Из сапуна идет масло
Перейти к содержимому

Из сапуна идет масло

  • автор:

Почему гонит масло через сапун

Симптомы забитого сапуна – замасливание внешней поверхности блока цилиндров в области ведущего из картера патрубка и масляного щупа, корпуса воздушного фильтра или дроссельной заслонки. Обычно такая проблема возникает из-за несвоевременного обслуживания системы вентиляции картерных газов или в случае когда двигатель интенсивно выкидывает масло через сапун. Последнее может быть признаком серьезных неполадок, в том числе критического износа деталей цилиндропоршневой и клапанной группы.

Утечка из-за банального засорения патрубка и маслоотделителя также опасна, так как приводит к нарушению работы системы смазки мотора. Обо всех основных последствиях и причинах выброса масла из сапуна и способах предупреждения этого явления расскажем в этой статье.

Почему масло выходит через сапун

Попадание масла в сапун в небольшом количестве не является признаком неполадок. Одной из функций этого узла, является именно отделение взвешенных частиц масла, содержащихся в картерных газах и возвращение их в двигатель. Основное назначение сапуна – сброс избыточного давления в подпоршневом пространстве блока цилиндров путем отвода смеси водяных и топливных паров во впускной коллектор.

Сапун в системе вентиляции картерных газов

Чтобы проще было понять, почему гонит масло через сапун или щуп, кратко разберем устройство и принцип действия системы вентиляции картерных газов.

Конструкция может несколько отличаться в зависимости от модели, однако всегда включает в себя три основных элемента – корпус, маслоотделитель (маслоотражатель) и один или два патрубка. В некоторых автомобилях сапун дополнительно оснащается клапаном, открывающимся при достижении определенного давления в картере или разряжения во впуске.

Гибкий патрубок может соединять вывод из картера со впускным коллектором, корпусом воздушного фильтра двигателя и карбюратором (напрямую, через корпус фильтра или клапанную крышку) или воздушным патрубком перед дроссельной заслонкой. Маслоотражатель может размещаться в корпусе сапуна, в отдельном корпусе, а также под клапанной крышкой, если отвод воздуха во впуск организован из-под неё.

Дополнительно функцию маслоуловителя выполняет встраиваемый в патрубок пламегаситель в виде спиральной проволоки или сетки.

Общий принцип действия у всех систем один и тот же: картерные газы поступают в камеру сгорания непосредственно через впуск или карбюратор, а содержащееся в них масло – под клапанную крышку или в картер.

Масло в впускном коллекторе попавшее через сапун

Маслоуловитель забитый шламом

Если система вентиляции функционирует неправильно, объем картерных газов или содержание в них масляных частиц слишком велико, двигатель выкидывает масло через сапун в избыточном объеме, оно полностью не отделяется маслоотражателем и попадает во впускной коллектор и карбюратор вместе с газами.

Симптомы неисправности системы вентиляции картера

  • запах горелого масла в салоне авто при работе двигателя;
  • повышенный расход топлива и масла;
  • следы масла на корпусе и патрубке сапуна снаружи или вблизи них;
  • дым из маслозаливной горловины при откручивании крышки;
  • засорение жиклеров карбюратора, замасливание корпуса воздушного фильтра, дроссельного узла и внутренностей впускного коллектора;
  • выдавливание масла через прокладки, сальники, отверстие щупа.

Некоторые автовладельцы, столкнувшись проблемой выброса масла через сапун, отсоединяют его патрубок от впуска или корпуса фильтра и разворачивают вниз. Это не устраняет первопричины проблемы, а лишь предотвращает попадание масла во впуск, в карбюратор и на дроссельную заслонку. Кроме того, токсичные картерные газы частично окажутся в салоне авто.

Причины, по которым кидает масло через сапун, прокладки и сальники

При сильно забитом сапуне создается настолько высокое давление в подпоршневом пространстве, что масло из картера может выдавить даже через контрольное отверстие для щупа, сальники и прокладки двигателя. Поэтому при первых признаках неисправности нужно установить причины выброса масла через сапун. Основные неполадки и их последствия перечислены в таблице ниже.

Причина выброса масла Почему это происходит Последствия
Критический износ поршневых колец, реже прогорание клапана или поршня Газы из камеры сгорания прорываются в подпоршневое пространство. Система вентиляции не справляется с увеличившимся объемом. Падение компрессии, заметное снижение мощности двигателя, трудности с запуском, троение, выдавливание масла через уплотнители.
Износ маслосъемных колпачков В камеру сгорания попадают излишки масла, забиваются канавки поршневых колец. Из-за неплотного прилегания клапанов к седлам газы проникают в надклапанное пространство, создавая избыточное давление и нарушая работу системы вентиляции картера. Повышенный расход масла, образование нагара на тарелках клапанов и седлах, замасливание свечей, прогорание клапанов, ускоренный износ поршневых колец.
Засорение маслоотражателя Из-за засора не отделяются масляные частицы, содержащиеся в картерных газах, в результате чего они вместе с парами попадают во впуск. Замасливание воздушного фильтра, жиклеров карбюратора, дроссельной заслонки, ухудшение работы двигателя вследствие нарушения состава топливовоздушной смеси.
Забившийся патрубок сапуна Масло выбрасывается вместе с картерными газами в результате увеличения давления в картере из-за невозможности его сброса через сапун. Выдавливание масла через отверстие щупа, прокладку поддона, сальник коленвала и другие уплотнения. Возможен срыв патрубка с вывода сапуна или проникновение газов через образовавшиеся в нем трещины.
Вышедший из строя клапан сапуна Из-за заклинивания клапана не происходит сброс давления при его увеличении свыше допустимых пределов. Выдавливание масла через уплотнители из-за нерабочей системы вентиляции, троение, ухудшение работы двигателя из-за избыточного давления в подпоршневом пространстве.
Забитый воздушный фильтр Из-за сниженной пропускной способности фильтра происходит подсос вместе с частицами масла из системы вентиляции картерных газов. Замасливание жиклеров карбюратора, дроссельной заслонки (в инжекторных моделях), нарушение состава топливовоздушной смеси.
Превышен уровень масла Избыток масла вместе с газами попадает в сапун, маслоотделитель не справляется с их отводом. Быстрое засорение маслоотделителя, образование сгустков масла в шланге, попадание его во впускной коллектор.

Диагностика и устранение причин

При возникновении проблемы, когда двигатель выкидывает масло через сапун, проведите осмотр впускной системы, вентиляции картера и сделайте диагностику двигателя. Чтобы устранить последствия и причину, начните с воздушного фильтра и его корпуса. Забившийся фильтрующий элемент заменяем, замасливание на узлах устраняем очистителем.

Диагностика почему выдавило масло через сапун: видео

  1. Проверьте уровень масла в двигателе, предварительно заглушив его и выждав минимум 15 минут. Уровень не должен превышать максимальной отметки на щупе более чем на 5 мм. Лишнее масло необходимо откачать через отверстие щупа.
  2. Осмотрите систему вентиляции картера на предмет отсутствия трещин и засоров в патрубке, сгустков масла в маслоотделителе, проверьте работоспособность клапана PVC (при наличии). Загрязнения удаляются путем промывки сольвентом, бензином, соляркой или керосином. Вышедшие из строя элементы подлежат замене.
  3. Диагностируем состояние двигателя. В первую очередь выкручиваем и осматриваем свечи. Наличие черного глянцевого налета однозначно указывает на избыток масла в камере сгорания. Последовательно измеряем компрессию в цилиндрах.

Нормальное значение для дизеля 24–30 атм, для инжекторного авто 12–14 атм, для карбюраторного не менее 10 атм. Точное значение для своей модели можно вычислить, умножив степень сжатия мотора на 1,4.

Разброс между цилиндрами не должен превышать 1 бар. Снижение компрессии указывает на негерметичность камеры сгорания из-за прогорания клапана, поршня, износа или залегания поршневых колец. Если компрессия в норме, но есть следы замасливания в камере, необходимо проверить маслосъемные колпачки.

Как почистить сапун?

Для чистки сапуна нужно отсоединить патрубок, демонтировать с двигателя и разобрать корпус, извлечь маслоотделитель и клапан (если имеется). Все детали промыть бензином, керосином или соляркой, удалив масляные отложения. Просушить и собрать в обратном порядке.

Как разобрать и почистить сапун: видео

Как почистить от масла воздушный фильтр: видео

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Почему масло выходит через сапун?

Сапун обеспечивает вентиляцию картера за счет отвода образующихся в нем водяных, топливных и масляных паров, проникающих из камеры сгорания. Содержание небольшого объема масла в картерных газах допустимо. Масляные капли улавливаются маслоотделителем и возвращаются в двигатель. Однако выбрасывание избыточного количества масла через сапун – признак неисправности в двигателе, засора вентиляции картера или воздушного фильтра.

Почему двигатель выбрасывает масло в сапун слишком активно?

Интенсивное выдавливание масла через сапун говорит об избыточном давлении газов в подпоршневом пространстве или неправильном функционировании вентиляции картера. Основные причины – износ поршневых колец или поршней, забившийся патрубок или маслоотделитель и чрезмерно высокий уровень масла.

Что будет, если закрыть сапун?

Давление картерных газов многократно возрастёт, масло выдавит через контрольное отверстие щупа, из-под прокладки поддона, сальники коленвала и другие уплотнения. Поэтому глушить сапун ни в коем случае не следует.

Что делать, если бросает масло из сапуна?

Установить и устранить причину повышенного давления картерных газов. Чаще всего виновником проблемы является сам забитый сапун, который необходимо почистить. Эту процедуру желательно проводить периодически в целях профилактики.

Почему через сапун выдавливает масло: как устранить неисправность

Достаточно распространенной проблемой на многих автомобилях отечественного и иностранного производства является то, что гонит масло через сапун. В зимний период, особенно с наступлением значительного похолодания можно встретить неисправность, когда замерз сапун, выдавило масло и видны потеки на наружной поверхности силового агрегата. Сразу отметим, что данный признак, а также дым и масло из сапуна являются поводом к немедленной диагностике двигателя, так как игнорирование указной проблемы может привести к скорому и дорогостоящему ремонту мотора.

Отметим, что, если через сапун идет масло, диагностика первопричины может быть затруднена. Для точного определения основной проблемы потребуются навыки, специальное оборудование и т.д. Однако в ряде случаев водитель может понять, почему с сапуна бежит масло, без привлечения сторонних специалистов. Другими словами, диагностика проводится самостоятельно в гаражных условиях. В этой статье мы поговорим о том, почему капает масло из сапуна, а также что делать автовладельцу, если через сапун выбрасывает масло.

Масло из сапуна: что делать и как найти причину

сапун выдавливает масло

Начнем с того, что во время работы двигателя в картере накапливаются так называемые картерные газы. Для того чтобы не создавалось избыточное давление, имеется специальный клапан для вентиляции. Данное решение позволяет закрытому картеру сообщаться с атмосферой. Указанный клапан и является сапуном. Простыми словами, сапун на ДВС фактически нужен для того, чтобы выравнивать давление внутри двигателя.

Следует отметить, что в картере газы смешиваются с масляным туманом. В результате частицы смазки попадают в сапун. Хотя внутри устройства имеется специальная сетка-маслоуловитель, определенная часть масла может выходить наружу. С учетом данной информации допускается незначительное загрязнение системы, что является нормой. В случаях, когда вытекает много смазки, следует отдельно искать, почему с сапуна кидает масло.

Протечки масла через сапун приводят к тому, что забиваются каналы, в ряде случаев образуется сажа и т.д. Излишки сажи попадают в картер двигателя, закоксовывается система смазки. В результате нагруженные детали смазываются хуже, ускоряется износ двигателя. Добавим, что не обязательно следы масла будут видны снаружи в подкапотном пространстве. На двигателях с карбюратором при утечках через сапун масло в корпусе воздушного фильтра или на самом фильтрующем элементе является характерным признаком неисправности.

На инжекторных моторах заметны следы попадания масла в области дросселя, силовой агрегат также теряет свою приемистость и мощность, заметно увеличивается расход топлива. Получается, для проверки необходимо не только осмотреть наружные поверхности под капотом, но и снять воздушный фильтр, дроссельный узел и т.д.

Почему масло вытекает через сапун

Если появилось масло с сапуна, причин может быть несколько. С учетом различных особенностей перед самостоятельной диагностикой нужно обратить внимание на дополнительные симптомы.

  1. Прежде всего, масло давит в результате значительного износа поршневых колец. Это значит, что газы из камеры сгорания проникают через уплотнение в картер двигателя, после чего там создается слишком высокое давление. Избытки давления заставляют масло вытекать через сапун.
  2. Еще одной возможной причиной может быть засорение стока маслоотражателя. В этом случае газы и частицы масла, которые теряют возможность нормально пройти, выходят через сапун, а не через очиститель.
  3. Также в списке стоит отметить значительное снижение пропускной способности воздушного фильтра. В таком случае мотору попросту не хватает воздуха на впуске. Результатом становится появление масла в корпусе фильтра и на самом фильтре.
  4. Не следует исключать и возможных проблем с самим сапуном. Как правило, из строя выходит клапан, забивается проходное отверстие в сапуне и т.д. Нормальная вентиляция нарушается, отработанные газы попадают в картер ДВС и поднимают давление.
  5. В ряде случаев перелив моторного масла намного выше рекомендуемого уровня приводит к тому, что излишки вытекают через сапун. Получается, лишнее масло попросту давит из двигателя. В подобной ситуации следует проверить уровень смазки и привести его в норму при обнаружении проблем.

Гонит масло через сапун: дизель и бензиновый ДВС

Диагностика двигателя при утечках масла через сапун предполагает комплексный подход. Для проверки нет необходимости разбирать силовой агрегат. Становится понятно, что на начальном этапе следует оценить состояние сапуна, убедиться в его работоспособности и прочистить устройство в случае такой необходимости. Также проверяется уровень масла по щупу. Если с уровнем все в порядке и отсутствуют другие дополнительные признаки неполадки, тогда оптимально заменить сапун на заведомо исправный.

Убедившись в том, что сапун исправен и вентиляция находится на приемлемом уровне, потребуется произвести ряд замеров и оценить состояние ЦПГ. Как уже было сказано, причиной могут быть вышедшие из строя кольца, то есть понадобиться промерить компрессию в двигателе.

Также на необходимость замерять компрессию может дополнительно указать и цвет выхлопных газов. Для проверки достаточно завести мотор, после чего оценить выхлоп. Если мотор дымит синим или сизым дымом, тогда это может быть признаком попадания моторного масла в цилиндры по причине износа поршневых колец. Во время проверки компрессии нужно замерять показания в каждом отдельном цилиндре. При нормальном состоянии ЦПГ компрессия должна быть на отметке от 11 МПа и выше (рекомендуется ознакомиться в технической литературе применительно к конкретному типу ДВС). В случае обнаружения разбега по показаниям в цилиндрах отличия не должны превышать 1 МПа.

Явное снижение компрессии даже в одном из цилиндров вполне может указывать на то, что происходят утечки газов, в результате чего масло идет через сапун. Следует добавить, что компрессия также может снизиться в результате проблем с клапанами. Для более точного определения следует осмотреть свечи зажигания или только одну свечу на проблемном цилиндре. Наличие обильного серо-черного маслянистого нагара является признаком неисправностей, связанных с цилиндропоршневой группой. Если же компрессия низкая, но на свече нет нагара, тогда вероятны проблемы с клапанами ГРМ.

Отсутствие снижения компрессии укажет на то, что дальнейшие проверки будут связаны с системой вентиляции. Способ проверки данной системы будет рассмотрен на примере отечественной модели ВАЗ 2110. На других авто могут встречаться некоторые индивидуальные особенности, но общий принцип будет похожим.

  • В самом начале нужно отсоединить трубки от крышки клапанов, сапуна и патрубка воздуховода. Затем следует оценить степень их загрязнения. Если трубки забиты или грязные, тогда их можно прочистить очистителем карбюратора или бензином. После понадобится продуть их сжатым воздухом или высушить естественным образом.
  • Далее нужно добраться до маслоотделителя, выкрутив фиксирующие болты и сняв его крышку. После этого извлекается сам маслоотделитель. Данное устройство выполнено из специальных пластин. Требуется разобрать элемент и промыть. Промывку можно сделать в бензине, после чего высушить.
  • Параллельно рекомендуется осмотреть и промыть клапан, а также проверить рабочий ход штока. Это возможно после извлечения устройства. Подклинивание клапана также устраняется промывкой. Весь список описанных действий позволяет поддерживать систему вентиляции картера в чистоте и сохранять ее работоспособность.

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что рост давления картерных газов и утечки масла через сапун указывают на ряд проблем с сапуном или ДВС. Быстрое обнаружение и устранение неисправности позволит уменьшить стоимость ремонта силового агрегата. Это актуально в том случае, если проблему устранить на раннем этапе, то есть без последствий, которые возникают после длительного игнорирования неисправности и дальнейшей активной эксплуатации двигателя.

Также добавим, что очистка системы вентиляции картера не является сложной процедурой, так что в ряде случаев такую операцию можно провести в гараже своими руками. Более того, очищать систему вентиляции рекомендуется регулярно во время каждого планового ТО параллельно замене моторного масла.

Напоследок отметим, что достаточно часто обильные утечки масла через сапун появляются не сразу. Другими словами, смазочный материал может слегка подтекать, что иногда малозаметно. В других случаях через сапун из системы смазки с учетом небольшого пробега (в среднем, 1-3 тыс. км) может уходить около 0.5 или литра смазочного материала. При такой значительной утечке эксплуатацию ДВС прекращают, проводится диагностика и ремонт.

Гонит масло через сапун

Сапун еще называют дыхательным клапаном автомобиля, или суфлером. Назначение устройства — выравнивание давления, создаваемого в картере, по отношению к давлению извне. Необходимость в выравнивании возникает, когда механизм остывает или, наоборот, чрезмерно нагревается — а также при изменении атмосферного давления. Если давление в картере превышает атмосферное, то из полости узла через неплотности начинает выдавливаться рабочая жидкость. Такое явление получило название «гонит масло через сапун». Если компрессия в картере понижается, в его полость поступает воздушная масса с пылью.

Принц ип работы сапуна

Чтобы двигатель работал корректно, ему нужна вентиляция. В области картера скапливаются газы, вывод которых и необходимо обеспечить. Но работу этой системы нельзя назвать идеальной, потому что вместе с газами в виде мелких частиц в суфлер проникает рабочая жидкость.

Эта проблема устраняется путем установки фильтра, улавливающего частицы масла. Однако фильтр не решает проблему полностью, так как рабочая жидкость проникает в сапун в виде испарений, задержать которые фильтр не может. Это явление не является чем-то очень страшным, однако если система выкидывает масло через сапун — это, как минимум, повод принять меры к улучшению технического состояния мотора.

Дыхательный клапан состоит из следующих компонентов:

  • металлический корпус;
  • автономная прижимная пружина;
  • прокладка из резины (обеспечивает герметичность при повышенном давлении);
  • стопорная гайка;
  • тело устройства.

Почему гонит масло через сапун: причины

Прежде всего это износ ЦПГ. Обычно износу подвергаются кольца, из-за чего повышается давление. В результате система начинает выбрасывать масло. Выброс идет под высоким давлением, и тут уже фильтры (как правило, это обыкновенная сетка) помочь не в состоянии.

Другая распространенная причина того, что система кидает масло через сапун — маслоотражатель забит до отказа. Если вентиляция нарушена, рабочая жидкость в виде испарений ищет обходные пути вокруг очистителя. Масло начинает вылетать через сапун.

Также может забиться воздушный фильтр. Система забирает воздух через другие источники, в числе которых — сапун. Вот только забор воздушной массы в этом случае производится вместе с рабочей жидкостью.

Повышение уровня рабочей жидкости также может стать причиной того, что она выходит через дыхательный клапан. Порой владельцы автомобилей не жалеют масла и наливают его по самый уровень, что идет вразрез с требованиями производителя. В итоге лишняя жидкость проходит через суфлер.

Клапан суфлера может заклинить, из-за чего в картер проникнут газы. Это приводит к увеличению давления в системе и, как следствие, к выбросу рабочей жидкости через суфлер.

Диагностика неисправности

Если из выхлопа идет черный или сизый дым, это признак неисправности клапанов — они могли прогореть. Также могли деформироваться кольца. В этом случае нужно замерить давление в цилиндрах. В бензиновых моторах оно должно быть на уровне 11-13 МПа, в дизеле — 20-32 МПа.

Чтобы понять степень загрязнения суфлера, необходимо открутить патрубки от крышки. Если они сильно загрязнены, чистим их специальными средствами или просто бензином. Для проверки маслоотделителя придется открутить несколько болтов. Затем достаем узел и оцениваем его состояние — если он забит нагаром, промываем и просушиваем его.

Иногда клапан может немного подклинивать, что приводит к проникновению газов в картер и к повышению давления. Как правило, такая проблема решается путем промывки узла. Однако, чтобы его промыть, придётся сначала демонтировать.

Чтобы отличить залегание поршневых колец от прогорания одного из клапанов, проверяем давление в цилиндрах — надо определить цилиндр с наименьшим давлением. Затем осматриваем свечу этого цилиндра. Если залегание колец произошло в этом цилиндре, на свечке будет нагар. Если же дело в клапане, свеча будет выглядеть нормально.

Способ решения проблемы

Приступая к чистке сапуна, прежде всего ищем под капотом устройство и снимаем с него воздушный фильтр. Перед этим машину обесточиваем, отключая минусовую клемму от аккумулятора и выключая зажигание. Под фильтром стоит впускной коллектор — его тоже демонтируем. После этого можно увидеть сам суфлер — как правило, его крышка крепится двумя болтами, которые и придется отвернуть. После снятия крышки станет заметен отбойник масла — крепится он при помощи шпильки.

Необходимо открутить расположенную на шпильке гайку, но саму шпильку снимать не нужно, потому что надеть ее назад без демонтажа поддона будет трудно. Делаем из проволоки шомпол, которым прочищаем трубку. На крышке сапуна находится ершик для гашения пламени — его тоже чистим.

Остается проверить устройство. Запускаем двигатель, с горловины для заливки масла снимаем пробку, саму горловину прикрываем ладонью. Рукой можно почувствовать, есть ли давление. Затем помощнику следует давить на газ до моментам достижения скорости в 100-130 км/ч и еще раз проверить компрессию прикладыванием ладони. Небольшое давление уже должно чувствоваться.

Чтобы не было проблем с выбросом рабочей жидкости через суфлер, необходимо постоянно следить за ее уровнем. Также важно уделять внимание проверке фильтра и КПП.

Автосервис DDCar

На щупе масло с пузырьками: в чем причина? Мелкие пузырьки в масле говорят о снижении плотности и потере его рабочих свойств. Как установить причину появления пузырьков в масле и решить эту проблему, мы расскажем вам в этой статье.

18-04-2019, 12:13 0 На щупе масло с пузырьками: в чем причина?

Эмульсия на щупе уровня масла Появление эмульсии на масляном щупе — это серьезный повод для беспокойства. Основных причин этому может быть три. В этой статье мы расскажем об этих причинах и о том, как решить эту серьезную проблему.

10-04-2019, 13:27 0 Эмульсия на щупе уровня масла

Турбина гонит масло в интеркулер: что делать? Масло в интеркулере может стать причиной серьезных неисправностей, вплоть до выхода ДВС из строя. В этой статье мы вам расскажем, почему масло появляется в этом узле и как можно устранить эту проблему.

28-08-2018, 17:30 0 Турбина гонит масло в интеркулер: что делать?

Стук гидрокомпенсаторов: почему возникает и что делать? Если гидрокомпенсаторы издают неприятный шум, это ещё не повод паниковать. Если принять срочные меры и не откладывать визит в автосервис, затраты на устранения поломки окажутся минимальными.

11-07-2018, 17:45 0 Стук гидрокомпенсаторов: почему возникает и что делать?

Применение двухходовых клапанов в системах автомобилей Поскольку в многочисленных системах автомобиля постоянно требуется перекрывать, перенаправлять и смешивать разнообразные потоки жидкостей или газов, то требуется применение различных перепускных устройств — таких, как клапана. Принципы их работы построен на разных приводах: пневматического,

23-04-2014, 20:12 0 Применение двухходовых клапанов в системах автомобилей

Инструкция по замене моторного масла BMW E39

Почему выдавливает и выкидывает масло через сапун?

Выброс масла через сапун — нехороший симптом и, как правило, говорит о критическом состоянии двигателя. Чем раньше принять меры, тем больше шансов обойтись наименьшими финансовыми и временными затратами.

сапун на двигателе

Сапуном ДВС называется клапан, в системе вентиляции картера. Через него проходят очищенные газы, и после очистки они вновь поступают на линию всасывания. У старых автомобилей выход газов выводился в атмосферу. Это самый простой, но не лучший вариант.

Откуда берутся картерные газы

Продукты горения топлива под давлением прорываются в картерное пространство через неплотности цилиндро-поршневой группы. На новом двигателе этот прорыв минимальный. Лабиринт колец преодолевает незначительная часть газов. По мере износа колец и втулок цилиндров тепловые зазоры увеличиваются, прилегание сопряженных пар ухудшается. На больших оборотах кольцо не всегда успевает изменять диаметр, скользя по бочкообразным поверхностям гильз, оно отрывается от стенки цилиндра, и в образовавшуюся щель устремляются газы.

Прорыву продуктов горения способствует закоксовка ЦПГ. Кольца, находятся в вязкой среде масляного нагара, и они перестают нормально функционировать — вращаться, плотно прижимаясь к стенкам.

В результате давление газов нарастает, вся система вентиляции картера засоряется и перестает нормально действовать.

система вентиляции картерных газов

В состав картерных газов входят:

  • продукты горения топлива;
  • масляные пары. Смазка нагревается, становится менее вязкой, разбрызгивается;
  • водяные пары, попадают через неплотности соединений, трещины в шлангах, систему вентиляции;
  • пары охлаждающей жидкости, если в моторе существует негерметичность.

Признаки выброса масла через сапун

масло на воздушном фильтре

Утечке масла через сапун могут сопутствовать следующие явления:

    • повышенный расход смазки;
    • двигатель работает неравномерно, троит;
    • падение мощности;
    • ухудшение запуска;
    • протечка масла через неплотности соединений системы вентиляции;
    • попадание масла во впускную воздушную магистраль;
    • замасливание элемента воздушного фильтра;
    • выдавливание сальников;
    • выталкивание щупа;
    • дымность;
    • характерный масляный нагар на свечах.

    Диагностика

    Когда через сапун идет масло, говорят “мотор сапунит”. Обычно механики отсоединяют патрубок вентиляции, или вынимают маслянный щуп на работающем двигателе. Интенсивное парение, брызги смазки свидетельствуют о повышенном давлении в картере.

    Первоначально масло выкидывает через сапун в виде паров. Заметив первые признаки утечки нужно в первую очередь определить направление поиска неисправности.

    Возможно два варианта:

    1. Неисправна система вентиляции картерных газов.
    2. Неисправна цилиндро-поршневая группа (ЦПГ).

    Чтобы подтвердить или отбросить первую причину, систему разбирают и тщательно очищают, моют компоненты, заменяют детали на новые. Свечи, карбюратор, высоковольтные провода, элемент воздушного фильтра, словом все, что пострадало от смазки и нарушает работу двигателя. Если после пробной эксплуатации масло по-прежнему гонит через сапун, приступают к обследованию ЦПГ.

    • Первый, классический способ диагностики — замер компрессии. Это максимальное давление сжатия в камере сгорания, полученное при вращении коленчатого вала (КВ) стартером. Она производится при помощи компрессометра, обычно при прогретом двигателе. Прибор представляет собой манометр с невозвратным клапаном и устройством сброса показаний. После снятия свечей он прижимается обрезиненным конусом к свечному отверстию. Коленвал проворачивают стартером до тех пор, пока давление не перестанет нарастать. На старых машинах нормативы компрессии прописывались в руководстве, а современные издания больше предлагают ориентироваться на степень сжатия, умножая ее на некий коэффициент.

    Существуют компрессометры, которые не нужно удерживать рукой. Они вкручиваются в отверстие, и такой тип устройств применяется на дизелях, т.к. из-за высокого давления ручной прибор не удержать. Замер компрессии на дизельном моторе сложнее, потому что предполагает снятие форсунок, либо свечей накаливания. Эта процедура более трудоемкая и квалифицированная, чем демонтаж свечей.

    Показатель определяет неисправный цилиндр, но не дает ответов на все вопросы.

    • Доступный метод исследования — нагнетание воздуха в неисправный цилиндр. Коленчатый вал необходимо повернуть до положения закрытых клапанов, при максимально опущенном поршне. Воздух из компрессора подается в свечное отверстие. Помощник в это время слушает, где он будет выходить с шипением. Возможно, воздух зашипит в выхлопной трубе, или во всасывающем коллекторе — это клапана. Звук может послышаться в соседнем цилиндре, в расширительном бачке. В обоих случаях наиболее вероятен пробой прокладки головки блока. Зашипело в картере — похоже на неисправность ЦПГ.
    • Проверить состояние поршневой группы можно налив в цилиндры керосина.
    1. Установите поршни на одинаковом уровне.
    2. Залейте в отверстие керосин.
    3. По скорости падения уровня жидкости судят о состоянии ЦПГ.

    Прим: Масло после такого эксперимента следует сменить.

    • К современным, но доступным для любителя, методам диагностики относится эндоскоп. Прибор представляет собой зонд, с видеокамерой на конце. Устройство подключается к компьютеру. Опустив зонд в цилиндр через свечное отверстие, рассматривают, фотографируют интересующие фрагменты. Наросты гари на клапанах, задиры стенки цилиндра, состояние хонинговки, днище поршня — все это можно рассмотреть и сфотографировать.

    Для принятия решения следует всесторонне изучить проблему, ведь каждый из методов диагностики имеет свои возможности и ограничения. Так, например, при нагнетании воздуха в цилиндр, нельзя слишком низко опускать поршень — неизбежно открывается выхлопной клапан ГРМ. А ведь именно внизу гильзы может скрываться дефект. Судить о причине, по которой через сапун гонит масло, нужно по совокупности наблюдений.

    Устранение неисправности

    замасляные поршневые кольца

    Неисправность устраняют в зависимости от результатов диагностики. Возможны следующие варианты:

    1. Очистка/ремонт вентиляции картера.
    2. Раскоксовка двигателя.
    3. Аварийный текущий ремонт (например, замена колец, поршней).
    4. Капитальный ремонт. При полном износе ЦПГ требуется замена деталей, включая гильзы цилиндров (расточка блока). В этом случае обычно делают капитальный ремонт мотора.

    На начальных стадиях неисправности в вентиляционный тракт устанавливают дополнительные маслоотделители — изделия из витой проволоки.

    В заключении нужно отметить основные моменты диагностики:

    Важно точно определить характер и локацию неисправности, по причине которой масло выбрасывает из сапуна

    • подтвердить или отклонить версию неисправности системы вентиляции;
    • проверить мотор на наличие смежных неисправностей (клапаны, прокладка ГБЦ);
    • понять, требуется ли двигателю раскоксовка. Возможно зашлакованный мотор не изношен, тогда и разбирать его не придется. Достаточно будет воспользоваться химическими средствами;
    • определить конкретно неисправный цилиндр. Если, например лопнуло кольцо на одном из поршней, а прочие ЦПГ (по результатам исследований) в хорошем состоянии, полная разборка не понадобится. Это тем более сократит расходы, если двигатель имеет раздельные головки на каждый цилиндр, группу цилиндров.

    Отметим, что двигатель внутреннего сгорания — не единственный механизм, на котором применяется сапун. В автомобилях это коробки передач, мосты и пр. Они обеспечивают сброс избыточного давления в атмосферу. Причиной повышения давления масляных паров является трение, расширение рабочей жидкости. Чтобы смазка не вытекала через сапун, или прокладки, сальники приводов, они тоже требуют нехитрого ухода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *