Диагностика реле регулятора генератора
Перейти к содержимому

Диагностика реле регулятора генератора

  • автор:

Регулятор напряжения автомобиля и схема его проверки

Как проверить регулятор напряжения генератора автомобиля

Сломался авто?
Мы все починим!
+7 (961) 014-5673
+7 (915) 732-0659
Звоните!

Большинство автовладельцев знают о важности такого узла, как регулятор величины напряжения, но мало кто понимает принцип его устройство и работы. Стоит напомнить, что такой прибор очень важен, ведь только с его помощью происходит стабилизация напряжения на выходе генератора.

Схема корректировщиков вольтажа бывает механической и электронной. Первые модели уже устарели, в основе их работы лежит электрическое реле. К примеру контроллер напряжения отечественного автомобиля ВАЗ (в первых моделях) был именно такого типа. Схема устройства отличалась массой недостатков, а достоинство попросту не было. Такие модели нуждались в постоянной проверке и даже регулировке.

Регулятор напряжения автомобиля

Схема реле – регулятора электронного типа работает на базе ключей, симисторов и тиристоров. Такие модели отличаются высочайшей надежностью, так как тут нет ни контактов, ни других движущихся частей. В роли силовых элементов выступают кристаллы полупроводников. Проверить контроллер напряжения такого типа очень просто, если знать его технологические особенности.

Устанавливаемые на новые генераторы, модели электронного вида, обычно крепятся на сам генератор и монтируются в одном корпусе со щетками, там же установлена и электронная схема. Устройства способны точно регулировать вольтаж, свойства полупроводниковых элементов не меняются со временем.

Регулятор электронного типа, состоит из следующих частей:

  • корпус;
  • графитовые щетки;
  • схема управления;

Проверить датчик напряжения можно по свету фар, которые, при его поломке, зависят от оборотов двигателя, излишней или недостаточной зарядке аккумуляторной батареи. В первом случае выкипает электролит, бывает, что в салоне даже ощущается запах горелой проводки, во втором, аккумулятор садится и двигатель не запускается.

Демонтаж узла

Ремонт и диагностика генераторов

Если неисправно само реле, проверить его достаточно легко. Для снятия пришедшей в негодность схемы достаточно одной лишь отвертки. Разбирать сам генератор или снимать его не нужно, щетки с контроллером напряжения установлены под защитной крышкой на задней его части. Не придется даже послаблять привод генератора.

Порядок снятия регулятора напряжения:

  1. Отсоедините аккумуляторную батарею.
  2. Отключите разъем регулятора.
  3. Открутите болты, крепящие устройства к генератору.
  4. Вытащите деталь.

Проверка работоспособности

Чтобы проверить деталь, изначально осмотрите его графитовые щетки, если они меньше чем 0,5 см, запасную часть нужно заменить. Пытаться припаять щетки собственноручно – означает поставить под угрозу надежность собственного автомобиля.

Регулятор напряжения автомобиля

Для проверки регулятора нам понадобится источник питания, который может менять выходной вольтаж в диапазоне 10 — 18 В. Нужна также и лампочка. Мощностью в 2 — 3 Вт и напругой 12 В (можно заменить мультиметром). Схема подключения следующая: Плюс от блока питания подается на разъем в корпусе регулятора (обычно он единственный), отрицательный провод на корпус детали.

Лампочку подключают между двух щеток. Когда вольтаж источника питания составляет 12 В, лампочка должна светиться. Медленно добавляйте мощность блока питания и если модуль рабочий, то, как только вольтаж станет 15 В, лампочка должна погаснуть. Если же она не светится ни при каком значении или светится постоянно, деталь нужно менять. Также, если лампочка гаснет, например, при 13 В, узел будет обеспечивать недостаточный вольтаж и его можно считать нерабочим.

Вместо лампочки можно воспользоваться и мультиметром (прибор для измерения электрических параметров). Но работать с мультиметром цифрового типа не так удобно, его скорость срабатывания меньше нежели у обычной лампочки накаливания.

КАК УЗНАТЬ ИСПРАВНОСТЬ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА ГЕНЕРАТОРА?

КАК УЗНАТЬ ИСПРАВНОСТЬ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА ГЕНЕРАТОРА?

Реле-регулятор несмотря на свой компактный размер, является одним из самых важных элементов электрического оборудования. Это ключевое исполнительное устройство должно находиться в исправном состоянии.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА

Реле-регулятор управляет выходным напряжением генератора, поддерживая на его в определённых пределах. Это обеспечивает правильную работу бортовых систем автомобиля и правильную зарядку АКБ.

Реле-регулятор может иметь разный вид:

  • Реле-регулятор в виде модуля щеточного узла, использует его конструкцию в качестве несущей основы;
  • Отдельный элемент, установленный на корпусе на опорном кронштейне.

Реле-регулятор, в любом виде, является неразборным элементом. Если данный компонент сломается, ремонту он уже не подлежит.

ПРИЗНАКИ ПОЛОМКИ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР A

Если случается поломка реле-регулятора, то это сопровождается недозарядкой или перезарядкой АКБ, что в свою очередь может сопровождаться:

  • сложностями с запуском двигателя автомобиля;
  • тусклым или мерцающим свечением фар;
  • горит индикатор аккумулятора на панели приборов при работающем двигателе;
  • клеммы и корпус АКБ покрывается характерным белым налетом;
  • автомобиль может оказаться полностью обесточенным.

Опираясь только на внешние признаки, нельзя говорить только о неисправности реле-регулятора. При появлении вышеперечисленных симптомов, необходимо провести комплексную диагностику генератора.

ОБОРУДОВАНИЕ для диагностики реле-регулятора

Полноценную диагностику реле-регулятора генератора можно выполнить используя специальное оборудование MSG Equipment.

Если диагностика проводиться на автомобиле, тогда можно воспользоваться одним из тестеров: MS016, MS015 COM, MS013 COM. Тестеры позволяют управлять реле-регулятором генератора, что позволяет выявить наличие отклонений в его работе. К тому же тестеры: MS016 и MS013 COM позволяют проверить реле-регулятор отдельно от генератора.

Если проводиться диагностика генератора, демонтированного с автомобиля, то необходимо воспользоваться стендами: MS005, MS008, MS006, MS002, MS004. Стенд позволят не только управлять реле-регулятором, но и задавать нагрузку на генератор, имитируя реальные условия эксплуатации. Что даёт возможность выявить неисправность как реле-регулятора, так и остальных частей генератора.

MSG Equipment разрабатывает и производит оборудование для автосервисов, мастерских по ремонту автомобилей и СТО любого масштаба. Использование диагностических устройств значительно облегчает работу мастера, а также ускоряет процесс ремонта автомобильных узлов и агрегатов.

ПРИМЕРНЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ

Среди прочих факторов, на срок окупаемости оборудования влияет такое понятие, как сезонность. В холодный период ремонт СиГ более актуален, в теплый – менее. Альтернативным вариантом в теплое время года может быть закупка б/у стартеров и генераторов, их ремонт и продажа. Это исключит простой стендов и обеспечит работу механиков.

Для большей эффективности необходимо развивать не только направление повосстановлению и ремонту СиГ,но также и СТО где можно предоставлять сопутствующие услуги:

Цех по восстановлению и ремонту стартеров и генераторов

Персонал — 6 механиков.

ЗП одного механика – 30% от выработки, стоимость запчастей не учитывается.

СТО (проверка стартеров и генераторов, ремонт стартеров и генераторов, замена щеток, втягивающего реле, замена частей агрегатов)

Персонал — 12 механиков

ЗП одного механика — 30% от выработки

Количество генераторов в день, которые ремонтирует один механик:

— Легкие/Средние поломки – 10-15 агрегатов в день (опытные механики 20).

— Сложные — внутренний ремонт ( 2-3 агрегата в день.)


Средняя стоимость ремонта агрегата:

Легкие/Средние поломки – 15 $, чистая прибыль- 10$

Сложные — 35 $, чистая прибыль – 20-25$

Если вы только открываете свой бизнес и у вас ограниченное количество персонала, то, в качестве примера, приводим кейс с описанием минимальных доходов на старте вашего дела.


Кейс

Персонал – 3 механика

Выполненная работа за день:

Ремонты (Легкие/Средние) – 3

Ремонты (Сложные) – 3


Плановый расчет доходов в день

Минимальный «Плановый» заработок в день «Восстановление и ремонт СиГ»

Стоимость 1 услуги ($)

Валовая прибыль 1 услуги ($)

Кол-во услуг в день

Заработок в день ($)

Валовая прибыль в день ($)

Как проверить реле-регулятор напряжения генератора

Автомобильный регулятор напряжения

Регулятор напряжения — это электронный прибор, устанавливаемый на автомобильных генераторах для стабилизации входного напряжения на аккумулятор. Оно должно быть в пределах 13,2 — 14,5 вольт. Отклонения как в большую, так и меньшую сторону недопустимы. Это уже будет являться неисправностью генератора. В большинстве случаев виновником неисправности бывает именно регулятор напряжения. Этот прибор хотя и имеет небольшие размеры, но именно он оберегает аккумулятор от преждевременного выхода из строя.

Первые признаки неисправности реле-регулятора

Проверка реле генератора

Как проверить реле-регулятор генератора. Основным признаком отклонения выходного напряжения генератора является затрудненный пуск двигателя. Особенно часто это проявляется в холодное время года. Проверьте аккумуляторную батарею. Она должна быть чистой и сухой. На ней не должно быть белых выделений. Если они присутствуют, то возможно регулятор вышел из строя, и идет перезаряд батареи, вызывая закипание электролита.

На автомобиле наблюдается слишком яркое свечение ламп накаливания. При этом они часто перегорают. В салоне авто стоит запах горелой проводки. Нередки случаи перегорания предохранителей. При включенных фарах яркость света напрямую зависит от частоты оборотов двигателя. Все это говорит о том, что, возможно, вышел из строя стабилизатор напряжения. А попросту регулятор. Кстати, затрудненный пуск двигателя может наблюдаться как при избыточном, так и недостаточном напряжении.

Следите за контрольной лампочкой зарядного тока. Она находится на щитке приборов. Загорается красным цветом с символикой аккумулятора. Может гореть либо в полный накал, либо половина накала. При запущенном двигателе это говорит о неисправности генератора.

Электрическая неисправность генератора может проявляться тремя способами:

  1. Полное отсутствие какого-либо напряжения.
  2. Сильно заниженное напряжение.
  3. Сильно завышенное напряжение.

​При любой из выше перечисленных неполадок в первую очередь рекомендуется проверить работоспособность реле-регулятора генератора.

​Виды существующих реле-регуляторов

С момента начала появления автомобилей прошел уже целый век. За это время регуляторы не один раз меняли свою начинку и внешний вид. Рассмотрим в первую очередь современные стабилизаторы, а потом уже устаревшие.

Регуляторы наших дней бывают двух видов:

  • встроенные — такие крепятся непосредственно к корпусу генератора и выпускаются совмещенными со щеточным узлом;
  • отдельно закрепленные — крепятся к кузову автомобиля.

Оба вида имеют неразборные корпуса и не подлежат ремонту. Если на генераторе выходное напряжение имеет отклонения от нормального, и есть уверенность, что виноват именно стабилизатор, то в этом случае просто меняем его на новый.

Предварительная проверка

Для проверки регулятора напряжения генератора понадобится мультиметр. Запускаем двигатель и мультиметром замеряем напряжение генератора. Один щуп измерительного прибора подсоединяем к клемме 30 генератора (та самая шпилька на задней стенке генератора, к которой идет обычно два, иногда три провода и закрепляются гайкой). Напряжение должно быть в пределах 12,5 — 12,8 вольт.

Затем запускаем двигатель и опять делаем замеры напряжения на клеммах генератора. На холостом ходе должно быть не меньше 13,2 вольт, но не более 14 вольт. Затем увеличиваем обороты двигателя до 3500 об/мин, в этом случае пределы напряжения должны быть в рамках 14,2 — 14,5. Напряжение не должно превышать значения 14,8 вольт. Если оно выше, то идет перезаряд аккумуляторной батареи.

Потом включаем дальний свет фар, печку, аварийную сигнализацию и другие приборы и опять замеряем напряжение на генераторе. Оно понизится под нагрузкой включенных приборов, но значение напряжения в этом случае не должно быть ниже 13,2 вольта. Если оно ниже минимального — «недозаряд».

В обоих случаях необходимо произвести проверку стабилизатора напряжения.

Как проверить регулятор напряжения генератора

Реле регулятор напряжения 24В

Современный регулятор, совмещенный со щеточным узлом, применяется на большинстве автомобилей иностранного и отечественного производства. Для начала оценим доступ к генератору. Если он труднодоступен и неудобен, то лучше будет снять его с автомобиля. Если же доступ свободный, то снимаем с него реле, не снимая генератор. Но перед этим обязательно нужно снять минусовую клемму с аккумулятора.

Регулятор крепится к генератору со стороны задней крышки обычно двумя болтами. Откручиваем их и аккуратно, чтобы не повредить щетки, снимаем его, предварительно отсоединив от него провода.

Для дальнейшей проверки нам понадобится либо блок питания, либо зарядное устройство, лампа на кальвания на 12 вольт. Главное, чтобы можно было увеличивать и уменьшать напряжение от 10 до 16 вольт. Если для проверки будет использоваться зарядное устройство, то понадобится еще и аккумулятор. Дело в том, что многие зарядные устройства не работают без него.

Подключаем зарядное устройство к аккумуляторной батарее в штатном режиме. Дополнительно к клеммам батареи подсоединяем мультиметр и два провода. Один на плюс, другой на минус. И соединяем их с реле-регулятором. Плюсовая клемма регулятора — это штекер. Минус — металлическая пластинка под одним из крепежных отверстий. Проводами подсоединяем к щеткам лампочку. Стенд готов, можно начать проверку. Блок питания подключается так же, только без аккумулятора.

Подключаем зарядное устройство к внешней сети и включаем его. Ручка регулятора нагрузки должна быть на минимальном уровне. Начинаем потихоньку поднимать напряжение. При этом накал лампочки должен понемногу увеличиваться. При нагрузке 12 вольт и более она должна гореть в полный накал. Продолжаем плавно поднимать напряжение до тех пор, пока не потухнет лампочка, или нагрузка не достигнет значения 15 вольт. Если регулятор исправен, то лампочка должна погаснуть на значении напряжения 14,2 -14,5. При снижении нагрузки лампочка опять загорится.

Если лампочка тухнет до 14 вольт, или достигнуто напряжение более 14,8 вольт, а лампочка все еще горит, то такой регулятор надо менять.

Проверка отдельного регулятора напряжения генератора

Стабилизатор напряжения

Таким же способом проверяется отдельно стоящий стабилизатор. В основном он крепится на кузове в моторном отсеке. Но иногда и на крышку генератора. В любом случае откручиваем его и подсоединяем к стенду. Пусть, например, это будет стабилизатор типа Я112 В.

Плюсовой провод подсоединяем к клеммам «Б» и «В», минус подаем на корпус. Контрольную лампочку соединяем с клеммами «В» и «Ш». Далее делаем все точно так же, как и с совмещенным стабилизатором. Плавно поднимаем нагрузку, при достижении 14,5 вольт должна произойти отсечка. Если отсечки нет, то меняем регулятор.

Проверяем устаревший 591.3702−01

 591.3702−01 реле напряжения

Этот устаревший тип реле устанавливался почти на все заднеприводные автомобили. Относится он к отдельно стоящим. Всегда крепился к кузову моторного отсека. Схема подключения для проверки слегка отличается от вышеописанной. Действия и суть проверки остаются прежними.

Здесь имеется всего два контакта. Маркировка выполнена цифрами «67» и «15». Контакт под номером «67» — это минусовая клемма. Соответственно «15» — плюс. Минусовой провод с зарядного устройства закрепляем на корпусе устройства. Плюсовой крепим на клемме 15. Провода контрольной лампочки соединяем: один на корпусе, второй и клемме «67». Наш стенд готов к проверке.

Как проверить мультиметром регулятор к1216ен1

Реле напряжения для Нивы

И напоследок пару слов о реле к1216ен1. Этот регулятор устанавливался на заднеприводные, и переднеприводные ВАЗы с инжекторными двигателями. Если учесть тот факт, что таких автомобилей эксплуатируется немало по всему постсоветскому пространству, нельзя обойти его стороной.

Этот регулятор принадлежит к совмещенному реле со щеточным узлом. Его предварительная и основная проверка проводится по вышеописанному методу. Никаких особых отличий нет.

Полезные советы

Всегда старайтесь держать в чистоте аккумуляторную батарею и генератор. Так как от попадания влаги контакты часто окисляются. А это сильно мешает нормальной работе всего электрооборудования. Нередко отклонения зарядного тока происходят именно от грязи. Стоит хорошенько почистить контакты и клеммы, как неисправность исчезает сама, без всяких замен и ремонтов. Чистота — залог хорошего здоровья не только для человека, но и для автомобиля.

Проверка реле регулятора генератора

Проверка реле регулятора генератора необходима в случаях «недозаряда» и «перезаряда» аккумулятора. Задача этого прибора – регулирование напряжения, подаваемого к аккумуляторной батареи. Как только происходит поломка, АКБ терпит недостаток или перенасыщение подачи электрического тока.

Неисправности реле регулятора генератора

Недостаточное напряжение не позволит батареи аккумулятора зарядится. Данный факт будет определен уже во время движения (перебои с электроникой, тусклый свет от фар), либо в момент попытки завести машину (могут не загореться даже лампочки на панели).

Незначительно повышенные параметры негативно скажутся только на аккумуляторе (закипание электролита с последующим его испарением), а вот если напряжение, идущее от генератора, будет превышать норму сильно, то могут выйти из строя электропотребители.

Отмечают следующие основные признаки неисправности:

  • не горит контрольная лампочка при запущенном двигателе;
  • индикатор аккумулятора не реагирует на запуск и продолжает светится;
  • проявляется зависимость двух факторов: значение оборотов и яркости фар;
  • быстрый разряд АКБ;
  • индикатор отключается при превышении отметки в 2000 об/мин;
  • завести машину проблематично, динамические характеристики ухудшаются на повышенных оборотах двигателя.

Что может спровоцировать отказ реле регулятора:

  1. короткое замыкание цепи и обмотки возбуждения;
  2. поломка выпрямительного моста;
  3. неверно подключенные выводы и переполюсовка;
  4. попадание жидкости в корпус одной из деталей (регулятор, генератор);
  5. нанесение механического удара и повреждение узла;
  6. обычный износ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *