Выхлопные газы в системе охлаждения признаки
Перейти к содержимому

Выхлопные газы в системе охлаждения признаки

  • автор:

Как проверить идут ли выхлопные газы в систему охлаждения

Нарушения в работе системы охлаждения двигателя – серьезнейшая неисправность, результатом которой будет полный выход двигателя из строя, если не обратить на это внимания. Особенно когда это связано с прорывом газов из цилиндров, что само по себе представляет опасность.

Нарушается работа цилиндро-поршневой группы и главных подшипников коленвала с одновременным перегревом мотора в целом.

Почему система охлаждения должна быть герметичной

Температура кипения антифриза очень незначительно отличается от показателей обычной воды при нормальном атмосферном давлении. Между тем повышение ее очень полезно для улучшения КПД двигателя. Выход найден в герметизации системы.

При росте температуры начинается парообразование, которое легко перерастет в интенсивное кипение, если не принять меры. Но за счет ограничения объема в замкнутой системе будет увеличено давление. По законам физики это приведет к повышению точки кипения.

Так будет продолжаться, пока давление не станет аварийным. Сработает защитный клапан, но это уже катастрофическое развитие ситуации.

Действительно с ростом температуры улучшится теплообмен с продуваемым через радиатор воздухом, режим стабилизируется на заданной высокой точке, превышающей температуру кипения в свободной атмосфере.

Признаки попадания выхлопных газов в антифриз

Разгерметизация рубашки охлаждения в зоне рабочего объема цилиндров вызовет обмен жидкостью и газами. В момент рабочего хода или сжатия давление в цилиндре высокое, газы пойдут в антифриз системы охлаждения.

Там увеличится встречный напор, и как только давление снизится (такты впуска или выпуска), уже жидкость будет попадать в цилиндр.

Отсюда и признаки:

  • общий перегрев двигателя;
  • плохая работа отопителя салона;
  • при работе двигателя выход пузырьков в расширительном бачке;
  • белый дым из выхлопной трубы прогретого мотора;
  • запах отработанных газов из бачка;
  • заметное и постоянное снижение уровня антифриза.

Явление очень опасное, поэтому надо немедленно приступать к поиску причины и её устранению.

Из-за чего прорываются газы в систему охлаждения

Возможно несколько случаев:

  • прогар прокладки под головкой блока (ГБЦ);
  • нарушение технологии установки ГБЦ;
  • коррозия, повреждение и искривление привалочных поверхностей ГБЦ и блока;
  • трещины в головке и блоке.

Точный диагноз выявится после демонтажа ГБЦ, но провести предварительную безразборную диагностику надо обязательно.

Как проверить системы охлаждения двигателя на герметичность тестером

Приборные методы контроля включают в себя такую методику, как анализ химического состава газов в расширительном бачке.

Иногда используется стандартный моторный газоанализатор на окись и двуокись углерода, но лучше воспользоваться специализированным тестером.

Его насадка на горловину бачка имеет способность отфильтровывать ложные частицы с содержанием углерода, пропуская к тестовой жидкости только нужный газ CO2.

При работе мотора она изменит цвет, если реально есть утечка выхлопа в рубашку охлаждения.

Чтобы не тратить деньги на дорогостоящее оборудование, простой тест можно сделать и самому, понадобится для этого гидрозатвор и индикатор. Более подробно, как его сделать смотрите видео ниже.

Как не допустить прорыв выхлопных газов в ОЖ в будущем

При проведении ремонта, который состоит из заварки трещин, когда это возможно, шлифовки и выравнивания плоскостей ГБЦ и блока и установки новой прокладки, надо отследить некоторые моменты с наиболее вероятными ошибками:

  • болты головки проверяются на остаточную деформацию, если это допустимо, а самым правильным будет заменить их на новые;
  • плоскости прошлифовываются при малейших подозрениях в ходе инструментального контроля;
  • прокладка ГБЦ используется только заводского рекомендованного качества, если это металлопакет, то её нельзя менять ни на какую иную;
  • затяжка болтов производится строго по схеме в указанное количество приемов и с применением динамометрического ключа;
  • заварка трещин – исключительный случай, следует понимать, что уставший металл невозможно восстановить дополнительными термоударами, такие детали надо менять на новые;
  • этого подхода следует придерживаться после перегрева с сильной деформацией ГБЦ и блока.

В ходе эксплуатации основной причиной пробоя будет перегрев. К нему ведет как невнимание к температуре мотора в сложных условиях, так и объективные причины.

Это загрязнение радиаторов внутри и снаружи, пренебрежение сроками замены антифриза, нарушения состава смеси и момента опережения зажигания.

Последние могут быть и штатными, но не оптимальными к применяемому топливу. Возникает детонация и локальные перегревы в камере сгорания.

Даже если у двигателя имеется совершенная система электронного управления, она рассчитана на некоторый запас, в пределах которого не выдается ошибка. В тяжелых условиях такого отклонения может быть достаточно для создания аварийной ситуации в моторе.

Как узнать, есть ли выхлопные газы в системе охлаждения автомобиля

Система охлаждения автомобиля играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Если система не функционирует должным образом, это может привести к серьезным поломкам и даже полной поломке двигателя. Однако иногда проблемы могут решаться путем обнаружения явных признаков, таких как присутствие выхлопных газов в системе охлаждения.

Если периодически обнаруживаются выхлопные газы в системе охлаждения, это может быть признаком неисправности прокладки головки блока цилиндров. Эта проблема может возникнуть из-за различных причин, например, износа или повреждения прокладки. При наличии выхлопных газов в системе охлаждения, двигатель может нагреваться до необычно высоких температур и даже перегреваться.

Если вам кажется, что в вашей системе охлаждения присутствуют выхлопные газы, необходимо немедленно обратиться к профессиональному автомеханику. Только профессионалы смогут правильно диагностировать эту проблему и предложить оптимальное решение. Не откладывайте визит к мастеру, чтобы избежать серьезных повреждений вашего автомобиля.

Зачем проверять состояние выхлопных газов?

Зачем проверять состояние выхлопных газов?

Вот несколько причин, по которым необходимо проверять состояние выхлопных газов в системе охлаждения:

Обнаружение утечек охлаждающей жидкости

Наличие выхлопных газов в системе охлаждения может указывать на утечку охлаждающей жидкости, которая может быть вызвана повреждением радиатора, прокладок, шлангов или других компонентов системы. Проверка состояния выхлопных газов позволяет обнаружить утечки в ранней стадии и предотвратить возможные поломки двигателя.

Определение проблем с головкой блока цилиндров

Высокое содержание выхлопных газов в системе охлаждения может указывать на проблемы с головкой блока цилиндров, такие как трещины или повреждения прокладки головки. Это может вызвать утечку масла или охлаждающей жидкости, а также привести к перегреву двигателя. Проверка состояния выхлопных газов помогает идентифицировать подобные проблемы и принять меры по их устранению.

Проверка эффективности системы охлаждения

Выхлопные газы могут влиять на эффективность системы охлаждения. Наличие выхлопных газов может указывать на проблемы с циркуляцией охлаждающей жидкости, неадекватной радиаторной системе или другими проблемами, связанными с охлаждением. Проверка состояния выхлопных газов позволяет оценить работу системы охлаждения и принять меры по ее улучшению.

Предотвращение повреждения двигателя

Наличие выхлопных газов в системе охлаждения может привести к различным повреждениям двигателя, таким как коррозия, образование отложений или перегрев. Постоянная проверка состояния выхлопных газов и своевременное устранение проблем позволяют предотвратить серьезные повреждения, увеличивают срок службы двигателя и обеспечивают его надежную работу.

Защитное стекло Gorilla Glass: что это и как оно работает?

Таким образом, регулярная проверка состояния выхлопных газов в системе охлаждения является важной процедурой для поддержания нормальной работы двигателя и предотвращения серьезных повреждений.

Как определить проблемы с выхлопными газами?

Как определить проблемы с выхлопными газами?

Признаки проблем с выхлопными газами могут быть разными, но важно знать основные симптомы, которые могут указывать на возможные проблемы в системе охлаждения.

1. Изменение цвета дыма. Обратите внимание на цвет дыма, который выходит из выхлопной трубы. Если дым стал черным или имеет сильный запах, это может указывать на проблемы с сгоранием топлива и неполным сгоранием газов.

2. Повышение расхода топлива. Если вы заметили, что автомобиль стал потреблять больше топлива, чем обычно, это может быть связано с проблемами с выхлопными газами. Неправильное смешивание топлива с воздухом может привести к увеличению расхода топлива.

3. Повышенная температура двигателя. Если вы заметили, что температура двигателя повышается выше нормальных значений, это может быть связано с проблемами в системе охлаждения, включая проблемы с выхлопными газами.

4. Шумы и вибрации. Если вы заметили появление новых шумов и вибраций при работе двигателя, это может указывать на проблемы с выхлопными газами. Это может быть связано с повреждением или утечками в выхлопной системе.

5. Запах выхлопных газов в салоне автомобиля. Если вы почувствовали запах выхлопных газов внутри салона автомобиля, это может быть признаком проблемы с выхлопной системой. Утечки выхлопных газов могут быть опасными для здоровья.

Если вы заметили какие-либо из указанных признаков, рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и решения проблемы с выхлопными газами.

Что делать при выявлении проблем с выхлопными газами?

Что делать при выявлении проблем с выхлопными газами?

Если вы обнаружили проблемы с выхлопными газами в системе охлаждения, важно принять необходимые меры для их устранения. Необработанные выхлопные газы могут быть опасны для здоровья и окружающей среды, а также указывать на наличие серьезных проблем в техническом состоянии автомобиля.

Вот несколько шагов, которые следует предпринять при обнаружении проблем с выхлопными газами:

1. Обратитесь к специалисту:

Если у вас возникли подозрения по поводу выхлопных газов, важно обратиться к профессионалу, такому как автомеханик, для осмотра и диагностики вашего автомобиля. Специалист сможет определить источник проблемы и предложить наиболее подходящее решение.

Как выхлопные газы попадают в систему охлаждения?

Для сохранения в исправности деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и поддержания его экономичной работы необходимо отводить тепло, в том числе через охлаждающую жидкость. При нарушении циркуляции потока, плотности среды возникает местный или общий перегрев. Охлаждающая жидкость циркулирует в зарубашечном пространстве, омывая наружные стенки цилиндров и камер сгорания. Таким образом она протекает через полости блока и головки блока цилиндров (ГБЦ). Их негерметичность вызывает в частности прорыв газов в контур охлаждения и наиболее часто это происходит в плоскости их соединения.

попал воздух в систему охлаждения

Как это устроено и что происходит

Общая головка устанавливается на полный и неполный ряд цилиндров. На более крупных ДВС каждый цилиндр имеет свою головку.

Рядные моторы легковых автомобилей чаще всего оборудуются общей ГБЦ. Ее прокладка тоже общая. Это высокотехнологичная деталь и ответственное соединение собирается по жестким технологическим нормам.

Общая прокладка имеет отверстия под поршни. Их края ограничены металлическими обечайками. При установке последние зажимаются между торцом гильзы и плоскостью головки. Металл противостоит воздействию температур. Прокладка имеет многочисленные вырезы для полостей системы охлаждения. В уплотнении обустроены отверстия для масла — большие сливные и маленькое подводящее. Его тоже окаймляет металл, т.к. горячая смазка подается под давлением в несколько атмосфер.

В процессе эксплуатации происходят изменения. Болты ГБЦ несколько растягиваются, головка постепенно выгибается вверх посередине, а прокладка уплотняется. Если машина перегревалась, то головка получает большие, сложные деформации. Обечайки цилиндров подгорают и это грозит выбросом газов в систему охлаждения.

Чем опасны продукты горения в системе охлаждения

Выхлопные газы, попавшие в систему охлаждения, ухудшают отвод тепла от ГБЦ и цилиндропоршневой группы.

  • нагревают охлаждающую жидкость (ОЖ);
  • создают пробки. Способствуют застою ОЖ;
  • препятствуют отводу тепла, т.к. теплоемкость газа в разы меньше теплоемкости жидкости.

Местное кипение

Пузырьки могут создавать локальный перегрев одного из цилиндров. При этом показания температуры на стрелке прибора будут в норме. Но вот верхнее компрессионное кольцо не будет охлаждаться должным образом. В результате постоянного воздействия предельных температур упругое, жесткое кольцо становится мягким, как говорят, ватным. Оно не может удерживать компрессию и требует замены, что означает ремонт ЦПГ.

Последствия проникновения выхлопа в ОЖ

выдавило антифриз из расширительного бачка

Наполнение системы выхлопными газами может только увеличиваться. Со временем пробок будет становиться все больше, а циркуляция охлаждающей жидкости все хуже. Наконец антифриз закипает, и пар выдавливает его через расширительный бачок наружу. Происходит перегрев.

Даже если мотор не вышел из строя, он уже точно требует диагностики.

До такого момента желательно не доводить и вовремя приостановить эксплуатацию.

Симптомы неисправности

Многие признаки неисправности охлаждения наводят на подозрение, что рабочие газы прорываются в рубашку блока.

  1. Падение температуры в салоне.
  2. Повышение рабочей температуры двигателя.
  3. Появление пара на выхлопе.
  4. Бурление в расширительном бачке.
  5. Бурление при снятой крышке радиатора.
  6. Попадание антифриза в масло увеличивает вероятность газовой утечки.

Все это симптомы разных неисправностей. Но подтверждением прорыва газов в систему охлаждения являются пузыри и характерный запах выхлопа. Чтобы обнаружить прорыв газов и проверить состав газов в системе охлаждения, применяют прибор, в котором летучие вещества пропускают через жидкость-индикатор. Изменение ее цвета говорит о присутствии продуктов горения. Применение его в автомастерской оправдано, т.к. быстро подтверждает или опровергает опасения. Заводить его в гараже ради собственного автомобиля вряд ли имеет смысл. Он стоит около 10 000 рублей, а применяют его крайне редко. Тем более негерметичный контур охлаждения наверняка выдаст и другие признаки неисправности. В любом случае нужно провести диагностику системы.

Как проверить систему охлаждения на наличие газов

Многие неисправности контура охлаждения можно выявить, не имея специальных средств диагностики.

  1. Для начала проверяют уровень ОЖ, доливают, если надо, устраняют пробки. Проверяют уровень масла. Он может быть повышенным при попадании антифриза.
  2. Заводят двигатель и наблюдают за режимом прогрева, протечками, пузырьками газов в расширительном бачке. Должен полноценно заработать салонный отопитель. При достижении определенной температуры открывается термостат. При этом патрубки радиатора активно нагреваются — это ОЖ идет на большой круг. Температура на приборе при этом может незначительно упасть, но вскоре пойти на подъем. Это тоже симптом срабатывания термостата.
  3. Следующая ступень прогрева — это включение электрического вентилятора или срабатывание вискомуфты вентилятора. Механический вентилятор находится в постоянном зацеплении. Неисправности системы бывают причинами местного кипения и бурления в расширительном бачке. Но это лишь пар. Причиной кипения бывает неисправная крышка радиатора. Если ее клапан поддерживает давление ниже регламентированного, антифриз закипает при меньшей температуре и газовые пузырьки выходят наружу. Кипеть может некачественный антифриз — подделка. Его необходимо заменить.
  4. Если все же подозрение на прорыв газов остается, следует опрессовать систему и выявить неплотность. Специальным насосом для диагностики создают давление в системе в соответствии с рабочей документацией прибора и автомобиля. При падении давления остается найти место утечки. Его можно определить визуально и на слух. ОЖ может пойти наружу, в надпоршневое пространство, в масло. Признаком попадания антифриза в камеру сгорания является залитая свеча и отмытые внутренние поверхности головки.

Заглянуть внутрь мотора поможет эндоскоп либо простой фонарик. Течь желательно найти безошибочно, а не бросаться сразу менять прокладку ГБЦ.

И еще один способ проверки герметичности. В свечные отверстия нужно подавать сжатый воздух и наблюдать за уровнем антифриза в расширительном бачке или радиаторе.

Причины образования неплотности

Пути газовой утечки в систему охлаждения три:

  1. Через головку блока.
  2. Через прокладку.
  3. Через блок цилиндров.

Неисправности ГБЦ

головка блока цилиндров с потеками масла

  • трещина в теле ГБЦ. Они зарождаются от перегрева, нарушения правил установки. Применение в качестве ОЖ воды, ее замерзание, расширение при превращении в лед — причина трещины;
  • вода также вызывает коррозию, медленно разрушающую поверхность прилегания;
  • еще более агрессивной может оказаться некачественная ОЖ. Особо настораживает жидкость с запахом аммиака. Подделка быстро выгрызает глубокие каверны в металле;
  • кривизна посадочной поверхности ГБЦ сокращает срок службы соединения.

Неисправности блока

  • Поверхность блока имеет каверны. Природа их образований та же, что и на плоскости ГБЦ.
  • Трещины в гильзах.

Во время длительной стоянки на поршне может скопиться вода. При замерзании в гильзе образуется трещина.

Гидроудар происходит, когда вода под действием поршня упирается в ГБЦ. Из-за несжимаемости жидкости случается трещина в цилиндровой втулке, а также изгиб шатуна. Эта жидкость может оказаться и антифризом, который просочился через неплотную прокладку блока.

Выступание гильзы над блоком меньше или больше предусмотренного. При установке гильз существуют допуски по высоте. Если одна из втулок будет находиться ниже других, общая прокладка по ее окружности не будет прижата достаточно плотно.

  • Если одна гильза будет выступать, на нее будет приходиться сила всех крепежных болтов. Поверхность ГБЦ будет подвергаться излишним напряжениям изгиба, а гильза напряжению сжатия. Остальные гильзы будут прижаты недостаточно. Надежность такого соединения под угрозой.
Видео: Газы в Системе охлаждения. Признаки и лучший способ проверки. Обзор инструмента.

Течь через прокладку

Через прокладку ГБЦ газы прорываются чаще всего, но реже из-за самой прокладки. Обычно это результат нарушений технологии сборки и условий эксплуатации. Пренебрежение исправлением криволинейности поверхности далеко не редкость. Применение старого крепежа также приводит к плачевным последствиям.

Для того чтобы ответственное соединение служило долго, необходимо:

  1. Применять при ремонте и обслуживании только качественные детали и расходные материалы.
  2. Неукоснительно соблюдать инструкции по дефектации, ремонту, сборке.
  3. Грамотно эксплуатировать транспортное средство. Не допускать перегрева, выброса жидкости через заливную горловину. Следить за состоянием охлаждающей жидкости.
  4. Ни в коем случае не доливать холодную жидкость в перегретый мотор.

А вот знание технической документации, особенностей поведения конкретного двигателя очень даже полезно — позволяет меньше ремонтировать, а больше кататься.

Как выхлопные газы попадают в систему охлаждения?

А вот список ошибочных действий водителей, которые не только не помогут при перегреве двигателя, но и усугубят последствия.

  • Открытие радиаторной крышки, «чтобы быстрее остыло». Никогда не открывайте пробку радиатора на горячем двигателе (а на перегретом — тем более). Во-первых, это очень опасно: вы можете получить серьёзные ожоги. Антифриз в радиаторе находится под большим давлением, и отворачивание крышки устроит под капотом настоящий гейзер из кипятка. Во-вторых, это просто бессмысленно, ведь давление в системе (а оно сохраняется и при заглушенном двигателе) не даёт антифризу кипеть. Резкий сброс давления вызовет не остывание, а локальное кипение охлаждающей жидкости в самых горячих местах мотора, что приведёт к его повреждению и дорогому ремонту.
  • Поливание двигателя холодной водой, «чтобы остудить». Вспомните, что мы делаем на кухне с только что сваренным яйцом? Опускаем в холодную воду — так скорлупа станет хрупкой и легко очистится. Чтобы не превратить горячий двигатель в подобие скорлупы, никогда не лейте на него воду — резкий перепад температуры пойдёт только во вред.
  • Доливка антифриза или воды в ещё не остывший мотор. Физика процесса похожа на предыдущий пункт: смешивание горячей и холодной жидкостей внутри радиатора может привести к повреждению металла и разрыву сот. Дождитесь, пока двигатель остынет, прежде чем заливать в него что-либо.

Признаки, что пробило прокладку ГБЦ

Задача прокладки ГБЦ — обеспечение герметичности, и недопущения проникновения газов из цилиндров обратно наверх, в моторный отсек, а также смешивания охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива между собой. В ситуации, когда пробита прокладка ГБЦ, нарушается герметичность блока. Об этом автовладельцу подскажут следующие признаки:

Почему пробивает прокладку ГБЦ

В большинстве случаев причиной, по которой возникают проблемы с прокладкой ГБЦ, является банальный перегрев. Из-за него крышку блока может “повести”, и нарушится плоскость, по которой прокладка прилегает к двум соприкасающимся поверхностям. Как следствие, возникает разгерметизация внутренней полости со всеми вытекающими последствиями. Изменяют свою геометрию, в основном, алюминиевые головки. Чугунные таким неисправностям не подвержены, они скорее дадут трещину, чем искривятся, да и то в самых крайних случаях.

Схема протяжки болтов ГБЦ на ВАЗах «классике»

Также из-за перегрева прокладка может накалиться до таких температур, при которых она изменит свою геометрию. Естественно, в этом случае также произойдет разгерметизация. Особенно это актуально для железо-асбестовых прокладок.

Еще одна причина — нарушение момента затяжки болтов. Пагубное влияние оказывает как очень большое, так и малое значение момента. В первом случае прокладка может разрушиться, особенно если она выполнена из некачественных материалов. А во втором — пропускать выхлопные газы наружу, не препятствуя им. При этом газы вместе с атмосферным воздухом будут пагубно влиять на материал прокладки, постепенно выводя ее из строя. В идеале болты необходимо закручивать с помощью динамометра, показывающего значение момента, кроме этого, соблюдать при этом последовательность их закручивания. Справочную информацию об этом можно найти в мануале.

Как правило, последовательность затяжки заключается в том, что сначала закручивают центральные болты, а после этого остальные по диагонали. При этом закручивание происходит поэтапно. В частности, в автомобилях ВАЗ “классических” моделей шаг момента составляет 3 кгс. То есть, все болты в указанной последовательности затягиваются на 3 кгс, после этого дотягиваются до 6 кгс, и до 9. 10 кгс.

И самая очевидная причина — низкое качество материала, из которого сделана прокладка. Тут все просто. Старайтесь покупать изделия в проверенных магазинах. При выборе необходимо руководствоваться правилом “золотой середины”. Прокладка, конечно же, стоит недорого, поэтому не стоит переплачивать, как и покупать откровенно дешевый мусор. Главное, чтобы вы были уверены в магазине, где совершаете покупку.

Также не исключено что прокладка головки блока прогорела попросту от износа материала, ведь у всего есть свой строк службы.

Примеры мест пробоя прокладки ГБЦ

Также иногда причинами в работе прокладки бывают проблемы с нарушением процесса сгорания топлива (детонация, калильное зажигание). Из-за перегрева очень страдает головка блока цилиндров. В ней могут появиться трещины, которые также приведут к разгерметизации описанных систем. Головка, как правило, сделана из алюминия. А в процессе нагрева он расширяется быстрее, чем стальные болты. Поэтому головка начинает значительно давить на прокладку, а та испытывает перегрузки. Это и приводит к отвердеванию материалов прокладки, что в свою очередь вызывает разгерметизацию.

Часто когда прокладка выходит из строя, она прогорает по окантовке или между цилиндрами. В этом случае нередко возникает эрозия поверхности блока цилиндров и самой окантовки вблизи повреждения. Изменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорания. Для устранения неисправности часто достаточно установить правильный угол зажигания.

Для водителя важно понимать различие между понятиями «пробой» и «прогар» прокладки. Пробой в данном случае подразумевает существенное повреждение поверхности прокладки или отдельных ее элементов. В данном же случае (а чаще всего так и происходит) водитель сталкивается с прогаром

То есть, возникают незначительные повреждения, которые порой даже тяжело найти на прокладке. Однако именно они становятся причиной перечисленных выше неприятных ситуаций

В данном же случае (а чаще всего так и происходит) водитель сталкивается с прогаром. То есть, возникают незначительные повреждения, которые порой даже тяжело найти на прокладке. Однако именно они становятся причиной перечисленных выше неприятных ситуаций.

Причины пузырей воздуха

К основным возможным причинам возникновения бурления в расширительном бачке автомобиля специалисты относятся такие проблемы, как:

  1. Недостаточный уровень объема антифриза. Если его объем недостаточный, осуществляется значительный перегрев. Он приводит к закипанию жидкости, что характеризуется в свою очередь возникновением пузырьков воздуха в системе охлаждения. Причина недостаточного уровня антифриза может заключаться либо в длительном его использовании без замены, либо же в недоливе.
  2. Неисправность термостата. Именно этот прибор отвечает за регуляцию температурных показателей антифриза. Если ОЖ чрезмерно нагревается, открывается клапан, выпускающий жидкость из малого круга охладительной системы в большой. Здесь же она проходит сквозь радиатор, что существенно снижает ее температуру. Если термостат заклинило в зарытом положении, то весь объем антифриз двигается по малому кругу системы охлаждения, сильно при этом нагреваясь. Вследствие этого появляется воздух с пузырьками в расширительном бачке.
  3. Прорыв выхлопных газов в систему охлаждения. Это происходит преимущественно вследствие двух основных причин. К ним относит прогорание прокладки ГБЦ или возникновение трещины в головке. Такие проблемы возникают из-за механических или химических повреждений. К тому же определенную роль в этом плане может сыграть чрезмерное термическое влияние на данные детали.
  4. Некачественный антифриз. Как правило, это касается довольно дешевых материалов. Их цена зачастую обусловлена наличием в составе веществ, способных загрязнять систему охлаждения и водяную помпу. Вследствие этого и закипает антифриз, так как водяной насос теряет свою производительность. К тому же последний в таких условиях быстро ржавеет.
  5. Поломка вентилятора. Он запускаются после того, как температура антифриза в охладительной системе достигает 90 градусов по Цельсию. Если устройство не работает, может возникнуть перегрев, приводящий к бурлению жидкости.
  6. Воздушная пробка. Они возникают либо вследствие замены антифриза, либо при осуществлении подсоса.

Диагностика неисправности

Для того чтобы устранить кипение антифриза или тосола в расширительном бачке транспортного средства, первоначально необходимо осуществить диагностику возникшей проблемы.

Для этого нужно выполнить следующий перечень действий:

  1. Сначала следует проверить уровень объема антифриза или тосола в охладительной системе.
  2. Дальше необходимо удостовериться в корректной работе термостата. Для этого нужно заглушить мотор, открыть капот, проверить температуру патрубков между собой. Если она существенно отличается, значит проблема именно в поломке термостата.
  3. Нужно осмотреть целостность прокладки и головок блока цилиндров.
  4. Если решение проблемы не найдено, стоит проверить исправность водяной помпы и вентилятора. Если они неисправны, двигатель внутреннего сгорания транспортного средства работает сравнительно тихо.
  5. Также нужно осуществить диагностику герметичности всех элементов системы охлаждения. Они могут быть каким-либо образом повреждены.

В конце при отсутствии явной причины повышения температуры антифриза нужно его слить, очистить систему и наполнить новой качественной охладительной жидкостью

При этом необходимо выполнять работу максимально осторожно, чтобы не появились воздушные пробки

Способы устранения

Решение проблемы с появлением газов в расширительном бачке автомобиля напрямую зависит от того, что стало ее причиной:

  1. В случае недостаточности антифриза в системе охлаждения транспортного средства, его необходимо долить. Для этого нужно использовать именно тот материал, который уже присутствует машине. Если его нет, старую жидкость нужно слить, заполнив весь объем системы новым охладителем.
  2. Если возникла поломка термостата, независимо от того, с чем она связана, необходимо полностью менять это устройство. Осуществить ремонт его какой-либо детали невозможно.
  3. Если в трубопроводе системы охлаждения произошло засорение, необходимо в обязательном порядке осуществить его промывку или же полную замену. Провести данную работу возможно на станции технического обслуживания.
  4. Если в системе охлаждения постоянно возникают воздушные пробки, необходимо заехать автомобилем на возвышенность таким образом, чтобы его передняя часть оказалась выше задней. После этого следует открутить пробки с радиатора и расширительного бачка и завести двигатель внутреннего сгорания. Дайте машине поработать 10-20 минут с прогазовкой и доливкой ОЖ. Как пузырьки исчезнут, значит система очистилась от воздуха.
  5. Если повреждена прокладка ГБЦ или головка, нужно поменять эти элементы на новые, не имеющие каких-либо недостатков.

Как образуется воздушная пробка в системе охлаждения?

Такая неполадка возникает чаще после обновления антифриза или его частичного долива. Неквалифицированная замена, при которой не применяется специальное оборудование, прогоняющее антифриз по контуру под высоким давлением, несет в себе определенные риски. А стационарная установка исключает появление заторов, так как автоматически выдавливает их путем прогона и циркуляции.

Как проверить газы в системе охлаждения дизельного двигателя Как определить повышенное давление картерных газов Как проверить идут ли газы в двигатель Признаки завоздушивания системы охлаждения двигателя: на что обратить внимание Как выгнать воздух из системы охлаждения Воздух в системе охлаждения авто может стать причиной больших проблем. как с этим справится самостоятельно? Выхлопные газы в системе охлаждения признаки Газы в системе охлаждения двигателя признаки неисправности Газы в системе охлаждения двигателя признаки неисправности Признаки газов в системе охлаждения - авто брянск

Наличие воздушной пробки в системе может указать на изношенные резиновые элементы, на которых в процессе эксплуатации появляются мелкие трещины. Он проникает мелкими пузырьками, скапливающимися на изгибах и в узких зонах контура охлаждения.

Схема системы охлаждения авто

Вообще, принято различать 6 основных причин завоздушивания.

  1. Разгерметизация шлангов и трубок, а также соединений и штуцеров. Обычное явление зимой (январь, февраль), когда хомуты меняют физическую форму (скукоживаются) из‐за сильных морозов. По этой причине в системе опускается давление, воздух проходит через слабые места и щели. А это напрямую воздействует на работу силового агрегата. Неплотная стыковка — частая, известная причина появления пробки.
  2. Неполадка воздушного клапана. Опять же «виновником» становится низкое давление, из‐за чего сапун больше не держит.
  3. Неправильная замена или долив антифриза. Например, если заправлять тосол неаккуратно, слишком быстро, то воздух не успеет вытравиться во всем объеме, так возникает пробка в системе охлаждения. Как раз это происходит с неопытными водителями, самостоятельно меняющими охлаждайку.
  4. Некачественные материалы. В современных автомобилях утечка антифриза вызывается также скорым изнашиванием резиновых патрубков и соединений. Качество изделий, покупаемых в свободном доступе, явно хромает. А оригинальные запчасти стоят очень дорого.
  5. Поломка (пробоины) радиатора или отопителя. Такое обычно происходит со временем, когда элементы засоряются и ржавеют, что неминуемо приводит к образованию пробки. Все детали магистрали отвода тепла нужно регулярно осматривать на предмет повреждения.
  6. Дефект манжеты головки. Тосол может легко проникнуть в масло, осесть в картере и вызвать затор. К тому же, газы могут проникнут внутрь, а это приведет к появлению эмульсии и серьезным проблемам с двигателем. Из глушителя в этом случае пойдет черный дым, что укажет на угар автола или охлаждайки.

Еще две распространенные причины, когда требуется удаление воздуха из системы охлаждения — поломки в помпе (износ манжеты) и залипание сапуна резервуара.

Надо понимать, что блок отвода тепла от ДВС выполнен в виде конструкции с многочисленными изгибами.

Как проверить систему охлаждения двигателя

Проверка системы охлаждения двигателя автомобиля требует осмотра семи ее компонентов. Главной задачей при этом является выяснить есть ли газы в системе, проверить герметичность и определить места утечки, определить давление в системе исправность циркуляции охлаждающей жидкости, а также определить температуру срабатывания вентиляторов и термостата.

Таким образом, необходима диагностика следующих компонентов системы охлаждения:

  • резиновые патрубки, места соединений на хомутах;
  • целостность корпуса радиатора и расширительного бачка системы охлаждения;
  • механическую (подшипники) и электрическую (электроцепь) составляющие вентилятора системы;
  • работу и правильную установку насоса системы (помпы);
  • герметичность прокладки ГБЦ;
  • исправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • уровень охлаждающей жидкости в системе;
  • крышку расширительного бачка системы;
  • состояние охлаждающей жидкости.

Далее вкратце приведем информацию о том, каким образом следует выполнить диагностику перечисленных выше элементов и механизмов.

Как проверить газы в системе охлаждения

Соответствующая проверка заключается в определении наличия влаги в выхлопных газах и их присутствие в системе охлаждения.

Белые выхлопные газы

Зачастую о неудовлетворительном техническом состоянии системы охлаждения и двигателя в целом сигнализируют выхлопные газы белого цвета. Они образуются в результате того, что антифриз (охлаждающая жидкость) попадает из системы охлаждения непосредственно в камеру сгорания, где разбавляется в топливовоздушной смеси и сгорает вместе с ней. Как правило, это происходит по причине пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).

Белый дым из выхлопной трубы

Основные причины почему идет белый дым из выхлопной дизеля или бензинового авто: влага, охлаждающая жидкость в цилиндрах, вода в топливе и нарушение системы впрыска Подробнее

Определить, что белый дым — это результат попадания антифриза в двигатель достаточно просто. Для этого следует извлечь масляный щуп из его посадочного места в блоке цилиндров и проверить масло. Причем как его уровень, так и состояние. Обычно при пробитой прокладке ГБЦ масло также будет «уходить», соответственно, его уровень будет быстро снижаться

Второе, на что нужно обратить внимание, — это его состояние. Если антифриз попадает в масляную среду, то моторное масло приобретает белый оттенок и становится похожим на сметану или сливки (зависит от количества и продолжительности смешивания этих двух технологических жидкостей)

Еще один метод, как проверить выхлопные газы на наличие в них испаренной охлаждающей жидкости — поднести к выхлопной трубе белую чистую салфетку. Если в выхлопных газах будет иметь место влага — значит, она попала в цилиндры либо из топлива либо из охлаждающей системы (обычно это происходит в случае использования в качестве антифриза воды). Если же на салфетке остаются пятна с голубоватым или желтым оттенком — это следы «улетающего» антифриза. Обычно эти пятна имеют кисловатый запах. Соответственно, нужно выполнять дополнительную диагностику.

Проверка выхлопных газов в системе охлаждения

При пробитой прокладке ГБЦ часто возникает ситуация, когда в систему охлаждения попадают выхлопные газы. Признаки могут быть самыми разными, однако они совпадают с теми, которые возникают при завоздушивании системы. Например:

  • Явное бурление в расширительном бачке и/или радиаторе. Это можно проверить, если снять крышку с одного или другого устройства.
  • Плохо греет печка. В летнее время может плохо работать кондиционер, поскольку система работает как на отопление, так и на обогрев, только через разные радиаторы (как правило).
  • Радиатор частично холодный. Причем он может иметь разную температуру в различных своих частях, в частности, сверху и снизу.

Чтобы определить, есть ли газы в системе охлаждения двигателя можно воспользоваться тем же методом, что и при проверке целостности прокладки ГБЦ — воспользоваться презервативом или воздушным шариком. Проверка производится по следующему алгоритму:

  • открутить крышку расширительного бачка или радиатора в зависимости от того, на какой из них расположены паровой и атмосферный клапаны;
  • надеть на горловину соответственно расширительного бачка или радиатора резиновый шарик;
  • запустить двигатель сначала на холостых оборотах, а потом немного больше (чем больше будут обороты — тем интенсивнее будут выделяться газы), приблизительно до 3000. 5000 оборотов в минуту;
  • если в процессе работы презерватив или шарик начали наполняться выхлопными газами, значит, пробита прокладка ГБЦ.

Где прорываются газы в систему охлаждения

Трещины в гильзах

В гильзе может образоваться трещина. Которая также разрастается и увеличивает прорыв газов.

Трещины образуются в основном из за местного перегрева. Который происходит из за нарушения подачи топлива. Или от неправильно выставленного угла опережения зажигания. Так же причина может возникнуть из за некачественного топлива. Топливо полностью не сгорает в камере в такте расширения. Продолжает догорать в последующих тактах работы двигателя. При поступлении нового количества топлива его становится больше. Температура повышается. Образуется местный перегрев. Так же он вызывает и прогорание прокладки ГБЦ. И клапанов и поршней.

Проседание гильз

На многих автомобилях в основном грузовых. Гильзы съёмные. Они проседают на своих посадочных местах неравномерно по отношению друг к другу.

Это ослабляет затяжку ГБЦ. И как результат сначала небольшой прорыв газов, потом прогорание прокладок. Эта проблема особенно актуальна на двигателях ЯМЗ

Прорыв газов из под головки двигателя Камаз

Самый курьёзный прорыв газов приходилось наблюдать на автомобиле Камаз. На двигателе головки раздельные. Они прижимаются к гильзам при помощи компрессионного кольца. Система охлаждения между головкой и блоком уплотняется при помощи резиновых присосок.

Как проверить идут ли газы в двигатель Газы в расширительном бачке: почему появляются пузыри воздуха (причины) в системе охлаждения, а также диагностика и способы устранения Как выгнать воздух из системы охлаждения. как удалить воздушную пробку правильно Использование газоанализатора при диагностике двс, системы управления и зажигания.. статьи компании «автоформат» 10 причин газообразования в системе охлаждения Газы в расширительном бачке: почему появляются пузыри воздуха (причины) в системе охлаждения, а также диагностика и способы устранения Газы в системе охлаждения двигателя признаки неисправности Выхлопные газы в системе охлаждения причины Газы в расширительном бачке: почему появляются пузыри воздуха (причины) в системе охлаждения, а также диагностика и способы устранения Газы в расширительном бачке: почему появляются пузыри воздуха (причины) в системе охлаждения, а также диагностика и способы устранения

Признаки, что пробило прокладку ГБЦ

Задача прокладки ГБЦ — обеспечение герметичности, и недопущения проникновения газов из цилиндров обратно наверх, в моторный отсек, а также смешивания охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива между собой. В ситуации, когда пробита прокладка ГБЦ, нарушается герметичность блока. Об этом автовладельцу подскажут следующие признаки:

Почему пробивает прокладку ГБЦ

В большинстве случаев причиной, по которой возникают проблемы с прокладкой ГБЦ, является банальный перегрев. Из-за него крышку блока может “повести”, и нарушится плоскость, по которой прокладка прилегает к двум соприкасающимся поверхностям. Как следствие, возникает разгерметизация внутренней полости со всеми вытекающими последствиями. Изменяют свою геометрию, в основном, алюминиевые головки. Чугунные таким неисправностям не подвержены, они скорее дадут трещину, чем искривятся, да и то в самых крайних случаях.

Схема протяжки болтов ГБЦ на ВАЗах «классике»

Также из-за перегрева прокладка может накалиться до таких температур, при которых она изменит свою геометрию. Естественно, в этом случае также произойдет разгерметизация. Особенно это актуально для железо-асбестовых прокладок.

Еще одна причина — нарушение момента затяжки болтов. Пагубное влияние оказывает как очень большое, так и малое значение момента. В первом случае прокладка может разрушиться, особенно если она выполнена из некачественных материалов. А во втором — пропускать выхлопные газы наружу, не препятствуя им. При этом газы вместе с атмосферным воздухом будут пагубно влиять на материал прокладки, постепенно выводя ее из строя. В идеале болты необходимо закручивать с помощью динамометра, показывающего значение момента, кроме этого, соблюдать при этом последовательность их закручивания. Справочную информацию об этом можно найти в мануале.

Как правило, последовательность затяжки заключается в том, что сначала закручивают центральные болты, а после этого остальные по диагонали. При этом закручивание происходит поэтапно. В частности, в автомобилях ВАЗ “классических” моделей шаг момента составляет 3 кгс. То есть, все болты в указанной последовательности затягиваются на 3 кгс, после этого дотягиваются до 6 кгс, и до 9. 10 кгс.

И самая очевидная причина — низкое качество материала, из которого сделана прокладка. Тут все просто. Старайтесь покупать изделия в проверенных магазинах. При выборе необходимо руководствоваться правилом “золотой середины”. Прокладка, конечно же, стоит недорого, поэтому не стоит переплачивать, как и покупать откровенно дешевый мусор. Главное, чтобы вы были уверены в магазине, где совершаете покупку.

Также не исключено что прокладка головки блока прогорела попросту от износа материала, ведь у всего есть свой строк службы.

Примеры мест пробоя прокладки ГБЦ

Также иногда причинами в работе прокладки бывают проблемы с нарушением процесса сгорания топлива (детонация, калильное зажигание). Из-за перегрева очень страдает головка блока цилиндров. В ней могут появиться трещины, которые также приведут к разгерметизации описанных систем. Головка, как правило, сделана из алюминия. А в процессе нагрева он расширяется быстрее, чем стальные болты. Поэтому головка начинает значительно давить на прокладку, а та испытывает перегрузки. Это и приводит к отвердеванию материалов прокладки, что в свою очередь вызывает разгерметизацию.

Часто когда прокладка выходит из строя, она прогорает по окантовке или между цилиндрами. В этом случае нередко возникает эрозия поверхности блока цилиндров и самой окантовки вблизи повреждения. Изменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорания. Для устранения неисправности часто достаточно установить правильный угол зажигания.

Для водителя важно понимать различие между понятиями «пробой» и «прогар» прокладки. Пробой в данном случае подразумевает существенное повреждение поверхности прокладки или отдельных ее элементов

В данном же случае (а чаще всего так и происходит) водитель сталкивается с прогаром. То есть, возникают незначительные повреждения, которые порой даже тяжело найти на прокладке. Однако именно они становятся причиной перечисленных выше неприятных ситуаций.

Способы устранения воздушной пробки в системе охлаждения

Способ 1

Способ устранения зависит от причин возникновения неисправности. В большинстве случаев причиной становится слив ОЖ из двигателя. Слив производится либо для замены, либо для ремонта. Перед заливом жидкости нужно ослабить хомут на верхнем патрубке печки со стороны моторного отсека. Так, чтобы он свободно снимался. Затем перевести краник печки в положение, когда он открыт полностью. После этого приступить к заполнению ОЖ. Заполнять маленькими порциями, продавливая при этом большие шланги руками по всей длине. Делать это нужно с того момента, когда расширительный бачок станет полным. При этом понемногу снимать верхний патрубок печки со штуцера, выпуская воздух. После того как бачок станет пустым, долить ОЖ и опять продавливать шланги. Затем, подставив под верхний шланг тару для слива жидкости, понемногу снимать его для выхода воздуха до появления ОЖ. После чего долить до верхней метки расширительного бачка и завести мотор. При заведённом моторе также снимаем верхний шланг и продавливаем большие патрубки по всей длине до того момента, когда потечёт жидкость без пузырьков. После этого надеваем и прогреваем мотор до той температуры, когда сработает электровентилятор (это будет означать, что открылся термостат), и пробуем очень аккуратно оттягивать патрубок для выхода воздуха. Продолжаем до появления жидкости без пузырьков. И следя за уровнем ОЖ (чтобы не опускался ниже отметки минимума), продавливаем патрубки по всей длине. Также необходимо следить за всеми местами соединений на предмет подтекания. Если такие имеются, немедленно их устранять. Если при работе мотора жидкость в бачке держится на одном уровне и в него не идут пузыри, значит, всё герметично, можно закрывать крышку.

Способ 2

Если ОЖ не сливалась, а печка завоздушилась из-за протечек, то после устранения протечки, долив жидкость до максимальной отметки, необходимо открыть краник на печке и, запустив мотор, рукой продавить все шланги по всей длине до прекращения появления пузырьков в расширительном бачке. Если это не поможет, выбрать место с подъёмом и поставить автомобиль так, чтобы передняя часть была выше задней. Затем завести двигатель и, продавливая патрубки, открывать дроссельную заслонку (не более 3-х тысяч оборотов).

Способ 3

Следующий способ самый верный и эффективный. Он позволяет полностью избавиться от воздушных пробок. Для этого нам потребуется ручной насос. Именно насос, а не компрессор, поскольку им очень легко контролировать давление. Заполняем расширительный бачок доверху. Закрываем плотно крышку и снимаем шланг в верхней части бачка (обратку). Далее, нужно поместить любую пустую тару (лучше канистру) в моторном отсеке и опустить его туда. А трубку от насоса посредствам хомута присоединить к штуцеру бачка. И нагнетая давление насосом, следить за уровнем ОЖ в бочке и при достижении минимального уровня доливать до полного (можно использовать жидкость, которая будет вытекать из трубки). Данную процедуру необходимо проделывать, пока не перестанет выходить ОЖ с пузырьками. Далее, довести уровень жидкости до максимальной отметки и плотно закрыть крышку.

Вот мы и рассмотрели, как развоздушить печку Газель Бизнес. Для этого не нужно дорогостоящего оборудования и первоклассных специалистов. Все эти процедуры можно проделать самому, без сторонней помощи. Всё вышеперечисленное можно сделать в дороге, если неисправность застигла вас в пути. Такой набор инструментов и приспособлений имеется в каждой машине. Нет необходимости в особых навыках или знаниях для проделывания таких процедур. Если же всё это вам не помогло, то проблема заключается в чём-то другом. И для дальнейшего ремонта необходимо найти причину поломки, а потом заниматься её устранением.

Что говорит закон?

Правила дорожного движения запрещают стоять с работающим двигателем во дворе больше 5 минут. Впрочем, у исправных автомобилей, двигатели которых соответствуют эконормам Евро-4 и Евро-5, чрезмерно загрязненный выхлоп наблюдается в течение первых двух-трех минут работы. Конечно, все зависит от температуры воздуха. В лютый мороз все гораздо хуже и дольше. С отдельными владельцами, подолгу и регулярно прогревающими свой автомобиль, есть смысл побороться — например, написать заявление участковому инспектору полиции. А вот с гостями двора, которые долго греют машину под окнами, эффективных и законных методов борьбы, к сожалению, нет: напишете вы заявление, а они больше никогда не заедут в ваш двор.

Если автомобили не стоят вплотную к дому, то жителям первого и второго этажа приходится не очень туго. Дело в том, что выхлопные газы — теплые, а потому легче воздуха и довольно быстро поднимаются вверх. Затем они остывают и задерживаются на высоте около 10 метров от земли. Так что хуже всего приходится жителям третьих этажей. Выше газы, конечно, тоже попадают, особенно самые летучие вещества, но разбавление чистым воздухом становится все больше и больше. На высоте более 15–20 метров (этажи с пятого по седьмой) над уровнем земли концентрация становится примерно втрое меньше.

Концентрация загрязняющих веществ, присутствующих в выхлопных газах автомобиля

Другое дело, если дом очень высокий, П-образный. Тогда он становится ловушкой для промышленных выхлопных газов, которые выбрасываются из труб заводов, ГРЭС и ТЭЦ. Получается, что оптимальны с точки зрения чистоты воздуха квартиры, расположенные на 5-м — 7-м этажах.

Как проверить идут ли газы в двигатель Газы в системе охлаждения дизельного двигателя причина Почему скапливаются в расширительном бачке автомобиля газы? причины и способы ремонта Как проверить идут ли газы в систему охлаждения Как проверить идут ли газы в систему охлаждения | автомеханик.ру Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя: как избавиться Воздух в системе охлаждения двигателя автомобиля: признаки и способы устранения воздушной пробки Газы в системе охлаждения двигателя признаки неисправности Почему скапливаются в расширительном бачке автомобиля газы? причины и способы ремонта Выхлопные газы в системе охлаждения признаки

А вот если окна выходят не во двор, а на оживленный проспект, то не только выхлопные газы, но и частицы сажи, резины, асфальта, тормозных колодок могут подниматься вплоть до десятого этажа. Тут дело в более интенсивном вихревом потоке от быстро проезжающих автомобилей.

Поэтому прошу и призываю: следите за исправностью автомобилей, не удаляйте каталитические нейтрализаторы — это сильно ухудшает качество выхлопа. И старайтесь не прогревать машину во дворе жилого дома.

Чем опасно завоздушивание?

Очевидно, что перегрев двигателя крайне опасен. Заклинивание силовой установки и незапланированная остановка машины — вот к чему это может привести

Поэтому важно удалять затор в системе охлаждения незамедлительно, чтобы не усугубить проблему еще больше.

В таких условиях обязательно деформируется головка блока, имеющая сложную форму литья. Она искривляется, ломаются прокладки, автол проникает в цилиндры.

Завоздушивание наряду с повышением температуры (500 градусов и выше), вызывает увеличение давления. Поэтому также выходят из строя прокладки, сальники (уплотнители), перегородки между всеми моторными системами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *