Для чего нужен сапун на коробке передач
Перейти к содержимому

Для чего нужен сапун на коробке передач

  • автор:

Зачем нужен сапун в ДВС и КПП

Понятие сапуна в автомобиле относится к агрегатам с закрытыми картерами, в которых организована смазка жидким маслом. Например, двигатель, коробка передач, редуктор ведущих мостов. То есть полости, в которых масляный туман находится в газовой среде, состояние её требуется отслеживать, в частности, по параметру давления. В качестве регулирующего органа выступает сапун.

Пример сапуна

Для чего в автомобиле сапун

Давление в картере любого агрегата может возникать по разным причинам, и это нормальное явление в большинстве случаев. Всё дело в его допустимой величине. Превышение над нормированным порогом ведёт к неприятностям в виде осложнений с уплотнениями прокладками и сальниками. Тут надо срочно принимать меры.

Занимается всем этим сапун – клапан или калиброванный канал сообщения с атмосферой. В качестве атмосферы могут выступать и иные полости агрегатов, например, в двигателе это впускной коллектор. Такой способ сброса более экологичен, углеводороды не поступают наружу.

Наличие клапана позволяет более точно управлять величиной давления. Причём в обеих направлениях, иногда вместо напора появляется разрежение, в котором тоже нет ничего полезного.

Принцип работы клапана

Наиболее важен клапан в системе вентиляции картера двигателя, хотя в разных исполнениях он присутствует и в других агрегатах. Раньше и моторы обходились без него, трубка сапуна просто сообщалась с магистралью впуска, а то и выводилась в атмосферу.

Такие системы открытого типа обладали множеством недостатков, а с введением жёстких экологических норм стали просто неприемлемыми.

Клапан системы вентиляции картера двигателя обеспечивает выполнение нескольких требований в разных режимах работы. Управляется он при этом величиной разрежения во впускном коллекторе, которое зависит от нагрузки на двигатель.

Более совершенные системы применяют и электронное управление клапаном, используя релейный или широтно-импульсный алгоритм модуляции его открытия. Но общие принципы те же:

  • при остановленном двигателе клапан закрыт, необходимости в вентиляции нет;
  • на холостых оборотах разрежение велико, а расход картерных газов должен быть небольшим, поэтому и клапан приоткрыт незначительно;
  • чем выше нагрузка, тем больше прорыв газов через поршневые кольца, избыток нужно удалять, клапан открывается вплоть до полной производительности;
  • если в коллекторе возникает обратная вспышка топлива, клапан тут же захлопывается, чтобы не допустить пламя в картер.

Существует и прямая связь сапуна с воздуховодом, но она небольшого сечения и выведена до дроссельной заслонки, то есть разрежение там почти отсутствует.

Сапун в двигателе

Роль сапуна в двигателе важна с точки зрения компенсации прорыва газов вдоль стенок цилиндров. Там всегда существует тепловой зазор, уплотнённый кольцами. Но и они не герметичны, зазоры имеются в канавках поршня, а также в замке разрезного кольца. Часть газов обязательно прорвётся, поэтому сапун необходим.

Что происходит при его отсутствии, хорошо видно у изношенных двигателей, когда прорыв газов велик, система не справляется. Мотор начинает пропускать масло по сальникам и всем стыкам, выдавливая уплотнения.

Несознательные водители, которые не желают вовремя ремонтироваться, выводят большую ветвь вентиляции наружу без клапана, фактически открывая картер в атмосферу. От масляного запотевания это слабо помогает, зато начинается сильный выброс в окружающую среду.

Канал сапуна всегда снабжается сложным маслоотделителем, иначе расход в системе смазки станет недопустимым. Да и от горения масла в цилиндрах образуются вредные для систем двигателя отложения.

Сапун в КПП

В коробке передач ситуация проще, здесь нет напора от поршневой группы. Но температурные перепады остаются, поэтому герметизировать картер нельзя. Ставится сапун в виде простейшего клапана с подпружиненной тарелкой или шариком.

Когда давление в картере растёт и превышает порог срабатывания, клапан преодолевает сопротивление пружины, сбрасывая часть воздуха наружу. Для обеспечения экологии можно организовать отдельную полость с маслоотделением и мембранной диафрагмой. Но основное отделение масла от газа происходит в устройстве лабиринтного типа, где оно разделяется с воздухом и стекает в свою ванну.

Мостовой клапан

Клапаны в редукторах мостов работают точно так же, как и коробках. Ставятся сапуны с преднатягом пружины. Но не всегда это будет оптимальным решением. В случае внедорожника мосты могут часто попадать в воду, после чего резко охлаждаться. Поскольку клапан сапуна тут же закроется, он рассчитан только на сброс излишков, в полости возникнет разрежение.

Сальники редуктора с обратным перепадом не справятся, и через них в мост проникнет грязная вода с абразивом. Масло будет выведено из строя, а вслед за ним подшипники, валы и шестерни.

Поэтому из мостовых сапунов клапан часто удаляют, а их каналы выводят гибкими шлангами в высокие точки кузова, где снабжают фильтрами и бачками мембранного типа. Это позволяет поддерживать давление в норме, одновременно исключая попадание грязи в картеры.

Почему подтекает масло из сапуна

Масло через сапун может проходить по двум причинам. В двигателе это происходит при большом износе цилиндров, когда возможности вентиляции исчерпаны. Система просто не справляется с отделением большого количества тумана.

Вторая причина связана с неисправностями клапана. Давление растёт, начинает более интенсивно работать малая ветвь вентиляции, маслом забрасываются впускной трубопровод и дроссельный узел. Такое бывает и при исправном клапане, когда каналы забиваются отложениями.

В трансмиссии выбросы начинаются при использовании некачественного или загрязнённого масла. Сапуны не могут работать с образующейся пеной, пропуская её через себя. Одновременно потеют сальники и прокладки, агрегаты снаружи покрываются масляной плёнкой. Необходимо сменить масло, сальники и прокладки, промыть картер.

Что означает сапун в автомобиле, и для чего он используется?

like

0 15 Августа 2016

Что означает сапун в автомобиле, и для чего он используется?

  • Что означает сапун в автомобиле, и для чего он используется?
  • Где используются сапуны
  • Сапун в двигателе
  • Сапун в коробке передач
  • Сапуны мостов

star star star star star star star star star

Крышка сапуна

Сапун (или дыхательный клапан) — это приспособление, при помощи которого ёмкость сообщается с атмосферой, чтобы поддержать равенство давлений. Если говорить «простым» языком, то сапун пускает воздух и газы, которые возникают в результате работы устройств автомобиля, что дает возможность пройти воздуху внутрь, когда работа механизмов автомобиля прекратилась. Это необходимо для того, чтобы восстановить одинаковое давление в двух плоскостях.

  • Где используются сапуны
    • Сапун в двигателе
    • Сапун в коробке передач
    • Сапуны мостов

    Где используются сапуны

    В автомобильной практике сапун можно встретить в двигателе, коробке передач, переднем мосту, а также заднем мосту. Но при этом, в любом месте он выполняет одни и те же функции.

    Сапун в двигателе

    Cапун в двигателе выпускает газы и воздух, проходящие через него, которые возникли вследствие работы цилиндров, тем самым предотвращая утечку масла из картера.

    —>В случае прекращения работы двигателя давление в пространстве картера и атмосфере выравнивается путем поступления воздуха из атмосферы. Сапун предупреждает попадание грязи и влаги в устройство двигателя. Благодаря этому качеству сегодня сапуны очень часто устанавливают на внедорожниках, ведь они незаменимы при езде по бездорожью.

    Но все же не забывайте периодически проверять все сапуны в автомобиле. По причине постоянного движения масла в нем скапливается мусор и пыль. Чтобы от них избавиться, нужно правильно снять и почистить сапуны. В случае сильного загрязнения его придется заменить на новый. Но прежде чем установить новый сапун, тщательно очистите место установки, чтобы избежать дальнейшего загрязнения нового устройства.

    Сапун в коробке передач

    Сапун в КПП

    Достаточно часто, по причине сильного загрязнения сапуна коробки передач, последняя начинает плохо работать. В КПП сапун расположен на крышке картера коробки. Когда грязь и пыль попадает в сапун, то начинает заедать колесо, смонтированное на вторичном валу. Как следствие – повышается риск изнашивания подшипников и синхронизаторов. Чтобы избежать этого, нужно при каждом прохождении технического осмотра (а иногда и чаще) очищать сапун. Если клапан будет засорен очень сильно, то в КПП будет повышаться давление, и как результат – масло будет протекать через уплотнители.

    Сапуны мостов

    Внутри моста, соединяющего колеса, находится масло. А так как внутренняя полость контактирует с внешним миром, то делает она это при помощи сапуна. Благодаря этому клапану предотвращается повышение давления внутри самого моста. Кроме того, сапун выступает в роли «защитника»: он ограждает мост от попадания в него грязи и жидкости, во время преодоления водных преград. А еще внутри моста есть специальное отверстие, по которому стекает масло.

    Большего внимания требует сапун картера заднего моста. Он находится в верхней его части, с правой стороны. Если этот клапан засорен, то возможно подтекание масла. Чтобы решить эту проблему, нужно очистить сапун и проверить, чтобы крышка сапуна двигалась во всех направлениях.

    Сапун заднего моста

    После того как крышку сапуна почистили, рекомендуется проверить его после 20-ти километрового пробега. Если вы опять обнаружите следы масла, то это значит, что вам необходимо заменить устройство. Помните, что сапун заднего моста играет важную роль в работе всего автомобиле, а потому следует всегда держать его в исправном состоянии.

    Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

    СНЯТИЕ И УСТАНОВКА САПУНА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

    Комментарии: Избранное: 0

    Шаг 1

    Сапун снимают для промывки в случае его загрязнения. При его загрязнении нарушается вентиляция и повышается давление внутри коробки передач, вследствие чего масло вспенивается и выдавливается через сальники и др. уплотнения коробки передач.

    СНЯТИЕ И УСТАНОВКА САПУНА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, Шаг 2

    Шаг 2

    Сапун установлен на корпусе механизма переключения передач (показано на снятой коробке передач).

    Шаг 3

    Вам потребуется ключ «на 14».

    СНЯТИЕ И УСТАНОВКА САПУНА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, Шаг 4

    Шаг 4

    1. Выверните…

    СНЯТИЕ И УСТАНОВКА САПУНА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, Шаг 5

    Шаг 5

    2. …и снимите сапун вместе с уплотнительным кольцом.

    СНЯТИЕ И УСТАНОВКА САПУНА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, Шаг 6

    Шаг 6

    3. Промойте сапун, например бензином, и установите в порядке, обратном снятию.

    Оформить подписку

    Вопросы? Сложности при оформлении подписки?
    Вы можете связаться с нашей тех. поддержкой:
    Телефон +7 495 125-20-00 , почта ritagism@gmail.com, чат

    • Комментарии

    Как работает сапун и нужно ли его обслуживать?

    Как работает сапун

    Поломка маленькой, недорогой и не хитро устроенной детали механизма может вывести из строя автомобиль. Незнание и невнимание к мелочам может обернуться для автомобилиста делительным дорогостоящим ремонтом, или созданием на дороге потенциально-опасной для участников дорожного движения ситуации. Поэтому важно знать на какие детали стоит обращать внимание, как их обслуживать и какие признаки должны насторожить водителя.

    В этой статье рассказываем о сапунах, как они устроены и какие опасности могут быть связаны с выходом их из строя.

    Что за деталь такая «сапун»?

    Что за деталь такая «сапун»

    Большинство автомобилей ездят на двигателях внутреннего сгорания. В специальных отсеках «сгорает» бензин, газ или дизельное топливо, но этот процесс невозможен без смешивания с воздухом.

    В горении важно, как своевременное поступление воздуха, так и сброс газа, создающего избыточное давление. Сапун отвечает за стравливание газа и поступление воздуха. Если он выходит из строя, в систему поступает недостаточно воздуха для горения или накапливаются излишки газа.

    В целом его устанавливают на все относительно крупные пустотелые узлы техники, где есть смазочные материалы и воздух. При нагревании масло расширяется и необходимо убрать лишний воздух, при остывании наоборот уровень масла понижается и воздух заполняет все пространство.

    Конструктивные особенности

    Если максимально упростить: сапун выравнивает давление внутри и снаружи агрегата. По большому счету для этой функции могло бы подойти обычное отверстие, через которое будет выходить лишний газ и поступать необходимый воздух. Но такое упрощение конструкции делает механизм уязвимым. Через отверстие в систему могут попасть частички грязи и пыли. Во время мойки автомобиля, дожде или езде в брод в систему может попасть вода, которая превратит масло в эмульсию. Эмульсия не сможет смазывать трущиеся детали, поэтому конструкция с одной стороны обеспечивает взаимодействие с атмосферой, с другой – защищает систему от попадания чужеродных частиц и элементов и исключает вытекания из системы ГСМ. Именно этим обусловлены все элементы в конструкции сапуна.

    Сапун устроен просто и понятно. Это небольшой (легко помещается в ладонь) резьбовой штуцер, внутри – сквозное отверстие. Это отверстие закрыто плоским резиновым кружком (своеобразный клапан в сапуне), который прижимает к штуцеру пружинка в сапуне. Конструкция закрыта сверху колпачком в форме стакана. Сам колпачок очень подвижный, пружинка слабенькая, резиновый кружок не герметизирует, а просто в нужных ситуациях прилегает к отверстию и также легко пропускает необходимый во время подсоса воздух.

    Где искать сапун?

    Где искать сапун

    Расположение этой детали зависит от производителя и марки авто. В большинстве случаев, если посмотреть на клапанную дугу, расположенную рядом с заливной горловиной, вы обнаружите место, где имеется сапун. Если в указанном месте детали нет, стоит посмотреть расположение в инструкции к автомобилю или уточнить у опытных автомобилистов на форумах.

    Сапун устанавливают не только на двигатель, но и в других механизмах автомобиля:

    1. Коробка передач. Здесь сапун обеспечивает плавную работу и защиту от излишне интенсивного износа шестерен на вторичном валу.
    2. В машинах с полным или задним приводом сапун устанавливают в заднем мосту. Сапуны заднего моста помогает помимо выравнивания давления, еще и защитить механизмы от попадания грязи и влаги при преодолении преград.
    3. При наличии отдельной раздаточной коробки сапун можно найти в ней.

    От чего зависит работоспособность сапуна?

    От чего зависит работоспособность сапуна

    Дефекты изготовления и пренебрежение обслуживанием. Несмотря на достаточно простую конструкцию, для нормальной эксплуатации деталь требует особой точности в изготовлении.

    • Так должны быть точно рассчитаны усилия по сжатию пружинки;
    • для изготовления резинового кружка необходимо очень качественное сырье, иначе он может оплавиться, деформироваться и даже прилипнуть к штуцеру, что недопустимо и ведет к нарушениям в работе;
    • любые перекосы и заклинивания колпачка недопустимы. Если сапун изготовлен с дефектом, он быстрее загрязняется, залипает и при нагревании выдавливает не воздух, а масло, при смешивании масла с водой образуется эмульсия.

    Это как с автомобильной оптикой. Можно купить изделие кустарного производства, выглядеть оно будет также, освещать дорогу почти также, но вместо 40 000 часов службы заводского изделия прослужат 5000, корпус будет не ударопрочный, фара начнет выходить из строя почти сразу после покупки в то время как должна использоваться минимум 4 года. Если хотите хорошие светодиодные фары, покупайте заводские и в проверенном магазине, наш фаворит – Wesem-Light. Любая деталь, в том числе сапун, должна быть качественной и оригинальной, поскольку ее выход из строя может повлечь затраты на дорогостоящий ремонт.

    Даже если в ваш авто установлен качественный сапун заводского производства, его необходимо регулярно проверять и обслуживать. Время от времени поворачивать колпачок, с характерным шипящим звуком, который считается нормой. Тогда деталь не зарастет внутри грязью, а резиновая деталь не закиснет.

    Особенности обслуживания сапуна

    Из-за простой конструкции и невысокой стоимости детали при выходе из строя ее обычно заменяют, сапун не предназначен для длительной необслуживаемой эксплуатации. Стоит минимум дважды в год проверять состояние сапуна, прочищать внутри и снаружи обычной ветошью. Процесс несложный и достаточно быстрый.

    По большому счету единственная неисправность, с которой можно столкнуться – снижение пропускной способности, и если сапун не сбрасывает газ, его все же лучше заменить, а вот если при осмотре вы заметили, что из сапуна идет дым – это может стать индикатором серьезной проблемы.

    Возможные причины дыма из сапуна

    Возможные причины дыма из сапуна

    1. Загрязнилась и износилась сама деталь. Если периодически очищать и своевременно заменять ее, таких проблем не будет.
    2. Высокий износ автомобильного масла или низкое качество ГСМ. Не пренебрегайте периодичностью замены моторного масла и не покупайте контрафактные жидкости, это дешевле, чем капитальный ремонт двигателя.
    3. Превышение необходимого уровня масла. Прогрейте автомобиль, и проверьте уровень масла специальным щупом. Не допускайте выброса масла через сапун.
    4. Если обнаружили на горячем моторе белый дым, вероятнее всего в системе есть течь, охлаждающая жидкость попадает в систему смазки.
    5. Проблема с маслосъемными кольцами цилиндров (они могли износиться или залечь) здесь вряд ли удастся раскоксовать их специальной химией, вероятнее всего придется разобрать движок.
    6. Могли прогореть выпускные клапаны. Измерьте компрессию и станет ясно так ли это. Если предположение подтвердится, без разбора двигателя обойтись также не удастся.
    7. Критический износ сальников вала или маслоотражательных колпачков. Рекомендуем сразу заменить их на новые, если очевиден износ и причина дыма в этом.

    В современном автомобиле нет мелочей, и внимание к состоянию деталей и эксплуатационным характеристикам автомобиля – залог долгой и надежной службы авто. Своевременное обслуживание и замена вышедших из строя (даже таких маленьких и простых) деталей может уберечь от серьезных поломок и дорогостоящих ремонтов. Уделяйте внимание своему авто, шевелите колпачок сапуна, не забывайте выкручивать сапун и проверять загрязнения, очищать от них деталь, и не допускать появления дыма, тогда все будет хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *