Как выглядит воздушный фильтр в машине
Перейти к содержимому

Как выглядит воздушный фильтр в машине

  • автор:

Всё про воздушный фильтр для автомобиля

Smiley face

Воздушный фильтр можно назвать лёгкими автомобиля: весь поступающий в двигатель воздух проходит именно через него, и от качества фильтра напрямую зависит нормальная работа мотора – главного и, пожалуй, самого дорогостоящего узла автомобиля.

Назначение и принцип работы

Для оптимальной работы двигателя необходимо определенное количество воздуха. В среднем, на сжигание 1 л бензина уходит 15 кг (!) воздуха. Причем требования к качеству этого воздуха достаточно высоки: определенная температура, плотность, насыщенность кислородом и, конечно, чистота. Даже микроскопические частички пыли могут привести к быстрому износу тонко подогнанных деталей, поэтому качество фильтрации воздуха – вопрос более чем серьезный.

Самым опасным видом загрязнения воздуха является песок: неотфильтрованные песчинки стирают металлические поверхности, как наждак, приводя их в полную негодность. Второй по степени опасности враг – вода. Водяные пары, попадая в блок цилиндров, вызывают ржавчину, имеющую мощные абразивные свойства. И, наконец, обычная пыль, сажа с трассы и даже цветочная пыльца здоровья автомобилю не прибавляют. Максимально эффективная очистка поступающего в ДВС воздуха и есть задачей воздушного фильтра двигателя.

Smiley face

В нормальных условиях эксплуатации воздушный фильтр уменьшает износ двигателя на 15-20%, а в сложных условиях – на 200%.

Воздушный фильтр расположен под капотом в специальном корпусе: через воздуховод в него поступает воздух, проходит через фильтрующий элемент и направляется дальше на расходомер воздуха, а затем в камеру сгорания. Размещение и способ крепления позволяет менять воздушный фильтр за считанные минуты на СТО или самостоятельно.

Smiley face

Виды, типы, особенности конструкции

На все современные легковые автомобили устанавливаются бумажные воздушные фильтры различной конфигурации. По качеству фильтрации, надежности и габаритам они превзошли масляно-инерционные и угольные.

Производители воздушных фильтров разрабатывают новые материалы, улучшающие производительность и качество фильтрации. Одной только бумаги, используемой разными фирмами, существует более 400 видов! А сейчас для изготовления фильтров используют синтетические микропористые материалы, более прочные и долговечные, чем бумага, и при этом лучше выполняющие свои функции.

Smiley face

Чтобы фильтр мог задерживать воду, не теряя своих свойств, бумагу пропитывают различными составами с содержанием смол, благодаря которым фильтр сохраняет работоспособность даже при высокой влажности, воздействии микроскопических капель бензина, машинного масла, антифриза и другой агрессивной химии, встречающейся на пути автомобиля. А для увеличения срока службы применяется технология глубинной фильтрации: это трехслойная структура бумаги, поры которой уменьшаются от поверхности к середине. Более крупные частицы задерживаются поверхностными слоями, мелкие – глубокими, а сквозь фильтр проходит почти идеально чистый воздух нужной температуры. Использование поверхностной фильтрации – по принципу простой сетки – привело бы к моментальному засорению фильтра.

По форме различают:

  • Круглые (кольцевые) – фильтры старого образца, которые устанавливаются на автомобили с карбюраторной системой. Поток поступающего воздуха оказывает достаточно сильное давление, и такие фильтры часто снабжаются каркасом из алюминиевой сетки для увеличения прочности. Проблема кольцевых фильтров в недостаточной площади фильтрации, при том что места такая конструкция занимает довольно много.

Smiley face

  • Панельные (каркасные и бескаркасные) – самые распространенные на сегодняшний день фильтры, устанавливаемые в инжекторные и дизельные автомобили. Для увеличения прочности могут армироваться металлической или пластиковой сеткой, снижающей вибрацию и деформацию фильтрующего материала. Сочетают в себе компактность, прочность, достаточно большую площадь и простоту эксплуатации.

Smiley face

  • Цилиндрические – занимают меньше места, чем кольцевые, но имеют большую площадь поверхности. Такие системы устанавливаются на коммерческий транспорт с дизельными двигателями, а также не некоторые модели легковых дизельных автомобилей.

Smiley face

Количество степеней фильтрации:

  • Одна: фильтр состоит только из фильтрующей бумаги, уложенной «гармошкой». Самый простой вариант, при котором на фильтрующий элемент ложится вся нагрузка;
  • Две: перед бумажным фильтром расположен предочиститель – синтетический материал, задерживающий крупные частицы. Такая конструкция используется для тяжелых условий эксплуатации: в запыленном воздухе, при частых поездках по бездорожью;

Smiley face

  • Три: перед поступлением в фильтр воздух проходит предварительную очистку с помощью циклонного вращения. Твердые частички вместе с воздушным потоком теряют энергию и оседают внутри корпуса фильтра или в специальном контейнере. Такое завихрение воздуха обеспечивается либо конструкцией корпуса фильтра, либо специальной крыльчаткой на самом фильтре, придающей направление воздушному потоку.

Smiley face

Корпус фильтра с функцией циклонного вращения

Smiley face

Фильтр с крыльчаткой

Требования к воздушным фильтрам

Главное требование к фильтру – обеспечение максимально полного отсева посторонних примесей из воздуха, поступающего в двигатель. Достичь качественной фильтрации можно с помощью увеличения плотности фильтрующего элемента: чем плотней бумага, тем больше грязи она задержит. Но в то же время любой фильтрующий элемент задерживает воздух, необходимый для работы двигателя, а значит, увеличение плотности фильтра имеет свои пределы. По мере загрязнения фильтра растет его сопротивление, а значит, падает пропускная способность.

Производители качественных фильтров нашли «золотую середину»:

  • сопротивление воздушному потоку нового фильтра составляет в среднем 0,6%, и этот показатель предусмотрен конструкцией автомобиля;
  • коэффициент пропускания пыли фильтра составляет не более 1% (задерживает 99% загрязнений);
  • предельно допустимое сопротивление фильтра составляет не более 50 кПа (при норме 2 кПа), при этом фильтрующий элемент будет практически полностью забит сажей и пылью, а поступающего в двигатель кислорода не хватит для полного сгорания топлива.

Помимо требований к качеству фильтрации, есть и потребительские требования, как и к любому товару: нормальная работа в течение всего срока эксплуатации, точное соответствие нужным габаритным размерам, качество сборки, обеспечивающее исправность фильтра на весь период работы. Именно для производства качественной продукции и создаются новые технологии, материалы, улучшения, позволяющие отвоевать еще чуть-чуть чистого воздуха для двигателя.

Эксплуатация воздушного фильтра

Правильная эксплуатация сводится к покупке хорошего фильтра, правильной его установке, отслеживанию состояния визуально или по датчику загрязнения, своевременной замене. Никакого особого внимания к себе воздушный фильтр не требует и при штатном использовании никаких сюрпризов не преподнесет.

Замена проводится по регламенту, указанному в сервисной книжке. Учитывая, что для каждого автомобиля предназначены фильтры с определенными параметрами, превышать срок замены нельзя: к этому времени фильтр будет представлять собой комок грязи, листьев и насекомых.

Smiley face

Сокращение срока замены в 1,5-2 раза возможно при тяжелых условиях эксплуатации:

  • использование автомобиля в сильно запыленной местности;
  • весенне-летний сезон, когда в воздухе много насекомых и пыльцы растений;
  • частая езда по песку;
  • строительная (цементная) пыль;
  • плотный городской смог.

Также на продолжительность эксплуатации влияет расположение воздухозаборника: самое невыгодное – рядом с выхлопной трубой. В этом случае в фильтр будет попадать нагретый воздух (а значит, менее плотный и с меньшим количеством кислорода), а также сажа и пары несгоревшего топлива.

От площади фильтра тоже зависит продолжительность его «жизни»: чем больше расход воздуха – тем больше должна быть площадь поверхности фильтра. При установке дополнительного оборудования на двигатель (система турбонаддува, например), через каждый квадратный сантиметр фильтра будет проходить на порядок больше воздуха, а значит, и больше пыли отложится на фильтрующем элементе.

В среднем замена воздушного фильтра проводится одновременно с каждой второй заменой моторного масла, а при сокращенном регламенте замены – в два раза чаще, всегда одновременно с маслом.

Соблюдение режима замены воздушного фильтра имеет свои неоспоримые преимущества:

  • можно не беспокоиться за подачу воздуха: при нормальном режиме эксплуатации фильтры полноценно работают весь срок;
  • оптимальный расход топлива;
  • меньше износ трущихся частей мотора;
  • меньше загрязнение топливных форсунок;
  • меньше расходов на ремонт.

Заменить фильтр можно либо самостоятельно, либо на СТО во время техобслуживания (как уже говорилось, удобней всего воздушный фильтр менять одновременно с моторным маслом). При самостоятельной замене нужно обратить внимание на пару моментов:

  • доставать старый фильтр нужно осторожно, чтобы пыль с него не попала в выпускной коллектор. Слетевшую с него пыль необходимо обязательно убрать, иначе вся она прямым ходом пойдет в двигатель;
  • закрывать крышку корпуса необходимо плотно, на все защелки и винты, чтобы воздух из атмосферы не подкачивался в щели в обход фильтра.

Smiley face

Неисправность воздушного фильтра: признаки, последствия

Проблем с воздушным фильтром может быть три:

  • критическая засоренность фильтрующего материала;
  • повреждение фильтра;
  • неправильная установка.

Основным источником проблем является человеческий фактор: ошибка с техническими характеристиками фильтра, неправильная установка, ошибки при замене фильтра, покупка подделки, просроченная замена. Есть и случайности: даже в оригинальных фирменных фильтрах может попасться брак, именно поэтому нужно время от времени проверять состояние фильтра и менять его при малейшем подозрении на неисправность.

Признаки засоренного фильтра — это в первую очередь недостаток воздуха для сгорания топлива:

  • повышенный расход и неполное сгорание топлива из-за переобогащения смеси;
  • снижение мощности двигателя;
  • увеличение токсичности выхлопных газов;
  • сбои в работе ДМРВ (датчика массового расхода воздуха).

Соответственно, если фильтр не заменить при появлении проблем, последствия будут усугубляться, вплоть до того, что фильтр вообще перестанет пропускать воздух, и в один прекрасный день автомобиль вообще не заведется.

При повреждениях фильтра (разрыв фильтрующего элемента, щели на стыках, деформация от влаги) проблем будет еще больше: попадающий с воздушным потоком мусор в два счета «убьет» и тонкий расходомер воздуха, и форсунки инжектора, и цилиндры и поршни двигателя. Для того, чтобы необратимо вывести из строя ДВС, достаточно попадания в него пыли всего лишь в расчете 1 г на 1 л.с. за всё время эксплуатации. Эта цифра кажется маленькой, но при неработающем фильтре современные моторы живут не более 500 км, после чего блок цилиндров можно только менять.

Smiley face

«Фильтр промою скипидаром, обойдется мне он даром» и другие интересные идеи

Исследовательские институты, научно-технические лаборатории, сотни тысяч долларов – всё только для того, чтобы еще чуть-чуть улучшить качество автомобильных запчастей. И тем не менее, до сих пор можно встретить рекомендации «обновить» воздушный фильтр вместо того, чтобы поменять. Но почему его нельзя чистить (пылесосить, выбивать об дерево, мыть в тазике, стирать в стиральной машине и пропитывать маслом)?

Smiley face

Ответ на этот вопрос дает сама структура фильтровальной бумаги. Крупные частицы, застревающие в верхних слоях фильтра, видны невооруженным глазом. Поскольку они находятся на поверхности, их легко удалить, после чего фильтр кажется почти чистым.

А вот самая вредная мелочь микронных размеров остается в глубоких слоях фильтра, и выбить из них грязь невозможно никакими способами. В лучшем случае после подобных манипуляций просто увеличится расход бензина (сразу после чистки мотор потребляет на 10% больше топлива!). На следующем этапе поступающая в фильтр пыль окончательно забьет поры, после чего фильтр вообще перестанет пропускать воздух. И, наконец, из-за превышения предельно допустимого сопротивления воздушный поток разорвёт фильтр со всеми вытекающими последствиями: грязный воздух попадает внутрь, повреждает ДМРВ и двигатель.

Некоторые автовладельцы пытаются улучшить качество фильтрации, пропитывая фильтр маслом (по аналогии с «нулевиками). Результат такой модификации предсказуем: масло моментально забивает все поры фильтра, после чего воздух через него вообще перестает проходить.

Все, абсолютно все бумажные фильтры – одноразовые, имеющие строго определенный ресурс работы и условия использования. Улучшить фильтр в своем автомобиле можно только одним способом: купить и правильно установить новый и качественный.

Smiley face

Немного о фильтрах нулевого сопротивления

Smiley face

Индустрия автоспорта, где счет идет на граммы и доли секунды, подарила миру множество усовершенствований, и одно из них – воздушные фильтры нулевого сопротивления, они же спортивные, обеспечивающие воздушный поток любой мощности при сохранении качества фильтрации. По статистике, такой фильтр позволяет увеличить мощность мотора на 3-5 л.с., что важно в гонках, но практически не ощущается в условиях города.

Фильтр «нулевик» состоит из специальной многослойной ткани, пропитанной маслом, или пористого полиуретана, и, в отличие от бумажных, выдерживает несколько циклов очистки и пропитки.

Smiley face

Ставить такой фильтр или нет – вопрос на усмотрение самого автовладельца. Кто-то готов заниматься трудоемким обслуживанием спортивного фильтра ради небольшого увеличения мощности, другим же легче пользоваться одноразовыми стандартными моделями, не создавая себе лишних проблем. Но, как и с любым другим фильтром, «нулевик» выполняет свою задачу только при грамотной установке и правильной эксплуатации.

Многие любят сравнивать автомобиль с живым организмом. Проводя аналогию, воздушный фильтр – это «лёгкие», которым чистый воздух необходим. как воздух.

О том, как правильно выбирать воздушный фильтр и какие бренды заслужиают особого внимания – наш «Гид покупателя».

Распространенные неисправности воздушного фильтра

Воздушный фильтр может значительно изменить рабочие характеристики автомобиля. Чистый и правильно установленный воздушный фильтр повышает экономию топлива, продлевает срок службы двигателя, снижает вредные выбросы и значительно повышает приемистость. Впечатляюще для компонента, который часто упускают из виду.

Для штатной работы двигатель внутреннего сгорания должен смешать примерно 10 000 литров воздуха с каждым литром топлива. Воздух поступает в двигатель через воздушный фильтр. Без надлежащего забора воздуха топливо-воздушная смесь будет перенасыщена топливом и поэтому не будет сгорать должным образом, а двигателю будет крайне недоставать необходимого ему кислорода.

Большинство производителей рекомендуют заменять воздушный фильтр примерно через каждые 20 000 км пробега или каждые 12 месяцев – в зависимости от того, что наступит раньше. Однако воздушный фильтр следует заменять чаще, если вы живете в сельскохозяйственных районах или любой другой местности с большим содержанием пыли и прочих загрязнений в воздухе.

Ниже приведены семь распространенных проблем, который можно устранить, заменив воздушный фильтр:

1. Странные шумы двигателя

При работе двигателя на холостом ходу или когда автомобиль стоит, чувствуются и слышны плавные вибрации эффективно работающего двигателя. Если появляются необычные шумы, в частности похожие на кашель или хлопок, это означает, что приток воздуха в двигатель недостаточен, и воздушный фильтр необходимо заменить.

То, что на самом деле имеет место в вашем двигателе — это загрязненный или засоренный воздушный фильтр. Такой фильтр уменьшает приток воздуха, изменяя состав топливо-воздушной смеси. Богатая топливная смесь способствует образованию черной сажи, которая оседает на свечах зажигания. Шум возникает из-за свечей зажигания, которые не работают должным образом из-за этих отложений. Грязные свечи зажигания могут также вызывать проблемы с запуском двигателя и пропуски воспламенения.

2. Ухудшение рабочих характеристик

Автомобиль реагирует правильно на нажатие педали газа? Или он продолжает двигаться медленно и разгоняется вяло? Если второе, то есть высокая вероятность того, что грязный воздушный фильтр не дает двигателю получать чистый воздух, который необходим ему для оптимальной работы. Простая замена воздушного фильтра может устранить эту неисправность.

3. Снижение топливной экономичности

Снижение топливной экономичности является четким признаком неисправного или загрязненного воздушного фильтра. Неисправный или загрязненный воздушный фильтр ограничивает приток воздуха, уменьшая количество кислорода в смеси. Двигатель компенсирует эту нехватку, потребляя больше топлива, чтобы генерировать мощность, достаточную для перемещения на то же самое расстояние или с той же самой скоростью, что и с чистым фильтром.

4. Черный дым или пламя из выхлопной трубы

При недостаточной подаче воздуха двигатель работает на смеси, богатой топливом, которая не сгорает полностью до попадания в выпускную систему и выбрасывается из автомобиля в виде напоминающего сажу черного осадка. Этот осадок проявляет себя как дым черного цвета. Или же имеющееся в выпускной системе тепло может воспламенять несгоревшее топливо, что вызывает пламя на конце выхлопной трубы и хлопки.

5. Запах бензина в выхлопных газах

Если при пуске двигателя появляется запах бензина, это значит, что в систему впрыска топлива поступает недостаточное количество воздуха и избыточное несгоревшее топливо выходит из выхлопной трубы автомобиля (поэтому и появляется запах). После замены воздушного фильтра запах должен исчезнуть.

6. Воздушный фильтр внешне загрязнен

Новый воздушный фильтр имеет белый или белесый цвет, который постепенно темнеет по мере накопления в нем со временем пыли и грязи. Визуальный осмотр воздушного фильтра при ярком свете выявит большое количество грязи, но увидеть все мелкие частицы может быть нелегко.

7. Активация индикатора «Проверить двигатель»

Недостаточная подача воздуха может вызвать отложение нагара в двигателе, что в конечном итоге вызовет активацию индикатора на панели приборов «Проверить двигатель». При его появлении проверьте, не нужно ли заменить воздушный фильтр, перед проведением другой диагностики. Поэтому большинство производителей рекомендуют заменять воздушный фильтр примерно через каждые 20 000 км или каждые 12 месяцев – что наступит раньше – независимо от того, выглядит воздушный фильтр грязным или нет.

Воздушные фильтры Champion

Воздушные фильтры Champion обеспечивают защиту двигателя в течение длительного времени, километр за километром. Ознакомьтесь с номенклатурой плоских, кольцевых и цилиндрических фильтров Champion здесь.

Материалы, содержащиеся в этой статье, предназначены только для информационных целей и не могут служить заменой профессиональным рекомендациям сертифицированных технических специалистов или механиков. По конкретным вопросам или проблемам, относящимся к любой из тем, затронутых в этой статье, рекомендуем консультироваться с сертифицированными техническими специалистами или механиками. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности ни за какие потери или повреждения, связанные с вашей интерпретацией содержания.

Как часто менять воздушный фильтр в автомобиле

Воздушный фильтр — это деталь, без которой невозможно нормальное функционирование двигателя. Из-за особенностей работы, о которых мы расскажем далее, он часто засоряется, а значит, требует регулярной замены. В противном случае вы рискуете заплатить гораздо больше за ремонт всего ДВС. В этой статье мы расскажем о том, почему необходимо менять воздушный фильтр двигателя, как часто следует это делать, а также дадим ряд полезных советов. Эта информация поможет не только начинающим, но и опытным автовладельцам.

#

Как работает воздушный фильтр и почему требуется регулярная замена?

  • В атмосферных моторах воздух поступает путем разрежения, то есть просто засасывается внутрь.
  • В компрессионных и турбированных двигателях воздух подается принудительно, то есть под давлением. В результате в мотор попадает больший его объем, что в итоге позволяет сжечь больше топлива. Это, в свою очередь, приводит к увеличению мощности двигателя без необходимости изменения рабочего объема и числа цилиндров.

Какую функцию в этом процессе выполняет фильтр? Воздух поступает в двигатель извне, а значит, вместе с ним туда могут попасть частицы пыли, грязи, влаги и других веществ, которым в моторе не место. Задача фильтра — не допустить этого. Он очищает воздух, удаляя из него все упомянутые загрязнители, при этом не снижая поступающий объем и скорость попадания в мотор. В результате обеспечиваются необходимая скорость сгорания топлива и защита элементов двигателя.

Если фильтр не заменить вовремя, то вы можете столкнуться с рядом негативных последствий:

  1. Уменьшится объем воздуха, поступающий в двигатель. В результате его не будет хватать для эффективного сжигания топлива. В карбюраторных авто это приведет к резкому возрастанию расхода топлива. В более современных машинах, оборудованных лямбда-зондом и датчиком расхода воздуха, этого не произойдет, так как автоматика скорректирует количество подаваемого горючего, однако при этом снизится мощность двигателя. В дополнение к этому вы можете столкнуться с проблемами при старте двигателя, медленным разгоном или рывками.
  2. Повышается риск прорыва фильтра. Это достаточно редкое явление, которое чаще всего встречается при неправильном монтаже или низком качестве самой детали. Если же прорыв произойдет, то в двигатель могут попасть абразивные элементы, которые сильно подорвут его ресурс.
  3. Ускоряется износ деталей двигателя. В первую очередь страдают свечи зажигания, катализаторы, сажевые фильтры. Всему виной отложения, которые начинают формироваться из-за неполного сгорания топлива. Если их оперативно не удалить, вред для двигателя может быть весьма серьезным: катализатор, например, может оплавиться.
  4. Возможны и другие негативные последствия, например, заливание свечей зажигания, смешивание несгоревшего топлива с моторным маслом, поломки кислородного датчика. Стоимость всех перечисленных деталей существенно выше, чем у воздушного фильтра, а если прибавить к этому оплату услуг по ремонту, то разница будет еще более очевидной.

Чтобы избежать негативных последствий, нужно своевременно выполнять техобслуживание авто. Замена воздушного фильтра в обязательном порядке проводится во время планового ТО. Если вы доверяете уход за своим авто профессионалам, то проблем возникнуть не должно, но мы все равно рекомендуем периодически проверять состояние детали.

Далеко не все водители, тем не менее, выделяют время для поездок по сертифицированным центрам и предпочитают самостоятельно обслуживать свой автомобиль. Они регулярно меняют масло и основные элементы двигателя, зачастую забывая о менее важных, по их мнению, деталях. В число последних часто попадает и воздушный фильтр.

Кроме того, они часто допускают две серьезные ошибки:

  1. Принимают решение о замене, руководствуясь исключительно результатами визуального осмотра.

При этом они забывают, что отсутствие внешних дефектов детали еще не говорит о ее полной работоспособности.

  1. Не заменяют элементы двигателя вовремя, полагая, что их ресурс больше, чем указано производителем.

Они не правы ни в первом, ни во втором случае.

Когда необходимо заменять воздушный фильтр?

В первую очередь необходимо иметь представление о том, как выглядит эта деталь и где она находится. Воздушный фильтр представляет собой сменный картридж, в котором «гармошка» из специального синтетического материала улавливает все частицы крупнее 5 мкм. По краям расположены уплотнители, которые не дают загрязнителям попасть в мотор в обход детали.

Форма и тип фильтра может серьезно различаться. Они могут быть:

  1. Цилиндрическими.
  2. Панельными.
  3. Бескаркасными.

Требования производителей в отношении замены деталей обычно совпадают: они рекомендуют устанавливать новый фильтр при каждом ТО автомобиля, то есть после примерно 15–30 тысяч километров пробега.

Стоит понимать, что срок работы детали напрямую зависит от того, в каких условиях эксплуатируется авто. Если вы живете или часто посещаете регионы с грязным запыленным воздухом, то менять фильтры придется чаще

В этом случае придется ориентироваться на их внешнее состояние. То же самое можно посоветовать людям, самостоятельно обслуживающим авто.

#

Чтобы самостоятельно проверить воздушный фильтр, необходимо предварительно извлечь его. Это может сделать любой человек без специальных навыков. Фильтр расположен под капотом, в специальном пластиковом коробе. Он закрыт крышкой, которая закрепляется защелками или винтами. В первом случае ее можно открыть без инструментов, во втором придется использовать отвертку.

После этого необходимо извлечь фильтр и оценить его состояние «на глаз». Для удобства производители всегда делают синтетические элементы, которые улавливают пыль, яркими: желтыми, белыми и так далее. Это позволяет легко различить любые загрязнения. Если фильтр чистый, вы можете смело вставить его обратно и эксплуатировать дальше.

Если же вы заметили следы пыли, грязи, моторного масла и других веществ, особенно в больших количествах, то стоит задуматься о замене. Дополнительно рекомендуется проверить просвечиваемость детали, поднеся ее к источнику света.

Если вы приняли решение о замене, то старую деталь стоит извлечь, установив на ее место новую и надежно зафиксировав ее. Обратите особое внимание на то, чтобы между стенками короба и уплотнителями фильтра не было зазоров, иначе пыль будет попадать в двигатель в обход фильтра. После того как вы поставили новый картридж, закройте крышку и зафиксируйте ее. На этом процесс замены воздушного фильтра завершен.

#

Полезные советы

В последней части статьи мы хотели бы разобрать некоторые вопросы и ошибки, с которыми сталкиваются автолюбители. Сразу перейдем к наиболее важному совету.

Ездить без воздушного фильтра запрещено. Если вы решили заменить деталь, не пытайтесь вынуть ее и поехать за новой.

Отсутствие фильтра приведет к тому, что в двигатель будет поступать нефильтрованный воздух, а вместе с ним — различные загрязнители. Это приведет к нарушениям в работе мотора, а в некоторых случаях может повлечь серьезные поломки.

Первый удар примет на себя дроссельная система, а также расходометр и различные датчики. В цилиндрах могут образоваться задиры, которые существенно подорвут ресурс двигателя. По этим причинам ездить без фильтра запрещено. Даже если деталь засорена, она обеспечит некоторую защиту. При этом мы рекомендуем не использовать двигатель на полную мощность, чтобы избежать неполного сжигания топлива.

Второй совет, который мы хотели бы дать, предназначен специально для любителей излишней экономии.

Попытка самостоятельно продуть или промыть фильтр не является альтернативой его замене.

Такой способ экономии денег может улучшить внешний вид детали, но не изменит того, что она засорена. Чистка не позволит удалить мелкие загрязнения, которые остаются между волокнами синтетического фильтра, а вода может дать эффект, обратный ожидаемому: грязь может размокнуть и перекрыть поток воздуха. Еще один важный момент:

На дорогах России и стран СНГ уровень запыленности достаточно высок, поэтому менять фильтр рекомендуется чаще, чем требуют производители авто.

Например, даже если в инструкции к автомобилю указано, что устанавливать новую деталь можно через 20‒30 тыс. км пробега, то лучше делать это через каждые 10–15 тысяч. При этом не забывайте о том, что состояние фильтра стоит регулярно проверять. Это поможет избежать ненужных трат. Последний совет:

Если в вашем авто установлен двигатель с турбонаддувом, то состоянию фильтрующего элемента нужно уделять больше внимания, то есть чаще проверять его и менять по мере необходимости.

Подводя общий итог статьи, еще раз суммируем вышесказанное.

Менять воздушный фильтр следует:

  • не реже, чем указывает производитель авто;
  • чаще установленных сроков, если того требуют условия его эксплуатации.

Помните, что цена детали несравнима со стоимостью восстановления двигателя машины после поломок, которые могут возникнуть в результате вашего бездействия.

Зачем нужен воздушный фильтр двигателя

Аватар автора

Чтобы сгорел литр бензина, нужно 9 тысяч литров воздуха.

Это в идеальных условиях, если исходить из стехиометрического соотношения воздуха и бензина. Важно, чтобы этот воздух был чистым и поступал в нужном объеме.

Расскажем, почему это так важно, какую роль в этом играет воздушный фильтр и как часто его менять.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности

Где в машине воздушный фильтр

Воздушный фильтр чаще всего расположен под капотом. Его несложно найти: от корпуса фильтра до двигателя идет довольно толстый воздушный патрубок. Корпус будет либо непосредственно на двигателе, либо над коробкой передач рядом с аккумулятором, либо в колесной арке, в нише крыла. Фильтр может быть и снаружи: например, если речь идет о спецтехнике.

С улицы к фильтру воздух попадает через воздухозаборник — это конструкция из каналов и патрубков перед воздушным фильтром. Она обеспечивает подачу холодного воздуха с улицы, а не разогретого из-под капота. На некоторых автомобилях конструкция воздухозаборника довольно сложная: это позволяет защитить фильтр от крупных частиц пыли и влаги.

Есть машины, на которых нет воздухозаборника — патрубок от корпуса воздушного фильтра выведен в подкапотное пространство.

Volkswagen Touareg, бензиновый двигатель. Корпус воздушного фильтра — над правым колесом, от него до двигателя идет довольно крупный патрубок

Volkswagen Tiguan 2021 года, двигатель 1.4 TSI. Воздухозаборник — в верхней решетке радиатора, после фильтра воздух идет к турбине. Корпус фильтра закреплен на двигателе

Volkswagen Polo 2021 года, 1.6 MPI. Корпус фильтра — на двигателе, воздухозаборник — рядом, в подкапотном пространстве, возле аккумулятора, хоть и ориентирован ближе к решетке радиатора

Volkswagen Jetta 2016 года с таким же 1.6 MPI, но воздухозаборник разместили в решетке радиатора

Можно ли ездить без фильтра

Без воздушного фильтра двигатель без проблем запустится и машина поедет, но любой более-менее крупный предмет моментально выведет ее из строя. Это может быть листва, полиэтиленовый пакет или скомканная протирочная бумага, которую случайно оставили под капотом. В таких случаях многое зависит от строения корпуса воздушного фильтра и воздухозаборника.

Более мелкие частицы — пыль, влага и песок — пусть и не сразу, но сильно навредят двигателю. В первую очередь пострадают стенки цилиндров.

Обложка статьи

Также, скорее всего, появятся проблемы с датчиком массового расхода воздуха, ДМРВ. В его конструкции есть специальная нить из благородных металлов, которая меняет сопротивление в зависимости от температуры. Водитель нажимает на газ, дроссельная заслонка открывается, поток воздуха охлаждает нить ДМРВ. Напряжение на датчике меняется, блок управления рассчитывает необходимое двигателю количество воздуха и корректирует подачу топлива.

Если фильтра не будет, на нити ДМРВ непременно осядет пыль и грязь, теплопроводность снизится. В такой «шубе» датчик будет хуже реагировать на изменения скорости потока воздуха, динамика разгона снизится, а расход топлива возрастет.

ДМРВ на Volkswagen Touareg 2016 года, расположен сразу за воздушным фильтром. Сетка перед ним — не предохранительный фильтр от перчатки или ветоши, она выравнивает поток воздуха, чтобы датчик работал более корректно

ДМРВ на Volkswagen Touareg 2016 года, расположен сразу за воздушным фильтром. Сетка перед ним — не предохранительный фильтр от перчатки или ветоши, она выравнивает поток воздуха, чтобы датчик работал более корректно

Как устроен воздушный фильтр

Форм-фактор зависит лишь от модели машины или двигателя: фильтр может быть цилиндрическим, панельным, корпусным или бескаркасным. Вот из чего он состоит.

Штора — фильтрующий элемент, который способен задерживать мельчайшие частицы пыли и слабо сопротивляться воздушному потоку. От качества и площади шторы зависят два важнейших параметра воздушного фильтра:

  1. Пропускная способность влияет на расход топлива: чем сложнее воздуху пройти через фильтр, тем меньше его в цилиндрах. Топливо сгорает не до конца, динамика падает, расход растет.
  2. Пылеемкость определяет ресурс фильтра — буквально количество пыли, которое может задержать фильтр, сохраняя при этом пропускную способность.

Штора может быть бумажной или синтетической. Бумажная фактически состоит из фильтровальной бумаги, пропитанной специальной смолой, которая придает фильтру желтоватый оттенок. Синтетическая штора состоит из акриловых волокон, обычно такой фильтр белый.

Фильтрующий материал плиссируют — укладывают гармошкой. Чем выше складки и чем больше их помещается в корпус фильтра, тем выше его пропускная способность и пылеемкость.

Обложка статьи

Полиуретановое уплотнение необходимо, чтобы плотно закреплять фильтр в корпусе и делать так, чтобы поток воздуха шел исключительно через штору. Если уплотнение некачественное, часть неочищенного воздуха будет попадать в двигатель.

На мощных и объемных моторах сильный поток воздуха может деформировать или порвать бумагу на фильтре, поэтому воздушные фильтры нередко дополнены ребрами жесткости или даже металлической сеткой.

Пластиковый корпус — особенность корпусных фильтров. Это конструкция, которая позволяет зафиксировать фильтр в нужном положении, не дает шторе деформироваться и направляет воздушный поток.

Бескорпусной воздушный фильтр для Volkswagen Tiguan 2018 года, 2.0 TSI. Изношенный фильтр выглядит меньше: полиуретановое уплотнение деформировалось от времени

Бескорпусной воздушный фильтр для Volkswagen Tiguan 2018 года, 2.0 TSI. Изношенный фильтр выглядит меньше: полиуретановое уплотнение деформировалось от времени

Принцип работы фильтра

Есть два основных принципа фильтрации: поверхностный и глубинный. Пример поверхностной фильтрации — дуршлаг или сито. Большинство автолюбителей считают, что воздушный фильтр работает так же , но это неверно. Частицы задерживаются не только на поверхности, но и в глубине фильтровального слоя.

Вот причины, по которым важно использовать глубинный принцип фильтрации:

  1. Воздушный фильтр должен задерживать частицы размером 12—20 мкм. 1 мкм, он же микрон, — одна миллионная часть метра. Толщина человеческого волоса — 70 мкм, человек способен разглядеть частицы размером 30—40 мкм. То есть фильтр задерживает и невидимые человеческим глазом загрязнения.
  2. Фильтр для поверхностной фильтрации пришлось бы делать из материала с отверстиями 5—10 мкм — это сложно и дорого. А еще такой фильтр пришлось бы чистить каждые 300—500 км.

Мелкие частицы при глубинной фильтрации задерживаются в фильтровальных слоях уже за счет межмолекулярных сил. И именно поэтому фильтр необходимо регулярно менять, а ни в коем случае не продувать, пылесосить или стирать. Механическое воздействие удалит лишь поверхностные загрязнения.

Обложка статьи

Как понять, что фильтр пора поменять

Регламент замены воздушного фильтра обычно указывают на его корпусе или в сервисной книжке. Важно учитывать, что речь идет об идеальных условиях эксплуатации: если автомобиль выезжает на дорогу только летом в сухую погоду и ездит по чистой загородной трассе. Тогда ресурс воздушного фильтра вполне может составить 30 тысяч километров или 2—3 года.

Но большинство машин эксплуатируют круглый год и не в самом благоприятном климате. С началом зимы — постоянная влажность и соль, весной — песок и дорожная пыль. Поэтому менять воздушный фильтр лучше не реже раза в год, а некоторые делают это каждое ТО. Если менять масло раз в 5—7 тысяч километров, а фильтр качественный, допустимо менять его каждое второе или третье ТО. При очередной замене масла достаточно осмотреть фильтр и убрать из корпуса крупные загрязнения. Если фильтр сильно потемнел — следует его заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *