Трещит при запуске двигателя
Перейти к содержимому

Трещит при запуске двигателя

  • автор:

При запуске двигателя слышен скрежет: причины и методы устранения

Скрежет в двигателе при запуске довольно распространённое явление, особенно для старых автомобилей. Но, эта неисправность не обошла и новые транспортные средства. Появление этой проблемы связано с выходом со строя одного или нескольких элементов в моторе.

Ремонт двигателя

Причины появления скрежета двигателя

При запуске двигателя слышен скрежет — это означает, что стартер не схватывает. Данная проблема связана с бендиксом, втягующим реле или маховиком. А вот если слышен треск при запуске двигателя, то здесь дело намного сложнее и последствия могут быть тяжелее — неисправность в поршневом механизме или в деталях головки блока цилиндров.

Методы диагностики и устранения неисправности

Многие автолюбители, выходя утром из дома и запуская двигатель транспортного средства, сталкивались с тем, что при пуске слышан скрежет и треск. В данном случае неисправности разные и стоит понимать, какой звук, что может означать.

Стартер, маховик и втягующее реле

Пожалуй, стоит начать рассмотрение с того, что во время пуска силового агрегата появляется скрежет. Как было выяснено ранее, здесь дело в стартере или маховике. Так, если скрежет сопровождается до момента пока движок не запуститься, то это связано с износом бендикса или венца маховика.

Если быть более точными, то зубцы одного или второго элемента износились, и деталь за деталь плохо цепляется. Также, дело может быть во втягующем реле, которое не до конца тянет бендикс, который не схватывает маховик.

Ремонт двигателя

Для устранения неисправности необходимо демонтировать стартер и осмотреть состояние бендикса, а именно его зубьев. Если есть характерный износ в виде «слизания» зубьев, то рекомендуется заменить деталь. Но, и это не все. Также, поскольку стартер уже снятый с транспортного средства, то стоит проверить втягующее реле.

Для этого стоит просто подключить его к бортовой сети в 12 вольт и послушать — щёлкает ли втягующее реле. Если щелчки не слышны, то придётся разобрать стартер и заменить вышедшею со строя деталь.

Также, данная неисправность и эффект скрежета может быть вызван тем, что износился венец маховика. Стоит отметить, что не у всех двигателей маховик разборной, поэтому зачастую меняется вся деталь в сборе. Таким образом, износу зубьев приводит к тому, что бендикс не может за них зацепиться и провернуть коленчатый вал. Именно в этот момент возникает скрежет в подкапотном пространстве.

Треск — куда бежать и что предпринимать

Треск — это возникшие неисправности в кривошипно-шатунном механизме или головке блока цилиндров. Так, в первую очередь, стоит проверить ГБЦ. Неисправности необходимо искать в направляющих втулках, где могла произойти выработка, и клапан просто болтается, а также стучать и трещать могут гидрокомпенсаторы, которые стоит сменить, поскольку они выработали свой ресурс.

Гидрокомпенсаторы

Второе место, куда следует обратить внимание, является блок цилиндров и его элементы. Так, треск может быть вызван недостатком смазки (моторного масла), вследствие чего маслосъёмные кольца царапают стенки цилиндров. Также, особое внимание стоит обратить на коренные и шатунные вкладыши, которые могут проворачиваться вследствие выработки на детали самом блоке.

При этом особое внимание стоит обратить на состояние коленчатого вала, на котором могли образоваться царапины и глубокие борозды.

Последний элемент, который также может вызывать треск и повреждать стенки цилиндров являются втулки шатунов. Они могли разболтаться и выходить за приделы запрессовки. В данном случае, опасность состоит в том, что втулки настолько могут повредить стенки цилиндров, что единственным выходом станет гильзовка блока или его замена.

Вывод

Скрежет и треск в силовом агрегате показывают, что некоторые детали мотора вышли со строя. Так, скрежет сопровождается неисправностью в стартере или маховике. Что касается треска, то ситуация намного сложнее — скорее всего проблема скрывается в кривошипно-шатунном механизме или в головке блока цилиндров.

При возникновении таких неисправностей рекомендуется в самые кратчайшие строки обратиться в автосервис, чтобы не натворить больших бед, чем уже имеются.

Почему слышен треск при запуске двигателя?

Любой посторонний звук, доносящийся из мотора, является признаком неисправности. Наряду со стуком, свистом и скрежетом автовладельцы часто наблюдают треск в двигателе. В некоторых случаях звук исчезает вскоре после запуска и прогрева мотора. В других ситуациях треск наблюдается непрерывно и может сопровождаться другими изменениями: ухудшенной динамикой автомобиля, вялым разгоном, увеличенным расходом топлива и др. Предлагаем подробнее рассмотреть основные причины неисправностей.

ДВС авто

Почему трещит двигатель при запуске?

Треск под капотом в момент запуска ДВС чаще всего возникает при поломках стартера. В конструкции этого механизма имеются зубчатые шестерни, через которые передается вращательный момент от бендикса на венец маховика. Со временем зубцы могут стачиваться и проскакивать, что сопровождается характерным металлическим треском или скрежетом. Если износ незначительный, то двигатель удастся завести. Если зубцы сильно изношены, стартер попросту не сможет провернуть коленвал мотора и будет вращаться в холостом режиме, издавая громкий резкий звук.

схема стартера

Также причина может заключаться в поломке втягивающего реле. Если оно заедает и не втягивает бендикс до конца, зубцы шестеренок будут не полностью зацепляться друг о друга. Из-за этого они будут проскальзывать и издавать громкий треск, а мотор в таком случае будет заводиться дольше, чем обычно.

Кроме этого треск стартера может быть вызван разрядкой аккумуляторной батареи, плохим контактом двигателя с «массой», обрывом или замыканием обмотки реле стартера.

Более подробно эти проблемы, диагностика и способы их решения рассмотрены в этом видео:

Видео: Почему трещит стартер? Полезный совет авто электрика!

Почему мотор издает треск на холодную?

Чаще всего треск в бензиновых и дизельных ДВС наблюдается из-за сильного износа цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Как правило, такая проблема возникает при пробеге автомобиля свыше 150–200 тыс. км. При значительной выработке ЦПГ увеличиваются тепловые зазоры клапанов, изнашиваются коренные вкладыши, на стенках цилиндров могут появляться задиры и нагар. Если износ несущественный, то после прогрева мотора посторонние звуки постепенно утихают и исчезают.

задиры в цилиндре и на поршне

Единственный способ устранить такие неисправности – выполнить текущий или капитальный ремонт двигателя, поменять изношенные детали. Для этого потребуется полная разборка ДВС, а в некоторых случаях даже его снятие с автомобиля. Очевидно, что в гаражных или уличных условиях такой ремонт выполнить затруднительно.

Также треск в моторе на холодную может возникать при таких неисправностях:

  • износ или повреждение гидрокомпенсаторов;
  • недостаточное давление в системе смазки, вызванное засорением масляного фильтра или применением слишком вязкого масла;
  • засорение сетки маслоприемника;
  • неисправность масляного насоса.

По мере прогрева двигателя масло становится более текучим и постепенно заполняет тонкие зазоры, в которые оно не может проникнуть в холодном состоянии. Если причина кроется в системе смазки, треск и стук на холодном двигателе будет кратковременным и исчезнет через 3–5 минут после запуска.

Непрерывный треск в моторе: возможные причины

Если двигатель продолжает трещать даже после полного прогрева, когда моторное масло достигло максимальной текучести, это свидетельствует о более серьезных неисправностях. В зависимости от характера поломки, шум может сопровождаться перерасходом топлива, заметным снижением мощности двигателя, выбросом густого дыма из выхлопной трубы, рывками и др. В таких случаях возможны следующие причины треска в двигателе после запуска:

  1. Сильная выработка подшипников КПП, коленчатого или распределительного вала;
  2. Люфт натяжного ролика ГРМ и износ его подшипника;
  3. Загрязнение фазовращателей в системе газораспределения;
  4. Дефекты или сильная выработка форсунок в топливной системе;
  5. Пробой изоляции высоковольтных проводов (сопровождается характерным треском от электрической искры);
  6. Неисправность высоковольтных катушек зажигания (также сопровождается треском от внутреннего искрения).

Трещит навесное оборудование на двигателе

Достаточно часто посторонние звуки возникают из-за неполадок помпы (водяного насоса), генератора, ГУР и других агрегатов, которые приводятся в движение коленвалом двигателя. Рассмотрим конкретные примеры.

автомобильная помпа с разрушенной крыльчаткой

  1. В помпе может повредиться крыльчатка, которая разгоняет охлаждающую жидкость по контуру. Осколки металлических лопастей задевают уцелевшую часть крыльчатки, создавая характерный треск.
  2. Аналогичная ситуация может возникнуть в работе гидроусилителя руля. В нем также присутствует крыльчатка, которая по тем или иным причинам может деформироваться, заклинить и разрушиться. Как и в случае с помпой, это будет сопровождаться металлическим треском или скрежетом.
  3. Генератор, компрессор кондиционера и гидроусилитель имеют в своей конструкции подшипники, которые со временем изнашиваются. При сильной выработке шарики или цилиндрические тела качения могут разрушаться, превращаясь в металлическую крошку. При вращении они вызывают резкий звук (скрежет или треск).

Такие поломки устраняются относительно легко, путем замены соответствующих деталей или агрегатов. Для их снятия не приходится разбирать мотор. Основная трудность заключается в том, чтобы правильно определить источник звука.

Как локализовать неисправность

Чтобы узнать характер и причину неисправности, необходимо определить место треска в двигателе. Без разборки ДВС и использования профессиональной диагностической аппаратуры это можно сделать только на слух. Например, если треск доносится из боковой части мотора, где располагается цепь газораспределительного механизма, то с высокой вероятностью причина кроется в ее износе. Растянутая цепь ГРМ может издавать сторонние звуки, такое часто наблюдается при пробеге свыше 100-150 тыс. км.

Также сбоку двигателя располагается навесное оборудование: компрессор кондиционера, генератор, помпа, насос гидроусилителя. Если неисправность заключается в одном из перечисленных механизмов, это можно легко определить на слух по направлению издаваемого звука.

Что делать, если слышен треск в моторе

Если посторонний звук доносится из самого мотора, потребуется комплексная диагностика ДВС. Если причина заключается в износе внутренних деталей мотора, то самостоятельно определить причину поломки не удастся, не разбирая двигатель и не имея соответствующего опыта.

Для самостоятельной разборки двигателя необходим соответствующий опыт. Чтобы выполнить эту процедуру, нужно соблюдать очередность выкручивания болтов ГБЦ, а при обратной сборке нужно затягивать их с определенным моментом (для этого нужен динамометрический ключ). Также может потребоваться замена прокладки ГБЦ, герметика и других компонентов.

Треск и скрежет при холодном запуске

Громкий скрежет или треск под капотом на холодную обычно является признаком неполадок в самом моторе или навесном оборудовании, в том числе неверно выставленных зазорах клапанов, изношенном ремне ГРМ, подшипниках генератора и помпы. Исчезающий после прогрева звук, обычно указывает на то, что неисправность находится в начальной стадии и пока ещё может быть устранена с минимальными вложениями.

Треск на холодном двигателе

О том, как выяснить, почему при запуске двигателя на холодную слышен треск и как устранить проблему, можно узнать из этой статьи.

Почему на холодном двигателе появляется треск

Во время простоя ДВС масло стекает в картер, а тепловые зазоры в сопряжениях деталей при низких температурах находятся за пределами нормативных значений. В первые секунды после пуска мотор испытывает повышенные нагрузки, поэтому обычно треск в двигателе возникает на холодную.

Частым виновником звуков являются детали привода газораспределительного механизма:

Проверка цепи ГРМ на растяжение

  • растянутая цепь ГРМ;
  • изношенные шестерни шкивов коленвала и распредвалов;
  • натяжитель или успокоитель цепи;
  • натяжной ролик ремня ГРМ;
  • неисправные гидрокомпенсаторы, неверно подобранные шайбы и другие детали для регулировки зазоров клапанов;
  • распредвал издает треск на холодную после запуска двигателя при наличии выработки в его постелях;
  • шкив распредвала с неисправным механизмом управления в моторах с регулируемыми фазами газораспределения (VVT, VTEC, VVT-I, Valvetronic, VANOS и другие аналогичные системы).

Источником треска и скрежета на холодную могут быть и детали навесного оборудования:

Изношенный подшипник генератора

  • изношенные или не смазанные подшипники генератора;
  • поврежденный насос ГУР и компрессор кондиционера;
  • подшипник помпы системы охлаждения;
  • бендикс стартера с критическим износом;
  • издавать треск и металлические щелчки на холодную может защита выпускного коллектора, которая входит в резонанс с вибрацией мотора.

В самом двигателе проблема кроется реже, но при больших пробегах, несвоевременном и некачественном обслуживании трещать на холодную могут:

Изношенные коренные вкладыши

  • юбки поршней, стучащие по цилиндрам из-за увеличенных зазоров;
  • поршневые пальцы – по той же причине;
  • изношенные коренные вкладыши шатунов.

Помимо двигателя, источником треска на холодную иногда становится трансмиссия:

  • ведомый диск сцепления, в котором просели демпферные пружины или имеется износ в их окнах;
  • изношенные подшипники первичного вала КПП;
  • подшипники шестерен на вторичном валу коробки передач;
  • недостаточное давление масла в КПП.

Даже если треск слышен только при запуске двигателя на холодную, а после прогрева проходит, нужно убедиться в отсутствии неисправностей. Иначе износ деталей будет прогрессировать, пока некорректно работающий узел не выйдет из строя. Провести диагностику помогут инструкции и таблицы, изложенные ниже.

В некоторых моделях, в частности ВАЗ с 8-клапанными моторами с ручной регулировкой зазоров клапанов, отчетливый цокот распредвала при морозе, пропадающий после прогрева, является конструктивной особенностью и не считается неисправностью.

Причины треска в автомобиле на холодную

Определить источник треска под капотом на холодную можно по характеру звука, месту его дислокации, а также условиях, при которых он проявляется. Таблица ниже поможет выяснить, что трещит, или отличить треск цепи на холодную от цокота клапанов, шума бендикса и других проблем.

Причины треска под капотом на холодном двигателе

Группа оборудования Неисправный узел Причины треска Что делать Последствия
Газораспределительный механизм Фазовращатели Загрязненный или изношенный фиксатор в составе регулирующей шестерни ГРМ Осмотреть шестерню ГРМ с регулировочным механизмом. При наличии загрязнений и отложений – прочистить, промыть. При неисправности – отремонтировать или заменить деталь целиком Нарушается работа ГРМ, растет расход топлива, пропадает динамика, повышается риск перегрева и закоксовки. При полном выходе из строя фазовращателя, повреждение ремня ГРМ, его обрыв, встреча клапанов с поршнями.
Гидрокомпенсаторы клапанов Засорение либо износ гидрокомпенсаторов Осмотреть гидрокомпенсаторы, их масляные каналы. Прочистить каналы подачи масла в ГБЦ Если трещат гидрокомпенсаторы на холодную или неверно отрегулированы клапанные зазоры, ускоряется износ кулачков распредвала и толкателей.
Регулятор клапанных зазоров Зазор увеличивается естественным путем, по мере работы мотора Отрегулировать тепловые зазоры клапанов, используя для этого гайки, шайбы или «стаканчики»
Цепь или шестерни ГРМ Растянутая от износа цепь болтается, ударяет по стенкам блока. Из-за нечеткого попадания на зубья шкивов тоже возникает шум Заменить цепь и/или шестерни ГРМ Если игнорировать треск цепи на холодную – она дальше будет изнашиваться и растягиваться, «подъедать» зубья шестерен. В случае обрыва цепи возможно повреждение поршней и клапанов.
Натяжитель цепи или ремня Расслабление цепи из-за выработки натяжителя. На ременных моторах шумит сам подшипник натяжителя Заменить натяжитель, отрегулировать натяжение цепи или ремня
Топливная система Форсунки Износ деталей форсунки Если стук появляется лишь на холодную, а двигатель работает стабильно, расход не увеличился – можно ездить. При наличии дополнительных симптомов некачественного распыла форсунки подлежат замене. Изношенные форсунки переливают топливо, растет его расход, ухудшается динамика, появляется риск закоксовки двигателя из-за работы на богатой смеси.
Засорение топливного канала обратки приводит к переливу топлива и его более жесткому сгоранию Почистить и промыть форсунки Ускоряется износ двигателя из-за повышения нагрузок.
Регулирующая аппаратура Форсунки переливают топливо из-за сбоя ТНВД. Отрегулировать или заменить неисправные узлы.
Шатунно-поршневая группа Поршни, пальцы или вкладыши шатунов Износ из-за перегрева, задиров, дефицита смазки Требуется комплексный ремонт двигателя, возможно, капитальный Если вовремя не отремонтировать ДВС – он выйдет из строя, может заклинить на ходу.
Конструктивные особенности Использовать качественное масло, соответствующее допускам производителя. Желательно заливать зимой менее вязкое (например, 5W30 или 0W30) Без явных последствий
Навесное оборудование Бендикс стартера или венец маховика Бендикс стартера загрязнен или заклинивает. Сбиты зубцы маховика Снять стартер, осмотреть состояние бендикса и венца маховика. При наличии загрязнений – почистить и смазать, при износе – заменить деталь Если стартер работает с треском на холодную, при дальнейшем износе бендикс будет плохо входить в зацепление, возможен срыв венца. Машину запустить не удастся.
Муфта включения компрессора Муфта из-за износа, неисправностей соленоида, не обеспечивает неподвижного зацепления, проскакивает Заменить муфту Не устраненный вовремя шум приводит к тому, что компрессор кондиционера выйдет из строя, климатическая установка не будет работать. Возможен обрыв ремня привода навесного оборудования.
Компрессор кондиционера Выработка в подшипниках или в поршневом механизме компрессора Отремонтировать или заменить компрессор.
Генератор или насос ГУР Износ подшипников Заменить подшипники генератора или насоса ГУР, или узел в сборе. Если не устранить треск генератора на холодную, возможно заклинивание узла и обрыв ремня навесного оборудования. Насос ГУР начнет течь, может полностью выйти из строя.
Трансмиссия Диск сцепления От нагрузок изнашиваются демпферные пружины, посадочные места на ступице диска. Требуется демонтаж КПП для осмотра диска сцепления, выжимного. Неисправный узел требует замены на новый. При полном выходе из строя исчезнет сцепление КПП с мотором, автомобиль не сможет передвигаться своим ходом.
Подшипники КПП В ходе выработки зазоры между поверхностями трения растут, а масло во время простоя авто густеет Нужна дефектовка КПП с диагностикой износа подшипников КПП изнашивается, возможно заклинивание ее деталей. По мере прогресса проблем сопровождается постоянным стуком и воем, возможен вылет отдельных передач, их плохое включение.

На некоторых автомобилях издавать треск, стучащий или звенящий звук в мороз может тепловая защита выпускного коллектора. По мере нагрева она немного расширяется, перестает касаться труб и звук исчезает. Проблема не грозит опасными последствиями, но чтобы избавиться от звука, можно немного отогнуть щит.

Как определить, откуда треск при холодном запуске

Электронный стетоскоп ADD350D

Значение имеет не только характер, но и место распространения посторонних звуков. Чтобы выявить источник проблемы, прежде всего необходимо определить, откуда идет треск при запуске двигателя на холодную, открыв капот и прислушавшись к работе двигателя и навесного оборудования. А инструментом, который поможет локализовать источник треска будет выступать стетоскоп.

Рекомендации по поиску, откуда треск при холодном запуске
  • Треск из-под клапанной крышки с частотой выше частоты вращения коленвала, и исчезающий через несколько секунд после холодного запуска, указывает на проблемы в фазорегуляторе. Иногда двигатель может глохнуть при первой попытке старта, но нормально заводится со второй. Проблема требует решения, но не относится к критичным, поскольку на заведенном моторе фазорегулятор поддерживается в рабочем положении давлением масла.
  • Глухой металлический цокот из-под клапанной крышки, обычно является признаком того, что при прогреве трещат гидрокомпенсаторы или неправильно отрегулированные клапана. В этом случае можно продолжать движение, но надолго откладывать ремонт не стоит.

Звук от клапанов и гидрокомпенсаторов легко спутать с стрекотом топливных форсунок, которые находятся рядом с клапанной крышкой. Именно поэтому важно четко определить источник распространения звука.

Забитые топливные форсунки

Диагностика основных шумов в двигателе с помощью механического стетоскопа: видео

треск при запуске, двигатель не заводится

При повороте ключа на старт (нажатии на кнопку) вы слышите щелчки или треск, а машина не заводится? Не спешите паниковать и вызывать эвакуатор. С вероятностью 99% эту неисправность можно устранить на месте!

Такая картина характерна для нескольких видов поломок, и мы вам о них сейчас расскажем. Хотим напомнить, что если вы не обладаете навыками автомеханика, то лучше обратиться за помощью к профессионалам. Вызвать мастера можно по телефону: +7(930)926-85-35.

Наш автомеханик может приехать в любой район Москвы в течение 1 часа после вашего звонка! Также возможен выезд за МКАД.

Ну а мы начнем с теории.

Почему трещит стартер?

устройство стартера

Для чего вообще нужен этот стартер? Ведь самые первые автомобили вполне обходились без этой детали. Если вы смотрели старые фильмы, то видели, что двигатель запускали, вращая ручку. Такой способ очень надежен, но не всегда удобен. Поэтому конструкторы приделали к мотору маленький электродвигатель. Когда вы заводите машину, именно он делает за вас эту работу и приводит коленвал в движение. Но не напрямую, а через редуктор и обгонную муфту – обычно весь этот механизм называют «Бендикс». Он – одно из самых слабых мест в стартере.

Для того, чтобы вал стартера не вращался постоянно вместе с двигателем, бендикс и существует – он обеспечивает их взаимодействие только в момент пуска. И, если вы слышите треск при запуске вместо привычных звуков, есть вероятность, что причина именно в нем. Но не обязательно.

Стартер щелкает, но не крутит

Если вы уверены, что щелчки идут именно от стартера, то причин может быть несколько:

  1. Пропало питание на силовой клемме;
  2. Окисление контактов во втягивающем реле;
  3. Износ щеток;
  4. Пропала «масса» двигателя.

Во всех этих случаях щелчок, скорее всего, будет один. Если вы слышите много частых щелчков, скорее похожих на треск, то вероятно где-то плохой контакт и напряжение недостаточное для работы стартера.

Как правильно определить причину неисправности?

В первую очередь необходимо замерить напряжение между массой двигателя и плюсовой клеммой аккумулятора под нагрузкой (естественно, мы подразумеваем, что состояние аккумулятора вы уже проверили). Если оно не ниже 9 вольт, значит, с массой всё в порядке. Ищем дальше.

Следующий подозреваемый – силовая клемма стартера. Там зачастую используются металлы с разным составом и электрохимическое окисление на них – не редкость. Попробуйте ослабить и снова затянуть гайку. Очень часто это помогает. Иногда даже достаточно подергать за провод.

Предположим, что всё это не помогло, и мы продолжаем поиски. Теперь попробуем постучать по корпусу стартера твердым предметом (например, молотком). Не переусердствуйте. Особых усилий тут не требуется. Пробуем запустить двигатель. Получилось? Отлично! Теперь мы знаем, что у нас износились щетки. Не глушим двигатель и двигаемся в сторону автосервиса менять стартер.

Если все эти операции вам не под силу (например по причине того, что вы понятия не имеете, где находится стартер), Вызывайте профессионального автомеханика от компании «Техничка». Долго ждать не придется – он прибудет на место в течение часа. Ну а вы останетесь в чистой одежде и сэкономите время и нервы.

Мы работаем по всей Москве и Московской области, круглосуточно и выезжаем в любую погоду.

Вам достаточно просто позвонить и в течение часа у вас будет профессиональный автомеханик, который сможет определить причину поломки и устранить её.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *