Из за чего стучат клапана
Перейти к содержимому

Из за чего стучат клапана

  • автор:

Стук клапанов двигателя

стучат клапана двигателя

Верным признаком того что с двигателем автомобиля все в порядке есть его ровная и стабильная работа. Чтобы этого добиться необходимо своевременно и качественно обслуживать двигатель. Регулярные посторонние шума (стуки, скрипы. ) доносящиеся из под капотного пространства, часто сигнализируют о появление проблемы с двигателем.

Стук клапанов двигателя является одним из распространенных звуков, с которым приходится встречаться водителю автомобиля. Звуку стучащих клапанов может составить достойную конкуренцию только звук троящего двигателя, который встречается чаще.

Клапана стучат в автомобилях с немаленьким пробегом или в двигателях, которые не обслуживались надлежащим образом и находятся в плохом состояние. Также возможен вариант, что автомобиль эксплуатировался в тяжелых условиях и двигатель подвергался внушительным нагрузкам. Но встречаются автомобили, у которых не закончился гарантийный пробег и его можно назвать практически новым, а у него появился стук клапанов

Почему стучат клапана двигателя?

Увеличение зазора между рычагами и кулачками распредвала является основной причиной появления стука. За увеличения зазора между данными деталями двигателя, кулачек начнет бить по рокеру, как следствие появятся посторонние звуки, напоминающие металлический цокот. С увеличением зазора, увеличивается износ и повреждения силового агрегата, что приведет его к полному выходу из строя. Также необходимо учитывать, что зазоры выставленные автомобильными производителями, они имеют определенную величину для всех двигателей данной модели.

Зазор меньше нормы также положительно не повлияет на работу двигателя, по той причине, что в данном случае клапан будет зажиматься и через какое-то время он может перестать закрываться. Эксплуатирование двигателя с незакрытым клапаном или с зажатым грозит двигателю перегревом и снижает его компрессию. Также ненужно исключать вариант полного выхода из строя одного из цилиндров или даже нескольких.

Для предотвращения такой ситуации с двигателем вашего автомобиля, специалисты рекомендуют своевременно проводить работы по регулировке клапанов, после пробега автомобиля каждых 15 тысяч километров.

Детонация двигателя может стать причиной стука, а не только некорректно отрегулированные клапана. Детонация двигателя – это мини взрыв ударная волна которого ударяет в стенки цилиндров и детали поршневой группы. Стучать клапана могут от этих ударов, навсегда металлический цокот связан с клапанами. Указывающим признаком детонации есть : высокая вибрация, выхлопные газы черного цвета, понижение мощности, перегрев двигателя.

В случае если клапана стучат на прогретом двигателе «на горячую», причиной этой проблемы может быть увеличенные обороты двигателя при низком давление масла за увеличенных зазоров между деталями двигателя из-за износа. Необходимо разобраться по какой причине стучат клапана у вашего автомобиля для устранения поломки.

Необходимо проверять не только впускной клапан, но и выпускной. Очень важно обеспечить нужное давление моторного масла, а также следить за его рабочими характеристиками, для этого необходимо проводить вовремя его замену и заливать в двигатель только качественное масло.

стук клапанов двигателя

Если проверка давления масла показала что все в норме, необходимо проверить зазоры, наверняка необходима регулировка клапанов. Данный вид работ лучше доверить профессионалам, чтобы не попасть на капитальный ремонт двигателя. Специальным щупом выполняют регулировку клапанов. Щуп устанавливают в щель между верхней точкой штока и коромыслом, в случае если распредвал расположен верху – между кулачком и толкателем.

Еще раз хочу сказать, для продления срока эксплуатации двигателя необходимо своевременно проводить плановое обслуживание согласно рекомендациям производителя, а также не экономить на моторном масле и фильтрах. Также доверяйте обслуживание автомобиля квалифицированным специалистам автосервиса и вы не услышите стук клапанов!

Почему стучат клапаны в моторе автомобиля — распространенные причины

226db8f36ea2486f5ee46f76e0d5bf1f_w650.jpg

Комментарии: 0 04.04.2022 Стабильная и бесперебойная работа силового агрегата в автомобиле является признаком его исправности. Любые посторонние звуки в процессе эксплуатации или появление вибрации указывают на поломки. И если одни дефекты могут оказаться незначительными, другие приводят к капитальному ремонту мотора. В большинстве случаев автомобилисты отмечают именно стук клапанов в моторе. В чем причина такого явления? Чаще всего дефект встречается у транспортных средств с большим пробегом или у двигателей, которые подвергаются повышенным нагрузкам. Неправильная настройка. Самая распространенная причина стука клапанов — увеличение расстояния между рычагами и кулачками распределительного вала. Шум возникает из-за кулачка, который соприкасается с рокером. Звук больше напоминает звон при ударе по металлу. Чем больше зазор, тем больший износ будет наблюдаться. В результате из строя выйдет весь мотор.

Недостаточный зазор тоже может привести к дефектам в установке. В таких условиях клапан не сможет зажиматься. Со временем проблема будет усугубляться, а клапан не закроется совсем. Это приводит к перегреву двигателя и снижению компрессии. Из строя в таком случае могут выйти сразу несколько цилиндров. Чтобы не допустить такой проблемы, следует каждые 15 000 км пробега проводить настройку клапанов.

c8091d5c0c6d603729a7f5fa02c6eed6_w650.jpgДетонация. Еще одна распространенная причина, из-за которой появляется стук клапанов. Детонация мотора представляет собой взрыв, который бьет по стенкам цилиндров и остальным комплектующим группы поршней. Характерный признак дефекта — повышенная вибрация, снижение производительности и перегрев мотора с черным выхлопом. Детонация — опасное явление для силового агрегата в транспортном средстве. По этой причине его нельзя оставить незамеченным. Такой дефект чаще сопровождается появлением черного дыма из выхлопной трубы, но цвет может отличаться, в зависимости от неисправности автомобиля. b19804fb1c57786b7f6cda2355f8c669_w650.jpgРост оборотов. Если стук клапанов возникает уже после того, как мотор был прогрет, причина может крыться в увеличенных оборотах при недостаточном давлении масла. Это последствия увеличенного зазора и износа элементов силового агрегата. Перечисленные выше причины являются самыми распространенными, но есть и другие, которые рассматриваются в отдельных случаях. Если нет определенных знаний в конструкции автомобильного двигателя, для установления причины стука клапанов следует обратиться в специализированный сервис. Если же есть желание провести проверку самостоятельно, обращать внимание нужно не только на впускной, но и на выпускной клапан. e292f694d11c9662f18bd814cf324e90_w650.jpgНельзя забывать про такие процедуры как проверка масла и зазора клапанов. Калибровка элементов проводится с использованием специальных щупов. После проведения работ неисправность может возникать снова. Это указывает только на то, что регулировка клапанов была проведена неправильно. В двигателе могут стучать не только клапаны, но и другие комплектующие. Они издают аналогичный звук. К такой категории можно отнести втулки клапанов, распредвал в опорах корпуса. Еще одна причина — момент зажигания может быть выставлен слишком рано. В результате в камерах возникает детонация, которая образует стук металла. 011ce109cae814b60573a1eb33d88432_w650.jpgМногие автомобилисты на звук могут определить неисправность клапанов. Такой звук более отчетливый и явный. Если есть сомнения в том, что стук издают именно клапаны, можно использовать стетоскоп. Его прикладывают к клапанной крышке непрогретого мотора, который должен работать на холостом ходу. В таком случае можно будет отчетливо услышать стук клапанов. С таким оборудование есть возможность определить, какой именно клапан стучит больше остальных. Устранить неприятное явление можно только методом диагностики и регулировки. Кроме того, при необходимости нужно будет заменить изношенные элементы. Продолжать эксплуатацию транспортного средства в таком режиме нельзя. Будет снижаться наполняемость цилиндров топлива. Кроме того, газы не смогут эффективно выходить из камер сгорания. Это приводит к падению мощности мотора. Самая распространенная причина стука клапанов — низкий уровень масла в моторе или применение некачественного состава. Итог. Стук клапанов в моторе — проблема, которая часто встречается в автомобилях с большим пробегом. Есть несколько причин появления стука.

Почему стучат клапаны в двигателе: топ-5 причин

Двигатели новых автомобилей работают так тихо, что их почти не слышно. Даже при интенсивном ускорении лишь слабый благородный рокот доносится из-под капота. Однако с пробегом ситуация начинает меняться. Рано или поздно звук работающего двигателя становится неприятным. Такое изменение в работе мотора – доказательство износа клапанов. В данной статье мы рассмотрим, почему стучат клапаны в двигателе и что можно в такой ситуации предпринять.

  • Как правильно диагностировать стук клапанов в двигателе
  • Почему стучат клапаны в двигателе холодном, горячем, при разгоне
  • Что делать, если стучат клапаны в двигателе
  • Что думают автовладельцы о том, почему стучат клапаны в двигателе

Как правильно диагностировать стук клапанов в двигателе

Стук клапанов в двигателе

У неопытных автомобилистов вызывает трудности на слух определить источник возникновения шума. То есть в автомобиле масса узлов и механизмов, и какой из них является причиной необычного звука, определить сможет только опытный водитель. Однако всё же стук клапанов имеет свои характерные особенности – а именно звонкий звук, как будто металл стучит по металлу. Источник в этом случае находится вблизи механизма ГРМ. Причем изменение оборотов двигателя никак не сказывается на звуке.

Но даже если удается определить, что стук исходит именно из клапанов, то безошибочное выявление причины неисправности под силу только очень опытным автовладельцам. Однако существует определенный алгоритм диагностики, при помощи которого можно более точно установить причину возникших проблем. Нужно проделать следующие действия:

  1. Открыть капот и отвинтить крышку заливной горловины моторного масла.
  2. Прислушаться внимательно к работающему двигателю. Возрастание громкости звука без крышки точно указывает, что источник проблемы – клапаны.
  3. Еще более точно определить источник шума поможет стетоскоп, который нужно поставить поближе к предполагаемой неисправной детали.

Основные причины, почему стучат клапаны в двигателе

Почему стучат клапаны в двигателе

Каждый уважающий себя автолюбитель должен знать причину некорректной работы клапанов. Ниже перечислим основные из них:

  • Изменилась величина зазора между толкателями и клапанами. При сборке машины этот зазор точно настраивается. Если же по какой-то причине он изменяется, то обязательно появится металлическое постукивание.
  • Экономия на топливе, то есть заправка более дешевым, нежели указано в паспорте автомобиля. Это чревато детонацией двигателя, которая непременно скажется и на состоянии клапанов.
  • Встречаются ситуации, когда шум клапанов слышен только при ускорении или движении с большой скоростью. Так проявляет себя низкое давление масла в системе смазки мотора.
  • Если стук появляется после замены ремня ГРМ, значит, его установили неправильно. Также положение ремня может сбиться и тем самым нарушить работу клапанов.
  • Одной из основных причин стука является обычный износ клапанов в процессе работы двигателя. Устраняется лишь путем их замены.

Рассмотрим некоторые причины более подробно.

Причина возникновения стука

Основная причина возникновения стука – увеличение зазора между кулачками на распределительном валу и рычагами. Нарушение штатной величины зазора приводит к стуку кулачка о рокер. В итоге отчетливо слышится металлический цокот. Зазор увеличивается, и работа в таком режиме приводит к ускоренному износу и серьезным поломкам двигателя. Величина зазора устанавливается на заводе. Некоторые модели машин имеют одинаковый размер зазора, для других этот параметр уникален.

При этом уменьшение зазора также пагубно сказывается на работе клапана. То есть в этом случае вероятно его зажатие, а со временем неполное закрытие станет постоянным. Эксплуатация мотора с зажатыми или плохо закрывающими клапанами влечет за собой неминуемое снижение компрессии, а также перегрев силового агрегата. Есть вероятность полного отказа цилиндров – от одного до всех. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, необходимо периодически выполнять регулировку зазоров. Оптимально делать этот вид обслуживания раз в 10–15 тысяч километров пробега.

Однако не только неправильная регулировка клапанов может стать причиной металлического стука в силовом агрегате. При детонации внешние проявления весьма схожи. Детонация – это миниатюрный взрыв внутри цилиндра. Когда это происходит, ударная взрывная волна воздействует на внутреннюю поверхность цилиндров и другие элементы поршневой системы. В итоге может появиться стук клапанов. Кроме того, при детонации из выхлопной трубы идёт чёрный дым, мощность двигателя существенно падает, к тому же он быстро перегревается.

Почему клапаны стучат только на горячем двигателе

Многие автомобилисты недоумевают: почему клапаны стучат только на горячем двигателе. В этом варианте сочетание факторов – высокие обороты при недостаточном давлении масла – приводит к некорректной работе клапанов. Обычно низкое давление масла обусловлено износом деталей и большими зазорами между ними.

По какой конкретно причине клапаны застучали в вашем случае, поможет выяснить этот перечень:

  1. Обязательно проверить впускной и выпускной клапан двигателя. Убедиться, что давление масла соответствует норме.
  2. Почему стучат клапаны на холодном двигателе? Это признак изношенного толкателя. Если присутствует загрязнение толкателей или течь в них, то в результате масло не в достаточном объеме подается в клапаны. Следствием станет перегрев мотора и металлический стук.
  3. Если давление масла соответствует норме, необходимо проверить зазоры клапанов. Это делается при помощи специализированного инструмента – щупа. Для замера зазора необходимо поместить щуп нужной толщины в щель между коромыслом и штоком, кулачком и толкателем. Конкретное место измерения зависит от конструкции мотора.

Почему стучат клапаны в двигателе при разгоне

Клапаны стучат в двигателе при разгоне

Двигатель может застучать прямо во время движения. Если такое случилось, по месту с этим справиться вряд ли представляется возможным. Первое, что нужно предпринять, – проверить уровень масла в силовом агрегате. Недостаточный уровень масла вполне может явиться причиной повреждения, спровоцировавшего стук. Необходимо как можно быстрее пополнить уровень масла до нормального. Вполне вероятно, что это простое действие поможет убрать стук в силовом агрегате.

Затем нужно выяснить, возникает ли стук под нагрузкой, то есть при движении машины. Прислушаться, как сильно он нарастает при разгоне машины. Если присутствуют оба признака, значит, вероятным виновником являются подшипники коленчатого вала. Не стоит эксплуатировать автомобиль с таким дефектом, иначе можно спровоцировать полный отказ двигателя. Что в конечном итоге обернется дорогостоящим ремонтом.

Читайте также!

Нередко стук в двигателе возникает по причине заправки некачественным топливом. Такой стук будет затухать со временем. Он вряд ли опасен для двигателя. Если же стук не затухает, необходимо тщательнее прислушаться к звучанию мотора. Опаснее всего, когда интенсивность стука нарастает – в этом случае дальнейшая эксплуатация машины может точно обернуться серьезнейшими поломками.

Что делать, если стучат клапаны в двигателе

Стучат клапаны в двигателе

Самый легкий и быстрый путь – отдать на ремонт профессионалам. Однако не все могут себе позволить оплату их услуг. Поэтому приходится разбираться и решать вопрос самостоятельно. Бывают автомобилисты, которым интересно ремонтировать машину своими руками. Также встречаются люди, накапливающие опыт самостоятельного ремонта для каких-то целей.

Если стук клапанов – проблема вашего авто, и вам предстоит самостоятельный ремонт, будьте готовы серьезно потрудиться. Серьезно и внимательно, ведь стоит ошибиться – и звук станет лишь сильнее. Поэтому не рекомендуется устранять стук клапанов начинающему автомобилисту. Большое значение в данном виде ремонта имеет последовательность действий. В первую очередь рекомендуется изучить руководство по ремонту для конкретной марки авто. Далее нужно поступать по алгоритму:

  1. Сливается моторное масло.
  2. Откручивается заглушка головки блока цилиндров. Это освободит путь к клапанам.
  3. Распределительный вал нужно прокрутить до совпадения метки на шкиве и на установке.
  4. На ощупь определить зазор между стержнями и клапанами. Размер зазора можно изменять при помощи регулировочной шайбы.
  5. В зависимости от конкретной модели автомобиля нужно прокрутить шайбу на нужное число оборотов.
  6. Собрать всё в обратной последовательности и затем проверить, ушел ли стук клапанов.

Каждая модель автомобиля имеет свои особенности эксплуатации. Но усредненно каждые 25 тысяч километров нужно регулировать зазоры клапанов. Количество клапанов напрямую влияет на уровень шума при их стуке. Чем больше клапанов, тем сильнее будет шум в случае неисправности. Существует инженерное решение проблемы – на некоторых автомобилях применяются гидравлические толкатели, позволяющие точно удерживать клапанные зазоры.

Особенности эксплуатации автомобиля

Клапаны ГРМ нуждаются в профилактическом обслуживании. Оно заключается в периодической очистке их поверхности от образовавшегося нагара. Нагар может достигать толщины, затрудняющей нормальную работу клапанов. Поэтому не нужно забывать об их периодической чистке и притирке. Тщательное выполнение профилактических работ позволит продлить ресурс двигателя и даже немного сократить расход топлива.

Читайте также!

Если самостоятельная регулировка клапанов не дала положительного результата, то лучше обратиться на профессиональные СТО. Установка зазора своими руками в этом случае вряд ли возможна. Иногда причиной стука клапанов являются совсем другие неисправности. Но возможен и вариант неправильной настройки клапанных зазоров.

Другие причины появления стука в двигателе

Причины появления стука в двигателе

  • Привод бензинового насоса может издавать громкий металлический стук. Его легко принять за звук неисправных клапанов.
  • Дизельные двигатели имеют топливный насос, создающий высокое давление топлива. Его стук тоже звонкий, но в два раза реже, чем один оборот двигателя.
  • Стучать могут также шатуны по причине изношенности вкладышей. Каждая модель машины при этом будет звучать уникально. Точно определить неисправный шатун можно, поочередно отключая цилиндры. Если при отключении одного из цилиндров звук пропадает – дело в шатуне. Часто стук шатунов проявляется только при снижении оборотов мотора. Данная неисправность может быть устранена лишь путем капитального ремонта двигателя.
  • Для машин Subaru и Toyota характерно ослабевание шкива коленвала. Причиной тому ослабевание затяжки крепежной гайки. Данный дефект почти всегда проявляется также и подтеканием масла.
  • После ремонта двигателя также может появиться стук. Часто виной тому плохо подогнанная прокладка блока цилиндров. Ее выступающие внутрь края мешают поршню совершать свой ход. Естественно, что стук этот не зависит от оборотов. Он едва различим на фоне работы двигателя. Плохо подогнанная прокладка блока цилиндров
  • Существует еще одна причина стука с частотой, в два раза меньшей оборотов двигателя. Это гидрокомпенсаторы. Когда система смазки забита, масло грязное или не соответствует требуемым характеристикам, на холодном двигателе появляется стук. По мере разогрева силового агрегата он пропадает.
  • Дизельные агрегаты имеют еще один источник стука – плунжерные пары. Однако данный вид стука не опасен, с ним можно эксплуатировать автомобиль.

Можно сделать вывод, что существует множество причин стуков в двигателе. Ведь это сложная механическая система. Стоит лишь одной настройке сбиться – нарушился зазор, изменилась геометрия детали, и могут появиться нехарактерные звуки. Именно поэтому так сложно самостоятельно определить причину стуков в силовом агрегате. Например: почему стучат клапаны в двигателе только при нагрузке.

Помогают установить точную причину неисправности знания принципов работы автомобильного мотора и результаты наблюдений за двигателем. Допустим, какое тепловое состояние двигателя в момент стука, присутствует ли нагрузка, какие были обороты при возникновении постороннего шума. Каждый нюанс играет роль при определении технического состояния мотора.

Автовладельцы о том, почему стучат клапаны в двигателе

Почему стучат клапана в двигателе.jpg

Вопрос 1:

«У меня случилось такое: немного были пережаты клапаны, по моей неосторожности. После этого появился шум, едва различимый. Решил исправить это, отпустил зазоры до необходимой величины. В результате на холодном двигателе стук почти ушел. На горячем моторе центральные клапаны стучат очень отчетливо. Зазор регулировался при помощи щупа. Выставлялся такой зазор, чтобы щуп с трудом можно было вставить в него.

Подозреваю теперь, что в нагретом состоянии головка блока цилиндров или постель распределительного вала меняют свои размеры. В результате изменяются и зазоры клапанов. Ведь на холодном моторе нет стука. Случайное пережатие клапанов помогло выявить оптимальную величину зазоров для тех клапанов, которые после увеличения зазора, наоборот, застучали. Кто-нибудь сталкивался с подобным?»

Читайте также!
  • «Выставить зазор по щупу точно невозможно – нужно использовать микрометр (индикатор), оснащенный рейкой».
  • «Я встречался с подобной проблемой. Регулировка микрометром не дала результата – стук оставался в районе 2 и 3 цилиндра. Оказалось, что всё дело в выработке торцов клапанов, а также сыграл свою роль люфт клапанов в направляющих».

Регулировка микрометром

Вопрос 2:

«Я столкнулся с такой ситуацией: пока двигатель холодный, на холостых оборотах и при движении всё тихо, никаких лишних звуков. Однако как только двигатель набирает рабочую температуру и при этом присутствует небольшая нагрузка на мотор, стук проявляется. При этом периодичность стука разная – то сильнее, то слабее. Что можно предпринять в этой ситуации?»

  • «Мой знакомый столкнулся с похожей проблемой. Выяснилось, что во всем виновата система смазки. Из-за засоренного масляного фильтра масло не успевало снабжать гидрокомпенсаторы, и они стучали. На малых оборотах давления масла еще хватало, на больших – уже нет. После замены масла и фильтра проблема ушла».
  • «Во-первых, необходимо измерить давление масла. Если оно низкое, следует очистить маслоприемник или заменить маслонасос».
  • «Если давление масла соответствует паспортному, остается два варианта. Масло не отвечает требованиям по вязкости. Или же износились сами гидрокомпенсаторы».

Стук клапанов двигателя: причины и способы устранения проблемы

Двигатель внутреннего сгорания – непростое механическое устройство. В процессе работы он подвергается воздействию высоких температур, вибрации. Внутренние детали вращаются и совершают высокочастотные поступательные движения. Каждый элемент ДВС подвергается большим нагрузкам, поэтому со временем при работе мотора возникают внештатные звуки. Статья расскажет, почему появляется стук клапанов в двигателе и как поступить в такой ситуации.

  • Как устроены клапаны двигателя
  • Как определить, что стучат именно клапаны
  • Каковы основные причины стука клапанов
  • Что делать, если стучат клапаны

Конструкция клапанов двигателя

Механизм привода клапанов – это часть более крупного газораспределительного механизма (ГРМ). По конструкции ГРМ может быть с верхним или с нижним расположением клапанов. В современных двигателях чаще применяется первая схема.

Посредством клапана в цилиндр напрямую подается топливовоздушная смесь в точной дозировке. Также может осуществляться подача просто воздуха. Выпуск отработавших газов из цилиндра происходит аналогично при помощи клапана. Поэтому четырехтактный двигатель внутреннего сгорания должен иметь на каждый цилиндр минимум два клапана, чтобы реализовывался принцип его работы.

По прямому назначению клапаны можно поделить на два вида:

  • впускной клапан;
  • выпускной клапан.

Частью клапана является его тарелка. Конструкция современных двигателей такова, что клапаны расположены в головке блока цилиндров (сокращенно ГБЦ). Место контакта клапана и ГБЦ называется седлом клапана. Седло изготавливают из стали или чугуна и запрессовывают в ГБЦ.

Конструкция клапанов двигателя

Чтобы цилиндр наполнялся топливно-воздушной смесью или воздухом максимально эффективно, тарелка впускного клапана должна превышать тарелку выпускного по диаметру. Это главное отличие между впускными и выпускными клапанами. Благодаря большему диаметру тарелки впускной клапан наполняет цилиндр воздухом или топливной смесью более качественно.

Однако есть причины для увеличения диаметра тарелки и выпускного клапана. К примеру, это улучшает очистку цилиндров от продуктов горения. Однако нельзя увеличивать диаметры тарелок обоих клапанов до бесконечности – они должны поместиться в геометрические размеры камеры сгорания, расположенной в головке блока цилиндров.

Читайте также!

Во время работы клапаны мотора подвергаются большим нагрузкам как по механическим параметрам, так и по температуре. По этой причине изготавливают их из специальных сплавов, способных противостоять высокой температуре и механическому разрушению. Особо усиливают кромку тарелки, да и ей самой придают дополнительную механическую прочность при помощи напыления из керамики. Впускной клапан имеет обычно стержень из цельного куска металла, а вот стержень выпускного содержит внутри полость с натрием. Это обеспечивает ему повышенную теплопроводность для быстрого отведения тепла от тарелки клапана.

Поверхность прикосновения тарелки клапана к блоку цилиндров называется фаской. В этом месте очень нежелательно образование нагара. Чтобы предотвратить такое явление, а также более равномерно распределить тепло, в конструкции механизма клапанов применяется определенное инженерное решение. А именно клапан вращается во время работы двигателя.

В настоящее время чаще всего используются ДВС с четырехклапанной схемой. То есть каждый цилиндр такого мотора имеет два впускных и два выпускных клапана. Когда клапан на впуске опускается, открывается кольцевой проход между седлом и тарелкой. Через этот проход осуществляется наполнение цилиндра топливно-воздушной смесью или просто воздухом. Площадь сечения прохода напрямую влияет на скорость наполнения цилиндра и, как следствие, на производительность мотора.

Конструкция клапанов двигателя

Кроме вышеописанной схемы, встречаются двух-, трех- и пятиклапанные. У двухклапанной системы один впускной и один выпускной клапан в каждом из цилиндров. Трехклапанная содержит два впускных и один выпускной. Если клапанов пять, три служат для впрыска и два для выпуска отработавших газов. Количество клапанов определяется размером камеры сгорания в конкретном двигателе, типом привода клапанов. Также число клапанов зависит от форсированности ДВС и других показателей.

Клапан открывается за счет нажатия на его стержень. Осуществляет это нажатие привод. Таким образом посредством привода клапана происходит передача усилия от распределительного вала. В современных двигателях реализовано две основных схемы привода: передача движения от гидравлических толкателей или привод, базирующийся на роликовых рычагах.

Закрывается клапан посредством пружины, подобранной по жесткости. Благодаря давлению пружины тарелка клапана герметично перекрывает каналы впуска и выпуска. Для удержания клапана на стержне служат сухари и тарелка клапанной пружины. Однако двигатель в работающем состоянии, особенно при нагрузке, способен вызывать на клапанах резонансные колебания. Для борьбы с этим эффектом устанавливают две пружины, витки которых имеют разное направление.

Как определить, что стучат именно клапаны двигателя

Иногда водитель слышит стук из-под капота. Определить источник и причину этого шума может только квалифицированный в автоделе человек. Далеко не факт, что стук издают клапаны, ряд других деталей тоже создают подобные звуки.

Автолюбитель с небольшим опытом в ремонте машин вряд ли сможет правильно установить поломку, руководствуясь издаваемыми автомобилем стуками и шумами. Необычные звуки могут исходить от подшипников, коленвала, ремня и клапанов. Если последние неисправны, то работа мотора сопровождается четким и легко слышимым невооруженным слухом звуком с характерным металлическим постукиванием.

У стука клапанов есть одна характерная черта – обороты двигателя никак не влияют на этот звук. И при малых оборотах, и при нажатии на педаль газа звук будет одинаковым.

Среднестатистическому водителю будет сложно только по звуку сделать вывод о неисправности клапана. Однако в принципе диагностику этого узла своими силами провести возможно. Для успешного определения неисправной детали нужно:

  • открыть капот;
  • открутить крышку горловины, через которую заливают масло в двигатель;
  • запустить мотор и тщательно прислушаться.

Нарастание интенсивности стука позволит сделать уверенный вывод, что дело в клапанах.

Альтернативный способ диагностики заключается в использовании стетоскопа. С помощью него нужно исследовать зону неестественного шума в двигателе.

Читайте также!

Данная последовательность действий лишь приблизительная. Ей можно воспользоваться, если нужно определить поломку вдали от СТО, например в дороге. Конечно, лучше доверить диагностику профессионалам. Игнорировать подобную неисправность очень опасно. Возможные последствия езды со стуком клапанов – поломка самих деталей и нарушения в работе системы ГРМ, увеличение расхода масла и топлива вкупе со снижением мощности и даже выход из строя мотора.

Как определить, что стучат именно клапаны двигателя

Есть простая закономерность – чем больше времени водитель игнорирует проблему неисправных клапанов, тем в итоге дороже и сложнее окажется ремонт. Поэтому, если во время прогрева мотора или ускорении машины появился стук с металлическим эффектом, лучше немедленно отдать авто на диагностику на СТО или поставить в гараж.

Основные причины стука клапанов

Причины стука клапанов самые разнообразные. Про каждую из них нужно говорить отдельно. Все без исключения ДВС имеют распределительный вал, расположенный сверху. Благодаря наличию толкателей на этом валу осуществляется работа клапанов. Определим основные причины, по которым стучат эти детали:

  • Нарушение зазора толкатель-клапан. На заводе во время сборки производится настройка расстояний между клапанами и стержнями. Если эта величина изменяется в процессе эксплуатации, то клапаны начинают стучать с характерным металлическим звуком. Шум хорошо слышен и на холостых оборотах.
  • Экономия на горючем. Встречается ситуация, когда владелец авто экономит за счет покупки низкокачественного топлива. Последствия такого поведения плачевны. Топливо, не соответствующее типу двигателя, вызывает детонацию и, как следствие, повреждение клапанов.
  • Низкое давление масла в момент разгона. Иногда стук клапанов появляется только при нажатии на педаль газа при движении. Причиной этого является малое давление масла в системе смазки мотора, что не дает ему увеличить обороты.
  • Ремень ГРМ в случае неточной установки или при нарушившемся положении тоже может вызывать стук.

Основные причины стука клапанов

Очень часто клапана стучат по вполне банальной причине – износ в процессе эксплуатации. То есть их нужно просто заменить вследствие выработки ресурса.

Причины стука клапанов на холодном или горячем двигателе

Во время диагностики рекомендуется зафиксировать температуру мотора, при которой проявляется стук клапанов. В некоторых ситуациях шум возникает только в одном тепловом состоянии двигателя. Эта дополнительная информация может быть очень полезной для более точной диагностики.

Стук клапанов на холодном двигателе

Одна из причин для беспокойства – шум двигателя во время прогрева. То есть стук под крышкой клапанов присутствует только до момента выхода на рабочую температуру. У специалистов есть достаточно точное объяснение этого процесса. Дело в том, что у авто со значительным пробегом все узлы и агрегаты, в особенности двигатель, имеют большой процент износа. Износ проявляется в виде увеличившихся по сравнению с заводскими зазорах между деталями. Именно эти зазоры и вызывают шум при работе в холодном состоянии. По мере разогрева происходит расширение металла, зазоры становятся меньше, и стук проходит.

Стук на холодном двигателе может возникать в случае, когда не в норме зазор в паре толкатель – кулачок. В теплом состоянии этот зазор еще некритичен, а в холодном уже проявляется нештатным звуком.

Читайте также!

Вышеизложенная информация совсем не значит, что если двигатель стучит только на холодную, то и реагировать водителю не стоит. Как раз наоборот, это свидетельство опасных процессов, уже начавшихся внутри мотора. Кроме клапанов источником шума могут быть подшипники коленвала – шатунные и коренные. Если дело именно в них, устранять неисправность нужно очень быстро.

Стук клапанов на горячем двигателе

Двигатель может стучать в прогретом состоянии. Вызывают это явление несколько причин. Причем стук либо появляется при нагревании ДВС до некоторой температуры, либо сохраняется еще с момента запуска.

  • Распределительный вал крепится к «постели» с помощью специального болта. Если этот болт откручивается в процессе работы или плохо закручен после ремонта, проявится стук распредвала клапанов.
  • Недостаток масла может также вызывать постукивание клапанов. Особенно в горячем состоянии мотора.
  • Масляный фильтр засорился и не может в полной мере пропускать поток масла через себя.

Поломка гидрокомпенсаторов также является источником возникновения шума. Некоторые причины стука могут быть устранены путем обычной регулировки того или иного узла. Другие же требуют ремонта в условиях профессиональной мастерской, трудоемкого и затратного финансово.

Стук клапанов при разгоне

С проблемой стучащего двигателя можно столкнуться в самом неподходящем месте, в дороге например. Решить ее прямо на обочине не получится. Первым делом в случае неожиданного стука лучше проверить уровень моторного масла. Зависимость между недостатком масла и повреждением деталей мотора известна многим водителям. Часто бывает, что при пополнении масла стук уходит.

Стук клапанов при разгоне

Также неплохо обратить внимание на другие особенности работы силового агрегата: определить, усиливается ли стук клапанов при нагрузке двигателя и оценить интенсивность нарастания. При положительных ответах на эти вопросы подозрение падает на подшипники коленвала. И вот тут стоит остановиться. Продолжать движение с такой неисправностью чревато полным отказом ДВС.

После заливки топлива на АЗС с плохой репутацией можно тоже услышать постукивание под капотом. Если звук быстро затухнет, можно двигаться дальше. Бывает и так, что ездят со стуком десятки тысяч километров. Это допустимо, если не происходит изменения звука. При нарастании интенсивности посторонних шумов движение лучше прекратить.

Если же при ускорении машины клапаны стучат, существует лишь один способ решить проблему. Чтобы облегчить работу газораспределения в двигателе, нужно провести регулировку и чистку клапанов. Поговорим подробнее об этой процедуре.

Стук клапанов и гидрокомпенсаторы

В автомобилестроении давно установилось мнение об исключительной надежности гидрокомпенсатора как системы регулирования зазоров клапана. Если все системы двигателя находятся в исправном состоянии, волноваться о регулировке зазоров не нужно. Гидрокомпенсатор устроен просто – плунжер и корпус. Устанавливается он между клапаном и кулачком на распределительном валу. Это устройство функционирует благодаря давлению в системе смазки двигателя. Кулачок нажимает на плунжер и регулирует зазор.

Рассмотрим принцип работы гидрокомпенсатора более подробно:

  • В начале цикла движения кулачка корпус гидрокомпенсатора сдвигается вниз, что приводит к совмещению его масляного канала и аналогичного устройства в блоке головки. Масло заполняет плунжер, избыточное давление выталкивает его. Плунжер занимает все возможное пространство между кулачком и торцом клапанного стержня. Благодаря шариковому клапану маслу преграждается путь оттока из корпуса. Тепловой зазор устранен, поэтому дальнейшее движение кулачка открывает клапан.
  • Когда кулачок возвращается в начальное положение, давление масла становится одинаковым и шариковый клапан больше не препятствует оттоку масла. Избыток смазки уходит, и образовывается зазор между стержнем и кулачком.

Цикл этих действий повторяется при каждом обороте кулачкового механизма. Моторное масло служит эффективным рабочим телом благодаря низкому коэффициенту сжатия. Кроме того, смазываются все элементы ГБЦ. Однако есть минусы и у гидрокомпенсаторов. Но на сегодняшний день лучшего решения у машиностроения нет. Для корректной работы гидрокомпенсаторов нужно соблюсти ряд условий.

Стук клапанов и гидрокомпенсаторы

Перечислим самые распространенные неисправности, ответственные за возникновение стука в клапанах:

  • Механический износ. Стук может появиться из-за износа самих гидрокомпенсаторов. Обычно эти детали служат 150–200 тыс. км. Это касается как дешевых, так и самых дорогих и качественных деталей. Чтобы устранить причину такого стука, нужно просто заменить гидрокомпенсаторы. Причем в случае ремонта надо менять весь комплект. Если же ремонт двигателя не подразумевает их замену, то при сборке нужно поставить каждый на свое место. Это обязательное и очень важное требование.
  • Низкокачественное или отработанное масло. Вот еще одна причина менять масло согласно регламенту. По мере работы моторное масло становится менее вязким и больше подвержено сжатию. Поэтому оно с какого-то момента не может обеспечивать нормальную работу гидрокомпенсаторов. И, как следствие, появляется стук.
  • Засорение масляных каналов плунжера или головки. Если долго использовать авто, не заботясь о замене масляного фильтра, проводящие каналы засоряются. В итоге падает давление масла и снижается пропускная способность каналов. Бывают настолько запущенные ситуации, что плунжер гидрокомпенсатора совсем заклинивает. Ремонт подразумевает промывку системы, замену масла и фильтра.
  • Давление масла падает также в случае, когда засорен фильтр или сильно изношен масляный насос. Если давление низкое, гидрокомпенсатору недостаточно масла для нормальной работы. Зазор на клапане не убирается. Поэтому каждому автомобилисту нужно заботиться не только о замене расходников масляной системы, но и о профилактике и ремонте масляного насоса.

Читайте также!

Гидрокомпенсаторы являются неотъемлемой частью системы смазки. Все части этой системы неразрывно связаны. Поэтому важно следить за исправностью фильтра, насоса, своевременно менять масло и контролировать работу ГРМ. Самая частая причина стука клапанов как раз и заключается в неисправности системы смазки. Своевременное обслуживание и ремонт компонентов системы позволят продлить срок службы гидрокомпенсаторов и избавят от проблемы стука двигателя.

Как устранить стук клапанов

Если в пути от мотора начали исходить непонятные постукивания, первым делом нужно убедиться в нормальном уровне масла в двигателе. Когда масла недостаточно, даже исправный насос не сможет обеспечить смазывание всех необходимых узлов. Нормальным считается средний уровень масла.

Далее следует провести определенные тесты – посмотреть, есть ли стук клапанов на холостых оборотах, что происходит при нагруженном двигателе и во время разгона авто. Усиление шума явно указывает на износ подшипников коленвала.

Как устранить стук клапанов

Если цокот появляется после заливки топлива, можно смело считать его виновником неполадки. Со временем этот эффект пройдет и для двигателя он не критически опасен. Однако лучше впредь не заправляться на этой АЗС.

Что нужно предпринять для устранения стука в клапанах? Выше мы рассматривали, что в конструкции ДВС применяются два или четыре клапана на цилиндр. Также клапаны подразделяются на впускные и выпускные. Работа мотора происходит при высоких температурах. Поэтому металлические детали предсказуемо расширяются. В результате меняется зазор. В случае неправильной регулировки клапанов это чревато быстрым износом системы ГРМ. И двигатель существенно потеряет в мощности. Если зазор увеличится, клапаны будут открываться не полностью. Если зазор окажется слишком мал, произойдет подгорание клапанов и седел.

В случае отсутствия гидрокомпенсаторов в конструкции авто нужно каждые 25 тысяч километров пробега регулировать зазоры клапанов. Не лишним будет также производить очистку этих элементов, потому что в процессе работы на их поверхности образуется нагар. В итоге нормальная работа клапанов нарушается. Таким образом, условия стабильной работы авто и нормального расхода топлива – чистые клапаны и настроенный зазор.

Тепловой зазор можно отрегулировать. Как это сделать, рассмотрим на машине ВАЗ. Из инструментов нам понадобятся рожковые ключи и набор головок. Кроме того, необходимо иметь щуп толщиной 0,15 мм. Далее нужно выполнить следующие действия:

  1. Установив КПП в нейтральное положение, подкладывают упоры под задние колеса.
  2. Дают остыть мотору до 20 градусов Цельсия.
  3. Откручивают болты, удерживающие клапанную крышку. Для этого нужен ключ на 10.
  4. Шкив коленвала выставляют по меткам. Метка распределительного вала должна совпасть со стрелкой на крышке клапанов.
  5. При помощи щупа регулируют зазоры шестого и восьмого клапанов. Традиционно клапаны начинают считать со стороны радиатора.
  6. Проворачивают коленвал на пол-оборота.
  7. Затем так же щупом настраивают клапаны четыре и семь. Далее коленвал нужно снова провернуть на половину оборота.
  8. Выставляют зазоры клапанов номер три и один.
  9. Затем регулируют второй и пятый клапаны.

Как устранить стук клапанов

В конце снова нужно проверить правильность выставления всех зазоров. Щуп должен входить в зазор с небольшим трением, но без значительных усилий. Нужно иметь в виду, что после затяжки контргаек зазор станет меньше. Категорически нельзя оставлять клапан в зажатом состоянии.

Самостоятельная регулировка не всегда помогает убрать стук. Если такое случилось, дальнейший ремонт лучше доверить СТО. Другие причины шума своими руками убрать вряд ли получится. Не исключено, что, несмотря на старание, не получится правильно выставить зазоры клапанов.

Важное уточнение – стук как в холодном, так и в горячем состоянии двигателя свидетельствует о серьезных неисправностях. При обнаружении такой проблемы лучше не откладывать визит на СТО. Во время ремонта очень легко ошибиться, что повлечет усугубление неполадок. Именно поэтому совсем не рекомендуется заниматься самостоятельным ремонтом клапанов новичкам.

Почему стучат клапаны двигателя: из практики автовладельцев

  1. «Проблема решилась заменой масла». Имею опыт решения подобной проблемы. Пуск двигателя и холостые обороты не предвещали ничего плохого. При трогании на холодную – тоже ничего необычного. Однако стоило прогреться двигателю – небольшая нагрузка, и стук давал о себе знать. Звук был разной, меняющейся периодичности. Выяснилось, что забитый фильтр масла вызывал стук в гидрокомпенсаторах при высоких оборотах. То есть на малых оборотах поток масла еще был достаточным, при раскручивании засор в фильтре существенно ограничивал возможности системы смазки. Проблема ушла после замены расходников масляной системы – фильтра и жидкости. В настоящее время нет никаких проблем. Почему стучат клапаны двигателя
  2. «Однажды просто заглох». Столкнулся в своей практике с одним нюансом. Резкое нажатие на педаль газа на стоящем авто или при разгоне вызывало стук клапанов. В пути из Москвы на скорости 130 км/ч внезапно заглох двигатель. При попытке старта на обочине выяснилось, что двигатель не крутится. Проверил ремень ГРМ, он без повреждений. Позже обнаружилось, что второй распределительный вал имеет цепной привод от первого вала. Виновником был неисправный натяжитель. Цепь слетела, и привода не было. Пришлось менять ГБЦ, потому что клапаны погнулись. Остановился на варианте б/у детали с авторазборки. Примечательно, что незадолго до происшествия была диагностика, не обнаружившая никаких серьезных проблем.
  3. «Дело чаще всего в зазоре». Клапаны, вероятнее всего, стучат из-за зазора. На впуске он должен быть 0,36, на выпуске 0,6. При таких значения никакого звука быть не должно. Если клапан застучал так, что его слышно, значит, между проставкой и кулачком огромный зазор. Чтобы точно установить источник шума, нужно открутить крышку и вооружиться набором щупов. Также помогает при диагностике стробоскоп и газоанализатор. Такой перечень оборудования есть практически на любой СТО.
  4. «Регулировка помогала на три дня». Любой узел ДВС может издавать посторонние звуки. Есть два источника шума – детонация и зазоры. Откуда берутся зазоры? Либо у деталей большой износ, либо плохое крепление. Например, стучит стартер, если затяжка его болтов ослабла. Постукивает двигатель о кузов, если нарушено штатное крепление. С регулировкой зазоров в клапанах справится любой опытный водитель. Однажды появился стук в клапанах моей машины. Периодичность его была ниже, чем когда есть детонация. После проведенной регулировки стук клапанов не проявлялся лишь 3 дня, а затем начался снова. Гипотеза о люфте направляющих не подтвердилась. Тогда обратил внимание на коромысла – там и обнаружил выработку от вала распределителя. Месяцем ранее менял моторное масло. Послушал советчиков и использовал средство «РУМЕТ». Вот именно он и засорил каналы в коромыслах.
  5. «Рисковать не хотелось». Поделюсь своей историей ремонта клапанов. Случилось это перед зимой. Когда все наладилось, испытал истинное удовольствие ехать в авто под чистый звук мотора. Чем-то он напомнил мне урчание котенка. А вот стук, наоборот, как гвоздем по сердцу. Что примечательного в моей истории? Неисправные клапаны выявились легко. На клапанной крышке над этими элементами был белый налет. Гипотетически от прорывавшихся газов. Выяснилось, что эти клапаны имели зазор 0,4, поэтому и был стук. До сих пор не знаю причину, двумя годами ранее собственноручно все проверил и отрегулировал. Возможно, просто допустил ошибку.
  6. «Просто поменял марку бензина». Вдруг застучал мой двигатель. Сразу подозрение пало на бензин. Предположение подтвердилось. На той же АЗС сегодня залил не 95-й, а 97-1 супер. Вернее, подмешал новый бензин в старый, которого еще было половина бака. И сразу почувствовал разницу – детонация почти прекратилась. Один раз проскочило, но решилось поднятием оборотов. Поэтому теперь уверен, что во всем виноват плохой бензин. Почему стучат клапаны двигателя
  7. «Есть один интересный момент». Некачественный бензин – часто виновник стука клапанов. Однако нужно учесть особенности двигателя. Если регулировка зазоров осуществляется с помощью шайб, самостоятельно туда лезть не стоит. В случае гидрокомпенсаторов есть нюанс. Бывали случаи, что компенсаторы залипали при очень бережной и редкой езде, особенно когда рокеры сильно изношенны. Устраняется просто – нужно устроить ДВС 30-километровый пробег при большой нагрузке. И этого достаточно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *