Почему включается вентилятор охлаждения в холодную погоду
Перейти к содержимому

Почему включается вентилятор охлаждения в холодную погоду

  • автор:

Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе: основные причины и решение проблемы

Как известно, различные неисправности системы охлаждения двигателя могут привести к неправильной температуре работы мотора. Эти проблемы могут включать в себя перегрев, что может вызвать быструю поломку двигателя, или, наоборот, недостаточное нагревание, при котором двигатель не достигает оптимальной рабочей температуры.

В современных автомобилях часто используется совмещенная система охлаждения двигателя, которая включает в себя жидкостное и воздушное охлаждение. Под жидкостным охлаждением понимается циркуляция охлаждающей жидкости, такой как тосол или антифриз, через специальные каналы в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.

Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря помпе или насосу. Она может циркулировать как внутри двигателя, так и через радиатор для дополнительного охлаждения.

Воздушное охлаждение реализуется с помощью вентилятора, который удаляет излишнее тепло, поддувая поток воздуха в моторное отделение. Этот вентилятор активируется в случае, если температура двигателя достаточно высока.

Однако водители иногда сталкиваются с неожиданным срабатыванием вентилятора охлаждения на холодном двигателе, вентилятор может работать даже зимой или вращаться непрерывно. В данной статье мы рассмотрим причины, по которым вентилятор охлаждения может запускаться при низкой температуре двигателя, не выключаться при необходимости или работать некорректно.

Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт

Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе

Давайте начнем с того, что данная проблема может указывать как на неисправности системы жидкостного охлаждения, так и на дефекты самого вентилятора. В обоих случаях мы имеем дело с серьезными поломками, которые нельзя игнорировать, так как они значительно увеличивают риск перегрева двигателя.

Для более глубокого понимания ситуации давайте кратко рассмотрим, как работает вентилятор на большинстве современных автомобилей. Включение вентилятора происходит благодаря специальному датчику, установленному в нижней части радиатора. На некоторых автомобилях также установлен отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также существуют модели, где за включение вентилятора отвечает электронный блок управления (ЭБУ), хотя такая конфигурация встречается нечасто.

Итак, после того как охлаждающая жидкость нагревается до приблизительно 100 градусов Цельсия, датчик или управляющий блок активируют электрическую цепь, что запускает вентилятор для улучшения охлаждения двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости снижается до необходимого уровня, цепь размыкается, и вентилятор перестает работать.

Как видно из описания, на холодном двигателе вентилятор не должен включаться. Чтобы выяснить причины предварительного запуска вентилятора, для автомобилей с инжекторными двигателями и диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики. Это связано с тем, что возможность считывать коды ошибок из ЭБУ позволяет точнее определить источник неполадки.

Также следует отметить, что в случаях, когда блок управления фиксирует ошибки в системе охлаждения, вентилятор может включаться сразу после включения зажигания, даже если двигатель холодный. Эта особенность характерна только для некоторых моделей и представляет собой меру защиты от перегрева двигателя, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру охлаждающей жидкости.

После устранения неполадок в этом случае также потребуется сбросить ошибки. Для очистки информации об ошибке из ЭБУ на некоторых моделях достаточно отсоединить клемму от аккумулятора на несколько минут, в то время как на других это можно сделать с использованием диагностического оборудования.

Распространенные неполадки вентилятора охлаждения

Давайте теперь рассмотрим распространенные проблемы, связанные с системой охлаждения и вентилятором.

В первую очередь, частой причиной преждевременного срабатывания вентилятора может быть замыкание контактов датчика воздушной системы. В этом случае вентилятор запускается сразу после включения зажигания.

В процессе диагностики на холодном двигателе проводится измерение сопротивления на выходах датчика с использованием мультиметра. Отклонения от нормальных значений могут указывать на необходимость замены данного элемента.

В других случаях, преждевременное включение вентилятора может быть связано с недостатком охлаждающей жидкости в системе. В этом случае, недостаток охлаждающей жидкости приводит к быстрому нагреву, и вентилятор работает нормально.

Чаще всего, утечки или уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке снижаются, что является основной причиной такой проблемы. Следует помнить, что охлаждающая жидкость представляет собой смесь концентрата и воды, и с течением времени вода испаряется из системы, что приводит к снижению уровня. Поэтому рекомендуется периодически проверять и доливать жидкость до соответствия специальным маркировкам.

Если уровень охлаждающей жидкости слишком низок, она быстро нагревается. Важно отметить, что реальная температура жидкости может значительно отличаться от температуры двигателя. Иногда вентилятор может начать работать, когда двигатель еще холодный, но из-за недостатка охлаждающей жидкости температура быстро повышается. Для решения этой проблемы достаточно дозаправить охлаждающую жидкость и удалить воздушные пробки из системы охлаждения.

Еще одной причиной может быть ненадежное крепление проводов, что может привести к замыканию вентилятора на массу. В этой ситуации вентилятор будет работать непрерывно, замыкая на аккумулятор. Чтобы решить эту проблему, следует проверить все контакты, проводку и другие элементы. Провода должны быть надежно изолированными и правильно соединенными.

Если вышел из строя датчик температуры, который интегрирован в корпус термостата, это также может привести к постоянной работе вентилятора. На многих современных автомобилях термостаты объединены с датчиками управления вентилятором. Однако, если датчик температуры неисправен, блок управления может получать неверные сигналы о работе термостата. В результате активируется аварийный режим, и вентилятор работает постоянно.

В данной ситуации следует проверить датчик с использованием мультиметра. В норме, на холодном двигателе его сопротивление должно быть бесконечным, в других случаях оно должно составлять 100-500 Ом. Отклонения от нормы указывают на необходимость замены датчика.

Еще одной возможной причиной постоянной работы вентилятора может быть выход из строя датчика температуры наружного воздуха. Некоторые автомобили оснащены датчиками температуры окружающего воздуха, которые могут включать вентилятор, если температура становится выше допустимой. Это позволяет более эффективно охлаждать двигатель, особенно на мощных автомобилях с несколькими радиаторами. Такой сценарий может оправдаться, даже если двигатель холодный, в целях предотвращения перегрева двигателя.

Наконец, важно отметить, что после включения автомобильного кондиционера вентилятор может работать постоянно. Это нормальное явление на большинстве современных автомобилей, так как система охлаждения часто связана с климатической установкой. Однако, если вентилятор работает постоянно даже без включенного кондиционера, это может указывать на проблемы с загрязнением радиатора кондиционера или радиатора системы охлаждения. Очистка этих радиаторов может помочь нормализовать работу системы охлаждения и кондиционирования, предотвратить постоянные включения вентилятора и уменьшить шум во время его работы.

Неполадки с проводкой и электрическими контактами также могут быть причиной неправильной работы вентилятора. Независимо от способа управления вентилятором, окисление контактов, повреждение проводки или неправильное соединение могут привести к замыканиям, передаче неверных сигналов блокам управления и другим проблемам. Для предотвращения подобных ситуаций рекомендуется регулярно чистить контакты перед сезонами зимы и лета в целях профилактики. Также полезно обрабатывать их специальными смазками и защитными составами.

Что в итоге

Как видно, правильное обслуживание двигателя и его систем, включая систему охлаждения, играет важную роль в поддержании надежной работы автомобиля. Если водитель замечает, что вентилятор охлаждения постоянно работает на максимальных оборотах или не выключается вовремя, то первым шагом следует проверить несколько ключевых аспектов: уровень антифриза, работоспособность помпы и термостата.

Необходимо также учитывать, что причиной постоянной работы вентилятора могут быть засоренный радиатор охлаждения, слишком высокая температура окружающего воздуха, проблемы с контактами и другие факторы. Кроме того, важно помнить, что вентилятор может активироваться на холодном двигателе, если включен кондиционер, что является нормальным для некоторых моделей автомобилей.

Чем опасно включение вентилятора на холодном двигателе и как устранить проблему

На старых отечественных автомобилях работа системы охлаждения мотора довольно проста. Однако современные машины оснащаются электровентилятором и различными датчиками, функционирование которых направлено на повышение эффективности охлаждения двигателя. Со временем в работе этих элементов могут появляться сбои, что отражается на работоспособности вентилятора. Поэтому автовладельцам приходится разбираться с возможными проблемами самостоятельно или обращаться в специализированный сервис.

Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе

Работа силового агрегата автомобиля невозможна без системы охлаждения. Если с ней появляются проблемы, мотор может перегреваться, что приведёт к его поломке и дорогостоящему ремонту. Одним из основных элементов в этой системе является вентилятор охлаждения. При возникновении любых признаков, указывающих на неисправности этого устройства, следует отыскать и устранить причину. Поскольку таковых может быть немало, на каждой из них стоит остановиться более детально.

Нехватка жидкости в системе

Поиск проблемы стоит начинать непосредственно с охлаждающей жидкости (ОЖ), а, точнее, с проверки её уровня. Если он будет ниже нормы, то датчик ОЖ будет срабатывать даже на холодном моторе, тем самым включая вентилятор. Объясняется это тем, что небольшое количество жидкости нагревается намного быстрее. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень антифриза в расширительном бачке и радиаторе, и при необходимости довести его до нормы.

Проверка уровня ОЖ

При недостаточном уровне ОЖ вентилятор может работать на холодном моторе

За уровнем ОЖ нужно регулярно следить и по мере необходимости пополнять её, поскольку антифриз способен испаряться, что особенно характерно для летнего периода.

Замыкание датчика

Если проверка охлаждающей жидкости результатов не дала, внимание следует обратить на сам датчик. Бывают случаи, когда этот элемент «залипает», что приводит к постоянному вращению электровентилятора. Для диагностики потребуется мультиметр, которым измеряют сопротивление на выводах датчика на запущенном моторе. Если датчик рабочий, то прибор должен показать бесконечное сопротивление. Когда мультиметр отображает какое-то сопротивление, значит, контакты у датчика замкнуты и его нужно заменить на исправный.

Видео: проверка датчика включения вентилятора

Замыкание на массу

Самопроизвольное включение вентилятора может быть вызвано неполадками в самом вентиляторе. Проблема заключается в замыкании его контактов на массу. В результате устройство работает напрямую от АКБ, минуя цепь с датчиком. Для устранения неисправности нужно проверить надёжность соединений вентилятора, при необходимости заизолировать провода, подтянуть крепление. Постоянно работающий вентилятор может привести к таким последствиям:

  • короткий срок службы вентилятора;
  • разряд АКБ (при включённом зажигании и заглушённом моторе);
  • самовозгорание проводки в случае её перегрева.

Датчик термостата

Некоторые современные машины оснащаются термостатом с датчиком. Такое конструктивное решение позволяет управлять охлаждающей системой с большей эффективностью. Однако при возникновении неполадок с датчиком, вентилятор будет работать постоянно. Подобное поведение объясняется тем, что сигнал с термостата на блок управления не поступает. В результате блок переходит в аварийный режим. Проверка датчика термостата аналогична процедуре с датчиком ОЖ.

Датчик термостата

Конструкция термостата с датчиком позволяет более эффективно управлять системой охлаждения, но сам датчик иногда может выходить из строя

Дополнительный датчик

В оснащении некоторых автомобилей также присутствует датчик температуры воздуха. Основное его назначение — регулировка температурных показателей встречных воздушных потоков. Когда окружающая температура слишком высокая, датчик подаёт сигнал на включение вентилятора. Таким образом, мотор охлаждается лучше. Если на вашем авто установлен такой элемент, то в жаркий период вентилятор будет работать практически постоянно, помогая в охлаждении двигателя. В этом случае отключать датчик не рекомендуется, поскольку повышается вероятность перегрева силового агрегата.

Окисление либо обрыв контактов

Если автомобиль оснащён вентилятором, который управляется посредством электронного блока, возможны неполадки с самими контактами. Со временем они могут окисляться, например, при попадании влаги, что сопровождается постоянным вращением вентилятора.

Плохой контакт

При окислении контактов либо их повреждении вентилятор также может вращаться постоянно

Каждую весну и осень контакты рекомендуется чистить от возможного окисления, после чего покрывать специальной смазкой.

Система кондиционирования

Есть машины, в конструкции которых кондиционер и система охлаждения силового агрегата связаны между собой. Поэтому в результате засора радиатора системы кондиционирования активируется вентилятор основного радиатора. В этом случае радиатор кондиционера нуждается в промывке, а лучше такой процедуре подвергнуть устройства обеих систем.

Чистка радиатора

На некоторых авто кондиционер связан с системой охлаждения и загрязнение радиатора кондиционера влияет на работу вентилятора

Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе

Если на вашем авто возникли неполадки в работе электровентилятора системы охлаждения, устранить неисправность можно в последовательности, описанной выше. Практически любой ремонт может быть выполнен своими руками. Поскольку основные проблемы сводятся к неисправным датчикам, то заменить их не составит особого труда. Достаточно демонтировать неисправную деталь и на её место установить новую. Если же проблема кроется в плохих контактах, то их можно зачистить или в крайнем случае заменить разъёмы. Если вы не уверены в своих силах, то во избежание новых неполадок лучше обратиться в сервис.

Видео: решение проблемы постоянно работающего вентилятора

Чтобы определиться, стоит ли заниматься самостоятельным ремонтом в случае появления проблем с вентилятором охлаждения или обратиться за посторонней помощью, можно ознакомиться с примерными ценами на ту или иную операцию.

Таблица: стоимость ремонта системы охлаждения своими руками и в сервисе

Наименование Примерная стоимость, руб.
Самостоятельно В сервисе
Замена датчика вентилятора от 150 от 500
Проверка течи ОЖ бесплатно от 500
Проверка уровня ОЖ бесплатно от 500
Замена вентилятора охлаждения от 500 500–1000
Мелкий ремонт проводки бесплатно 200–500
Чистка радиаторов бесплатно От 800
Замена термостата от 350 От 800

Постоянное вращение вентилятора системы охлаждения на холодном двигателе не является нормой. Поэтому следует разобраться с возникшей неисправностью, найти и устранить причину её возникновения, чтобы исключить быстрый износ устройства. Диагностика заключается в проверке уровня ОЖ, а также элементов, отвечающих за работу электровентилятора, что под силу сделать каждому автовладельцу.

  • Автор: Владимир Долженков
  • Распечатать

Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе: основные причины и решение проблемы

Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе зимой

Как известно, различные неисправности системы охлаждения двигателя не позволяют мотору выйти на оптимальный температурный режим. Двигатель может перегреваться, что чревато его быстрой поломкой, или же оставаться холодным, то есть не выходить на рабочую температуру.

В современных автомобилях используется комбинированная система охлаждения ДВС: жидкостное и воздушное охлаждение. По жидкостным следует понимать циркуляцию тосола или антифриза по специальным каналам в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.

Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря насосу (помпе). Для дополнительного охлаждения ОЖ также может циркулировать по малому кругу (внутри двигателя) и по большому кругу, то есть через радиатор.

Воздушное охлаждение реализовано при помощи вентилятора, который удаляет излишки тепла посредством подачи потока воздуха в подкапотное пространство для обдува мотора. Указанный вентилятор задействуется в том случае, когда нагрев агрегата достаточно высокий.

Однако достаточно часто водители сталкиваются с вопросом, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе, вентилятор двигателя срабатывает зимой или крутится постоянно. В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам происходит срабатывание вентилятора охлаждения на холодном двигателе, не выключается вентилятор охлаждения двигателя или указанный вентилятор работает некорректно.

Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт

Вентилятор охлаждения срабатывает при включении зажигания на холодном моторе

Начнем с того, что указанная проблема может четко указывать как на неисправности жидкостной системы охлаждения, так и на неполадки самого вентилятора. В любом случае, речь идет о поломке, которую нельзя игнорировать, так как значительно повышается риск перегрева ДВС.

Для лучшего понимания необходимо поверхностно рассмотреть принцип срабатывания вентилятора на большинстве современных авто. Обдув включается посредством специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Также на многих авто используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Еще встречаются модели, в которых за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, однако такая конструкция используется редко.

Итак, после нагрева охлаждающей жидкости до температуры, в среднем, около 100 градусов по Цельсию, датчик или управляющий блок замыкает электрическую цепь. После этого включается вентилятор, улучшая охлаждение мотора. Когда температура ОЖ понижается до необходимого показателя, происходит размыкание цепи и обдув прекращается.

Как видно, на холодном двигателе вентилятор работать не должен. Итак, чтобы определить, почему происходит раннее включение вентилятора, для инжекторных машин с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считать из ЭБУ коды ошибок позволяет точнее определить причину неисправности.

Еще отметим, что в случаях, когда блок управления фиксирует ошибки системы охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания даже на холодном ДВС. Данная особенность встречается только на некоторых моделях и является, по сути, защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.

После ремонта в этом случае также нужно будет произвести сброс ошибок. Чтобы стереть ошибку из ЭБУ, на одних моделях бывает достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, в то же время на других сброс осуществляется при помощи диагностического оборудования.

Распространенные неполадки вентилятора охлаждения

Неисправности вентилятора охлаждения двигателя

Теперь давайте рассмотрим частые проблемы, которые связаны с системой охлаждения и самим вентилятором.

  • Прежде всего, во многих случаях происходит замыкание контактов датчика воздушной системы. В этом случае происходит срабатывание обдува сразу после включения зажигания.

В процессе диагностики на холодном датчике производится замер сопротивления на выходах при помощи мультиметра. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.

  • В жидкостной системе недостаточно ОЖ. В этом случае срабатывание вентилятора происходит по причине того, что малое количество антифриза или тосола очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор исправен и запускается естественным образом.

Как правило, утечки или снижение уровня ОЖ в расширительном бачке являются основной причиной. Обратите внимание, антифриз является смесью концентрата и воды. Вода постепенно испаряется из системы, в результате уровень понижается. По этой причине рекомендуется периодически производить контроль и долив жидкости по специальным меткам.

Если же в системе мало ОЖ, нагрев происходит быстро. Примечательно еще и то, что реальная температура жидкости сильно отличается от температуры ДВС. Часто бывает так, что холодный мотор запустили, на приборной панели стрелка температуры еще не поднялась, а вентилятор уже срабатывает по причине слишком горячей жидкости. Для решения проблемы будет достаточно залить антифриз, убрать из системы охлаждения воздушные пробки.

  • Вентилятор замыкает на массу, так как провод может быть недостаточно надежно прикручен, произошло разрушение места контакта и т.п.

Вентилятор в этом случае может замкнуть на АКБ и работать безостановочно. В подобной ситуации нужно проверять все контакты, проводку и другие элементы. Провода должны быть надежно заизолированными и правильно соединенными.

  • Вышел из строя датчик вентилятора, который интегрирован в корпус термостата. Достаточно много современных машин конструктивно имеют термостат, который объединен с датчиком управления вентилятора.

Подобное решение позволяет реализовать гибкое управление системой охлаждения двигателя. Однако в случае возникновения неполадок температурного датчика в корпусе термостата вентилятор может начать работать без отключения. Дело в том, что блок управления начинает получать неверные сигналы о том, как работает термостат. В результате задействуется аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.

В такой ситуации нужно проверять датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе его сопротивление бесконечно, в других случаях показатель должен составлять 100 — 500 Ом. Отклонения в показаниях от нормы укажут на то, что датчик нужно поменять на новый или заведомо исправный.

  • Вышел из строя датчик температуры наружного воздуха. Такая проблема встречается на некоторых автомобилях, которые оснащены датчиками температуры окружающего воздуха. Если температура окажется выше допустимого предела, тогда указанные датчики задействуют вентилятор.

Такое решение позволяет более эффективно охлаждать силовой агрегат, особенно на автомобилях, которые имеют мощный форсированный ДВС и несколько радиаторов. На таких агрегатах вентилятор может включаться в теплое время года даже на холодном ДВС для защиты от перегрева двигателя.

  • После включения автомобильного кондиционера постоянно работает вентилятор. Отметим, на некоторых моделях такая работа вентилятора является нормой.

Если же говорить о неисправностях, на большинстве современных авто система охлаждения тесно связана с климатической установкой. Именно по этой причине загрязнение радиатора кондиционера может привести к тому, что вентилятор охлаждения ДВС будет работать постоянно на максимальных оборотах.

Для решения задачи может потребоваться наружная очистка радиатора кондиционера и радиатора системы охлаждения. Дело в том, что эти радиаторы стоят рядом друг с другом, между ними набивается грязь, пыль и пух. Удаление такой «шубы» позволяет нормализовать работу системы кондиционирования и охлаждения мотора, избавиться от частых включений вентилятора и повышенного шума во время его работы.

  • Проблемы с проводкой и электрическими контактами. Независимо от того, как реализовано управление вентилятором, частой причиной неполадок становятся контакты.

Окисление контактов или повреждение проводки, недостаточная фиксация в местах соединений и другие дефекты приводят к замыканиям, передаче неверных сигналов на блоки управления и т.п. В результате включается режим защиты от перегрева посредством постоянного вращения вентилятора и т.д.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, опытные водители рекомендуют зачищать контакты перед наступлением зимы и лета в целях профилактики. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.

Что в итоге

Как видно, сам ДВС и его системы нуждаются в регулярном обслуживании. Что касается системы охлаждения, она также не является исключением и требует к себе повышенного внимания.

Перегрев двигателя пар из радиатора патрубков

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие наиболее частые неисправности характерны для системы охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об осоновных причинах некорректной работы и возможных поломках указанной системы.

Если водитель заметил, что вентилятор охлаждения начал все время работать на максимальных оборотах или перестал своевременно выключаться, тогда следует первым делом проверить уровень антифриза, работоспособность помпы и термостата.

Также необходимо учитывать, что причиной такой работы вентилятора может быть засорение радиатора охлаждения или слишком высокая температура наружного воздуха, замыкание контактов и т.д. Не следует забывать и о том, что вентилятор может постоянно крутиться на холодном двигателе при работающем кондиционере.

Читайте также

Устройство и неисправности системы охлаждения

Основные неисправности системы охлаждения двигателя Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Вентилятор радиатора

Вентилятор системы охлаждения автомобиля Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

Перегрев двигателя последствия

Последствия перегрева двигателя автомобиля Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Насос охлаждающей жидкости

Центробежная помпа системы охлаждения Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Ремонт автомобильного радиатора

Ремонт радиатора охлаждения своими руками Основные неисправности автомобильного радиатора системы охлаждения двигателя. Пайка латунного радиатора, самостоятельный ремонт алюминиевого радиатора.

Радиатор автомобиля

Радиатор в системе жидкостного охлаждения Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

Часто включается вентилятор охлаждения двигателя: причины и решение проблемы

В чем проблема? Если часто включается вентилятор охлаждения двигателя, то это повод насторожиться любому автовладельцу. Ездить на машине в таком случае нельзя, даже если уровень температуры в норме.

Что делать? Самые распространенные причины частой работы вентилятора – загрязненный радиатор, сбой ЭБУ, отказ датчика температуры. Некоторые неисправности можно устранить самостоятельно, причем за пять минут, другие требуют квалифицированной помощи работников СТО.

В этой статье:

  1. Принцип работы вентилятора охлаждения двигателя
  2. Причины включения вентилятора
  3. Почему часто включается вентилятор охлаждения двигателя
  4. Что делать в случае неисправности
  5. Часто задаваемые вопросы о частом включении вентилятора охлаждения двигателя

Принцип работы вентилятора охлаждения двигателя

В жаркую погоду помещения охлаждают при помощи бытовых вентиляторов. Аналогичный прибор в автомобиле не выступает в качестве главного механизма системы охлаждения и потому в нормальных условиях не часто включается. Вместо вентилятора охлаждения двигателя основные задачи здесь выполняет техническая жидкость — антифриз – и контур циркуляции. Система запускает работу вентилятора обычно только в том случае, когда термостат и радиатор не справляются со снижением температуры горячего двигателя.

В каждом авто вентилятор расположен рядом с основным радиатором. Механические устройства находятся между его корпусом и блоком цилиндров, электрические помещают в кожух, прикрепленный к радиатору. От используемого силового механизма зависит конструкция охлаждающего устройства и схема его подключения.

Механический привод

Лопасти вентилятора крепятся непосредственно к шкиву коленвала, либо присоединены к нему ремнем. Самая надежная, но старомодная схема. В настоящее время встречается в основном только на тяжелых грузовых авто и спецтехнике, хотя ранее схему ставили и в легковые машины. Обладает существенным недостатком, который заключается в непрерывном охлаждении, из-за чего в холодную погоду ДВС не способен прогреться до нормальной рабочей температуры.

Вискомуфта

Более усовершенствованная механическая схема, использующая гидравлику. Ось вентилятора оснащена ременным приводом. К лопастям прикреплены биметаллические пластины, при их нагреве до определенной температуры на лопасть и пластину подается вязкий гель, который и передает вращение. Главный минус схемы, из-за которого ее более не применяют, — это слишком сложное устройство механизма, из-за чего страдает эффективность температурного контроля.

Подключение к датчику температуры охлаждающей жидкости

Один из вариантов электрической схемы. Вентилятор подключается к сенсору, который находится в радиаторе. Ранее схема применялась в карбюраторных и первых инжекторных автомобилях. Вентилятор, подключенный таким образом, плохо контролирует температуру, особенно если радиатор поврежден и возникли протечки антифриза. Из-за этого существенного недостатка в настоящее время схема почти не используется.

Подключение к электронному блоку управления двигателем

Современная схема, ставшая популярной за счет высокой точности. ЭБУ почти на любых машинах получает показания от большого количества самых разных датчиков. Анализируя данные, блок управления дает сигнал запуска электромотору вентилятора.

Система охлаждения нагревается постепенно. Сперва происходит нагрев малого контура, состоящего из рубашки охлаждения ДВС и патрубков, идущих в салон. Когда температура этого контура приближается к рабочей, термостат запускает нагрев большого контура. Жидкость начинает поступать в радиатор и его шланги. Соприкасающиеся с атмосферным воздухом соты радиатора отдают свое тепло. Если естественного охлаждения недостаточно, включается принудительный обдув вентилятором.

Сегодня автомобили чаще всего оснащают двумя (обычно одинаковыми) вентиляторами. Однако это не означает, что охлаждение становится в два раза более эффективным, поскольку вентиляторы выполняют задачи в разных системах: один — в системе охлаждения, а второй ответственен за работу кондиционера, имеющего собственный радиатор (конденсор). Функция второго вентилятора — охлаждение фреона.

Причины включения вентилятора

По разным причинам устройство может работать некорректно. Почему и при каких условиях часто включается вентилятор охлаждения двигателя, можно узнать из таблицы:

Причины включения Факторы для включения
Поврежден датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) и/или его проводка Двигатель запущен в аварийном режиме
Короткое замыкание проводов на массу Двигатель запущен. Вентилятор отключается при появлении/исчезновении контакта
Короткое замыкание на массу двух ДТОЖ Двигатель запущен (первый датчик), либо включено зажигание (второй датчик)
Выход из строя реле вентилятора Двигатель запущен в аварийном режиме
Сбои в работе ЭБУ Зависит от режима конкретного ЭБУ
Из-за загрязнения снижена теплоотдача радиатора Двигатель запущен. Непрерывная работа вентилятора при длительной поездке
Неисправности датчика давления фреона Включен кондиционер
Слабая работа системы охлаждения Двигатель запущен

Почему часто включается вентилятор охлаждения двигателя

Если часто включается вентилятор охлаждения двигателя, причины этого заключаются в следующем:

Сломан ДТОЖ или повреждены его провода

Блок управления получает некорректные данные (слишком высокие или низкие значения), либо происходит короткое замыкание. Это провоцирует ошибки ЭБУ — блок запускает аварийный режим ДВС, при котором вентилятор работает непрерывно, чтобы избежать перегрева двигателя. Опознать причину неполадки можно по тому, насколько медленно запускается еще не прогретый мотор.

Короткое замыкание «на массу»

Неисправность возникает при повреждении минусового провода ДТОЖ. Проявляется по-разному в зависимости от конструкции мотора. Если двигатель оснащен двумя датчиками и повреждена проводка первого, вентилятор «молотит», когда включено зажигание. Если стерт минусовый провод второго, вентилятор будет постоянно работать до отключения двигателя.

Отказ реле включения вентилятора

У большинства моделей авто энергия подается на вентилятор по минусовому проводу реле и плюсовому от блока управления. «Плюсовое» питание поступает постоянно, а «минусовое» — после сигнала ЭБУ о достижении антифризом рабочей температуры.

Сбои блока управления

Могут возникать из-за ошибок программного обеспечения ЭБУ (в частности, после перепрошивки), либо по причине попавшей внутрь влаги. При этом источником влаги может быть сам антифриз (особенно характерно у машин Chevrolet Cruze, у которых охладитель попадает в корпус блока управления при обрыве трубки обогрева дроссельной заслонки, расположенной близко к ЭБУ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *