Таблица оцинковки кузова автомобилей всех марок
Перейти к содержимому

Таблица оцинковки кузова автомобилей всех марок

  • автор:

У каких машин оцинкованный кузов

Ржавчина на кузове – первый шаг машины в небытие: цены на сварку и покраску сейчас таковы, что всерьез ремонтировать кузов часто нет смысла. Поэтому в водительских кругах огромное значение придают оцинковке кузовного металла. Какие машины имеют оцинкованный кузов и насколько оправдана водительская вера в надежную защиту гальваники?

Далеко не все автопроизводители декларируют тот факт, что у их автомобилей есть оцинкованные панели кузова. Причины разные: некоторые модели на самом деле не оцинкованы, а некоторые имеют лишь отдельные оцинкованные детали. Интересно, что некоторые марки принципиально уходят от цинкования или избегали его в определенный период.

Самая опасная коррозия – в закрытых полостях кузова. Поэтому при односторонней оцинковке стального листа его «поворачивают» защищенным слоем внутрь.

Но самое главное, что мы должны сказать при том: коррозионная стойкость кузова от наличия оцинковки напрямую не зависит! Поэтому особого смысла приводить список моделей, имеющих оцинкованные детали кузова, нет.

Почему оцинковка – не главное

Не все машины с оцинкованным кузовом отличаются долголетием, и не все модели, кузовы которых имеют дурную славу, лишены цинка. Почему же на самом деле автомобильные кузова «цинконезависимы»?

  • Есть разные типы цинкования (горячее, холодное, одно- и двустороннее), в том числе не очень стойкие;
  • Даже самое качественное гальваническое покрытие – и цинковое в том числе – с годами стареет. И когда машина разменяла второй-третий десяток лет, гарантировать ее стойкость против коррозии не может ни одна оцинковка.
  • Кроме цинкования, есть другие способы защиты металла – фосфатирование, катафорезное нанесение грунтов и т.п.;
  • Стойкость кузова также зависит от антикоррозионной обработки скрытых полостей (пороги, двери, короба, лонжероны), в том числе – органическими веществами (антикорами);

Так классифицировал слои покрытия на своем Mercedes один из автомобилистов. На самом деле отличить цинк от фосфатирования не так-то просто.

  • Коррозия часто начинается со сварочных швов, требующих особой заводской обработки и мало зависящих от оцинковки;
  • Конструкция кузова может иметь неблагоприятные для противостояния ржавчине решения: короба с плохой вентиляцией, карманы, где скапливается грязь и влага, места с “наслоениями” нескольких металлических деталей;
  • Отдельная тема – сталь низкого качества. Металл может быть подвержен преждевременной коррозии из-за особенностей своего состава, а также – из-за плохой подготовки поверхности к нанесению следующих защитных покрытий.

Что бывает оцинкованным

Хотя в разного рода литературе встречается фраза «полностью оцинкованный», такое покрытие на всех 100% кузовных деталей вряд ли можно встретить. Чаще встречаются оцинкованные пороги, днище, колесные арки. Реже цинкуют крылья, двери и капоты, совсем нечасто – моторный щит, внутренние перегородки, крышу.

Судя по знакомым журналистам «Авто 24» официальным релизам, самый типичный тип цинкования автомобиля — это около 30% деталей кузова (по массе). При этом не все из них имеют двустороннюю оцинковку.

В массовых автомобилях оцинкованный металл обычно используют только для наиболее уязвимых кузовных деталей.

Кстати, во многих современных машинах высокого класса большая часть кузовных деталей сделана из алюминиевого сплава – крыша, крылья, капоты. По сути это не попытка противостояния коррозии (алюминий тоже корродирует), а способ снизить массу кузова.

Какие автомобили имеют оцинкованный кузов

Интересно, что антикоррозионная политика автопроизводителей не всегда зависит от цены модели и престижности бренда. Например, опытные автомобилисты знают, как быстро сгнивали Mercedes в начале 2000-х. Фанаты марки уверены, что именно в ту пору «Мерседесы» перестали оцинковывать. Или, например, очень страдают от коррозии всеми уважаемые седаны Mazda 6 первых поколений.

И наоборот, длительной антикоррозионной стойкостью отличались, например, народные Fiat того времени – Punto, Bravo/Brava. Так же, скажем, как и более современный «бюджетник» Skoda Rapid. VW Group вообще традиционно хорошо защищает все свои автомобили, также потребители привычно хвалят антикоррозионную защиту всех моделей Audi.

Одностороннее цинкование – тоже вариант, если вторая сторона детали правильно защищена антикорами и хорошо проветривается. Эта Mazda начала ржаветь снаружи – похоже, подвела окраска.

Показательный пример – популярный в Украине Daewoo/ЗАЗ Lanos. В своем первоначальном виде он имел хорошую оцинковку всех ответственных деталей, и образцы первых лет выпуска (с 1998 г.) держали оборону против ржавчины более 10 лет. Но со временем то ли количество оцинкованных деталей уменьшилось, то ли качество металла ухудшилось, но в 2010-х годах «Ланос» снискал славу слабой в этом плане машины. Собственно такая картина типична и для других бюджетных моделей – качество оцинковки стального листа у них меняется от партии к партии.

Рекомендация Авто 24

Независимо от того, имеют кузовные детали защитный слой цинка или нет, для сохранения машины следует следить за состоянием кузова. Да, подкраска сколов и царапин – это важно, но не менее важно своевременно обновлять антикор на днище и в колесных арках. А главное – качественно «задуть» так называемые скрытые полости, где развиваются наиболее опасные, действительно разрушительные для машины коррозионные процессы.

Автомобили с оцинкованным кузовом

Чтобы узнать какие кузова автомобилей оцинкованы, выберите марку и модель.

Популярные марки

Раздел сервиса представляет собой базу данных, в которой собрана информация о заводской обработке кузова автомобиля. По каждой отдельной модели представленных марок, можно узнать тип и качество обработки цинком и другие нюансы производства кузова.

Существует большая разница в том — как оцинкован кузов. От полной качественной обработки до простого присутствия цинка как компонента в листе стали или грунте.

При повреждении оцинкованной поверхности, коррозия разрушает цинк а не сталь. Простой вид обработки абсолютно не защищает кузов, но дает право производителю называть автомобиль оцинкованным.

Дополнительно

© 2011–2024 · AutoGener.ru · Информационный сайт для Российских автолюбителей.
Материалы на сайте предоставлены в справочных целях.

Виды оцинковки кузова и чьи машины не ржавеют

Виды оцинковки кузова и чьи машины не ржавеют

Для многих автомобилистов оцинкованный кузов является одним из главных факторов при покупке машины. Наличие оцинковки говорит о долговечности кузовной части и защите от ржавчины на ближайшие годы использования. Но является ли она панацеей, и машины каких автопроизводителей меньше всего поддаются коррозии?

Что такое оцинкованный кузов?

Прежде чем говорить об автопроизводителях, нужно разобраться в следующем моменте. Оцинковка – это процесс покрытия деталей кузова цинком, что в конечном итоге позволяет защитить металл от коррозии. При этом оцинкование бывает как частичным, так и полным. В первом случае, процессу подвергаются определенные наиболее уязвимые части кузова, в частности, бампера, капот и крылья. Во втором случае, кузов будущего автомобиля полностью покрывают цинком, причем делают это различными способами.

Какие виды оцинковки бывают?

Насчитывается несколько способов, среди которых выделяют цинкрометалл, холодную, гальваническую и горячую оцинковку. Первые два вида не отличаются хорошими защитными свойствами, так как в них используются специальная краска и цинкосодержащая грунтовка соответственно, призванные защитить металл от ржавчины. У цинкрометалла слабые защитные свойства при влажных условиях, а холодная оцинковка до боли боится малейших сколов.

Гальванический способ на данный момент является одним из самых распространенных в виду своей дешевизны и доступности. На производстве будущий кузов автомобиля опускают в специальный электролит, содержащий цинк, и пропускают через него ток. На металле кузова образуется защитная пленка, которая позволяет производителю гарантировать защиту от коррозии в районе 10-12 лет.

Но самым качественным способом является горячая оцинковка, при которой кузов может быть защищен от сквозной коррозии на протяжении более 15 лет. Этот вид схож с предыдущим, вот только вместо электролита используется жидкий цинк, разогретый до температуры в 4000 градусов. После такой горячей ванны на кузове остается слой защитного металла толщиной в 10−15 мкм.

Чьи машины лучше защищены от коррозии?

Издание Inc-News и его эксперты провели исследование и назвали четыре бренда, автомобили которых практически не ржавеют. На четвертом месте расположилась немецкая компания Porsche, а третья строчка досталась шведской Volvo, автомобили которой не раз признавались самыми надежными в мире. На данный момент, второе и третье место в европейских тестах NCAP принадлежит моделям XC90 и XC60, а сдвинула их с пьедестала почета новенькая Mazda CX-30. К слову, обе эти компании используют горячую оцинковку.

На второй строчке надежности находится компания BMW, применяющая гальваническую обработку для всех своих автомобилей. На первом же месте находится Honda со своим легендарным нержавеющим CR-V. Как и баварцы, Хонда в данной модели использует гальванический двухсторонний способ оцинковки кузова. Правда, до 1998 года наносили лишь обычный антикоррозионный слой.

Оцинковка кузова не является панацеей от ржавчины. Да, она способна уберечь кузов от приближающейся беды в виде коррозии на ближайшие годы. Но лишь адекватная эксплуатация автомобиля, своевременное обслуживание и бережный уход за ним станут главным вашим оружием в борьбе с «рыжей бестией».

Полная оцинковка кузова авто: правда или рекламные трюки производителей?

Оцинковка кузова

Автомобили с оцинкованным кузовом имеют защиту от коррозии, так как оцинковка предотвращает ржавление (коррозия) металла. Это может продлить срок службы автомобиля и увеличить его стоимость на вторичном рынке. Защитой кузова машины от коррозии интересуются не только пользователи, но и многие производители. Некоторые из них таким способом пытаются увеличить стоимость, а другие действительно заботятся о долговечности кузова и изготавливают самые стойкие к коррозии автомобили. И те, и другие употребляют в описании модели одно и то же словосочетание «автомобиль с оцинкованным кузовом».

Однако не всегда стоит полагать, что такая характеристика действительно гарантирует полную защищенность машин от гниения. Кое-какие европейские производители на самом деле выпускают свои машины в полностью оцинкованном кузове. Остальные же если и применяют оцинковку, то в несколько другом исполнении – в основном это частичная обработка некоторых деталей кузова машин цинкосодержащими составами и чаще только с одной стороны.

Как определить что кузов автомобиля оцинкован?

Вот несколько способов определить, оцинкован ли кузов автомобиля:

1. Проверьте документацию автомобиля: многие производители автомобилей предоставляют информацию о том, есть ли у их автомобилей оцинкованные кузова. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или другой документации.

2. Визуальный осмотр: оцинкованные кузова обычно имеют блестящую металлическую поверхность без признаков ржавчины или коррозии. Если кузов выглядит ржавым или изъеденным коррозией, то, скорее всего, он не оцинкован.

3. Проверьте внешний вид с блестками: оцинкованная сталь имеет уникальный вид с блестками, который можно увидеть при ярком солнечном свете. Если кузов имеет блестящий вид, скорее всего, он оцинкован.

4. Используйте магнит: Если магнит не прилипает к корпусу, то, скорее всего, он сделан из не оцинкованной стали. Однако важно отметить, что некоторая оцинкованная сталь все еще может быть магнитной, так что это не надежный метод.

Стоит отметить, что не все модели автомобилей или годы выпуска имеют оцинкованные кузова, поэтому важно проверить конкретную модель автомобиля и год выпуска, чтобы определить, имеет ли он оцинкованный кузов.

Список автомобилей с оцинкованным кузовом

Ниже мы собрали список из самых популярных автомобилей в России, которые имеют оцинкованный кузов:

1. Volkswagen Polo
2. Toyota Camry
3. Hyundai Solaris
4. Skoda Rapid
5. Toyota RAV4
6. Nissan Qashqai
7. Kia Sportage
8. Volkswagen Tiguan
9. Toyota Corolla
10. Mitsubishi Outlander
11. Mazda CX-5
12. Nissan X-Trail
13. BMW X5
14. Renault Logan

Обратите внимание, что не все указанные модели могут иметь оцинкованный кузов, так как важен еще и модельный год. Так например Toyota начала использовать оцинкованную сталь при производстве Camry в начале 2000-х годов, Renault Logan начиная с 2004 года, а Volkswagen в производстве Polo только с 2009 года.

Некоторые русские автомобили также имеют оцинкованный кузов, в том числе некоторые модели LADA (например, LADA Vesta, LADA XRAY и LADA Granta), а также UAZ Patriot. Однако качество оцинковки сильно варьируется, так например УАЗ Патриот лишь частично оцинкован, цинкосодержащим покрытием, что в итоге приводит к довольно скорому появлению ржавчины на кузове.

Китайские автомобили с оцинкованным кузовом

М а р к а H aval п р е д л а г а е т с в о и м к л и е н т а м о ц и н к ов а н н ы е м а ш и н ы с г а л ь в а н и ч е с к и м м е т од ом ц и н к ов а н и я , к о т о р ы й з а щ и щ а е т в с е , к р ом е к р ы ш и . О т з ы в ы п р о м а ш и н ы H aval г ов о р я т о в ы с ок ом к а ч е с т в е их кузова .

Б р е н д Cher y и с п ол ь з у е т х ол од н о е ц и н к ов а н и е д л я м од е л е й Tig go 7 и Tig go 4 , и ч а с т и ч н о е ц и н к ов а н и е д л я Tig go 2 , 3 , 5 . О д н а к о н а л и ч и е ц и н к а в г р у н т е н е п р е д о с т а в л я е т н а д л е ж а щ у ю з а щ и т у о т к о р р оз и и .

L if an и FA W т а к ж е и с п ол ь з у ю т х ол од н о е ц и н к ов а н и е д л я з а щ и т ы к у з ов ов а в т о , н о с е й ч а с у ж е п р и м е н я ю т к а т а ф о р е з н о е г р у н т ов а н и е , к о т о р о е я в л я е т с я п ол н о ц е н н ой г а л ь в а н и ч е с к ой о ц и н к ов к ой .

D ong f eng и с п ол ь з у е т п ол н у ю д в у х с т о р о н н ю ю о б р а б о т к у с л о е м 9 — 15 м к м , ч т о д а е т д оп ол н и т е л ь н у ю з а щ и т у о т к о р р оз и и . П р и п р о и з в од с т в е м а ш и н Zot ye и с п ол ь з у е т с я х ол од н а я о ц и н к ов к а , к о т о р а я н е п р е д о с т а в л я е т д о с т а т о ч н ой з а щ и т ы о т к о р р оз и и .

В ц е л ом , м ож н о с к а з а т ь , ч т о д о с т а т о ч н о д е ш е в ы е к и т а й с к и е а в т ом об и л и з а ч а с т у ю н е и м е ю т п ол н ой и э ф ф е к т и в н ой з а щ и т ы о т к о р р оз и и . Н а б ол е е д о р ог и х м од е л я х , о с об е н н о н ов ы х , з а щ и т а о т к о р р оз и и б ол е е э ф ф е к т и в н а б л а г од а р я г а л ь в а н и ч е с к ой о ц и н к ов к е .

Способы оцинковки кузова

Чтобы разобраться в том, как же обстоят дела на самом деле, нужно сначала ознакомиться с тремя известными способами цинкования металлических элементов кузова машин.

Европейские производители, которые принадлежат величайшему концерну VW Group, используют самую надежную обработку кузова – термическую оцинковку. Такой тип антикоррозийной обработки очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому и автомобили имеют несколько большую стоимость по сравнению с другими моделями. Более подробнее об этом методе и о моделях авто с полностью оцинкованными кузовами пойдет речь ниже.

Более простая обработка кузова машин – гальваническая оцинковка, которая применяется как для полной обработки, так и для защиты лишь самых уязвимых деталей. К таким элементам можно отнести днище, арки, пороги. Частичная обработка применяется на бюджетных вариантах авто, которые предназначены для массовых продаж. Очень редко, но все же используется для защиты металла от коррозии в домашних условиях, но самостоятельная обработка таким методом реальна только для мелких элементов кузова автомобиля.

Последний способ защиты металла – холодное цинкование. Этот метод очень похож на предыдущий, однако более простой и дешевый. Используется в основном для локальной обработки некоторых элементов кузова машин в домашних условиях. Выполняется такая оцинковка без погружения в емкость – цинкосодержащий раствор наносится на поверхность металла с помощью электрода, подключенного к положительной клемме источника питания. Сам металл подсоединяется к отрицательной клемме. Поскольку этот метод не применяется производителями автомобилей, то более детально его описывать не стоит.

Цинкование как защита от коррозии (схема)

Термическая оцинковка

Этот метод, как уже было указано выше, применяется только крупными производителями европейских иномарок. Термическая оцинковка заключается в полном погружении всего кузова перед сборкой машин в специальный раствор. Для этого используются большие технические емкости, которые наполнены цинкосодержащим составом. После погружения кузова состав прогревается до необходимой температуры, что способствует надежному закреплению частичек цинка на поверхности металла.

В результате процедуры на поверхности металла создается тончайшая пленка, которая препятствует проникновению влаги и губительному процессу окисления. Обработанные таким методом самые стойкие к коррозии автомобили показывают наилучшие результаты в соляных камерах.

Сам же производитель нередко дает поистине длительную гарантию на кузов. Иногда показатели достигают срока до 30 лет. Минимальный срок службы таких автомобилей составляет порядка 15 лет.

Какие же машины подвергаются полной термической обработке на этапе сборки? К сожалению, их не так уж много. Не каждый производитель может позволить себе такой метод цинкования, сохранив при этом свою позицию на рынке. Поэтому список содержит следующие марки авто от европейских гигантов промышленности:

  • Audi. Этот производитель считается пионером в области полной оцинковки кузова. Первый их автомобиль с оцинкованным кузовом был выпущен еще вначале 80-х годов. С тех пор Ауди является мировым лидером в этой области, поэтому их авто с полностью оцинкованными кузовами считаются самыми долговечными. Они редко требуют серьезного кузовного ремонта. В основном таковой требуется лишь после серьезных ДТП;
  • Porsсhe. Для этого бренда качество всегда было на первом месте. И одним из основных способов подтвердить это качество, компания считает полноценную обработку кузовов некоторых своих моделей термической оцинковкой. Первой машиной этой компании с полностью покрытым цинковым составом кузовом была Порше 911;
  • Volkswagen. Также уже много лет практикует термическую оцинковку всего кузова. По праву считается одной из самых долговечных марок среди машин среднего класса;
  • Seat. Еще один из вариантов машин среднего класса, которые подвергаются полноценной оцинковке. При этом цена на их продукцию остается на вполне сносном уровне, что в совокупности выгодно выделяет ее среди конкурентов.

Фольксваген

Помимо этого можно отметить еще кое-какие модели европейской автомобильной промышленности, которые обрабатываются термической оцинковкой:

  • Некоторые модели Ford Sierra;
  • Ford Escort;
  • Последние модели Chevrolet Lacetti;
  • Новые модели Opel Vectra и Astra.

Безусловно, все эти автомобили имеют немного большую стоимость по сравнению с аналогами от конкурентов. Однако если учитывать затраты на последующий кузовной ремонт, то их цена сполна окупается. Помимо затрат денежных средств, следует учитывать потери времени, которое понадобится для периодического латания металла и постоянного подкрашивания следов коррозии. Если обработанный автомобиль без проблем будет служить более пятнадцати лет, то обычный кузов уже несколько раз придется очищать от следов коррозии и подкрашивать.

Гальваническая оцинковка

Более простая в техническом плане обработка – оцинковка кузова машин гальваническим методом. Какие же показатели у этого метода? Автомобили, обработанные таким методом, также имеют довольно длительную гарантию от производителя на предмет возникновения сквозной коррозии.

Оцинкованные гальваническим методом кузова имеют немного меньшую себестоимость, чем те, которые подвергались термической обработке. То же самое можно сказать и о долговечности защитного слоя – он живет намного меньше.

Процедура гальванического цинкования заключается в следующем:

  • деталь или полностью весь кузов машины погружается в емкость с кислотным раствором цинка;
  • к нему подсоединяется отрицательная клемма от источника постоянного тока;
  • сама емкость подключается к положительной клемме.

Какие результаты это дает? Происходящий в емкости процесс под названием электролиз способствует надежному закреплению растворенных частичек цинка на поверхности металла. В итоге получается образование надежного защитного слоя, который отталкивает влагу и предотвращает окисление металла. Этот метод немного дешевле предыдущего, поэтому и автомобили с такой обработкой несколько ниже в цене.

БМВ

Какие марки машин выпускаются на рынок с такой обработкой? Их также немного – среди лидеров можно отметить гигантов автопромышленности Mercedes и BMW. Эти производители используют комбинированную защиту, которая включает в себя не только гальваническую оцинковку, но и подбор специальной стали. Помимо этого немецкие лидеры в этой области используют в качестве дополнительной защиты довольно внушительной толщины слой лакокрасочного покрытия. Такое решение позволяет им сделать себестоимость кузова на приемлемом уровне для получения прибыли. И в тоже время такая защита является не менее эффективной, чем выработанные годами методы Audi.

Частичная оцинковка машин или попросту рекламный ход

В завершение следует рассмотреть те бренды, которые используют лишь частичную обработку кузова своих машин, выдавая ее за полноценную оцинковку. Какие же марки используют такой рекламный ход? Здесь можно встретить бренды корейского, китайского и даже отечественного производства.

Например, что касается отечественной автомобильной промышленности, то тут частичной обработке подвергаются последние модели Lada. К ним относятся Калина и Гранта, которые в последнее время по утверждениям производителя покрыты защитным слоем цинка почти на 40%. В этих машинах полностью подвергаются оцинковке только днище, пороги и арки.

При этом применяется только односторонняя оцинковка некоторых деталей кузова. Вторая сторона просто грунтуется и окрашивается традиционным способом. Такая защита рассчитана на то, что скрытая от глаз часть кузова будет надежно защищена от незаметного гниения.

Такой подход позволяет значительно сэкономить средства на производственных линиях и сделать хорошую рекламу своей продукции. И хотя защита от коррозии на таких автомобилях все же присутствует, ее возможности нередко преувеличиваются в рекламных целях, выдавая ее с помощью грамотного текста за полноценную оцинковку. К таким производителям можно также отнести Hyundai, Chery, Geely и Kia. При этом последний бренд нередко применяет обычное катафорезное грунтование с добавлением частичек цинка. Такая защита тоже является весьма эффективной, однако она никак не может сравниться с той обработкой, которой подвергаются автомобили европейских брендов.

Установка катафорезного грунтования

Неплохие показатели в последнее время дают японская автомобильная продукция. Тут лидером считается бренд Honda. Также стоит отметить некоторые успехи в этой области у новых машин марки Toyota. Их технологии, конечно же, намного уступают европейским гигантам автомобильной промышленности. Однако автомобили этих марок также имеют длительную гарантию на кузов и показывают неплохие защитные свойства при испытаниях в солевом тоннеле.

Единственный недостаток таких производителей – они чрезмерно громко заявляют о защитных свойствах своей продукции. Чтобы не попадаться на удочку рекламодателей, необходимо в первую очередь обращать внимание не на слова с оцинковкой, а именно на длительность срока гарантии на кузов. Этот показатель является более надежным и правдивым, нежели какие-то общие заявления о высокотехнологичной оцинковке металла.

Заключение

Как стало понятно из вышеописанной ситуации в мире автомобильной промышленности, какие-то из производителей действительно могут по праву заявлять об оцинковке своих машин. Их высокая стоимость вполне окупается со временем, когда частично обработанные цинкосодержащими веществами автомобили непременно вскоре потребуют косметического или серьезного кузовного ремонта.

Однако, несмотря на то что оцинкованный кузов является хорошей защитой от ржавления кузова, если автомобиль эксплуатируется в условиях повышенной влажности, солености или воздействия химических веществ, то это может привести к его коррозии. Регулярный уход и обслуживание автомобиля, такие как мойка и защита кузова, могут помочь предотвратить ржавление. Если на кузове автомобиля возникли признаки коррозии, то необходимо немедленно принимать меры по его защите и ремонту.

И если не принимать за основной показатель рекламные заявления об оцинковке, а обращать внимание на гарантию бюджетных автомобилей, то вполне возможно обзавестись техникой, которая будет служить намного дольше обычного. При этом следует отметить, что гальваническая оцинковка, в отличие от термической, легко повреждается после небольшого ДТП. Поэтому после аварий какие-либо защитные свойства сразу практически пропадают. А вот термическая оцинковка частично может восстанавливаться на локальном уровне даже после аварий средней тяжести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *