Как понять что масляный насос выходит из строя
Перейти к содержимому

Как понять что масляный насос выходит из строя

  • автор:

Неисправности масляного насоса

Неисправности масляного насоса могут значительно навредить двигателю автомобиля, поскольку из-за них нарушается нормальная циркуляция моторного масла по системе. Причинами поломки может быть некачественное используемое масло, его низкий уровень в картере, выход из строя редукционного клапана, загрязнение масляного фильтра, засор сетки маслоприемника и несколько других. Проверить состояние масляного насоса можно как с его демонтажем, так и без него.

Неисправности масляного насоса

Признаки неисправности масляного насоса

Существует несколько типовых симптомов неисправности масляного насоса. К ним относится:

  • Снижение давления масла в двигателе. Об этом будет сигнализировать лампочка масленки на приборной панели.
  • Повышение давления масла в двигателе. Моторное масло выдавливает из различных уплотнений и мест стыка в системе. Например, сальников, прокладок, места соединения масляного фильтра. В более редких случаях из-за избыточного давления в масляной системе машина вообще отказывается заводиться. Это происходит потому, что гидрокомпенсаторы перестанут выполнять свои функции, и соответственно, плохо функционируют клапана.
  • Увеличение расхода масла. Возникает из-за утечки либо угара.

При этом необходимо понимать, что некоторые из них могут указывать и на выход из строя других элементов масляной системы. Поэтому проверку желательно проводить в комплексе.

Причины неисправности масляного насоса

Причину по которой маслонасос вышел из строя может определить диагностика. Есть как минимум 8 основных неисправностей масляного насоса. К ним относится:

  • Забитая сеточка маслоприемника. Она находится на входе в насос, и в ее функции входит грубое фильтрование моторного масла. Как и масляный фильтр системы, она постепенно забивается мелким мусором и шлаком (часто такой шлак образовывается в следствии промывки двигателя различными средствами).
  • Неисправность редукционного клапана масляного насоса. Обычно выходит из строя входящие в его конструкцию поршень и пружина.
  • Износ внутренней поверхности корпуса насоса, так называемого «зеркала». Возникает по естественным причинам в процессе эксплуатации мотора.
  • Износ рабочих поверхностей (лопастей, шлицов, осей) шестерен масляного насоса. Случается как со временем долгой эксплуатации, таки из-за редких замен (очень густого) масла.
  • Использование грязного или неподходящего моторного масла. Наличие мусора в масле может быть по разным причинам — неаккуратная установка насоса или фильтра, использование некачественной смазывающей жидкости.
  • Небрежная сборка насоса. В частности, допущено попадание различного мусора в масло или насос был неправильно собран.
  • Падение уровня масла в картере двигателя. В таких условиях насос работает с избыточной производительностью, из-за чего перегревается и может преждевременно выйти из строя.
  • Грязный масляный фильтр. Когда фильтр очень забит насосу приходится прилагать значительные усилия для прокачки масла. Это приводит к его износу и частичному или полному выходу из строя.

Вне зависимости от причины, вызвавшей частичный выход из строя масляного насоса, необходимо выполнить его детальную проверку и при необходимости сделать ремонт или полную замену.

Как определить неисправность масляного насоса

Существует два типа проверки насоса — без его демонтажа и с демонтажом. Не снимая насос в его неисправности можно убедиться лишь в случае, когда он уже в «предсмертном» состоянии, поэтому лучше все же извлечь его для выполнения детальной диагностики.

Как проверить масляный насос, не снимая

Перед тем как непосредственно проверить насос, имеет смысл с помощью манометра проверить давление масла в системе. Так вы сможете убедиться в том что лампочка давления масла работает корректно и загорелась не зря. Для этого манометр вкручивается вместо датчика давления аварийной лампы.

Обратите внимание, что значение давления зачастую падает именно «на горячую», то есть, на прогретом двигателе. Поэтому тест нужно проводить на прогретом движке и холостых оборотах. Минимальное и максимальные значения давления у разных машин будет отличаться. Например, у ВАЗ «классики» (ВАЗ 2101-2107) значение минимального аварийного давления составляет 0,35…0,45 кгс/см². Именно в таких условиях и срабатывает аварийная лампа на панели приборов. Нормальное значение давления составляет 3,5…4,5 кгс/см² при скорости вращения 5600 оборотов в минуту.

На той же «классике» можно проверить масляный насос, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно демонтировать трамблер, и извлечь приводную шестерню насоса. Далее оценить ее состояние. Если на ее поверхности имеют место многочисленные задиры на лопастях или на оси шестерни, то нужно выполнить демонтаж насоса. Также стоит обратить внимание на шлицы шестерни. Если они сбиты — значит, насос подклинивал. Обычно это происходит из-за наличия мусора и/или шлака в масле.

Другая проверка без демонтажа насоса — проверка люфта его штока. Делается это аналогично, при снятом трамблере и демонтированной шестерне. Необходимо взять длинную отвертку и попросту пошевелить ею шток. Если имеется люфт — значит, насос вышел из строя. На нормальном рабочем насосе зазор между поверхностями штока и корпуса должен составлять 0,1 мм, соответственно, и люфта практически нет.

Сетка маслоприемника

Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать и разобрать насос. Делается это еще и для того, чтобы в дальнейшем промыть их скопившегося мусора. Вначале нужно открутить маслоприемник. При этом необходимо проверить состояние имеющегося в месте стыка уплотнительного кольца. Если оно значительно затвердело — желательно его поменять. Особое внимание уделите сеточке маслоприемника, поскольку чаще всего именно она становится причиной того, что насос плохо прокачивает масло. Соответственно, если она забита — ее нужно прочистить, а то и поменять полностью маслоприемник в комплекте с сеточкой.

Проверка редукционного клапана

Следующий элемент для проверки — редукционный клапан. Задача этого элемента — сброс излишнего давления в системе. Основные составляющие — поршень и пружина. При достижении крайнего значения давления пружина срабатывает и масло через поршень выливается обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Чаще всего неисправность редукционного клапана масляного насоса заключается в негодности пружины. Она либо теряет жесткость, либо лопается.

В зависимости от конструкции насоса клапан можно демонтировать (развальцевать). Далее нужно оценить износ поршня. Желательно почистить его с помощью очень мелкой наждачной бумаги, побрызгать аэрозолем очистителя для дальнейшей нормальной работы.

Зашкуривать поверхность поршня нужно аккуратно, чтобы не снять слишком много металла. В противном случае масло будет возвращаться в основную магистраль при более низком давлении, чем настроенное значение (например, на холостых оборотах работы двигателя).

Обязательно нужно осмотреть место прилегания клапана к месту его прилегания на корпусе. Там не должно быть ни рисок, ни задиров. Эти дефекты могут привести к снижению давления в системе (понижению работы эффективности насоса). Что касается пружины клапана для той же ВАЗ «классики», то ее размер в спокойном состоянии должен составлять 38 мм.

Корпус и шестерни насоса

Нужно осмотреть состояние внутренних поверхностей крышки, корпуса насоса, а также состояние лопастей. При их значительном повреждении снижается эффективность работы насоса. Существует несколько типовых тестов.

Проверка зазора между шестерней и корпусом масляного насоса

Первый — проверка зазора между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Замер производится при помощи набора специальных щупов (инструменты для замера зазоров с различной толщиной). Другой вариант — штангенциркуль. В зависимости от модели конкретного насоса, допустимый максимальный зазор будет отличаться, поэтому соответствующую информацию необходимо уточнять дополнительно.

Например, у нового оригинального масляного насоса автомобиля Volkswagen B3 зазор составляет 0,05 мм, а максимально допустимый — 0,2 мм. При превышении этого зазора насос подлежит замене. Аналогичное максимальное значение у ВАЗ «классики» — 0,25 мм.

Выработка на шестерне маслонасоса

Второй тест заключается в измерении зазора между торцевой поверхностью шестеренки и корпусом крышки насоса. Для выполнения измерения сверху на корпус насоса нужно поставить металлическую линейку (или подобное приспособление) и с помощью тех же щупов замерить расстояние между торцевой стороной шестерен и установленной линейкой. Тут аналогично, максимально допустимое расстояние нужно уточнять дополнительно. У того же насоса Пассат Б3 максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм. Если он больше — нужен новый насос. У ВАЗ «классики» это значение должно находиться в пределах 0,066…0,161 мм. А предельный аварийный зазор — 0,2 мм.

В маслонасосе ВАЗ также нужно обратить внимание на состояние бронзовой втулки шестерни привода. Извлекается из блока двигателя. Если на ней имеются в значительном количестве задиры, то ее лучше заменить. Аналогично стоит проверить состояние ее посадочного места. Перед установкой новой втулки желательно почистить.

Если выявлены повреждения «зеркала» и самих лопастей — можно попробовать на специальном оборудовании в автосервисе попробовать проточить их. Однако зачастую это либо невозможно, либо нецелесообразно, поэтому приходится покупать новый насос.

При покупке насоса его необходимо полностью разобрать и проверить состояние. В частности, наличие на его деталях задиров, а также размеры люфтов. Особенно это актуально для недорогих насосов.

Дополнительные советы

Отдельно стоит заметить, что для избежание проблем с масляной системой, в том числе с насосом, необходимо периодически контролировать уровень масла в картере, проверять его качество (не сильно ли оно почернело/загустело), менять моторное масло и масляный фильтр в соответствии с регламентом. А также пользоваться моторным маслом с характеристиками, предписанными производителем двигателя автомобиля.

При необходимости покупки нового масляного насоса в идеале нужно покупать, конечно же, оригинальный агрегат. Особенно это касается машин среднего и высшего ценового диапазона. Китайские аналоги мало того что отличаются малым сроком эксплуатации, так еще и могут вызвать проблему с давлением масла в системе.

После выполнения проверки и при сборке нового насоса его внутренние детали (лопасти, редукционный клапан, корпус, вал) обязательно нужно смазать маслом, чтобы он не стартовал «на сухую».

Заключение

Неисправность, пусть даже незначительная, масляного насоса может привести к серьезным поломкам других элементов двигателя. Поэтому при возникновении признаков его неисправности необходимо как можно быстрее выполнить соответствующую проверку, а при необходимости ремонт или замену.

Самостоятельно выполнить проверку имеет смысл лишь в случае, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения подобных работ, а также понимание выполнения всех этапов работы. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.

Как часто необходимо менять масляный насос

Ремонт масляных насосов двигателя может стать необходимостью по самым неожиданным причинам. Любая мельчайшая поломка в масляном насосе может колоссально навредить работе двигателя авто, поскольку нерегулярная работа насоса не сможет обеспечить качественный переход масла по всей узловой системе двигателя.

Очевидные признаки прихода насоса в негодность могут быть самыми разными – низкое качество эксплуатируемой жидкости, недостаточный уровень масла в картере, приход в негодность расходных механизмов, засор и износ сетки и иные. Владелец авто может проверить исправность насоса даже без снятия его с автомобиля.

Первые симптомы «болезни» насоса

Мастера определяют сразу несколько объективных признаков поломки масляного насоса. К их числу принято относить:

  • Снижение уровня масла в двигателе. Этот признак может свидетельствовать и о другой проблеме, поэтому в большинстве случаев автомобилю может потребоваться диагностика;
  • Повышение нормального предела давления жидкости в агрегате. Чрезмерное количество моторного масла выдвигает механизмы из мест их уплотнений, например, это сальники, прокладки, узлы смещения фильтров и пр. Иногда автомобиль и вовсе откажется ехать — здесь тоже может быть проблема избыточного количества масла в двигателе;
  • Увеличение расхода жидкости. Повышенный расход масла может говорить сразу о нескольких проблемах, поскольку масло не должно расходоваться в более высоком объеме, чем обычно.

Причины поломок масляного насоса

Точную причину выхода масляного насоса их строя можно определить в диагностическом центре. Существует несколько типовых причин, которые наиболее часто встречаются в автомобильной практике:

  1. Забилась сетка маслоприемника. Эта сетка размещается на входной части поступления масла. Она необходима для фильтрования моторного масла. Любой механизм может забиваться мусором и шлаками. Сетка защищает насос от мусора и забивания;
  2. Неисправность клапана масляного насоса. В этом случае следует проверить работоспособность пружины и поршня – они комплектуются вместе с насосом;
  3. Износ насоса изнутри. Эта причина абсолютно естественная, поскольку у любого узла есть свой собственный срок годности;
  4. Износ рабочих механизмов насоса – оси, лопасти и пр. Может происходить по естественным причинам или по причине нерегулярной замены масла;
  5. Использование неподходящего масла. Масло должно быть качественным и подходящим для характерного автомобиля и периода эксплуатации;
  6. Неправильная сборка механизмов насоса. При неправильной сборке в насос может попадать грязь и мусор. Он также может работать неправильно, не достигая нужных целей в работе;
  7. Снижение уровня масла в картере. По этой причине насос перегружается, быстрее нагревается и выходит из строя раньше, чем положено по сроку его эксплуатации;
  8. Загрязнение масляного фильтра. Аналогично со снижением уровня масла, насос перегружается и начинает работать на избыточных мощностях.

Не всегда можно определить причину поломки. Во всех случаях рекомендуется провести полную диагностику масляной системы, чтобы точно удостовериться в поломке и ее локализации. Диагностика насоса проводится в любом автосервисе, в том числе в Москве и в других городах страны.

Когда менять масляный насос

Срок службы масляного насоса строго индивидуален. Во многом, его долговечность будет зависеть от характера езды, качества масла, режима поездки и от своевременной замены расходных и неисправных механизмов.

Отечественные агрегаты могут без труда прослужить до 150 тысяч километров. Современные автопроизводители устанавливают в авто насосы, которые подлежат замене через 250-300 тысяч километров.

Стоит отметить, что насос может выйти из строя раньше указанного периода. Каждый случай и каждый конкретный автомобиль индивидуален.

Как проверить исправность масляного насоса

Существуют две разновидности проверки масляного насоса – без его снятия и со снятием. Убедиться в поломке насоса без снятия можно лишь в случае, когда он явно поврежден или засорен.

Проверка масляного насоса без демонтажа

Перед проверкой рекомендуется проанализировать уровень давления масла в узле. Для этого необходимо использовать манометр. Так можно убедиться в ошибке на приборной панели. Стоит учитывать тот факт, что давление можно падать при «горячей» эксплуатации – когда мотор прогрелся полностью. Поэтому такой замер проводится на холостых оборотах в условиях прогретого двигателя. Для каждого авто значение уровня описано в регламентационной книжке.

Проверка масляного насоса с демонтажем

С этим способом все предельно просто – масляный насос демонтируется из автомобиля. Далее проверяются все соединительные узлы и сам насос на предмет естественного износа. Следующий шаг – проверка качества масла внутри насоса, в это же время проверяется масляная сетка. Явные признаки деформации, износа и некачественного масла прямо свидетельствуют о том, что масло следует заменять, при том, как можно скорее.

Признаки неисправности масляного насоса двигателя

Двигатели грузовых автомобилей разрабатываются с учётом интенсивной эксплуатации и обладают большим запасом прочности по сравнению с легковыми моторами. Но их конструктивное исполнение имеет много общего, в том числе наличие и расположение отдельных узлов и элементов. В частности, масляного насоса, обеспечивающего эффективную смазку пар трения мотора и теплоотведение.

Почему важно контролировать работу маслонасоса

В моторах грузовиков устанавливаются регулируемые и нерегулируемые насосы роторного типа, либо шестерёнчатые маслонасосы. В моторах с «мокрым картером» насос обеспечивает забор масла и его циркуляцию в системе с определённым давлением. В моторах с «сухим картером» он дополнительно откачивает масло из картера и подаёт его в масляный бак.

Стабильная работа этого элемента двигателя крайне важна, и только она способна обеспечить непрерывную циркуляцию моторного масла в системе. Неисправности маслонасоса, особенно их игнорирование, способны привести к серьёзным проблемам с мотором вплоть до его заклинивания и разрушения. Поэтому очень важно отслеживать состояние и стабильность работы этого узла, при малейших подозрениях на неисправности проводить его диагностику и оперативно устранять дефекты.

Основные симптомы неисправностей

Можно выделить целый ряд явных признаков, указывающий на нестабильную работу маслонасоса. К ним относится:

  1. Низкое давление масла. Пониженное давление можно выявить с помощью манометра или диагностики, при критически низком давлении масла на приборной панели загорится индикатор в виде маслёнки.
  2. Высокое давление масла. Явным признаком этого служат потёки масла из сальников, прокладок или места установки масляного фильтра.
  3. Трудности с запуском и неустойчивая работа мотора. Причина этого также кроется в повышенном давлении масла, из-за которого гидрокомпенсаторы перестают нормально работать и «стопорят» клапаны.
  4. Увеличение расхода масла. Здесь всё просто: либо его «выкидывает» через уплотнители из-за высокого давления, либо по причине недостаточного давления оно просто «пригорает» в цилиндрах.
  5. Стук и вибрации в районе расположения масляного насоса. Различить на слух, что стучит именно маслонасос, способен только опытный моторист. К тому же если насос начал стучать, то неизбежно возникнут и другие симптомы его выхода из строя.

Важно учитывать, что по отдельности все указанные признаки не могут однозначно свидетельствовать о неисправности маслонасоса. Здесь нужно выявлять причину методом исключения, а ещё лучше — подключить к системе маслоподачи внешний манометр и отследить значения давления на всех режимах работы мотора.

Типичные неисправности и их причины

Можно выделить как минимум 4 наиболее распространённых вида неисправностей маслонасоса. В их число входит:

  1. Загрязнение сетки маслоприёмника. Она обеспечивает грубую фильтрацию моторного масла и установлена на входе в маслонасос. Со временем она забивается шлаками и стружкой, сгустками старого масла (особенно если не соблюдать интервал его экзамены и заливать в мотор всё подряд).
  2. Выход из строя редукционного клапана маслонасоса. Наиболее часто оказываются повреждёнными поршень или пружина клапана, что связано с использованием низкокачественного масла.
  3. Износ «зеркала» — внутренних поверхностей маслонасоса. Это естественный процесс, ускоряемый редкой заменой масла.
  4. Износ шестерен маслонасоса. Обычно он возникает по причине использования масла слишком высокой вязкости и его нерегулярной замены.

К наиболее частым причинам выхода масляного насоса из строя стоит отнести:

  • Использование грязного моторного масла или масла с неподходящей вязкостью, классом. Масло повышенной вязкости, как и загрязнённое, создаёт повышенные нагрузки на маслонасос.
  • Высокий уровень масла в двигателе. Проблема здесь кроется в банальном «переливе» масла при его замене.
  • Низкий уровень масла в моторе. В результате этого масляный насос работает с избыточной производительностью, что провоцирует его перегрев и преждевременный выход из строя.
  • Грязный или некачественный масляный фильтр, его редкая замена. При забитом фильтре насосу приходится работать при повышенной нагрузке, чтобы прокачать масло по всей системе, а это приводит к его преждевременному износу.

Не имеет значения, что именно привело к выходу насоса из строя — важно современному произвести его ремонт или замену, поскольку работа двигателя в условиях недостаточной смазки пар трения приводит к его быстрому износу, в том числе без возможности восстановления.

Как выявить неисправность масляного насоса

Проверить маслонасос с возможностью его 100% диагностики можно только путём его демонтажа. Для этого необходимо снять картер двигателя. Другие способы диагностики позволяет лишь выявить вторичные признаки неисправности.

Нюанс здесь в том, если регулярно обслуживать двигатель с использованием качественных расходных материалов и моторного масла, то вероятность выхода масляного насоса из строя чрезвычайно мала. А если не соблюдать интервал техобслуживание мотора и использовать низкокачественное масло, то в работе двигателя может возникнуть такая масса побочных симптомов, что однозначно выявить неисправность маслонасоса становится проблематично без вскрытия мотора и осмотра узла.

  • Вы здесь:
  • Грузовой автосервис
  • Двигатели
  • Масляной насос двигателя

ПОЧЕМУ ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ МАСЛЯНЫЙ НАСОС В АВТОМОБИЛЕ?

Увеличился расход масла? Резко снизилось или повысилось давление моторного масла? Появился скрежет в месте, где находится масляный насос? Эти признаки сигнализируют автовладельцу, что пора обратиться на диагностику – проверить исправность масляного насоса. Если обнаружится поломка, насос нужно заменить, поскольку в большинстве случаев эта деталь относится к не ремонтируемым запчастям. Из этой статьи вы узнаете, как выбрать масляный насос, для чего нужен масляный насос, каковы признаки неисправности масляного насоса.

Зачем нужен масляный насос?

Масляный насос – это важнейшее звено в системе смазки ДВС автомобиля. Он обеспечивает подачу масла под давлением к движущимся частям двигателя внутреннего сгорания.

Создавая оптимальное давление масла в системе смазки, масляный насос обеспечивает условия для постоянной циркуляции масла. Давление масла в системе отслеживается специальным датчиком давления масла, установленным в масляной магистрали. Если датчик давления подключен к ЭБУ, то при опасном снижении давления масла ЭБУ может заглушить двигатель.

Помимо масляного насоса, в состав системы смазки автомобиля входят:

  • масляный поддон (поддон двигателя, поддон картера), предназначенный для хранения и сбора масла, а также для защиты полости картера от загрязнения деталей снаружи;
  • масляный фильтр, предназначенный для задерживания различных загрязнений (частиц пыли, стружки, мусора, других твердых частиц), которые могут повредить систему смазки и другие детали;
  • масляный радиатор, предназначенный для охлаждения масла в двигателе, предотвращения перегрева и выхода из строя двигателя.

Все эти детали соединены между собой магистралями и каналами.

Масляный насос рассчитан на длительный срок службы (сотни тысяч километров пробега). Однако иногда случается преждевременный износ этой детали.

Каковы причины выхода из строя масляного насоса?

  • Перегрев подвижных элементов
  • Насос изготовлен из некачественного металла
  • Продолжительная эксплуатация
  • Загрязнение или попадание чужеродных тел
  • Перегрузка насоса в результате тюнинга (при увеличении мощности двигателя)

Признаки выхода из строя масляного насоса:

  • снижение давления масла в двигателе (у большинства автомобилей на приборной панели появляется сигналдатчика давления);
  • повышение давления масла в двигателе: утечка масла из разных уплотнений и мест стыка в системе;
  • скрежет в месте расположения масляного насоса;
  • увеличение расхода масла.

Какие могут возникать поломки масляного насоса?

Износ масляного насоса может выявляться изношенными шестернями, изношенными зубцами ротора или статора, а также увеличением зазоров между шестернями или подвижными элементами и корпусом насоса, износом прокладки между элементами корпуса насоса.

В результате применения некачественного масла или несвоевременной замены масла может выйти из строя клапан сброса избыточного давления. О неисправности клапана сигнализирует красная масленка на панели приборов.

Если автомобиль длительно не эксплуатируется, части насоса могут повредиться в результате коррозии.

В процессе эксплуатации может засоряться масляный фильтр, может выходить из строя датчик давления масла.

Другие элементы системы смазки также могут выйти из строя. К примеру, масляный поддон может повредиться при наезде автомобиля на препятствие, при неосторожном перемещении или монтаже двигателя. Из поврежденного поддона будет вытекать масло, значительная потеря которого может повлечь за собой выход из строя двигателя.

Как предотвратить неисправности масляного насоса?

  • Контролировать уровень масла, не допускать его уменьшения ниже нормы.
  • Вовремя заменять моторное масло и масляный фильтр.
  • Использовать только то масло, которое рекомендовано производителем автомобиля.
  • Следить за уровнем давления масла.
  • При замене масляного насоса обязательно заменять масло и прочищать масляный поддон.
  • Если вы проводите тюнинг автомобиля, увеличивая его мощность и динамичность, то в таком случае следует установить также более мощный масляный насос, способный выдерживать большие нагрузки. Иногда при тюнинге устанавливается дополнительный насос, но каждая модернизация требует внимательного просчета.

Как выбрать масляный насос?

Если вам нужно купить масляный насос, вы должны учесть, что эта деталь, прежде всего, должна подходить по характеристикам на ваш автомобиль и должна быть изготовлена из качественного металла, то есть быть износостойкой. Лучше покупать масляный насос проверенного бренда.

Надежными производителями масляных насосов для легковых автомобилей являются Aisin, Mahle, Delphi, Pierburg, febi.

Купить масляный насос можно в нашем интернет-магазине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *