаточно прогрет, этот диапазон может оказаться меньше. Проверим? Поднимем обороты до 3000 об/мин и выдержим на этом режиме секунд сорок. Амплитуда постепенно растет? Датчик, вероятно, исправен. Но если она по-прежнему меньше 0,3- 0,7 В, то датчик уже «состарился» — пора менять.

А вот беда иного рода — отказ датчика при высокой температуре. Здесь вряд ли обойдетесь без поездки, причем с хорошей нагрузкой двигателя (стояние в пробке не годится!). Чем измерять сигнал? Нужен сканер, переносной мотор-тестер или осциллограф. На худой конец, мультиметр с высоким входным сопротивлением. Итак, получили результат, как на рис. 2: сигнал перестал меняться. Это означает отказ датчика. А на рис. 3 другой случай: в левой части напряжение зависло — признак обрыва постоянной составляющей в сигнале с датчика. Правее — поведение сигнала при перегазовках. Здесь колебания в «плюс» и «минус» относительно нуля — постоянной составляющей нет! Ясно, что датчик придется заменить. Даже если после уменьшения температуры он работает, пусть это вас не смущает.

Как часты подобные неисправности? Увы, они составляют около 20% всех отказов — нередко их симптомы довольно запутаны, что требует индивидуального подхода.

А теперь — о скорости реакции датчика на изменение состава отработавших газов. Она, конечно, зависит от места расположения датчика в выпускном тракте. Но существенное влияние на быстроту реакции оказывает старение измерительного элемента, а также отложения на нем или в окнах защитного колпачка продуктов сгорания, особенно масла.

Чтобы уточнить время реакции датчика, прогреем двигатель и, подключив к датчику мотор-тестер, проследим за показаниями при резком открытии дросселя (рис. 4). Если отставание велико (больше 0,2 с), стоит проверить состав отработавших газов четырехкомпонентным газоанализатором (только он позволит объективно об этом судить, обнаружить возможный подсос воздуха и т.п.). О работоспособности датчика говорит стабильный, близкий к стехиометрическому состав смеси как на холостом ходу, так и при 3000 об/мин. Как ранее говорилось, допустимые отклонения l — не более ±1%. Даже если форма сигнала правильная, синусоидальная, но состав меняется сильнее — значит, датчик неисправен.

А каков диапазон l-регулирования? Ясно, что нет смысла делать его шире диапазона воспламеняемости смеси. Реально в современных системах он корректируется не более чем на ±25% из условия, что характеристики машины (мощность, экономичность и др.) остаются приемлемыми. Но иногда этого мало — и на некоторых режимах, где необходим стехиометрический состав, он не выдерживается. Что делать датчику? В старых машинах его сигнал зависал, в зависимости от состава смеси, на одном из граничных значений — например, 0,2 или 0,8 В. В современных ЭБУ сформируется код неисправности; он сообщит, что достигнут предел регулирования состава смеси, а на панели вспыхнет предупреждение Check Engine («проверь двигатель»).

Чтобы не менять датчики без необходимости, помните о логике поиска неисправностей. Положим, ЭБУ выдал код «нет реакции датчика». Сначала тестируем датчик на холостом ходу — если он в добром здравии, это не означает, что ЭБУ ошибся. Необходимо проверить сигнал на всех режимах двигателя — скорее всего, на каких-то система питания не смогла обеспечить стехиометрический состав смеси. Например, понижено давление топлива в рампе форсунок — оттого на мощностных режимах смесь бедна. Сигнал датчика зависнет и будет отражать возникшую ситуацию. ЭБУ исправить состав уже не может — вот и формируется код неисправности.

Ну а мастеру нужно учитывать не только особенности «матчасти», но и психологию владельца автомобиля. Спокойный, уравновешенный водитель, увидев символ «проверь двигатель», зачастую отметит немало изменений в его работе, повышение расхода топлива. Для водителя «спортивного» толка главный приоритет — динамика разгона, скорость, пусть ценой ухудшения экономичности. Вариантов неисправностей очень много, а их проявления разнообразны. Последние мы умышленно не стали рассматривать, так как они зависят и от особенностей программы блока управления, и опять-таки от психологии водителя. Одни и те же погрешности датчика кислорода воспринимаются по-разному — такая неоднозначность только запутает читателей, чего автор старался избежать.

Читайте также: Уаз хантер датчик коленвала где находится

Правильные графики датчика кислорода

Используя вакуумметр, можно получить информацию о состоянии двигателя и выявить факт нарушения исправности функционирования системы питания, повреждения прокладки головки цилиндров, поршневых колец, клапанов и пр. К сожалению, показания вакуумметра легко могут быть неправильно интерпретированы, поэтому анализ данных измерений должен производиться с учетом результатов проверок двигателя, выполняемых иными методами.

При проверке важны как абсолютные значения показаний вакуумметра, так и скорость их изменения.

В интернете огромное количество информации по работе лямбда-зонда, поэтому я лишь кратко коснусь принципа лямбда-регулирования.
Лямбда-зонд (он же датчик кислорода) измеряет количество кислорода в выхлопных газах. Для чего это нужно? Чтобы контролировать смешивание воздуха с топливом в строго определенной пропорции, а именно 14,7:1. По умному, такую смесь называют стехиометрической (или, проще, идеальной). Еще параметр отношения топлива и кислорода обзывают буквой «лямбда». При стехиометрическом отношении параметр лямбда равен единице.

Контроллеры Январь 7.2 и Bosch 7.9.7 имеют в своём 81-контактном разъёме отдельные выводы для масс датчиков, что снижает зависимость показаний датчиков друг от друга, повышает точность измерения и видимо необходимо для выполнения норм Евро-4. Однако некий умник на заводе-изготовителе жгута электропроводки лёгкой рукой объединил все массы датчиков одной обжимкой.

Р0030 Нагреватель ДК до нейтрализатора, обрыв цепи управления
Р0031 Нагреватель ДК до нейтр-ра, замыкание цепи управления на массу
Р0032 Нагр. ДК до нейтр-ра, замыкание цепи управления на борт. сеть
Р0036 Нагреватель ДК после нейтрализатора, обрыв цепи управления
Р0037 Нагр. ДК после нейтр-ра, замыкание цепи управления на массу
Р0038 Нагр. ДК после нейтр-ра, замыкание цепи управления на борт. сеть

Шум и стуки в подвеске при движении являются признаками неисправности ходовой части, так как посторонних звуков в нормально отрегулированном состоянии быть не должно. Источников шума в подвеске автомобиля может быть множество, но все они сводятся к одному – может стучать всё, где есть трение между деталями.

Что может стучать в передней подвеске автомобиля волнует не только опытного автомобилиста, но и начинающего водителя. Хотя в большей степени эти проблемы возникают у водителя, проездившего на своей машине уже не один год. Со временем в машине начинает что-то скрипеть, стучать и эти звуки весьма разнообразны от условий движения – на малой скорости или на за 100, на ровной дороге или на ухабах, при входе в поворот или при езде по прямой.

Свечи зажигания эти простые на вид соединения металла и керамики являются важнейшим элементом в работе двигателя. Даже по внешнему виду свечи можно многое сказать как о работе двигателя в целом, так и об отдельных его узлах.

Испытания – это сеть активных, динамических игр в городе. На данный момент мы имеем игры формата — классик, экстрим и дневные игры в том числе и авто-точки.
Устали от однообразного отдыха в выходные? Тогда вам к нам. Прилив адреналина гарантируется ��
Все подробности по правилам, регистрации и анонсам игр — на нашем сайте
http://gorgames.ru/

Я постоянно слышу про «плохое» качество нашего бензина. Любой встречный автовладелец — клиент ли, знакомый ли, знакомый знакомого, стоит ему оказаться поблизости и коснуться вопроса автомобиля, особенно, если он в курсе моей профессиональной деятельности, считает своим долгом рассказать очередную страшилку «из жизни» и явно рассчитывая на участливый взгляд, либо на одобрение иного рода, выдает словесную наживку в виде фразы-клише типа «ну. на нашем-то бензине». Клише используется в предложении, конструкция которого заранее подразумевает горький исход типа «. мало проходит на нашем бензине», «. сломается на нашем бензине», «хороша машинка, но не для нашего бензина» и т.д. Еще во времена обучения, я слышал тоже самое от преподавателей типа «вот привезли мы ее на испытания, прямо из Англии, в НАМИ только на полигон поставили, бензином залили. а у нее вот как все лампочки на приборке позагорались, какие можно, да ка-а-а-а-ак зачихает. «.

Политика конфиденциальности Создание сайта — BlackDreiko 2010

  • Свежие записи
    • Где находится датчик коленвала у Chevrolet Cruze 2012: подробная инструкция
    • Ультразвуковой датчик приближения в телефоне: что это и как работает
    • Тензометрические датчики давления: как они работают?
    • Датчик случайных чисел в Паскале: что это такое и как работает?
    • Датчик сердечного ритма в смарт-часах: назначение и работа

    Лямбда зонд ВАЗ 2114: Назначение, Ошибки, Обманка

    EngineHack

    В настоящее время автомобиле строение шагнуло далеко вперед, и теперь производителей авто контролируют экологи. Авто должен выделять минимум выхлопных газов в окружающую среду, для этого на автомобилях ВАЗ, в том числе и на ВАЗ 2114 стали применять каталитический нейтрализатор, который установлен в выпускном коллекторе, а контролирует его работу специальный датчик кислорода или лямбда зонд.

    В данной статье рассказывается о датчике кислорода на автомобиле ВАЗ 2114, а именно о его назначении, расположении, признаках неисправности, артикуле, цене и, конечно же, замене. Так же в статье рассказывается об обманке ДК, которая необходимо при удалении катализатора.

    Назначение

    Датчик кислорода создан для контроля за качеством топливной смеси, то есть он, непрерывно подсчитывает количество кислорода в отработанных газах двигателя. Эти показания он передает на блок управления двигателем (ЭБУ), который обрабатывает показания и корректирует топливную смесь, приготавливая ее в тех пропорциях, которые помогут снизить не только объем кислорода в выхлопе, но и снизить расход топлива.

    Расположение

    Так как датчик находится в близком контакте с катализатором, то и располагаться он должен тоже в непосредственной близости к нему. Найти датчик кислорода, на ВАЗ 2114, можно на выпускном коллекторе. Вкручивается датчик в «тело» коллектора через резьбовое соединение. Так же для более быстрого обнаружения можно ориентироваться по проводу идущему к выпускной трубе.

    Признаки неисправности

    Когда датчик кислорода на ВАЗ 2114 выходит из строя с автомобилем происходят следующие неисправности:

    • Снижение тяги автомобиля и его ездовых характеристик;
    • Плавающий холостой ход, обороты двигателя скачут, то вверх, то вниз;
    • Специфический запах из выхлопной трубы;
    • Значительное увеличение расхода топлива.

    Если на автомобиле появились подобные признаки неисправности, то они могут указывать на поломку датчика кислорода, поэтому для постановления более правильного «диагноза» необходимо провести диагностику, где будет показан код ошибки лямбда зонда.

    Код ошибок датчика кислорода

    Когда лямбда зонд выходит из строя на ВАЗ 2114 загорается лампа «check engine» и в памяти блока управления двигателем появляются ошибки, указывающие на неисправности ДК.

    Таблица ошибок ДК

    Номер ошибки Что неисправно
    Ошибка Р0130 Неверный сигнал лямбда зонда
    Ошибка Р0141 Неисправность нагревателя лямбда зонда
    Ошибка Р1102 Низкое сопротивление нагревателя лямбда зонда
    Ошибка Р1115 Неисправная цепь нагрева лямбда зонда

    Если диагностика показала неисправность ДК, то не спешите его менять. Возможно, поможет его чистка.

    Чистка датчика кислорода

    Иногда датчик кислорода засоряется отработанными газами или маслом, если мотор имеет износ. Многим помогает чистка датчика после чего он начинает работать исправно, но как правило недолго.

    Для очистки датчика потребуется снять его и с помощью очистителя карбюратора очистить нагар на рабочей части датчика.

    Стоимость и артикул

    Если очистка датчика не помогла, то необходимо приобрести новый датчик. В настоящее время на рынке множество аналогов и цены на них весьма недешевые. Рассчитывать на покупку до 1000 рублей даже не стоит лучше запастить суммой около 2000 рублей.

    Марка Артикул Цена, рублей
    Bosch 258005133 1800
    Spart LD16133 1600
    Дорожная Карта 2112385001020 1500
    Стартвольт VSOS0111 1900
    Euroex EX16537 1300

    В зависимости от курса, цена может меняться. Стоимость в таблице указана примерно.

    Обманка датчика

    Довольно часто катализатор выходит из строя при пробеге 100 тыс км. Поэтому многие заменяют его на обычный коллектор без нейтрализатора, но после такой процедуры необходимо прошивать блок управления двигателем или устанавливать обманку. Второй метод намного дешевле и проще, поэтому многие выбирают именно его.

    Обманка вкручивается в место под датчик кислорода и имитирует работу катализатора, тем самым датчик передает правильные показания на ЭБУ.

    Замена

    Работы по замене датчика производится довольно просто, но имеются свои «подводные камни», таковым является невозможность открутить датчик из коллектора. Такая проблема возникает, когда датчика прикипает к металлу из-за высоких температур, что делает его демонтаж довольно проблематичным.

    Инструмент для замены:

    • WD-40;
    • Плоская отвертка;
    • Ключ на 22 мм.

    Процесс замены:

    Поливаем место стыка датчика с коллектором смазкой WD-40 и даем постоять минут 20;

    Далее снимаем разъем с датчика, который собираемся демонтировать;

    С помощью ключа на 22 мм откручиваем датчик и на его место устанавливаем новый.

    Датчик кислорода (Лямбда-зонд) — что это, как работает, проблемы, симптомы, замена

    Датчик кислорода (ДК) — он же лямбда-зонд — измеряет количество кислорода в выхлопных газах, отправляя сигнал на блок управления двигателя (ЭБУ).

    Где находится датчик кислорода

    Передний датчик кислорода ДК1 установлен в выпускном коллекторе или в передней выпускной трубе перед каталитическим нейтрализатором. Как вы знаете, каталитический нейтрализатор является основной частью системы контроля выбросов в автомобиле.

    Датчик кислорода Поло седан

    Задний кислородный датчик ДК2 установлен в выхлопе после каталитического нейтрализатора.

    датчик кислорода

    На 4-цилиндровых двигателях устанавливают как минимум два лямбда-зонда. Двигатели V6 и V8 имеют как минимум четыре датчика O2.

    ЭБУ использует сигнал от переднего кислородного датчика для регулировки топливно-воздушной смеси путем добавления или уменьшения топлива.

    Сигнал заднего датчика кислорода используется для контроля работы каталитического нейтрализатора. В современных автомобилях вместо переднего кислородного датчика используется датчик воздушно-топливного отношения. Он работает аналогично, но точнее.

    датчик кислорода

    Как работает датчик кислорода

    Существует несколько типов лямбда-зондов, но для простоты в этой статье мы рассмотрим только обычные генерирующие напряжение датчики кислорода.

    Как следует из названия, генерирующий напряжение датчик кислорода генерирует небольшое напряжение, пропорциональное разнице в количестве кислорода внутри и снаружи выхлопного газа.

    Для правильной работы лямбда-зонд необходимо нагреть до определенной температуры. Типичный современный датчик имеет внутренний электрический нагревательный элемент, который питается от ЭБУ двигателя.

    датчик кислорода в разрезе

    Когда топливовоздушная смесь (ТВС), поступающая в двигатель, бедная (мало топлива и много воздуха), в выхлопе остается больше кислорода, и кислородный датчик создает очень небольшое напряжение (0,1 – 0,2 В).

    Если ТВС обогащается (много топлива и мало воздуха), в выхлопе остается меньше кислорода, поэтому датчик будет генерировать бОльшее напряжение (около 0,9 В).

    Регулировка соотношения топливовоздушной смеси

    Передний датчик O2 отвечает за поддержание оптимального соотношения смеси воздух / топливо, поступающей в двигатель, которая составляет приблизительно 14,7:1 или 14,7 частей воздуха на 1 часть топлива.

    работа-переднего-датчика-кислорода

    Блок управления регулирует топливовоздушную смесь на основе обратной связи от переднего датчика кислорода. Когда передний лямбда-зонд обнаруживает высокий уровень кислорода, ЭБУ предполагает, что двигатель работает на бедной смеси (недостаточно топлива) и поэтому добавляет топлива.

    Когда уровень кислорода в выхлопе становится низким, ЭБУ предполагает, что двигатель работает на богатой смеси (слишком много топлива) и уменьшает подачу топлива.

    Этот процесс непрерывен. Компьютер двигателя постоянно переключается между обедненным и обогащенным состоянием, чтобы поддерживать оптимальное соотношение воздух / топливо. Этот процесс называется операцией замкнутого цикла.

    Если вы посмотрите на сигнал напряжения переднего датчика кислорода, он будет циклически колебаться где-то между 0,2 вольт (бедная) и 0,9 вольт (богатая).

    осциллограмма-датчика-кислорода-1

    Когда автомобиль заводится холодным, передний кислородный датчик не прогрет полностью, и ЭБУ не использует сигнал ДК1 для регулировки топлива. Этот режим называется разомкнутым контуром. Только когда датчик полностью прогрелся, система впрыска топлива переходит в режим замкнутого контура.

    В современных автомобилях вместо обычного датчика кислорода установлен широкополосный датчик топливовоздушного соотношения. Датчик соотношения воздух / топливо работает по-другому, но служит той же цели — для определения, является ли топливовоздушная смесь, поступающая в двигатель, обогащённой или обеднённой.

    Датчик топливовоздушного соотношения является более точным и может измерять более широкий диапазон.

    Задний датчик кислорода

    Задний или нижний кислородный датчик установлен в выхлопе после каталитического нейтрализатора. Он измеряет количество кислорода в выхлопных газах, выходящих из катализатора. Сигнал от заднего лямбда-зонда используется для контроля эффективности нейтрализатора.

    Контроллер постоянно сравнивает сигналы от передних и задних датчиков O2. Основываясь на двух сигналах, ЭБУ знает, насколько хорошо каталитический нейтрализатор работает. Если катализатор выходит из строя, ЭБУ включает индикатор «Check Engine», чтобы вы знали об этом.

    Идентификация датчика кислорода

    Передний лямбда-зонд перед каталитическим нейтрализатором обычно называют датчиком «выше по потоку» или датчиком 1.

    Задний датчик, установленный после катализатора, называется датчик «ниже по потоку» или датчик 2.

    Типичный рядный 4-цилиндровый двигатель имеет только один блок (ряд 1 / банк 1). Поэтому в рядном 4-цилиндровом двигателе термин «Банк 1, Датчик 1» просто относится к переднему датчику кислорода. «Банк 1, Датчик 2» — это задний кислородный датчик.

    Двигатель V6 или V8 имеет два блока (или две части этого «V»). Обычно блок цилиндров, содержащий цилиндр № 1, называется «Банк 1».

    Различные производители автомобилей определяют Банк 1 и Банк 2 по-разному. Чтобы узнать, где банк 1 и банк 2 в вашем автомобиле, вы можете посмотреть в руководстве по ремонту или в Google, указав год, марку, модель и объём двигателя.

    Замена датчика кислорода

    Проблемы с датчиком кислорода являются распространёнными. Неисправный лямбда-зонд может привести к увеличению расхода топлива, увеличению выбросов в атмосферу и различным проблемам во время вождения (провалы оборотов, плохое ускорение, плавающие обороты и т. д.). Если датчик кислорода неисправен, его необходимо заменить.

    В большинстве автомобилей замена ДК является довольно простой процедурой. Если вы хотите заменить кислородный датчик самостоятельно, с некоторыми навыками и руководством по ремонту, это не так сложно, но вам может понадобиться специальная торцевая головка для датчика (на фото).

    golovka-dlya-lyambda-zonda

    Иногда может быть трудно вытащить старый лямбда-зонд, так как они часто сильно ржавеют.

    Еще одна вещь, о которой следует знать — некоторые автомобили, как известно, имеют проблемы с заменяемыми датчиками кислорода.

    Например, есть сведения о неоригинальном датчике кислорода, вызывающем проблемы в некоторых двигателях Chrysler. Если вы не уверены, лучше всегда использовать оригинальный датчик.

    Как проверить датчик кислорода: простой и эффективный метод

    Датчик кислорода – это важная компонента в автомобиле, которая отвечает за контроль уровня кислорода в выхлопных газах. Он помогает оптимизировать работу двигателя, улучшить эффективность сгорания топлива и снизить выбросы вредных веществ. Но как узнать, исправен ли датчик кислорода и нужно ли его заменить?

    Существует несколько способов проверки датчика кислорода. Один из самых простых – использование автомобильного сканера или диагностического прибора. Подключив его к разъему диагностики автомобиля, можно проверить значение сигнала датчика кислорода и сравнить его с нормой. Если значение слишком высокое или низкое, это может указывать на неисправность датчика и необходимость его замены.

    Если у вас нет доступа к сканеру или диагностическому прибору, можно воспользоваться визуальной проверкой. Для этого необходимо осмотреть сам датчик кислорода на наличие повреждений или коррозии. Внешний вид датчика должен быть без изменений, и контакты должны быть чистыми. Если вы заметили какие-либо дефекты или признаки повреждения, скорее всего, датчик нужно заменить.

    Проверка датчика кислорода является важной процедурой, которая позволяет поддерживать работу двигателя и эффективность автомобиля на высоком уровне. Если вы заметили, что автомобиль начал тратить больше топлива или работать менее плавно, то необходимо обратить внимание на датчик кислорода и проверить его функциональность.

    Обзоры обзоры: Как проверить датчик кислорода?

    Если вы заметили ухудшение производительности двигателя или увеличение расхода топлива, возможно, проблема связана с датчиком кислорода. В таком случае проверка его работы поможет определить, нужно ли заменить датчик.

    Существует несколько способов проверки работы датчика кислорода. Один из них – использование специального сканера или диагностического оборудования. С помощью сканера можно считать коды ошибок и получить информацию о работе датчика.

    Если напряжение меняется в соответствии с увеличением оборотов двигателя, это говорит о работоспособности датчика. Если напряжение не меняется или остается постоянным, возможно, датчик действительно неисправен и требуется замена.

    Необходимо отметить, что проверка датчика кислорода может быть более сложной и требовать специализированного оборудования. В случае сомнений лучше обратиться к профессиональному автомеханику, который сможет провести более точную диагностику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *