Газель какой класс на платной дороге
Перейти к содержимому

Газель какой класс на платной дороге

  • автор:

Платные дороги России: перечень, сколько стоит и как оплачивать проезд

Платные дороги России: перечень, сколько стоит и как оплачивать проезд

Платная автодорога — это трасса или отдельные участки, проезд по которым автовладельцы и водители должны оплачивать.

Что такое платные дороги и зачем они нужны?

Платная автодорога — это трасса или отдельные участки, проезд по которым автовладельцы и водители должны оплачивать. Плата позволяет компенсировать расходы на строительство владельцу дороги, а также идёт на её содержание (ремонт полотна, уборку и пр.).

Платные трассы в России появляются обычно на участках с интенсивным движением и как альтернатива уже существующим бесплатным дорогам. Вторые могут проходить через множество населённых пунктов, изобиловать светофорами, пешеходными переходами, «лежачими полицейскими», участками с ограничениями скоростного режима.

Платные дороги строят так, чтобы ехать по ним можно было быстро, безопасно и с комфортом. На них выше качество дорожного покрытия, везде есть освещение, встречные потоки автомобилей разделены барьерными ограждениями, что делает движение более безопасным. На некоторых участках можно разгоняться до 130 км/ч.

Для комфорта на трассах М-11, М-4 и М-3 через каждые 20–50 км расположены площадки для отдыха, где можно безопасно перекусить, попить кофе, сходить в туалет, размяться на спортивной или детской площадке. Посмотреть, где они находятся, можно на сайте ОССП (Объединённые системы сбора платы) в разделе «Объекты, расположенные на дороге».

Трасса М-12, которая сегодня соединяет Москву и Татарстан, является самой грандиозной дорожной стройкой в России за последние 50 лет. В ближайших планах ― продлить ее до Екатеринбурга, затем до Тюмени и, возможно, до Владивостока. Для комфорта автомобилистов планируется строительство многофункциональных зон сервиса через каждые 30-65 км. Их главный принцип: «Сначала отдохни, потом заправься». Пока на трассе есть только одна такая зона. Это значит, что, въехав на территорию, водители двигаются по заранее продуманному маршруту: стоянка и зоны для отдыха с кафе, магазином и площадками, а лишь затем ― выезд к заправочным станциям и на автодорогу.

Платная трасса обычно состоит из участков с разной стоимостью проезда. Сумма зависит не от протяженности, а от дня недели, времени суток, класса автомобиля. Для легковушек оплата меньше, чем для большегрузов или коммерческого пассажирского транспорта.

Из недостатков — бывают пробки на пунктах оплаты, которые оборудованы шлагбаумами, поэтому иногда приходится долго ждать проезда. Для тех, кто регулярно ездит по платным автодорогам, создано устройство для бесконтактной оплаты ― транспондер. Гаджет позволяет свободно въезжать на «платку», не теряя времени в пробках, чтобы оплатить проезд. Дальше расскажем о нем подробнее.

Список платных дорог России

Первый платный участок в России ― всего 20 км трассы М-4 Дон ― открылся еще в 1999-м.Сегодня общая протяжённость таких магистралей составляет более 2000 км. И строительство продолжается.

Название дороги Где проходит Оператор
Центральная кольцевая автодорога в Московской области, ЦКАД «А-113» Протяженность более 800 км Подмосковье и Новая Москва в 50 км от МКАД Автодор
М-1 «Беларусь», кроме участка «Северный обход Одинцова». Протяженность более 800 км Московская и Смоленская области, от Москвы и до границы с Республикой Беларусь Автодор
М-3 «Украина». Протяженность около 900 км Московская, Калужская, Курская, Брянская области, от Москвы до Брянска Автодор
М-4 «Дон». Протяженность более 1500 км Московская, Тульская, Липецкая, Воронежская, Ростовская области, Краснодарский край, от Москвы до Краснодара Автодор
М-11 «Нева» 58 — 149 км и 208 — 684 км. Протяженность более 670 км Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области, от Москвы до Санкт-Петербурга Автодор
М-12 «Восток» (часть участков) Действующие участки — от Москвы до Казани, Московская, Владимирская и Нижегородская области, Чувашская Республика и Республика Татарстан.В будущем дорогу продлят до Екатеринбурга, затем до Тюмени Автодор
М-11 «Нева»15 — 58 км От Москвы до Солнечногорска ОССП
Проспект Багратиона (северный дублер Кутузовского проспекта, СДКП) и участок «Северный обход Одинцова» на М1 Москва и Московская область, Одинцовский район, от Третьего транспортного кольца до пересечения с Минским шоссе и съезда в сторону Можайска Новое качество дорог
Московский скоростной диаметр в Москве, МСД От дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе (СБВ) до М-11 «Нева» с ответвлением на М-12 «Восток» Администратор Московского парковочного пространства
Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, ЗСД Запад Санкт-Петербурга, от Кольцевой автодороги на юге до Белоострова Магистраль Северной столицы
Платные дороги в Псковской области Участок дороги Печоры — Старый Изборск до границы с Эстонией
Участок дороги Остров — Вышгородок до границы с Латвией
Участок дороги Опочка — Дубровка до границы с Беларусью
Участок дороги Ольша — Невель
Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области
Платные дороги в Удмуртии Мосты через реки Кама и Буй на дороге Ижевск — Камбарка до границы Республики Башкортостан Региональная инвестиционная компания
Платная дорога в Рязани Путепровод через железную дорогу на улице Новоселковская Региональные платные дороги

По закону, у всех платных дорог, ведущих к населенным пунктам, должны быть бесплатные дублеры, чтобы не ущемлять права автомобилистов. Исключение составляют только магистрали Крайнего Севера. Здесь плохо развита дорожная сеть, и у платной дороги может не быть объезда. В этом случае для большинства машин проезд по ней делают бесплатным. Оплату берут только с грузовиков, а с легковых автомобилей деньги не взимают.

В других регионах у водителей всегда есть выбор: ехать по более скоростной платной или бесплатной магистрали. Например, из Москвы в Санкт-Петербург можно добраться без оплаты по трассе М-10 «Россия» либо выбрать платный проезд, отправившись в путь по М-11 «Нева». Из Москвы в Краснодар можно доехать по бесплатной дороге через Тулу и станицу Полтавскую или предпочесть платную автомагистраль М-4 «Дон».

Отправляясь в поездку, заранее проложите маршрут на Яндекс Картах или в 2GIS. Геосервисы покажут платные участки и альтернативные бесплатные автодороги. Ниже приведен пример маршрута из Москвы до Ельца (Липецкая область) на Яндекс Картах. Зеленым цветом отмечена платная дорога, серым — бесплатная.

Карта платных и бесплатных дорог

Скоростной режим на платных автодорогах

Большая часть платных магистралей имеет скоростной режим 110 км/ч, а в некоторых местах — 130 км/ч. Максимальная скорость разрешена на трассе М-11 «Москва — Санкт-Петербург» (с 258 по 334 км, обход Вышнего Волочка) и на участке дороги М-4 «Дон» (с 517-го по 544-й км) в Воронежской области.

Но злоупотреблять скоростью не стоит, особенно с учётом нештрафуемых 20 км в час. Дело не только в рисках и штрафах — на таких скоростях резко возрастает расход топлива, что особенно заметно на высоких кроссоверах.

Итог предсказуем — машине гораздо чаще будет требоваться заправка, а помимо лишних расходов это ещё и потеря времени.

Многие водители жалуются на недостаточное количество больших заправочных комплексов, а автоматические контейнерные АЗС могут располагаться на расстоянии до 100 км друг от друга. В пиковые часы на заправках выстраиваются длинные очереди, в которых можно провести до полутора часов.

Сравним, за сколько можно добраться из Москвы до Санкт-Петербурга по бесплатной и платной магистралям. Бесплатная М-10 «Россия» проходит через города и посёлки. Ограничение скорости в населённых пунктах — от 40 до 60 км/ч. На трассе много светофоров и камер контроля скорости, часто бывают пробки. Если ехать ночью, заторов будет меньше и добраться можно быстрее. На платной трассе М-11 «Нева» разрешенная скорость 110–130 км/ч, а камеры стоят только на опасных участках дороги и крупных развязках. Участок 60 км в объезд Твери придётся проехать по М-10. Ограничение скорости почти на всём этом участке — 40 км/ч.

М-10 М-11
Расстояние 680 км 670 км
Разрешённая скорость 40-90 км/ч 110-130 км/ч
Время в пути Около 10,5 часов Около 6,5 часов

Путь из Москвы в Казань по бесплатной М-7 «Волга» займет около 11,5 часов. По платной М-12 ― примерно 6,5 часов, сообщают в «Автодоре». Согласно Яндекс.Картам, по М-4 «Дон» из столицы до Ростова-на-Дону можно доехать за 12 часов. Время рассчитано на движение без остановок со средней скоростью 90–100 км/ч. Примерно на четыре часа больше потребуется, если объехать по альтернативным автодорогам все участки, где взимают плату за проезд.

Сколько стоит проезд по платным дорогам: тарифы и калькуляторы расчета

У каждого оператора своя тарифная сетка, льготные программы и спецпредложения. Конечная стоимость зависит не только от участка автодороги, но и от вида транспорта, дня недели, времени суток.

Например, проезд по участку М-11 с 58 по 97 км для категории I (легковые автомобили, мотоциклы) в январе 2024 года стоит 170 ₽ по будням и в выходные. Для категории IV (грузовые машины, автобусы с тремя и более осями) — 520 ₽ в будни и 580 ₽ в выходные.

Таблица с расчетом стоимости проезда по участку М-11

Тарифы основных операторов

Автодор avtodor-tr.ru
ОССП m11-neva.ru
Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области transport.pskov.ru
Региональная инвестиционная компания osa-kama.ru
Региональные платные дороги m-road62.ru

Удобно рассчитывать стоимость проезда с помощью калькуляторов, которые можно найти на сайтах операторов. Например, у «Автодора» вот такая онлайн-форма:

Онлайн калькулятор

Нужно указать начальную и конечную точки маршрута, вид транспортного средства, день недели. Далее нажать «Рассчитать стоимость», и появится новое окно с примерной стоимостью.

Стоимость проезда Москва-Санкт-Петербург

Например, в январе 2024 года по будням проезд из Москвы в Санкт-Петербург на легковом автомобиле стоит от 2400 рублей, на грузовом III категории ― от 3660 рублей, а в выходные еще дороже

У каждого оператора — свой калькулятор на сайте.

Каждый оператор сам устанавливает тарифы, а также решает, кому предоставлять льготы. Например, проезд по МСД для транспорта с регистрационными номерами Москвы и Московской области ― бесплатный. Для приезжих он составляет 950 рублей (на январь 2024). Но и в этом случае есть исключения: машина провела на МСД больше двух часов. Или только один раз пересекла границу ЦКАД в течение суток.

Что такое транспондер и как им пользоваться?

Оплатить проезд можно наличными, банковской картой, а также с помощью транспондера. На разных полосах оплату могут принимать только одним способом либо несколькими. Об этом сообщают информационные знаки. Их видно издалека, поэтому перестроиться в нужный ряд не составит труда. Например, эти знаки говорят, что оплатить въезд можно любым способом:

Знаки доступных способов оплаты

На этой полосе оплату принимают бесконтактным путем через радиосигнал от транспондера. Для этого двигаться нужно со скоростью не более 30 км/ч.

Знак возможности оплаты бесконтактным путем

Многие банки предлагают автовладельцам кешбэк при использовании банковской карты, поэтому безналичная оплата с помощью «пластика» позволит сэкономить на проезде. Второй вариант сэкономить ― аренда или покупка транспондера.

Это гаджет, который представляет собой небольшую коробочку, передающую радиосигнал. Мотоциклистам рекомендовано класть ее в нагрудный карман, водителям автомобилей ― крепить на лобовое стекло, но в таком месте, чтобы она не мешала обзору. Например, в легковых автомобилях за зеркалом заднего вида. В грузовиках ― посередине нижней кромки ветрового стекла, чуть выше приборной панели.

В машинах гаджет крепят на лобовое стекло при помощи держателя на двустороннем скотче, которые идут в комплекте. Чтобы он хорошо держался, обезжирьте нужный участок спиртовой салфеткой, а затем плотно прижмите держатель.

Когда машина въезжает на платную автодорогу, датчик считывает транспондер и автоматически списывает деньги. Операторы рекомендуют снижать скорость перед проездом через ворота до 30–40 км/ч, чтобы распознавание прошло правильно, а на вашем автомобиле не остался долг.

Транспондер выгоден в двух случаях:

  • Вы хотя бы раз в месяц-два ездите по платным магистралям. Устройство окупится примерно через 8–10 поездок.
  • Вы планируете проехать по платной трассе несколько раз за короткое время. Например, из Москвы до курортов Краснодарского края и обратно. В этом случае можно взять транспондер в аренду.
Виды транспондеров
  • Персонифицированные устройства можно купить только в центре обслуживания клиентов или на официальном сайте оператора платной автодороги. Чтобы там зарегистрироваться, необходимо указать паспортные данные, электронную почту и номер телефона, а также привязать банковскую карту.
  • Неперсонифицированные, то есть анонимные, продают в интернет-магазинах, на маркетплейсах, заправках и у партнеров эмитента. При покупке можно не указывать паспортные данные. Возможностей меньше: нет программы лояльности и абонементов. В любой момент такой транспондер можно персонифицировать, если зарегистрироваться и указать паспортные данные в личном кабинете на сайте оператора или в центре поддержки клиентов.

После покупки следует завести счет-кошелек, который нужно регулярно пополнять для оплаты проезда. Это можно делать картой в личном кабинете на сайте или в приложении, переводом из мобильного банка, наличными в банкоматах либо в центрах поддержки и обслуживания клиентов через терминалы «Элекснет».

Транспондером одного оператора можно оплачивать проезд по трассам другого. Покупать для каждой платной трассы отдельное устройство не нужно, достаточно включить в личном кабинете услугу интероперабельности. Как правило, скидки будут только на «родные» автодороги, поэтому имеет смысл приобрести транспондер того оператора, по чьим участкам вы будете ездить чаще

Если ваша деятельность связана с частыми поездками по платным магистралям, то можно приобрести несколько гаджетов, чтобы пользоваться льготными программами каждого оператора. Но использовать их одновременно нельзя. Если на стекле машины стоят два устройства, то при проезде через пункт оплаты деньги спишутся с обоих. Чтобы не платить дважды, нужно оставить только один. А второй — убрать в металлизированный пакет, который не пропускает радиосигнал, или завернуть в фольгу.

Где купить?
  • На самой платной дороге, то есть в центрах обслуживания клиентов или на пункте взимания платы у операторов-кассиров.
  • На маркетплейсах.
  • На заправках.
  • В розничных магазинах.

У каждого оператора платных дорог свои транспондеры:

  • «Автодор — платные дороги» — устройства T-Pass.
  • «Магистраль Северной столицы» — модели «ЗСД».
  • «Новое качество дорог» — гаджеты «Главная дорога».
  • «Северо-Западная Концессионная Компания» — транспондеры «М11:15-58».

Например, Т-Pass от «Автодора», по данным на январь 2024 года, стоит 4000 рублей. Примерно за такую же сумму можно заказать его на маркетплейсе. Арендная плата за устройство, если брать у «Автодора», составляет всего пять рублей в сутки. Активация может занять до 24 часов, поэтому лучше взять его заранее, а не непосредственно перед поездкой. Вернуть гаджет можно в любом Центре поддержки и обслуживания. Перед возвратом необходимо погасить задолженность за аренду. Остаток средств на лицевом счете вернут на карту или наличными (зависит от способа пополнения).

Через 3–5 лет работы батарея в гаджете выходит из строя. Если устройство еще на гарантии, то в центре обслуживания клиентов его бесплатно поменяют на новое. Если же гарантийный срок уже истек, придется покупать новый транспондер. Некоторые операторы в таких случаях дают скидку.

Системы оплаты проезда

  • Проезд по предоплате. Это может быть предварительная покупка абонемента либо оплата при въезде на трассу на кассе.
  • Постоплата. Оплатить проезд нужно при выезде, сумма зависит от пройденного расстояния.
  • Иногда встречается смешанная система — когда проезд оплачивают в начале, но при выезде показывают кассиру билет. При некоторых условиях проезд может быть бесплатным. Например, если вы проедете участок 40–464 км трассы М4 «Дон» быстрее, чем за час.
  • Система «Свободный поток». На въезде нет шлагбаумов, а проезд фиксируют специальные датчики. Оплату сразу списывают с транспондера, а если его нет, привязывают долг за проезд к госномеру автомобиля. У владельцев транспортных средств есть пять дней на оплату совершенного проезда. Если просрочить платёж, то придётся заплатить ещё и штраф: 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовиков.

Для оплаты проезда по автодорогам, оборудованным системой «Свободный поток», существует шесть способов. Проезд можно оплатить на сайте «Автодор – Платные Дороги», в мобильном приложении «Автодор», с помощью сервисов USSD, смс, через терминалы или банковское мобильное приложение.

Мобильное приложение Мобильное приложение Мобильное приложение

Даже если у вас нет транспондера T-pass, зарегистрировав госномер в мобильном приложении «Автодор», вы сможете оплачивать проезд по скоростным дорогам М-12 «Восток» и ЦКАД в одно касание. Сумма задолженности будет автоматически отображаться на главном экране, а по факту проезда и оплаты будут приходить уведомления.

Помощь водителям на платных магистралях

На дорогах, которые находятся в ведении «Автодора» и ОССП, в нештатной ситуации на помощь автомобилисту придет служба аварийных комиссаров. Помощь они оказывают бесплатно. В обязанности аваркомов входит:

    В случае поломки или ДТП ограждение места остановки автомобиля либо его буксировка до ближайшего безопасного места. Оказание технической помощи — замена колеса, помощь в запуске двигателя в случае севшего аккумулятора, предоставление инструментов для мелкого ремонта. Помощь с дозаправкой. Аварком предоставляет канистру и отвозит водителя на ближайшую АЗС для заправки, после чего водителя доставляют до его машины. Оказание первой помощи на месте ДТП. Вызов на место происшествия сотрудников экстренных служб. Помощь в оформлении европротокола при аварии.

Вызвать аварком можно, набрав номер *2323, через мобильное приложение «Автодор», с помощью устройств экстренной связи с надписью SOS, которые установлены вдоль трасс. Среднее время реагирования на вызов — 15 минут.

Водителям, которым требуется помощь на ЗСД, нужно набрать номер 0405. Также на любой дороге вы можете позвонить на общий телефон экстренной связи 112.

Что делать, если случайно заехал на платную дорогу?

На некоторых платных трассах стоят шлагбаумы, но не везде: например, при системе оплаты «Свободный поток» дорогу не перекрывают. О том, что она платная, сообщат дорожные. Вот пример дорожного знака с информацией о платной дороге и развязке, где можно съехать на бесплатную объездную трассу:

Знак

О том, что впереди трасса, на которой берут оплату, автомобилистов может предупредить табличка 8.8 «Платные услуги» в сочетании, например, со знаком 5.1 «Автомагистраль».

Табличка 8.8 «Платные услуги»

Табличка

Знак 5.1 «Автомагистраль»

Знак

Но если вдруг вы не заметили знаки, например, в темноте или в плохую погоду, запутались в развязках и оказались перед въездом на платный участок, не паникуйте. Ни в коем случае не сдавайте назад, включив «аварийку». Движение задним ходом по магистрали обернется штрафом в 2500 рублей согласно части 3 статьи 12.11 КоАП.

Ищите место для парковки. Обычно до въездного пункта есть маленькие «карманы». Оставьте там автомобиль, чтобы не получить штраф в 2000 рублей по части 4 статьи 12.19 КоАП за остановку на магистрали. Найдите сотрудников пропускного пункта и объясните им ситуацию. Если же «кармана» нет, то езжайте по полосе, которая ведет к точке оплаты наличными. Подъехав, сообщите, что оказались здесь по ошибке. Сотрудники наверняка уже сталкивались с подобными случаями и помогут выйти из положения.

Второй вариант ― оплатить проезд по одному из участков и съехать на бесплатную автодорогу на первой же развязке. В этом случае считайте трату денег платой за собственную невнимательность. Ну а если поездка вам понравится, и цена за проезд не слишком высока, то езжайте по «платке» до конца

Памятка водителям на платных дорогах

  • Платные трассы созданы для более скоростного, безопасного и комфортного передвижения.
  • На всех магистралях есть заправки, оборудованные зоны отдыха, туалеты, также работают аварийные комиссары и бесплатные эвакуаторы.
  • Трассы находятся под постоянным видеонаблюдением. Изображение в режиме реального времени передается в центр управления. Операторы мониторят обстановку. На любую нештатную ситуацию тут же отреагируют.
  • Тарифы на разных автодорогах различаются: на одних оплата фиксированная, на других ― зависит от ряда факторов. Информация о тарифах и калькуляторы стоимости есть на сайтах операторов.
  • Оплату можно осуществлять наличными, банковской картой или с помощью транспондера. Со специальным устройством можно сэкономить 15-55% стоимости. Также при регулярных поездках выгодно покупать абонемент.
  • Купить гаджет можно в центрах обслуживания клиентов, на пункте взимания платы, на маркетплейсах, АЗС, в розничных магазинах.
  • Транспондером одного оператора можно оплачивать проезд по дорогам другого.
  • Во время проезда по системе «Свободный поток» рекомендовано держаться в 10–15 метрах от машины, которая едет впереди. Если прижаться ближе, то шлагбаум откроется перед ней, а оплату спишут с вашего бесконтактного устройства. Вы в этом случае должны заплатить наличными или банковской картой, потому что по одному прибору не могут проехать несколько машин подряд.
  • Любителям дальних путешествий с дополнительным багажником стоит помнить о том, что система фиксации в автоматическом режиме определяет, какой высоты транспорт во время проезда через терминал. Есть вероятность, что с вас спишут больше, перепутав категорию автомобиля. Чтобы не переплачивать, нужно встать на полосу с оплатой через оператора, чтобы он списал нужную сумму.
  • Если водитель проехал по платной магистрали с системой «Свободный поток» и не заплатил за проезд в срок, ему выписывают штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовиков по статье 12.21.4 КоАП РФ.
  • Проезжая контрольный пункт, стоит дождаться от установленной в машине «коробочки» звукового сигнала, подтверждающего факт оплаты. Иначе водителю могут засчитать «безбилетный» проезд и выписать тот же штраф в 1500 рублей.

Поделиться:

Какую категорию нужно на «Газель» иметь: правила получения водительского удостоверения

Чтобы управлять грузовым автомобилем «Газель», необходимо иметь водительское удостоверение категории «B». Это базовая категория для вождения легковых автомобилей, к которой относится и «Газель». Получить права категории «B» может любой гражданин России, достигший возраста 18 лет.

Процесс получения прав категории «B» включает в себя следующие этапы:

Теоретический экзамен

И так, какую категорию нужно на «Газель»? Для начала необходимо сдать теоретический экзамен в ГИБДД. Он включает в себя решение экзаменационных билетов, состоящих из 20 вопросов. На подготовку дается 20 минут. Чтобы получить положительную оценку, нужно правильно ответить минимум на 16 вопросов.

Чтобы подготовиться к теоретическому экзамену, рекомендуется изучить Правила дорожного движения, а также пройти тестирование на специальных сайтах в интернете.

Медицинская справка

Перед началом обучения вождению необходимо пройти медицинское освидетельствование и получить медицинскую справку установленного образца. В ней должно быть указано, что у вас нет противопоказаний к управлению транспортным средством.

Медицинская справка выдается после прохождения осмотра врачами-специалистами: терапевтом, неврологом, офтальмологом и другими. Также необходимо сдать анализ крови и мочи.

Учебник по вождению с открытыми страницами в машине

Обучение в автошколе

Следующий шаг — поступление в автошколу и прохождение курса по подготовке водителей категории «B». Курс рассчитан минимум на 3 месяца и включает в себя как теоретические занятия, так и практические — вождение в условиях города и на загородных трассах.

По окончании обучения автошкола выдает свидетельство, которое является допуском к сдаче экзаменов в ГИБДД.

Экзамен по вождению

После окончания автошколы можно приступать к сдаче экзамена по вождению. Он состоит из двух этапов:

  • Проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытой площадке
  • Экзамен в условиях реального дорожного движения

В ходе экзамена проверяются навыки управления автомобилем, соблюдение ПДД и умение контролировать дорожную обстановку.

Получение водительского удостоверения

После успешной сдачи всех экзаменов можно получить водительское удостоверение категории «B» в подразделении ГИБДД. Для этого потребуются:

  • Паспорт
  • Медицинская справка
  • Свидетельства об обучении в автошколе и сдаче экзаменов
  • Квитанция об оплате госпошлины

После проверки документов выдается пластиковая карточка водительского удостоверения, дающая право управлять транспортными средствами категории «B», в том числе и «Газелью».

Таким образом, чтобы получить права на управление грузовиком «Газель», достаточно пройти стандартную процедуру получения водительского удостоверения категории «B». При соблюдении всех правил и успешной сдаче экзаменов права можно получить уже в 18 лет. Главное — ответственно подходить к обучению вождению.

Стоянка экзаменационного центра ГИБДД перед сдачей практического экзамена по вождению

Подробнее о теоретическом экзамене в ГИБДД

Теоретический экзамен является первым этапом на пути получения прав категории «B». Он проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 20 вопросов.

Вопросы в билетах охватывают следующие темы:

  • Основы законодательства в сфере дорожного движения
  • Правила дорожного движения
  • Основы управления транспортными средствами
  • Первая помощь при ДТП

Чтобы успешно сдать теоретический экзамен, нужно правильно ответить как минимум на 16 вопросов из 20. За каждую ошибку снимается по одному баллу.

Лучше всего готовиться к экзамену, изучая официальные источники — Правила дорожного движения и комментарии к ним. Также полезно решать тематические тесты и экзаменационные билеты.

Требования к медицинской справке

Медицинская справка является обязательным документом для поступления в автошколу. Она подтверждает, что у водителя нет противопоказаний к вождению.

Справка выдается по установленной форме и должна содержать заключения врачей о годности к управлению транспортным средством. Срок ее действия — 12 месяцев.

Особое внимание уделяется проверке зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Также обязательными являются анализ крови и общий анализ мочи.

Без действующей медицинской справки автошкола не имеет права зачислить учащегося на курсы водителей.

Порядок сдачи экзамена по вождению

Экзамен по вождению — заключительный этап перед получением водительского удостоверения. Он проводится в два этапа:

  1. Проверка первоначальных навыков на закрытой площадке
  2. Экзамен в условиях реального дорожного движения

На первом этапе проверяются базовые навыки: начало движения, разворот, парковка и т.д.

Второй этап проходит на дорогах общего пользования. Оцениваются навыки управления в потоке транспорта и соблюдение ПДД.

Для получения положительной оценки нужно допустить не более 5 негрубых ошибок. При большем количестве ошибок экзамен считается не сданным.

Срок действия водительского удостоверения

Срок действия водительского удостоверения категории «B» составляет 10 лет, после чего его необходимо менять на новое.

При этом каждые 2 года следует проходить медицинское освидетельствование и подтверждать свою пригодность к вождению.

Водители в возрасте от 60 до 80 лет должны проходить медосмотр ежегодно. Старше 80 лет водительское удостоверение выдается только при условии ежегодного медосвидетельствования.

Такие правила призваны повысить безопасность дорожного движения и не допустить к управлению транспортными средствами лиц, имеющих проблемы со здоровьем.

Особенности обучения в автошколе

Обучение в автошколе — важнейший этап подготовки к сдаче экзаменов в ГИБДД. Здесь будущие водители получают теоретические знания и практические навыки.

Программа обучения в автошколе рассчитана минимум на 3 месяца. Она включает какую категорию нужно на “Газель”:

  • Теоретические занятия по ПДД и основам управления автомобилем
  • Занятия по оказанию первой медицинской помощи
  • Практические занятия по вождению

Особое внимание уделяется отработке навыков вождения в условиях реального дорожного движения. Здесь оттачиваются действия водителя в различных ситуациях на дороге.

По окончании курса проводится внутренний экзамен, по результатам которого выдается свидетельство, разрешающее сдавать экзамены в ГИБДД.

Подача документов для замены прав

По истечении срока действия водительского удостоверения его нужно заменить на новое. Для этого в ГИБДД подаются:

  • Заявление установленного образца
  • Паспорт
  • Медицинская справка
  • Квитанция об оплате госпошлины

Также необходимо сдать старое водительское удостоверение. На руки сразу выдается временное разрешение на право управления транспортным средством.

Новое удостоверение можно получить лично через 30 дней после подачи заявления. Для этого потребуется дополнительная фотография.

Повторная сдача теоретического экзамена

Если на теоретическом экзамене была получена неудовлетворительная оценка, его можно пересдать. Для этого нужно:

  1. Подать заявление в ГИБДД о назначении повторной даты
  2. Оплатить госпошлину
  3. Явиться в назначенный день на экзамен

Пересдать теоретический экзамен можно не более двух раз. При повторном непрохождении нужно будет повторно пройти курс теоретической подготовки.

Восстановление навыков вождения

Если после получения прав не удалось наработать стабильных навыков управления автомобилем, имеет смысл пройти дополнительное обучение.

Для этого можно записаться на курсы повышения водительского мастерства или пройти индивидуальные занятия с инструктором.

Такие занятия помогут увереннее чувствовать себя за рулем и безопасно управлять автомобилем в различных дорожных ситуациях.

Правила сдачи практического экзамена по вождению

Практический экзамен по вождению — заключительное испытание перед получением прав. Он проводится в два этапа.

На первом этапе на закрытой площадке проверяются первоначальные навыки: какую категорию нужно на “Газель”, разворот, въезд в бокс и т.д.

Второй этап проводится в условиях реального дорожного движения. Маршрут и задания определяет экзаменатор.

В ходе экзамена оценивается правильность выполнения упражнений и соблюдение ПДД. Допускается не более 5 негрубых ошибок.

Подготовка к теоретическому экзамену в автошколе

Перед окончанием обучения в автошколе проводится внутренний теоретический экзамен. Он максимально приближен к формату экзамена в ГИБДД.

Для подготовки рекомендуется:

  • Повторить Правила дорожного движения
  • Изучить типовые экзаменационные билеты и тесты
  • Отработать правильность и скорость решения заданий

Хорошая подготовка позволит увереннее чувствовать себя на официальном экзамене в ГИБДД и сдать его с первой попытки.

Порядок выдачи российских прав при наличии иностранных

Граждане России, имеющие иностранное водительское удостоверение, могут получить российские права по упрощенной схеме.

Для этого в ГИБДД необходимо представить:

  • Заявление
  • Паспорт
  • Медицинскую справку
  • Иностранное водительское удостоверение

После этого можно сразу получить российские водительские права соответствующей категории без сдачи экзаменов.

Порядок допуска к экзаменам для лиц с ограниченными возможностями

Лица с ограниченными физическими возможностями могут быть допущены к сдаче экзаменов на права при соблюдении определенных условий.

Необходимо представить справку МСЭК с указанием, какую категорию можно получить с имеющимися ограничениями. Также потребуется заключение психолога.

При положительном решении комиссии ГИБДД разрешит сдачу экзаменов с учетом индивидуальных особенностей кандидата.

Особенности обучения вождению в автошколе

Обучение вождению — ключевой раздел программы подготовки водителей в автошколе. Здесь отрабатываются практические навыки управления автомобилем.

Занятия проводятся на учебном автодроме и учебном автомобиле с дублирующими педалями. Рядом находится инструктор.

Поэтапно отрабатываются: пуск двигателя, начало движения, переключение передач, остановка, парковка, разворот и другие навыки.

После освоения базовых навыков переходят к вождению в условиях реального дорожного движения.

Порядок возврата прав после лишения

Если водитель был лишен прав за нарушение ПДД, их можно вернуть после истечения срока лишения.

Для этого в ГИБДД подается заявление с приложением медицинской справки и документа об оплате госпошлины.

Также необходимо будет сдать теоретический и практический экзамены, чтобы подтвердить сохранение навыков.

После этого водительское удостоверение будет возвращено. На время экзаменов выдается временное разрешение на вождение.

Переоформление прав при смене фамилии

При изменении фамилии необходимо переоформить и водительское удостоверение, чтобы данные в нем соответствовали паспорту.

Для этого в ГИБДД подается:

  • Заявление
  • Паспорт и его копия
  • Копия документа, подтверждающего смену фамилии (свидетельство о браке и т.п.)
  • Старое водительское удостоверение

Новое удостоверение с откорректированными данными можно будет получить после проверки документов.

Получение международных прав

На основании российского удостоверения можно оформить международные водительские права, действующие за рубежом.

Для этого потребуются:

  • Российское водительское удостоверение
  • Медицинская справка
  • Фотография
  • Заявление
  • Паспорт

Срок оформления международных прав — до 30 дней. Их действие ограничено 3 годами.

Оформление водительского удостоверения

После успешной сдачи всех экзаменов можно приступать к оформлению и получению водительского удостоверения.

Для этого в подразделение ГИБДД необходимо представить:

  • Паспорт
  • Медицинскую справку
  • Документы об образовании
  • Фотографию
  • Квитанцию об оплате

После проверки документов изготавливается пластиковая карта водительского удостоверения установленного образца со сроком действия 10 лет.

Возможность досрочной сдачи экзаменов

В исключительных случаях возможна досрочная сдача экзаменов на водительские права до достижения 18 лет.

Для этого потребуются:

  • Ходатайство от работодателя
  • Согласие родителей
  • Медицинское разрешение

Решение о допуске принимается комиссией ГИБДД строго индивидуально с учетом особых обстоятельств.

Порядок обмена иностранных прав

Граждане РФ, имеющие постоянно действующее иностранное водительское удостоверение, могут обменять его на российское.

Для этого необходимо:

  • Заявление в ГИБДД
  • Паспорт
  • Медсправка
  • Иностранное водительское удостоверение

После этого по результатам проверки документов происходит обмен прав соответствующей категории без экзаменов.

Получение трактористами прав категории B

Водители тракторов имеют возможность получить права категории «B» в упрощенном порядке.

Для этого нужно сдать только практический экзамен по вождению в ГИБДД. Теоретический экзамен не требуется.

Потребуются документы: паспорт, медсправка, удостоверение тракториста-машиниста.

Такая возможность предусмотрена, так как навыки вождения трактора частично пересекаются с навыками вождения легкового автомобиля.

Все о платных дорогах: как пользоваться, оплачивать и объезжать

Платная дорога — это вся трасса или один из ее участков, за проезд по которым нужно заплатить. Например, в январе 2024 года добраться от Москвы до Краснодара по дороге М-4 стоило 3570 ₽, если ехать на легковой машине с четверга по пятницу.

Как мы считали стоимость проезда

Когда была открыта первая платная дорога в РФ. В России платные дороги появились в 1998 году. Первой из них стал участок трассы М-4 «Дон» в Липецкой области.

В 2007 году положения о платных дорогах закрепили в законе: зафиксировали, как дорога становится платной, а также правила льготного проезда, статус владельца и оператора дорог и так далее.

Сейчас в России шесть платных федеральных трасс.

Планируются дороги от Екатеринбурга до Краснодара, от Комсомольска‑на‑Амуре до Владивостока через Хабаровск, магистраль от Дербента до Нальчика.

Некоторые действующие трассы будут продлевать за счет реконструкции уже существующих дорог. Например, в трассу М-12 «Восток» в 2024 году включат участок Казань — Дюртюли дороги М-7 «Волга», участок Ачит — Екатеринбург дороги Р-242 и участок Екатеринбург — Тюмень дороги Р-351. Еще в нее войдет строящийся участок Дюртюли — Ачит. В итоге автотрасса М-12 соединит Москву и Тюмень.

У платных дорог есть владелец и оператор.

Владелец большинства платных дорог — государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно Автодор. Оператор — ее дочерняя компания «Автодор — Платные Дороги».

Список действующих дорог с платными участками и их операторы

Плюсы и минусы платных трасс. Обычно на платных дорогах выше разрешенная скорость, лучше качество покрытия, есть оборудованные стоянки для отдыха и меньше ограничений для движения вроде железнодорожных путей или тоннелей. Например, на некоторых участках трассы М-4 и М-11 можно разгоняться до 130 километров в час.

Из недостатков — бывают пробки на пунктах оплаты. Например, если на платной дороге несколько участков со шлагбаумами, возле которых принимают оплату, на каждом может собраться пробка, поэтому придется долго ждать проезда. Также на платных трассах не всегда есть придорожные кафе и магазины.

Как понять, что впереди платная дорога. Предупреждение о том, что скоро начнется платная трасса, размещают на дорожных табло. Рядом указывают информацию о том, как бесплатно объехать этот участок.

На некоторых платных трассах стоят шлагбаумы, но не везде: например, при системе оплаты «Свободный поток» дорогу не перекрывают. В этом случае узнать, что она платная, можно только по дорожным знакам и рамкам на обочине.

О системах оплаты мы расскажем дальше.

blog image

Пример дорожного знака с информацией о платной дороге и развязке, где можно съехать на бесплатную объездную трассу

Тарифы: сколько стоит проезд по платным дорогам

Рассчитать стоимость проезда можно по тарифной сетке. Тарифы есть на сайтах операторов.

Тарифы основных операторов:

Цена проезда может зависеть от времени суток, класса транспортного средства, дня недели, наличия транспондера — гаджета для оплаты проезда по платным дорогам.

Например, проезд по трассе М-11 «Нева» с 89 по 149 км на участке Клин — Тверь в январе 2024 года стоил:

для категории I (легковые автомобили, мотоциклы) — 250 ₽ и в будни, и в выходные;
для категории II (среднегабаритный транспорт — пикапы, фургоны) — 310 ₽ в будни и 350 ₽ в выходные;

для категории IV (грузовые машины и автобусы с тремя и более осями) — 520 ₽ в будни и 580 ₽ в выходные.

blog image

Пример тарифной сетки на сайте Автодора

Рассчитывать стоимость проезда вручную не всегда удобно, поэтому проще всего сделать это через калькулятор на сайте оператора дороги.

blog image

Пример калькулятора на сайте Автодора

Калькуляторы основных операторов:

ОССП — калькулятор на сайте владельца дороги, СЗКК.

Сколько платят жители регионов, где есть платные дороги. По общему правилу разницы нет: жители тех регионов, где проходят платные дороги, оплачивают проезд так же, как и водители, которые едут транзитом.

Бывают исключения: например, для жителей Москвы и Московской области проезд по Московскому скоростному диаметру бесплатный, а для транзитных автомобилей — платный. Решение о бесплатном проезде принимают государственные органы, оператор или владелец дороги.

Объезд платных участков

У каждой платной дороги обязательно есть бесплатная альтернатива — объезд, который сопоставим по длине с платным участком. Например, платная трасса М-4 «Дон» идет от Москвы до Краснодара. Параллельно ей идет бесплатная дорога через Тулу и станицу Павловская. Для платной дороги М-11 «Нева» от Москвы до Петербурга есть бесплатная трасса М-10 «Россия».

По закону нельзя, чтобы единственная дорога до населенного пункта была платной или чтобы объездной путь был намного дольше. Исключение — дороги на Крайнем Севере. В этих районах у платной дороги может не быть объезда и из‑за плохой транспортной доступности для большинства машин ее делают бесплатной. Плату за проезд берут только с грузовиков, а легковым автомобилям платить не нужно.

Чтобы найти объезд, проще всего проложить маршрут через геосервисы, например 2GIS или Яндекс Карты. Они сразу покажут участки с платными трассами и альтернативную бесплатную дорогу.

blog image

Пример маршрута на Яндекс Картах. Зеленым цветом показана платная дорога, серым — бесплатная объездная

Как оплачивать проезд по платным дорогам и что такое транспондер

Обычно проезд можно оплатить картой, наличными или транспондером.

Транспондер — это гаджет для бесконтактной оплаты проезда по платным трассам, он крепится на лобовое стекло машины. Когда машина проезжает через шлагбаум на платной дороге, датчик считывает транспондер и автоматически списывает деньги.

Максимальные цены, методику расчета и способы оплаты устанавливает правительство. На основании этого оператор или владелец дороги разрабатывает детальные правила для тех дорог, за которые они отвечают.

Как правило, для каждого вида оплаты устанавливают отдельные полосы. Например, для оплаты наличными нужно заехать на дорогу через одну полосу, а для оплаты транспондером — через другую. Полосы обозначены специальными знаками, которые видно заранее. Примеры обозначений можно посмотреть на сайте Автодора.

Всего есть три системы оплаты проезда.

Оплата в начале. Водитель оплачивает проезд при въезде на платный участок дороги. Если на машине есть транспондер, обычно водители сразу проезжают по выделенной полосе, так как деньги за проезд списывают автоматически. Чтобы заплатить наличкой или картой, нужно оплатить проезд у будки кассира возле шлагбаума.

Оплата в конце. При въезде на трассу нужно взять билет в терминале возле шлагбаума. На билете указывают, на каком километре водитель заехал на дорогу. При выезде с дороги на пункте взимания платы билет отдают кассиру, и он рассчитывает стоимость проезда. Билет нужно сохранять всю дорогу до съезда с трассы, иначе оплату начислят по максимальному тарифу.

Иногда встречается смешанная система — когда проезд оплачивают в начале, но при выезде показывают кассиру билет. Такая схема действует на участке трассы «Дон» с 414 по 464 км.

Система «Свободный поток». Это безбарьерная система, при которой на дороге нет шлагбаумов, а проезд фиксируют специальные датчики. Оплату сразу списывают с транспондера, а если его нет, привязывают долг за проезд к госномеру автомобиля. После проезда на оплату дают пять дней.

Пополнить лицевой счет можно любым способом, который предлагает оператор. Например, оплатить проезд по трассам Автодора можно на официальном сайте, в мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания, через приложения некоторых банков и в терминалах «Элекснет».

В 2023 году за неоплату проезда по платным магистралям чаще штрафовали водителей, которые ездили по дорогам с системой «Свободный поток», выяснили в Ространснадзоре.

Например, такой безбарьерный проезд действует на ЦКАД и трассе М-12: автомобили без остановок просто проезжают через рамку с оборудованием для фиксации. Но если на трассе нет шлагбаума, проезд по ней все равно платный: об этом написано на указателях на въезде на магистраль.

После поездки стоить проверить задолженность по номеру автомобиля на сайте Автодора и оплатить ее любым удобным способом.

Оплата проезда в Тинькофф. В Тинькофф можно оплатить проезд по ЗСД, участку М-11 «Москва — Солнечногорск» и дорогам Автодора. Это легко сделать в приложении в разделе «Транспорт» или через сервис «Мое авто».

Проезд по трассам Автодора также можно оплатить через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tinkoff.ru. Сервис доступен, даже если вы не клиент Тинькофф: чтобы внести платеж, нужно ввести сумму, номер договора, телефона или транспондера на сайте сервиса. Устанавливать приложение или регистрироваться не понадобится.

blog image

Форма оплаты на сайте tinkoff.ru

Как оплатить проезд в приложении: перейдите на вкладку «Платежи» → «Транспорт» → выберите нужный вариант: «Автодор — Платные Дороги», «Западный скоростной диаметр» или «Платная дорога М11».

Как оплатить проезд в приложении через «Мое авто»: откройте вкладку «Город» → все сервисы → «Мое авто» → «Оплата» → выберите нужный вариант: «Автодор — Платные Дороги», «Западный скоростной диаметр» или «Платная дорога М11».

Как пользоваться транспондером

Пополнить баланс транспондера можно тем способом, который предлагает оператор, обычно это делают через личный кабинет на сайте оператора или в приложении.

Транспондеры Автодора, Западного скоростного диаметра и участка М-11 «Москва — Солнечногорск» можно пополнить за несколько кликов через сервисы Тинькофф — в приложении или в личном кабинете на сайте tinkoff.ru. Для этого используйте тот же путь, что и для оплаты проезда, мы описали его выше. Перейдите в раздел «Транспорт» через вкладку «Платежи» либо воспользуйтесь сервисом «Мое авто» во вкладке «Город». Если у вас нет приложения или личного кабинета, оплатить проезд по трассам Автодора можно через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tinkoff.ru. На это понадобится пара минут.

За оплату транспондером некоторые операторы дают скидку или бонусы. Например, ОССП продает владельцам транспондеров абонементы — с ними можно сэкономить до 50% от полной стоимости поездки. Автодор начисляет бонусные баллы, которые можно обменять на скидку для будущих поездок.

Транспондеры выгодны в двух случаях:

Если вы часто пользуетесь платными дорогами. Тогда можно купить свой транспондер.

Если планируете один раз проехать по платной дороге, где есть скидка по транспондеру. Покупать транспондер для этого не нужно, дешевле взять его в аренду. Например, арендовать транспондер T‑pass от Автодора стоит 5 ₽ в сутки, а купить — от нескольких тысяч. Не забудьте сравнить цену аренды и скидку, чтобы убедиться, что с транспондером поездка будет выгоднее.

Чем различаются транспондеры. Большинство операторов выпускают свои модели транспондеров. Технически они почти не отличаются друг от друга. Но обычно операторы предлагают более выгодные условия за проезд по «своим» транспондерам.

Проезд по большинству платных трасс можно оплатить любым транспондером, даже если оператор транспондера и оператор дороги не совпадают.

Где купить транспондер. Транспондеры продают в центрах продаж операторов, на АЗС, возле пунктов приема оплаты на дороге, в интернет-магазинах.

Точки продаж и аренды обычно указаны на сайтах операторов.

Штраф за проезд без оплаты. Если водитель проехал по платной дороге с системой «Свободный поток» и не заплатил за проезд в срок, ему выписывают штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовиков по статье 12.21.4 КоАП РФ.

Штраф выписывают не сразу. Водителю дают пять дней, чтобы оплатить проезд, и после этого выносят штрафное постановление. С этого момента появляются дополнительные 20 дней на оплату задолженности. Если оплатить проезд в этот срок, штраф автоматически отменят.

Бесплатный проезд для электромобилей

До конца 2024 года владельцы электромобилей могут бесплатно ездить по федеральным платным трассам М-1 «Беларусь» (включая «Северный обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

Для этого нужно купить или взять в аренду транспондер T‑pass и зарегистрировать его в любом центре поддержки Автодора или на сайте оператора. Понадобятся документы на машину, где указано, что в автомобиле стоит только электрический двигатель. После регистрации у транспондера появится статус «Электромобиль».

Обратите внимание: если воспользоваться этим же транспондером на другой машине, его заблокируют и начислят плату за проезд.

На поездки по проспекту Багратиона — северному дублеру Кутузовского проспекта в Москве и Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге акция не распространяется.

Как выгодно ездить по платным дорогам с Тинькофф

С помощью продуктов Тинькофф для автомобилистов можно сэкономить на платной дороге: например, оплачивать проезд без комиссии в нашем приложении. Для проезда по участку М-11 Москва — Солнечногорск и трассам Автодора — получать кэшбэк.

Tinkoff Drive — это дебетовая карта для автовладельцев. Ее главное преимущество — повышенный кэшбэк в автомобильных категориях. Например, за покупки на АЗС можно получить кэшбэк до 10%.

С дебетовой картой Tinkoff Drive за оплату проезда по платным дорогам вернем 5% при условии, что за расчетный период тратите с карты больше 25 000 ₽ на обычные покупки — то есть те, для которых кэшбэк 1%. Если тратите меньше, кэшбэк будет 1%.

Кэшбэк возвращается бонусами: например, в Автоуслугах, Тинькофф Страховании и Тинькофф Мобайле 1 бонус = 1 ₽, за покупки на АЗС 1,5 бонуса = 1 ₽, а в разделе «Город» 1,25 бонуса = 1 ₽.

Вот на что можно потратить бонусы:

автозапчасти, бензин, оплату парковок;
покупку нового полиса в Тинькофф Страховании;
траты в сервисе Тинькофф «Город»;
мобильную связь в Тинькофф.

«Мое авто» — это сборник сервисов для автомобилистов в приложении Тинькофф. В нем можно оплатить проезд по платной дороге без комиссии. Еще сервис поможет:

посмотреть предложения по кэшбэку от партнеров;
оформить страховку онлайн;
без комиссии уплатить штрафы, оплатить парковку и проезд по платным дорогам.

Отдельно подключать сервис не нужно — он есть в разделе «Город» в приложении Тинькофф.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Туризм и путешествия

Автор Денис На чтение 18 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано 02.08.2022

Платные автодороги можно назвать обычным явлением во множестве стран в течение уже нескольких десятков лет. Однако в РФ их пока немного. И, пожалуй, более половины водителей нашей страны пока ни разу не ездили по такой дороге. Но со временем количество и протяжённость подобных трасс будут расти. Попробуем разобраться, как правильно ездить по платным автодорогам, не переплачивая зря и не получая штраф.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Как устроена платная автодорога

На разных платных дорогах действуют разные системы оплаты. На некоторых — взимается фиксированная плата. Т. е. водитель платит в момент въезда, ему выдаётся чек с въездным талоном либо картой. А уже на выезде с платного отрезка дороги плата не взимается. На других платных трассах размер платы определяется расстоянием, которое прошёл по такой дороге конкретный водитель. Там всё происходит в противоположном порядке — при въезде водителю выдаётся въездной талон, а на выезде он показывает кассиру данный талон и платит, после чего кассир ему выдаёт чек.

В пункте оплаты на въезде либо выезде обычно находятся несколько постов с кассирами. Подъезжайте к тому посту, где можно провести оплату и картой, и наличными, чтобы расплачиваться тем способом, который удобен Вам.

Обычно законодательство разделяет владельцев платных дорог и операторов, которые их обслуживают. Но бывает, что это так наз. аффилированные компании, существующие на прибыль от использования своих трасс водителями. Платную автодорогу разделяют на участки, а стоимость проезда по каждому из них не всегда пропорциональна его протяжённости. Наиболее часто применяют сложную тарифную сетку с изменяющимся размером оплаты. Последний зависит не только от точек въезда и выезда, но и от дня недели, времени суток и разновидности транспорта. С большегрузных авто взимается более значительная плата, чем с легковых. В случае, когда нужно проехать по платному мосту, путепроводу либо тоннелю, водители в основном покупают билеты по фиксированной цене, не подразумевающей учёт количества км.

Если произошло ДТП, водитель на платной дороге должен действовать практически так же, как и на обычной, а именно: связаться с оперативными службами и страховой фирмой и выполнить их указания. Однако на платной дороге есть дополнительная возможность оповестить о случившейся неприятности службу аварийных инспекторов, которые работают именно на этой автодороге. Необходим звонок на короткий номер, а в разговоре потребуется описать, что конкретно произошло. Желательно узнавать заранее этот номер, поскольку на каждой платной дороге он свой. Обычно его можно увидеть на таблицах, которые расставлены вдоль всего пути.

Обязанность такого инспектора заключается в немедленном вызове (в случае реальной необходимости) ГИБДД, полиции либо МЧС. Сам инспектор может оказать помощь при эвакуации авто с трассы к съезду либо на отводную часть дороги. Также инспекторы имеют запас топлива для экстренных случаев, чтобы водитель смог доехать до ближайшей АЗС.

В чём заключаются плюсы платных дорог

Любая платная автотрасса — альтернатива имеющимся бесплатным дорогам. Зачем нужна такая альтернатива? Старые дороги бывают слишком узкими, извилистыми, порой проходят через огромное количество населённых пунктов, также на них может находиться множество светофоров, ж/д переездов, тоннелей и участков со скоростными ограничениями. Соответственно, поездка по такой дороге может получиться очень долгой и дискомфортной, а реконструкция этой самой дороги обойдётся слишком дорого. В такой ситуации разработкой и постройкой новой дороги могут заниматься частные подрядчики.

В зависимости от уровня власти, принимающей решение о строительстве платной дороги, определяется и статус последней. Платные трассы бывают региональными, федеральными, муниципальными и даже районными. Концессионер, берущийся строить «платку», берёт землю в аренду либо выкупает её целиком, затем приступает к строительству. Платную трассу делают обычно более качественной по сравнению с альтернативной бесплатной — на первой более безопасные условия поездки, можно развивать более высокую скорость, а на переезд тратится меньше времени, чем заняла бы поездка по бесплатной автодороге. Иначе в строительстве платной дороги смысла нет.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Оплата платной дороги

Проезд на большей части платных автодорог в РФ оплачивается наличными, картами банков, через бесконтактные платежи и с помощью транспондера. Однако до начала движения по конкретной дороге лучше выяснить все её нюансы. К примеру, на ЦКАД доступна плата за проезд уже после его окончания и выезда с дороги (это можно сделать на портале оператора ЦКАДа — фирмы Автодор). Заплатить в этом случае потребуется в пределах 5-и суток с момента выезда, иначе назначается штраф.

Однако наиболее распространена оплата в пунктах контроля платных дорог, где стоят турникеты, терминалы и шлагбаумы. В этом случае оплата возможна в 2-х вариантах:

  • Послеоплата. На въезде на платную дорогу водитель берёт в терминале билет. Он должен хранить этот билет до момента выезда с этой автодороги. На выезде данный документ водитель предъявляет кассиру, который определяет число преодолённых водителем км по этой трассе. Потом кассир называет сумму оплаты. После её внесения поднимается шлагбаум и водитель едет дальше.
  • Предоплата. Такой способ используют на тех платных дорогах, где имеет место фиксированная длина платного отрезка. В такой ситуации размер платы известен изначально. К примеру, это платные мосты. Водитель оплачивает фиксированную сумму в момент въезда, получает от кассира чек и едет дальше. После проезда через мост он едет дальше по бесплатной дороге. Бывает, что такая система инверти­рована — въехать можно свободно (что указывается на информационной таблице), а при выезде взимается плата.

Чаще всего на турникетах контрольного пункта доступны разные варианты оплаты на выбор. Они перечислены на информационных табличках, расположенных над этими пунктами. Терминалы для водителей большегрузных машин нередко располагаются отдельно с той целью, чтобы было удобнее платить — терминалы для водителей грузовиков находятся выше, чем для водителей легковых авто и мотоциклистов.

Рекомендуется заранее выбрать нужный терминал и занять ведущую к нему полосу на КПП. При большом количестве машин не следует становиться близко к едущему впереди авто — иначе можно помешать другим участникам движения оплатить дорогу, если вдруг у них возникнут сложности с оплатой. Лучше встать поодаль, а в случае чего — передвинуться к другому терминалу, не создавая никому проблем.

Способы оплаты проезда в 2022

Доступна оплата наличными, картой банка и транспондером. На ЦКАД возможна послеоплата проезда через сайт «Автодора» — в этом случае её нужно внести не позднее, чем через 5 суток с момента выезда с ЦКАД.

На платной автодороге установлены контрольные пункты. На них расположены турникеты, терминалы и шлагбаумы. Доступны предоплата и послеоплата.

Для послеоплаты необходимо, въезжая на платный участок, взять талон в терминале, а в момент выезда с автодороги кассир рассчитает сумму оплаты, учитывая преодолённое расстояние, а также категорию транспорта.

При предоплате взимается фиксированная сумма за проезд, известная изначально. К примеру, если нужно проехать через платный мост. В такой ситуации необходима оплата в момент въезда. Внеся её, водитель получает чек и едет дальше. Иногда в таких ситуациях плату берут не в момент въезда, а в момент выезда.

Заплатить с использованием турникета можно несколькими способами. Они указываются на специальных таблицах возле въезда. От водителя требуется заблаговременно выбрать терминал и занять необходимую полосу.

На ЦКАД доступен так наз. безбарьерный способ оплатить проезд. Это означает, что автомобиль проезжает специальную рамку, фиксирующую въезд, не останавливаясь, а потом происходит списание оплаты с транспондера, либо же после идентификации государственного номера авто (если у него именно государственный номер) водитель оплачивает проезд через портал «Автодор» в течение 5-и дней.

Принцип работы транспондера

Транспондер — самый простой вариант оплаты. Но его выгодно использовать только тем, кто довольно часто ездит по платным автодорогам. Ведь прибор под названием «транспондер» стоит 1 000 — 3 000 р. После покупки нужно зарегистрировать его, указав свой номер телефона (для получения уведомлений) и пройдя процедуру регистрации на портале оператора либо в приложении оператора на мобильном устройстве, создав там свой кабинет. К зарегистрированному транспондеру будет привязан счёт для внесения денег тем путём, который удобен Вам. Во время езды по платной автодороге происходит автоматическое списание оплаты с этого счёта. Останавливаться при этом нигде не потребуется.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Транспондер представляет собой устройство для передачи и приёма сигналов, которые идут от пунктов оплаты. Посредством электронного обмена данными списываются финансы с привязанного к конкретному транспондеру счёта в качестве оплаты проезда по дороге. Процесс автоматизирован на 100%.

Владелец транспондера T-pass может пользоваться каскадными скидками 10-40% (размер определяется длиной конкретного маршрута). С другими видами транспондера тоже предоставляется 10%-я скидка. Но для её получения нужно, чтобы баланс во время движения по платной дороге был не нулевым.

Оплата проезда без транспондера возможна такими способами:

  • через сайт «Автодора»;
  • в приложении для смартфонов «Автодор»;
  • через Сбербанк онлайн;
  • в терминале «Элекснет»;
  • в центре обслуживания.

Виды транспондеров

Различают не персонифицированные и персонифицированные устройства. Различие между ними состоит в уровне идентификации владельца. Персонифицированный прибор привязан к определённому водителю через его паспортные данные. Не персонифицированный — представляет собой анонимное устройство, не содержащее личную информацию о своём обладателе.

Оба вида транспондера дают стандартную скидку на оплату проезда. Однако идентифицированные пользователи обладают более широкими возможностями — участие в программах лояльности, накопление бонусов, использование приложения и личного кабинета с сохранёнными данными о каждой поездке и каждом списании со счёта.

С учётом конкретной дороги, по которой запланирован проезд, можно выбрать самый выгодный вариант транспондера. Их всего 4.

T-Pass

Подходит для следующих платных дорог РФ — М4, М3, участки М11, ЦКАД. С 2.08.2021 скидки по этому транспондеру действуют исключительно на ЦКАД. А вот на 3-х остальных трассах тариф приравняли к оплате посредством наличных. Однако и сегодня можно использовать бонусы, начисляемые с помощью программы лояльности и дающие скидку 3-15%. Цена такого транспондера — минимум 1 500 р.

ЗСД

Действует только на «Западном скоростном диаметре» (сокращённо — ЗСД) в Петербурге. Скидка — до 50%, можно подключить льготные опции тарифа. Цена — минимум 1 000 р.

«15–58»

Действует только на участке дороги М11 с 15-го по 58-й км на маршруте «Москва — Шереметьево — Солнечногорск». Возможно подключение абонементов для поездок на работу либо дачу. Возможна аренда такого транспондера по цене 50 р. в месяц, но тогда необходим 1-й взнос — минимум 1 000 р.

«Главная дорога»

Действует только на участке М1 «Северный обход Одинцово» или «Беларусь». Даёт постоянную скидку 5%. Сам прибор при получении бесплатный, однако для его активации необходимо пополнение баланса минимум на 1 000 р. Ежемесячно за пользование таким транспондером взимается плата 50 р.

Раньше каждый из перечисленных видов транспондера действовал исключительно на «своей» автодороге. Однако в 2017-м операторы пришли к договору о так наз. интероперабельности — возможности использования каждого вида прибора на любой из перечисленных дорог. Эту услугу может активировать любой зарегистрированный владелец транспондера, подключив в своём кабинете. Так что нет необходимости покупать прибор для каждой отдельной платной трассы. Причём при проезде по любой дороге со «сторонним» транспондером даже сохраняется скидочная система (хотя используется минимальный её вариант). А вот бонусы и система лояльности недоступны в случае проезда с транспондером, который выпущен не тем оператором, которому принадлежит конкретная дорога.

Установка транспондера

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Транспондер устанавливается на внутреннюю сторону переднего автостекла. Мотоциклисты прикрепляют этот прибор к руке с помощью креплений, входящих в его комплект. В легковых авто транспондер располагается возле зеркала заднего вида, чуть позади него. Это место, как правило, выделено перфорированной тонировкой автопроизводителя. Наиболее актуально это для автостекла, имеющего многослойное покрытие либо нити электрического обогрева. У такого автомобиля в других местах автостекло попросту не пропустит сигналы, с помощью которых происходит оплата транспондером.

  1. Поверхность автостекла нужно очистить, обезжирить и высушить.
  2. Затем на эту поверхность устанавливается транспондер. С этой целью нужно предварительно снять защитную плёнку с крепления этого прибора.
  3. Кронштейн с клеевой основой прикладывают к автостеклу, слегка надавливают и держат 10 секунд, после которых транспондер готов к использованию.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Как пополнить баланс транспондера

Разные операторы подразумевают разные условия внесения денег на привязанный к транспондеру счёт. Но, как правило, этот счёт можно пополнить такими путями:

  • на партнёрских АЗС;
  • в центрах обслуживания;
  • через терминалы;
  • в личном кабинете через приложение оператора платной дороги;
  • интернет-банкинг;
  • SMS.

Чтобы поддерживать положительный баланс, посредством банковского приложения подключают услугу автопополнения. Некоторые транспондеры могут доходить до отрицательного баланса. Во избежание штрафа средства нужно возместить в определённый срок.

Критерии выбора

Помимо различий в тарификации у разных операторов, у них также разные программы лояльности, бонусы и другие нюансы.

Обычно у конкретного оператора самые низкие цены именно на его участках платных дорог. Чтобы определить наиболее выгодный транспондер, нужно внимательно провести анализ маршрутов, которые часто проезжаете именно Вы.

Во избежание ошибок следует также изучить расценки и описания на сайтах разных эмитентов транспондеров, в т. ч. цены на услугу интероперабельности.

Где лучше купить транспондер

Купить этот прибор Вы можете, посетив реальную точку продажи либо заказав в онлайн-магазине. Полные перечни реальных точек торговли содержатся на сайтах компаний-эмитентов.

  • T-Pass — в офисах эмитента на дороге М4, в официальном интернет-магазине, на партнёрских АЗС.
  • «15–58» — в пункте оплаты «Москва» на 21-м км дороги М-11, на 7-м км от МКАД.
  • «ЗСД» — в петербургском офисе на ул. Планерная, д. 18, к. 2.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Системы оплаты проезда на дороге

Есть 2 типа оплаты — закрытый и открытый.

Закрытый тип

Подразумевает плату за количество пройдённых км: в момент въезда на платную дорогу следует взять талон в пункте пропуска. В момент выезда нужно предъявить этот талон и заплатить. Плата возможна за каждый отдельный проезд (наличными либо посредством карты), также есть возможность приобрести «абонемент».

Открытый тип

Въезд на платную дорогу и выезд с неё не ограничены. О платном проезде говорят специальные указатели. На такой автодороге может быть лишь 1 пункт оплаты. Иногда он находится на въезде, иногда — на выезде либо даже где-то посредине платного участка. Размер оплаты в таком случае, как правило, фиксированный.

Что делать, если оказался на платной дороге по ошибке

Платная автодорога всегда имеет какую-либо бесплатную альтер­нативу. Так что никакая бесплатная трасса не может вдруг стать платной. О приближении к платной дороге водителей обязательно должна предупреждать табличка «Платные услуги», которая сочетается, к примеру, со знаком «Авто­магистраль». Также информацию о платной автодороге необходимо чётко дублировать на указателях.

Однако представим, что Вы всё же на что-то отвлеклись либо перепутали развязки и знаки на незнакомой автодороге, а в итоге подъехали близко к пункту въезда на платную трассу. В такой ситуации паника только навредит. Не стоит останавливаться на «аварийке» перед таким пунктом либо ехать задним ходом несколько км для возвращения на бесплатную автодорогу. Ведь оба указанных действия противоречат ПДД.

Нужно сориентироваться, имеется ли между Вами и въездным пунктом парковочное место. В большинстве случаев таковые есть недалеко от пункта въезда. Нужно оставить там своё авто (либо мотоцикл), найти сотрудников пункта въезда и рассказать им о своей ситуации. Если паркинга поблизости всё же нет, нужно занять полосу, ведущую к месту, где осуществляется оплата в наличной форме. Подъехав к такому месту, следует сказать кассиру, что Вы сюда попали по ошибке. Сотрудник пункта, скорее всего, не раз уже сталки­вался с такими случаями, так что должен помочь найти выход.

Ещё один (более неприятный) вариант — приехать к пункту въезда и таки взять на нём билет либо оплатить проезд. Потом въехать на платный участок, добраться до развязки, на ней развер­нуться и вернуться на бесплатную автодорогу через тот же пункт, в котором Вы въезжали. Этот порядок действий подразумевает расставание с некоторой суммой денег. Можно воспринимать это как расплату за свою невниматель­ность на дороге. Однако, если стоимость проезда не так уж велика — возможно, проще всё же ехать дальше по платной трассе. Возможно, она Вам понравится, Вы оцените её преимущества перед бесплатной и поменяете своё мнение.

Штраф за неоплаченную платную дорогу

Штраф за неоплаченный проезд по платной автодороге назначается спустя 5 суток с момента выезда из неё.

Для водителя легкового авто либо мотоциклиста сумма такого административного штрафа — 1 500 р. Для водителей грузовых машин и автобусов — 5 000 р. Повторное привлечение к ответственности, если такое нарушение было зафиксировано видеокамерой 2 либо больше раз в течение 1 суток, исключено. Штраф назначается по ст. 12.21.4 КоАП.

При этом водитель имеет шанс избежать штрафа, если он оплатит проезд по платной трассе на протяжении 20-и дней.

В случае же сноса водителем шлагбаума в пункте въезда либо выезда либо самовольного подъёма шлагбаума вручную с повреждением подъёмного механизма произошедшее расценивается как ДТП. Соответственно, уехавший водитель считается покинувшим место ДТП. В этом случае ему грозит ответственность также по ч. 2 ст. 12.27 КоАП — лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет либо арест на срок до 15-и суток.

Платные дороги России и цена проезда по ним

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Способы оплаты проезда по такой автодороге и максимальная стоимость проезда утверждаются Прави­тельством РФ. Цену 1 км пути, рассчиты­ваемую с учётом категории авто, содержит Постанов­ление номер 47 от 30.01.2016. Причём в тексте этого Постановления уточняется, что допустим рост этой цены с ростом индекса цен.

Также согласно законодательству на любой платной дороге проезд является бесплатным для автомобилей специаль­ных служб, общественного транспорта (однако к последнему в данном случае не относятся такси, а также автобусы между­народные и междугородние), а также авто­мобилей Почты России. Любой владелец платной трассы по закону имеет право также предоставлять бесплатный либо льготный проезд по своей дороге каким-либо ещё категориям водителей и транспорта.

На сегодня (2022 год) в РФ суммарная протяжённость автодорог общего пользо­вания составляет около 1 500 000 км. Из них платными являются лишь около 1 500 км. Рассмотрим наиболее востребованные из них и цены на проезд по ним (для легковых машин при оплате в наличном виде и без скидок).

M11 «Нева»

Длина дороги — 610 км. Крайние точки — МКАД и петер­бургская КАД. Цена — до 2 415 р.

М4

Плата взимается на 6-и отрезках этой дороги, суммарная длина которых составляет 844 км. Они проходят через Московскую, Липецкую, Тульскую, Воронежскую, Ростовскую обл. и Красно­дарский край. Цена — до 1 640 р.

ЦКАД

Центральная кольцевая автодорога, позволяет объехать агломерацию Москвы. Цена — до 1 600 р.

ЗСД (Западный скоростной диаметр)

Шоссе без единого светофора, которое пере­секает Петер­бург с севера на юг. Крайние точки — Морской порт и дорога «Скандинавия». Длина — всего 46,6 км. Цена — до 750 р.

М1 «Беларусь»

Платный отрезок, огибающий подмосковный г. Одинцово. Длина — 20 км. Цена — до 400 р.

М3 «Украина»

Длина участка — 70 км (крайние точки — 124-й и 194-й км), проходит в Калужской обл. Цена — до 150 р.

Платные участки в Псковской области

Недалеко от эстонской, латвийской и белорусской границ. Суммарная длина — 226 км. Цена — до 300 р.

Платные участки в Удмуртии

Платными здесь являются мосты через р. Буй и Кама, а также участок дороги, которая ведёт от Ижевска к Башкирии. Суммарная длина — 15 км. Цена — до 450 р.

Путепровод в Рязани

Связывает рязанские микро­районы Дашково-Песочня и Соколовка. Цена — 25 р.

Объезд платных участков

Рассмотрим, как объехать (и избежать необходимости оплаты) 2 платных дорожных участка на автотрассе М4, находящиеся между Ростовской обл. и Краснодаром.

1-й пункт оплаты за участок от 1 119-го до 1 195-го км

1-й пункт расположен рядом со ст. Павловской, перед развилкой на Краснодар и Тихорецк. Для легковой машины цена составляет 140 р. в дневное время (с 7 утра до 00:00) и 100 р. — в ночное (с 00:00 до 7 утра). Для объезда этого платного участка нужно повернуть вправо, не доехав 25 км до вышеупомянутой развилки. Поворачивать необходимо под знаком, указывающим на ст. Октябрьская.

После проезда этой станицы Вы въедете на 2-полосную дорогу. Её состояние вполне приличное. Она связывает ст. Павловскую и Октябрьскую. Потом, проехав Павловскую, Вы снова вернётесь на М4, избежав платного участка.

2-й пункт оплаты за участок от 1 195-го до 1 319-го км

Он находится между ст. Ирклиевская и Старолеушковская. Цена для легковой машины — 200 р. в дневное время (с 7 утра до 00:00) и 150 р. — в ночное (с 00:00 до 7 утра). После возвращения на М4 после вышеописанного объезда 1-го платного участка уже через 10 км потребуется вновь повернуть вправо. Причём поворачивать потребуется снова под указателем на Октябрьскую (только это будет уже другая Октябрьская).

1-й км этой объездной автодороги пребывает не в блестящем состоянии, однако и не в критичном. Затем предстоит проезжать 3 станицы — Октябрьская, Ленинодар и Средний Челбас. Потом начнётся хорошая автодорога. По ней нужно проехать селение Бейсужок, после чего идёт дорога до ст. Березанская, а там опять можно выехать на М4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *