Биение руля из за привода
Перейти к содержимому

Биение руля из за привода

  • автор:

Биение на руле

Биение руля является одним из наиболее раздражительных и неприятных факторов при эксплуатации авто. К тому же она не только может вывести из себя любого водителя, да еще и в некоторых случаяx, биение на руле, может стать причиной создания аварийной ситуации.

биение на руле

Вибрация на руле может быть двух типов:

  • Вибрация на скорости;
  • Вибрация при торможении.

Очаги возникновения этих двух типов вибрации разные, как собственно и сам её характер.

Проблема, связанная с вибрацией руля на скорости (или же при движении) довольно часто появляется у автовладельцев после сезонной смены шин, а также вследствие наезда на яму на скорости. Причем биение может быть как постоянного характера, так и возникающее на определенной скорости (в основном это от 80 км и до 100 км/ч), хотя бывают случаи, когда биение не поддается анализу, когда оно начинается на разных скоростях и разных дорожных покрытиях.

Нарушение балансировки как одна из основных причин биения

Грыжа может создавать серьезное биение на руле

Можно долго гадать из-за чего проблема, но ясно одно, в большинстве случаев – это нарушение балансировки массы одного или же нескольких колес. Рассмотрим эти, и другие причины, которые, как правило, еще и дополняют друг друга.

Причины биения руля на скорости

  1. Загрязненный диск;
  2. Нарушена балансировка колес;
  3. Нарушение геометрии шины или диска;
  4. Деформация ступицы или всей подвеске (в основном это нарушение параметров рычагов);
  5. Несоответствующий диск параметрам ступицы (нарушена установка колеса). К этой причине также относится неправильная затяжка болтов колеса, которые имеют конусное основание. Затяжка гаек должна происходить вручную на вывешенном колесе при этом чередуя последовательность противоположных болтов.

Вывод из всего сказанного один, нужно делать балансировку в проверенных СТО, следить за состоянием колесных дисков и шин и аккуратно водить автомобиль. Производить правильную установку шин и дисков в соответствии с тех. характеристиками.

Изношенные или поврежденные тормозные колодки

Износ, выработка на тормозном диске

Проблема с вибрацией руля при торможении заключается либо в колесных дисках, либо тормозных колодках. Точный диагноз можно поставить, лишь разобрав суппорт и проверив состояние колодок и тормозных дисков. Также подобный эффект дают разбитые рулевые тяги и люфт рулевой рейки.

Причины биения руля при торможении

  1. Изношены тормозные колодки «в ноль»;
  2. Расслоение колодок;
  3. Выработка тормозного диска;
  4. Нарушение геометрии диска или тормозного барабана;
  5. Нарушена работа тормозного суппорта (подклинивание направляющих, плохое срабатывание поршня);
  6. Рулевые тяги и рулевая рейка имеют значительный люфт.

Из всего вышесказанного делаем вывод, что лекарством, от биения в руле при торможении, является качественная переборка тормозного механизма, причем как переднего, так и заднего. Своевременная замена тормозных колодок, тормозных дисков и профилактика суппортов.

Иван Матиешин 11 октября 2021

Автомеханик с 20-летним стажем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей разных марок. Основное направление: диагностика и механика.

��‍�� Причины вибрации и биения руля

Неприятные биения и вибрации рулевого колеса занимают почётные лидирующие места среди наиболее часто возникающих неисправностей автомобиля. Особенно рулевое управление долго не живёт, если машина ездит преимущественно по никудышним дорогам. То есть, в случае многих отечественных автолюбителей, постоянно. Выявить причину тряски руля в большей половине случаев не представляет сложностей даже начинающим автовладельцам. Всё, что для этого нужно знать, вы найдёте в этой статье.

В каком режиме эксплуатации бьёт или вибрирует руль

Это первый вопрос, которым следует задаться при желании найти причину биения рулевого колеса. Ведь в зависимости от того, в каком режиме происходит тряска, можно сразу исключить невозможные варианты и сосредоточить своё внимание на более вероятных. Например, если вибрирует во время стояния на одном месте, то кривые или разбалансированные колёса точно не при делах. И так далее.

При поиске причины вибрации и биения руля всевозможные режимы эксплуатации автомобиля целесообразно разделить на 7 групп:

  1. Стоянка с работающим двигателем.
  2. Разгон.
  3. Движение по прямой со скоростью до 50 км/час.
  4. Движение по прямой со скоростью выше 90 км/час.
  5. Маневрирование.
  6. Торможение.
  7. Езда по плохим дорогам.

Как правило, если руль бьётся только в каком-то одном из перечисленных режимов эксплуатации автомобиля, понять причину — проще простого. Немного сложнее, если они пересекаются. То есть, дефект активно себя проявляет сразу в двух или трёх режимах. Тем не менее, перебирать придётся гораздо меньше вариантов, чем их есть всего. А на секундочку, только в этой статье их упоминается 20 штук.

Все возможные причины биения и вибрации руля

Вполне возможно, что для многих будет достаточно пройтись по краткому списку всех возможных причин, чтобы решить проблему. Поэтому сначала перечислим их без каких-либо пояснений:

  1. Ослабление или износ креплений мотора.
  2. Троящий или разбалансированный двигатель.
  3. Недостаточные обороты холостого хода.
  4. Износ приводного вала рулевой рейки.
  5. Несбалансированные колёса.
  6. Ослабившиеся гайки или болты крепления колёс.
  7. Износ рулевой рейки.
  8. Износ рулевых наконечников.
  9. Износ ступичных подшипников.
  10. Деформированные колёсные диски.
  11. Неотрегулированное схождение колёс.
  12. Шишки и грыжи на резине.
  13. Разброс давления в шинах.
  14. Износ шарниров равных угловых скоростей.
  15. Износ подшипников рулевого редуктора.
  16. Разболтанный кардан рулевой стойки.
  17. Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости.
  18. Деформированные детали тормозного механизма.
  19. Неравномерная выработка тормозов.
  20. Разбитые шаровые опоры.

Если для выявления причины, по которой бьётся или вибрирует рулевое колесо в вашем случае, этого перечня недостаточно, дальше представленные пункты расписаны детальнее. Кроме того, они рассматриваются совместно с соответствующими режимами эксплуатации, что позволит сразу же исключать большую часть нашего списка.

Вибрации руля на месте

Поиск причины вибрирования рулевого колеса во время стоянки на месте стоит сразу в четырёх направлениях:

  1. Крепления двигателя.
  2. Троящий или разбалансированный мотор.
  3. Низкие холостые.
  4. Приводной вал рулевой рейки.

Остановимся на каждом из них немного подробнее.

Крепления двигателя

Работоспособные крепления двигателя гасят вибрации

Силовой агрегат легкового автомобиля крепится к раме или подрамнику на демпфирующих подушках. Они нужны для того, чтобы во время работы вибрации мотора не передавались на другие части машины. В том числе, это касается не только рулевого управления, а и кузова, в целом. Однако, если эти самые подушки изношены, либо их крепления ослабились, распространяющая тряска неизбежна.

Подтвердить или исключить этот вариант достаточно просто. Для этого нужно запустить двигатель и посмотреть на его поведение под капотом. Если крепления действительно ослабились, то вибрации будут видны, что называется, невооружённым глазом. Они с большой долей вероятности передаются на механизм рулевого управления, и вы их ощущаете руками. Более того, как правило, данный дефект распространяется не только на руль, но и на весь кузов. Соответственно, тряску можно наблюдать в виде дребезга панели, пластиковых деталей, а иногда даже боковых стёкол.

Несмотря на простоту этой проблемы, её устранение не всегда проходит быстро и недорого. Если демпферы ещё живые, а просто ослабились крепежи, их достаточно просто подтянуть. Однако такое бывает крайне редко. Чаще подушки дубеют или деформируются, прекращая выполнение своих функций. В таких случаях спасёт только их замена. Мероприятие это не из лёгких. Но, всё же, даже без обращения на СТО — выполнимое.

Троящий или разбалансированный мотор

Если двигатель троит или не сбалансирован — никакие

Троить двигатель начинает тогда, когда один или более цилиндров перестают работать стабильно, либо отказывают вовсе. С бензиновыми такое часто бывает из-за отсутствия искры. В инжекторных и дизельных — из-за засорившихся или изношенных форсунок. Короче говоря, когда топливо не может либо попасть, либо воспламениться в одном из цилиндров, то двигатель начинает троить.

В результате происходит разбалансировка. В исправно работающем моторе поршни во время возвратно-поступательных движений компенсируют импульс друг друга. А когда один из них начинает филонить, начинаются вибрации. Вполне естественно, что передаются они на рулевое управление, и ощущаются тактильно. Кроме того, троящий двигатель ещё и тянет плохо, расходует больше топлива, может внезапно глохнуть или, наоборот, самопроизвольно набирать обороты.

В довесок следует сказать пару слов о разбалансировке двигателя. Дело в том, что источником неслабых вибраций на рулевом колесе он может стать не только при отказе одного или нескольких цилиндров. Этому также может способствовать износ деталей кривошипно-шатунного механизма. В частности, разбитые посадочные места под поршневые пальцы, стёртые до фольги вкладыши на коленвале и так далее.

Низкие холостые

Нормальные холостые — это 850-950 оборотов в минуту. Если они ниже — то это одна из причин вибрации и биения руля

Эта причина элементарная, если надо только выяснить, почему идут вибрации на руль. Другое дело — найти и устранить проблему. Тем не менее, из-за недостаточных холостых оборотов двигатель работает нестабильно и с ощутимыми по всему кузову вибрациями. Естественно, они передаются на механизм управления, и в результате ощущаются водителем.

Подтвердить или, наоборот, исключить из нашего списка эту проблему весьма просто. Особенно если на панели приборов имеется тахометр. Нормальные холостые для двигателей легковых автомобилей — от 800 до 900 об/мин. Если же стрелка на тахометре периодически падает или постоянно показывает меньше нормы, вибрации неизбежны. Довольно часто такая проблема проявляется периодически, либо в связке с другими факторами. Например, когда вы включаете фары, печку или кондиционер.

Приводной вал рулевой рейки

Приводной вал в самом низу — из-за его износа биение руля неизбежно

Приводной вал передаёт вращение рулевого колеса на рейку при помощи нехитрого механизма, который, как и всё остальное в машине, подвержен износу. Когда между его деталями появляются зазоры и люфты, вибрации от двигателя начинают передаваться на руль. К сожалению, самостоятельно определить или исключить этот вариант является для начинающих автовладельцев довольно непростой задачей. Тем не менее, это возможно.

Стоит также отметить, что равномерная вибрация руля во время стояния на месте может возникать из-за некорректной работы гидроусилителя. С аналогичной проблемой сталкиваются и владельцы автомобилей с электрическими усилителями. Вычислить эти варианты несложно, если планомерно исключить все остальные, описанные выше. Кроме того, из-за некорректной работы усилителя руля вибрации, как правило, ощущаются только во время стоянок с заведённым двигателем, тогда как в движении — пропадают или становятся почти незаметными.

Руль вибрирует при разгоне

Чтобы руль вибрировал только при разгоне автомобиля, а в остальных режимах дефект пропадал бы, такое бывает не очень часто. Тем не менее, можно привести аж целых пять причин, из-за которых такое возможно. В том числе, к ним относятся:

  1. Разбалансированные колёса.
  2. Ослабленные или отсутствующие болты крепления колёс.
  3. Изношенная рулевая рейка.
  4. Изношенные рулевые наконечники.
  5. Изношенные ступичные подшипники.

Остановимся на каждом пункте немного подробнее.

Разбалансированные колёса

Чаще всего из-за не сбалансированных колёс вибрации на руле ощущаются при разгоне автомобиля

Этот дефект относится к тем редким случаям, когда вибрации на рулевом колесе ощущаются только в каком-либо одном режиме. В данном случае, это распространяется на разгон автомобиля. То есть, если проблема проявляет себя исключительно (или более интенсивно) во время ускорения, а в остальных режимах стихает или пропадает, в первую очередь, внимание надо обратить на балансировку колёс.

Для тех, кто ещё не в курсе, что это такое, вкратце рассмотрим этот важный момент. Разбалансированными следует считать колёса, вес которых неравномерно распределён по их окружности. То есть, с одной стороны колесо тяжелее, а с другой — легче. При этом, неважно, на сколько. Даже несколько несчастных грамм играют роль. Они приводят к дисбалансу колёс, и в действие вступает центробежная сила, из-за которой и наблюдаются вибрации при разгоне автомобиля.

Если есть подозрение, что это ваш случай, не спешите ехать на СТО. Очень часто разбалансировка колёс происходит из-за их загрязнения. Во-первых, в хорошей свежей резине могут неравномерно набиться мелкие камушки. Во-вторых, на дисках, особенно с внутренней стороны, налипает грязь, снег и лёд. Всё это очень сильно может нарушить весовой баланс колёс и, как следствие, стать основной причиной вибрации руля.

Диски идеально чистые, а в протекторах нету камушков? Возможно, колёса давно не проходили балансировку. Такое часто встречается, когда автомобиль приобретается на вторичном рынке. Кроме того, сервисы по балансированию колёс долго не посещают владельцы так называемой всесезонной резины. Ходит она (при бережной эксплуатации, конечно) по несколько лет. А балансировать колёса повторно нужно не реже, чем два раза в год. Шины изнашиваются, часто неравномерно, а диски деформируются. В итоге баланс нарушается гораздо раньше, чем многие думают.

Болты или гайки крепления колёс

Отсутствующие, неподходящие, плохо затянутые гайки и болты — могут провоцировать не только вибрации, но и серьёзное ДТП

Такая причина нередко встречается у начинающих автолюбителей или у невнимательных опытных. Картина выглядит следующим образом. Пробили колесо. Отремонтировали на сервисе или своими руками. Затем установили и затянули болты или гайки, пока машина на домкрате. А когда последний убран, дополнительная силовая затяжка не выполняется. Не знали. Забыли. Кто-то или что-то отвлекло. В результате колесо остаётся не закреплённым, как положено…

Стоит ли говорить, что картина эта может закончиться не только вибрациями на руле, а и кое-чем куда более печальным. Несмотря на то, что причина кажется детской и наивной, встречается она не так уж редко. Подтверждений тому в Интернете полно. Многие и в жизни видели, как колесо покидает автомобиль на полном ходу, дополнительно принося неприятности третьим лицам. К сожалению, недотягивают колёса и специалисты на СТО.

Одно хорошо — подтвердить или исключить эту возможную причину вибрации рулевого колеса проще простого. Нужен только штатный ключ, который просто обязан быть в багажнике любого автомобиля. Главное вовремя успеть обратить на это внимание. Не ленитесь перепроверять момент затяжки болтов или гаек и после специалистов. Они тоже люди, а значит могут забывать и отвлекаться.

Рулевая рейка

При износе рулевой рейки вибрации могут наблюдаться не только во время разгона

При износе рейки руль вибрирует далеко не всегда только во время ускорения автомобиля. Тем не менее, именно в этом режиме езды данный дефект даёт о себе знать чаще всего. Выявить такую причину весьма непросто своими силами, так как на многих автомобилях даже добраться до указанной детали — целая проблема. Однако не стоит забывать о методе исключения. То есть, когда вы отбросите все остальные возможные варианты, подозрение на рулевую рейку упадёт само собой.

Дополнительно не лишним будет отметить, что ремонт или замену этой детали рулевого управления не следует откладывать до лучших времён или в долгий ящик. Раздолбанная рулевая рейка может стать причиной ДТП или потянуть за собой другие узлы механизма управления и ходовой части.

Рулевые наконечники

Когда изнашиваются рулевые наконечники, вибрации и биения руля присутствуют при разгоне, маневрировании и на плохой дороге

Износ рулевых наконечников относится к наиболее часто возникающим причинам вибрации руля при разгоне автомобиля. Стоит сразу же сказать, что проявляют они себя не только во время ускорения. Разболтанные наконечники приводят к биениям и виляниям на поворотах и на плохих дорогах. Также из-за них увеличивается люфт на руле, что сразу ощущается руками опытного водителя.

В двух словах рассмотрим, как проверить рулевые наконечники на предмет износа. Собственно, без помощи СТО сделать это можно двумя способами:

  1. Вращение рулевого колеса. Для этой проверки нужен помощник. Один вращает в салоне руль, а второй, находясь мод машиной (в смотровой яме, на эстакаде или подъёмнике), смотрит за тем, как ведут себя наконечники. Разболтанные видно сразу.
  2. Для этого способа помощник не нужен. Чтобы проверить рулевые наконечники, нужно попытаться подвигать рулевые тяги, которыми те соединяются с рейкой. Кроме того, что этот метод позволяет увидеть разболтанные наконечники, в процессе проверки, возможно, проявят себя с нехорошей стороны и сами тяги.

Если износ был выявлен, то есть два варианта. Первый — заменить детали на новые. Операция эта не очень сложная, и может быть легко выполнена, даже если вы начинающий автолюбитель. Второй вариант — найти специалистов, которые занимаются восстановлением рулевых наконечников. Это обойдётся дешевле. Кроме того, учитывая качество продаваемых сегодня запчастей, восстановленные детали с большой долей вероятности проходят впоследствии дольше, чем новые.

Ступичные подшипники

Так выглядит развалившийся ступичный подшипник

Вибрации или, скорее, виляния рулевого колеса при износе ступичных подшипников чаще проявляется тоже во время ускорения автомобиля. Подтверждается диагноз при маневрировании. Когда ресурс ступичных подшипников исчерпывается, но не выходит полностью, машина начинает вести себя так, как будто колёса у неё сделаны из желе. Дополнительными симптомами может быть гул, свист или скрежет во время движения.

Как проверить ступичные подшипники? Для этого нужно по очереди вывесить на домкрате все колёса, попутно пошатав их руками. Последнее лучше делать не снаружи, а снизу, находясь в смотровой яме. Так можно будет дополнительно проверить не только подшипники, но и рулевые наконечники. Как правило, первые показывают себя с нехорошей стороны, если колесо пошатать, взявшись за него снизу или сверху. Наконечники начинают болтаться, если шатать колесо, взяв его за боковые стороны.

Вариант выхода из этой ситуации, собственно, только один. Ступичные подшипники, исчерпавшие свой ресурс, нельзя ни восстановить, ни как-то подтянуть или ещё что-нибудь сделать. В данном случае — только замена. К сожалению, процедура эта не из простых. Нужны и определённые инструменты, и опыт. Тем не менее, поменять ступичные подшипники, что называется, своими руками, возможно и без СТО.

Движение со скоростью до 50 км/ч

Среди двадцати представленных выше возможных причин вибрации и биения руля есть две, которые зачастую проявляются только в этом режиме. Размеренная езда по ровной дороге с небольшой или средней скоростью. К причинам этим относится:

  1. Деформация колёсных дисков.
  2. Неотрегулированное схождение.

Обе заслуживают отдельного внимания.

Деформированные диски колёс

Колёсный диск может быть согнут не только снаружи

Чтобы столкнуться с вибрациями руля из-за деформированных дисков, у нас есть все условия. А именно — наши распрекрасные дороги, с ямами в колено. Также диски часто гнутся при неудачных заездах на бордюры, корни деревьев в лесу и так далее. Лежачие полицейские, преодолеваемые безграмотно, тоже могут согнуть какие-угодно диски.

Как вычислить эту причину? Первое, что можно сделать, это осмотреть колёса визуально. Причём, не только с видимой стороны, а и с внутренней. Также неровные диски можно рассмотреть, если вывесить поочерёдно все колёса и прокрутить их рукой. Наблюдая в процессе за ободом, заметно деформировавшиеся участки должно быть видно без каких-либо приспособлений.

Решение проблемы тоже довольно простое. Выровнять диски можно в соответствующем сервисе. Называется услуга — прокатка. Стоит сравнительно недорого и, в принципе, её полезно выполнять не реже, чем раз в год. Особенно, если вы проживаете в регионе, где хорошие дороги только по телевизору показывают. Своими руками тут, вряд ли, что-то можно сделать. Хотя есть и такие, кто небезуспешно ровняли диски при помощи известного ударного инструмента. Тем не менее, так лучше не делать.

Неотрегулированное схождение колёс

Особенно коварна ситуация, когда колёса

О регулировке развала и схождения колёс знают, наверняка, даже самые начинающие автолюбители. Процедура эта должна делаться:

  • после смены зимней резины на летнюю и наоборот;
  • раз в год, если резина всесезонная и, соответственно, не меняется несколько лет;
  • после замены колёсных дисков, например, когда штампованные меняются на литые или кованые;
  • после пробега 10 000 км;
  • после любого ремонта подвески или рулевого управления.

Все эти пункты взаимозаменяемые и самодостаточные, то есть, работают по принципу — что первое наступит. Также регулировки необходимо повторять, если появились ощущения, что они сбились. Понять это в некоторых случаях можно и без специального оборудования. Во-первых, «смотрящие» в разные стороны колёса видно, если посмотреть на автомобиль спереди или сзади. Во-вторых, неправильное схождение ощущается на руле не только в виде вибраций. Его ещё и в сторону постоянно тянет на абсолютно ровной дороге.

Биение руля на скорости свыше 90 км/ч

Плавно переходим к причинам, от которых уже попахивает опасностью. Так, биение руля на скорости и причины его проявления — могут закончиться не только дискомфортом, но и серьёзной аварией. Поэтому в таких случаях первое, что нужно предпринять, так это прекратить эксплуатировать автомобиль. А уже потом искать причину среди рассмотренных здесь.

Не исключая уже рассмотренные варианты, обратите внимание ещё на два момента:

  1. Шишки.
  2. Разброс давления в шинах.

Здесь, вроде бы, всё и так понятно. Поэтому — буквально в двух словах по каждому пункту.

Шишки

Шишки бывают разные — .

Шишки или грыжи появляются на шинах из-за того, что внутри резины лопается усиливающий каркас — корд. В результате на ослабившемся участке вылезает бугорок, который со временем под нагрузками разрастается. Сначала этот дефект приводит к дисбалансу колеса, что и становится причиной биения в руль. Если своевременно такую шину не заменить, что рано или поздно она в этом месте лопнет. Как правило, случается подобное как раз-таки на приличной скорости, когда резина испытывает самые большие нагрузки. Стоит ли говорить, что автомобилем на трёх колёсах управлять невозможно, от слова совсем.

Разброс давления в шинах

Вибрации могут присутствовать при разном давлении в колёсах на одной оси

Несмотря на кажущуюся простоту этой причины, встречается она намного чаще других. Многие не следят, как положено, за давлением в шинах. Со временем разброс нарастает, так как почти всегда какое-то одно колесо спускает быстрее других. Кроме того, давление в одной из шин может существенно уменьшится в пути при наезде на серьёзную неровность. Опять же, не стоит забывать о саморезах, невесть откуда в избытке взявшихся на дорогах. Когда они попадают в резину, колесо может не спустить полностью, но давление в нём обязательно понизится.

Результат всего этого один — биение в руль на высокой скорости. Решается проблема тоже однообразно и просто. Во-первых, при появлении вибрации нужно тут же остановиться, и выяснить причину. Во-вторых, за давлением в шинах необходимо следить перед каждым выездом, как это положено, а не тогда, когда спущенное колесо видно за километр.

Вибрация при поворотах

В тех случаях, когда идёт вибрация при повороте руля, грешить стоит начинать на износ следующих деталей:

  1. ШРУС, если машина переднеприводная.
  2. Подшипники рулевого редуктора.
  3. Кардан рулевой стойки.
  4. Втулки стабилизатора поперечной устойчивости.

Традиционно по каждому пункту прогуляемся отдельно.

Износ ШРУС

Шарниры равных угловых скоростей через колёса связаны с рулевым управлением (на переднеприводном автомобиле, разумеется)

Подчеркнём для начала, что эта причина распространяется только на автомобили с приводом на передние колёса. При значительном износе шарниров равных угловых скоростей биение руля наблюдается как раз-таки во время поворотов и других манёвров независимо от скоростного режима. Определить дефект проще простого. Для этого нужно выполнить разворот на минимальной скорости при полностью вывернутом рулевом колесе. Как правило, если хоть один ШРУС отжил своё, в таком режиме он издаёт противный хруст.

Ремонту данный узел обычно не подлежит. Только замена.

Износ подшипников рулевого редуктора

В рулевом редукторе чаще всего

Данный узел служит для передачи и преобразования вращательного момента от рулевого вала к рейке. Когда в нём изнашиваются подшипники, на руле наблюдается заметное биение, которое особенно резво проявляется во время маневрирования. На ямах и ухабах оно, к слову, тоже может проскакивать. Страдают эти подшипники из-за плохих дорог, либо по причине неаккуратной эксплуатации автомобиля. У некоторых моделей, как отмечают сами автолюбители, данный узел является слабым местом, а потому беспокоит очень часто.

Износ кардана рулевой стойки

Из-за кардана вибрации и биения в руль чаще ощущаются на неровностях

Эта деталь присутствует не на всех автомобилях, но на большинстве, всё же, есть. Предназначен кардан для передачи крутящего момента от рулевого колеса к редуктору или непосредственно на рейку, если механизм без усилителя. Установлен на втулках, которые имеют свойство разбиваться или лопаться. Соответственно, появляется биение в руль, которое особенно ощущается на поворотах при сравнительно невысоких скоростях. На ямах и ухабах можно также слышать характерный хруст.

Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости

Износ втулок приводит к вибрациям руля во время маневрирования

Стабилизатор поперечной устойчивости предназначен для того, чтобы во время резких манёвров машина не кренилась. В большинстве случаев эта простейшая по своей конструкции деталь крепится на четырёх резиновых втулках. Когда ресурс последних исчерпывается, возникает ряд проблем, в числе которых вибрация при повороте руля. На неровном дорожном покрытии эффект, как правило, усиливается.

Биение руля при торможении

Сначала стоит отметить, что при торможении биение руля может наблюдаться по некоторым из тех причин, которые были рассмотрены выше. Однако есть две, из-за которых неприятные ощущения проявляются только во время торможения:

  1. Деформация тормозных дисков.
  2. Неравномерная выработка тормозных колодок или дисков.

Рассказывать по этим пунктам особо нечего, потому здесь коротко.

Деформированные тормозные диски

Деформацию и неравномерный износ лучше рассматривать с такого ракурса

Биение наблюдается по той причине, что колодки при нажатии на педаль тормоза прижимаются и скользят по неровной поверхности. Абсолютно то же самое происходит и с деформированными барабанами. Определяется проблема без специалистов довольно легко. Для этого нужно вывесить колеса на домкрате, снять их, и внимательно осмотреть со всех сторон детали тормозной системы. Как правило, достаточные для возникновения вибраций при торможении деформации видны невооружённым глазом.

Неравномерная выработка тормозных дисков

Как и в предыдущем случае, причина работает аналогично. Тормозные колодки во время торможения не скользят по дискам, а буквально скачут. Отсюда биение на рулевом колесе. Кроме того, оба дефекта проявляются в виде вибраций не только на руле, но и на самой педали тормоза.

Плохая дорога

Наверняка все и так знают, что такое плохие дороги

Под конец остаётся рассмотреть последнюю возможную причину биения руля, которая всегда проявляет себя исключительно на плохих дорогах. Опять же, в таких условиях возможны и другие причины, описанные в этой статье. Но они дают о себе знать и в других режимах движения, тогда как оставшаяся — только на неровностях.

Шаровые опоры

Из-за шаровых опор биение и вибрация в руль передаётся во время прямолинейного движения

На шаровых опорах условно опираются и имеют возможность поворачиваться передние колёса автомобиля. Конструктивно — крайне простая деталь. Изнашивается там же, где впоследствии проявляет себя в виде вибраций на руле, а именно — на плохих дорогах. Проверить шаровую немного сложнее, чем рулевые наконечники (это всё рядом находится, и проверяется обычно вместе), но, тем не менее, возможно.

В случае выявления износа существует два выхода из ситуации. Они такие же, как и с рулевыми наконечниками. Первый выход — это замена. Второй — восстановление. Собственно говоря, на некоторых машинах шаровые опоры выполнены в совокупности с рычагами подвески, что делает замену деталей довольно накладным по деньгам мероприятием. Для таких случаев и придумали восстановление.

ВИДЕО: 7 причин вибрации и тряски автомобиля

Краткие итоги

По итогу получается, что во многих случаях причину биения руля или его вибрации вполне реально определить без помощи специалистов. Чтобы облегчить решение задачи, сначала попытайтесь выяснить, когда именно проявляется дефект. Далее, ориентируясь на представленную выше информацию, методом исключения вычислить проблему — дело техники. Даже если вы сами не собираетесь ничего чинить, знать об источнике вибраций, всё равно, будет полезно. Во-первых, вы быстрее озадачите специалиста на СТО, а во-вторых, не дадите ему навязать вам ремонт ещё не исчерпавших свой ресурс деталей.

Автор: Петренко Сергей Категория: Рулевое управление Доступны: Обновлено: 02 февраля 2024 Просмотров: 19007

Вибрации, биение на руле: в чем причины и как с ними справиться

Вибрации, биение на руле: в чем причины и как с ними справиться

Многие водители жалуются на вибрацию и биение в руле, но не все уделяют этой проблеме должное внимание. Однако, не приняв меры, эта небольшая проблема, может привести к серьезным последствиям, причем не только для транспортного средства, но и для тех, кто в нем едет. Разберемся подробнее, какие возможные причины тряски, биения руля и варианты устранения этих неисправностей.

Большинство водителей, когда чествуют тряску или вибрацию руля считают, что это может возникнуть только из-за того, что плохо выполнен развал-схождение. Однако, все не так просто, неправильная балансировка может быть одной из причин, их намного больше. Для начала разберемся, в каких ситуациях может ощущаться тряска и дрожь, это: они могут возникать, когда машина едет на разной скорости и при торможении, также оно иногда возникает, когда транспортное средство стоит и работает на холостых. Рассмотрим подробнее причины.

Причины тряски руля

Как уже писалось выше, причин биения руля масса, чаще всего это:

  • Поломка или выход из строй какого-либо элемента подвески.
  • Не полностью накаченные колеса.
  • Разбалансировка колес и неравномерный износ резины.
  • Бракованные диски.
  • Слабый или плохой крепеж колес.
  • Поломки в рулевой рейке.
  • Некачественная фиксация двигателя.
  • Неравномерная работа деталей тормозной системы и так далее.

Как видите, причин действительно намного больше, при этом мы перечислили далеко не все из них. Теперь раскроем каждую из них по-отдельности.

Дрожь на холостых оборотах

Иногда бывает так, что руль бьет и вибрирует, когда транспортное средство стоит, тогда необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

  • Возможно, произошел сбой в функциональности вакуумного усилителя руля. Если причина заключается в этом, то такой сбой может привести не только к вибрации и потере управляемости транспортного средства, но и ставит под угрозу ритмичность работы ДВС.
  • Причиной может быть попадание небольших предметов, таких как мусор, камни или осколки стекла под защиту силового агрегата. Достаточно проверить защиту и устранить посторонние предметы.

Ослабление крепления двигателя и износ шлицевого сегмента

Кроме того, причиной вибрации или биения руля на заведенном и стоящем на месте транспортном средстве может быть ослабление крепления мотора. Такой дефект часто проявляется у старых автомобилей. Чаще всего это происходит после некачественной фиксации ДВС при проведении процедуры планового обслуживания авто или ремонта. Достаточно проверить крепления, подтянуть их или заменить повреждённые детали крепления.

Износ штилевого сегмента на приводном валу или его поломка может быть также одной из причин вибрации. Причем при наборе скорости она будет увеличиваться. Эту поломку можно устранить заменой данной детали.

Тряска и дрожь при движении на различной скорости

Часто бывает так, что дрожь и тряска в руле проявляется только когда машина едет на скорости. Для начала надо понять на какой скорости возникает вибрация, для этого протестируйте транспортное средство на скоростях от 40 до 120 км/час. Как только заметите, что начинается тряска, то сможете узнать, с какой скорости она появляется. В ситуации, когда тряска и дрожь появляется в процессе движения транспортного средства на большой скорости (от 80 км/час), то причины вибрации на руле на скорости следующие:

  • Возможно, у вас повреждены диски или нарушена их геометрия (тогда увеличивая скорость бы будете чувствовать все большую тряску).
  • Убедитесь в том, хорошо ли затянуты болты, которыми колеса крепятся к дискам. На самом деле плохо затянутые болты являются одной из самых частых причин дрожи и тряски руля.
  • Проверьте состояние шаровых опор, часто износ данных элементов приводит к тряске руля.
  • Убедитесь в том, что на колесах нет больших кусков налипшей грязи или люда. На скорости это сильно влияет на балансировку колес, по итогу появляется тряска.

Причины дрожи на небольшой скорости

Есть отдельные причины дрожи и тряски руля на небольших скоростях (до 80 км/час). В первую очередь это: нарушение геометрии колесных дисков или поверхности шин, поломка ступичного подшипника или слабая накачка колес. Это основные причины, когда бьет руль на скорости.

Мы перечислили самые частые причины дрожи и тряски руля транспортного средства на скорости, теперь рассмотрим, почему возникает дрожь и тряска, когда водитель тормозит.

Дрожь в процессе торможения

Бывают ситуации, когда дрожь и тряска руля проявляется когда водитель начинает тормозить. Самой частой причиной такой неполадки является деформация тормозных дисков. Кроме того, могут износиться тормозные диски, а также они могут сильно перегреться. Когда колодки изнашиваются неравномерно, они бьют по тормозным дискам, вызывая тряску. Для устранения причины достаточно заменить изношенные детали.

Дрожь из-за плохо накаченных колес

Еще одной причиной может быть вибрация вследствие не полностью накаченных колес. Недостаточное давление в колесах приводит к неравномерному перераспределению момента и дополнительной вибрации самого колеса, что по итогу, передается на руль. Устранить данную причину можно просто накачав шины до необходимых показателей.

Дрожь на скорости из-за плохого баланса колес

Как мы писали выше, разбалансировка это одна из частых причин тряски руля, в такой ситуации кроме вибрации, резина колес под неравномерной нагрузкой теряет прочность, по итогу оно может лопнуть прямо на ходу. Основными параметрами неправильно выполненной балансировки является “жер” резины и вибрация. Поэтому, если вы выехали из сервиса и при наборе чувствуете вибрацию, то лучше ехать обратно, чтобы вам заново сделали развал-схождение. Повреждение подшипников также может быть одной из причин, чтобы устранить вибрацию, достаточно их заменить.

Тряска из-за неполадок подвески или рулевых тяг

Руль может дрожать и трястись из-за неполадок подвески или рулевых тяг, например:

  • Шарниры шаровых могут быть покрыты коррозией или износиться.
  • Износ рулевых пальцев.
  • Выход из строя втулок рулевой рейки.
  • Выход из строя подшипника ступицы.
  • Выход из строя шарниров скоростей и сайлен-блоков передних рычагов.

Важно отметить, что проверять подвеску и рулевые тяги на данные поломки следует только после проверки колес и дисков.

Как избавиться от дрожи и тряски руля

Как избавиться от дрожи и тряски в руле? Все зависит от причины, ряд методов мы описали выше, это:

  • Балансировка колес и очистка их от грязи.
  • Замена изношенных и вышедших из строя деталей подвески.
  • Подкачка шин и замена неравномерно изношенной резины.
  • Замена тормозных дисков и барабанов.
  • Рихтовка дисков на особом станке для предания их изначальных параметров.
  • Закрепляем плохо зафиксированный двигатель. Для этого берем ключи при помощи, которых он фиксируем ДВС в подкапотном пространстве.
  • Замена изношенных элементов системы рулевого управления.
  • Затяжка болтов колеса и так далее.

Некоторые процедуры, таких как подкачка колес, затяжка болтов, очистка колес от грязи могут быть выполнены самостоятельно. В остальных случаях, особенно когда требуется ремонт или замена отдельных элементов рекомендуем обратиться в сервис.

Почему руль вибрирует на скорости 100-120 километров? Причины биения руля

Биение руля

Как считает большое количество автомобилистов, вибрация машины или биение рулевого колеса связано лишь с причиной неправильной балансировки колес. Это не совсем так, однако разбалансировка колес является одной из основных признаков возникновения вибрации или биения рулевого колеса об руки водителя. Данная проблема может свидетельствовать о множестве других неисправностей, включая повреждение тормозных дисков, неполадку подвески и др. Поэтому очень важно вовремя обнаружить вибрацию руля и вовремя поставить диагноз.

Биение руля на скорости – не просто одна из основных и распространенных недостатков в работе авто, но и одна из наиболее часто встречаемых. Этот недочет в работе машины обнаружить сразу достаточно сложно. Проблема подкрадывается незаметно и застает водителя врасплох тогда, когда руль начинает бить очень резко и автовладелец замечает, что данный факт сказывается на работоспособности всего авто в целом. Привыкая к такому поведению рулевого колеса водитель, зачастую, не спешит в сервисный центр для устранения неполадки.

Чтобы узнать, почему возникает вибрация на руле при торможении и на скорости, стоит протестировать свою машину на трассе при 40, 60, 70, 80, 90, 100, 120 км/час и замерев, понять, в какой момент начинается неполноценная работа руля и дребезжание всей машины. Также прислушайтесь, снижая обороты, вибрация руля на малой скорости начнет уменьшаться, и это позволит точно определить с какого момента она возникает.

Причины вибрации руля при движении

Вибрация при движении

Каждому стоит знать, почему возникает биение руля при движении для правильно решения этой проблемы:

  1. Разбалансировка колес из-за большого количества грязи или налипшего снега;
  2. Вибрация руля на скорости 100, 120 км/час при разбалансировке колес;
  3. Некачественные диски (с браком);
  4. Неполностью накаченные колеса;
  5. Некачественный крепеж колес;
  6. Неполадки в работе подвески;
  7. Биение при холостых;
  8. Вибрация на руле во время торможения.

Вибрация руля на скорости из-за разбалансировки колес

Биение руля из-за грязных колес

Часто встречаемая причина данной проблемы — скапливание на шинах большого количества земли или снега. Этот недостаток появляется, зачастую, на некоторое время. Как показывает практика, вибрация на руле на скорости 100 км/час пропадает, однако может вернуться через несколько минут. Узнать причину биения руля на скорости 100, 120 км/час при наличии литых дисков просто. Если же у Вас они стальные – это сделать будет водителю не так просто, потому что вентиляционные отверстия здесь маленькие. Комки земли часто собираются внутри диска и их не видно невооруженным глазом.

Для того чтобы использовать при уходя за автомобилем только лучшие расходники, рекомендуем ознакомиться с рейтингом моторных масел.

Биение руля на скорости 100, 120 км/час при разбалансировке колес

Биение руля, разбалансировка колес

Всем известно, что покрышки и диски ни на одном из автомобилей, будь то ВАЗ 2110, ВАЗ 2109, Ауди, Рено, Форд или любой другой, не будут идеальными относительно ровности и своего состава. Кроме того, вес колес в разных частях неодинаковый и когда автомобиль начнет двигаться, место, которое имеет большую массу, станет тянуть на себя цент колеса, что и будет являться центробежной силой.

С ростом скорости движения авто возрастает и усилие, передаваемое через цепочку тяг, что в конечном итоге приводит к вибрации. Именно поэтому за состоянием колес своей машины нужно следить внимательно и планомерно их проверять. Здесь важно достичь равновесия – одинаковая масса колес в разных местах. Это возможно за счет добавления определенных грузиков, прикрепляемых на диски. Также может возникать и биение руля на малой скорости.

Биение руля при движении, из-за поврежденных или некачественных дисков

Поврежденные колесные диски

Как у ВАЗ 2110, так и других авто, вибрация руля на скорости может возникнуть из-за того, что колеса искривлены. Данный факт заметит любой специалист в шиномонтаже. Кроме вмятин на колесе могут быть и заводские искривления. Если Ваши покрышки уже служат Вам несколько лет, они достаточно старые – это может негативно сказаться на полноценной работе руля. Среди распространенных признаков деформации покрышек выделяют:

  • плохое, изношенное состояние корда;
  • выбоины в покрышках из-за того, что Вы ранее попадали в ямы на скорости;
  • некачественное производство, которое может проявляться по-разному.

При «шишках» на покрышках водитель будет чувствовать, как неполноценную работу рулевого колеса, так и дребезжание всего автомобиля. При наборе скорости Вы будете чувствовать лишь то, что вибрирует руль при движении. Однако при достижении 90-120 км/час услышите и некорректную работу всего авто.

Вибрация руля при движении из-за не полностью накаченных колес

vibracia-koles

Если вибрирует руль на скорости, среди признаков возникновения рассматриваемой проблемы можно выделить также неправильное давление в шинах, а вернее – недостаточное. Это простая и одновременно сложная неполадка, которую можно легко и просто решить в любом специализированном центре по обслуживанию авто.

Читайте также:

Биение руля на скорости 100-120 км\час из-за некачественного крепежа колес

Если у Вас гайки на колесах закреплены недостаточно прочно и надежно – это также является причиной вибрации руля на скорости и всей машины. Ненадежно закрепленные гайки – одна из самых простых и легко диагностируемых проблем, однако и самая опасная. Если вовремя не обратить внимание на некорректную работу колес и в процессе езды оно у Вас отлетит от авто – аварии не избежать, что плачевно закончится не только для Вас, но и для других людей.

Ремонт машины в случае «утери» колеса может обойтись в немаленькую сумму денег, если вовремя не диагностировать проблему. В таком случае возможно потребуется замена тормозного диска, ступицы или прочих комплектующих. Чтобы быть уверенным в своей машине, лучше закрепите более надежно гайки и болты на колесах или доверить дело профессионалам на ТО.

Не стоит забывать и про другие важные части автомобиля, в частности рекомендуем ознакомиться со статьей посвященной проверке заряда аккумулятора.

Как неполадки в работе подвески могут стать причиной вибрации руля при движении

Подвеска автомобиля

При изношенной подвеске ее функционирование будет сказываться на полноценной работе авто и его контактировании с дорогой. Когда будет появляться люфт, возникнет такой же дисбаланс при вращении руля, как и при недостаточно накаченных шинах машины. Однако люфт не может непрямую стать причиной данной проблемы, он будет лишь выступить катализатором.

Биение руля на малой скорости и при холостых оборотах

Также сложность с возникновением вибрации руля при повороте вправо, влево может быть вызвана недостаточно надежным креплением двигателя внутреннего сгорания к корпусу автомобиля. Это приводит к таким последствиям, как:

  • большой отдаче от руля при холостом ходе;
  • вибрации рулевого колеса при полной остановке авто;
  • отклонения в работе руля при старте машины;
  • при выжимании акселератора и увеличении оборотов.

Распознать причину такой вибрации в рулевом колесе очень просто: возникает высокочастотное биение, вибрации полностью зависит от количества оборотов мотора. Следовательно, при увеличении оборотов с помощью педали газа, вибрация становится чаще. Проблема может возникнуть и при некорректной работе приводного вала. Однако это случается редко.

Вибрация на руле при торможении на скорости

tormoznoi_disk

Обратите внимание, в какой момент возникает биение руля. Если этот процесс начинается во время торможения автомобиля, то возникает большая вероятность того, что проблема скрывается в тормозных барабанах или дисках. Это говорит о том, что детали деформированы и их рабочая поверхность стала неровной.

Составные части тормозной системы автомобиля могут быть деформированы по следующим причинам:

  • из-за слишком длительной работы и большом износе;
  • при перегреве, когда водитель сильно резко выжимает педаль тормоза;
  • охлаждении.

С учетом данных проблем тормозные диски превращаются в волнистые, а на барабанах меняется форма из круглой в овальную. Однако последние сложнее деформировать вышеперечисленными способами. При возникновении деформации деталей вибрация ощущается водителем только при легком или резком торможении, в то время, когда колодки начинают выполнять поставленную перед ними задачу. В результате этого процесса вибрации подвергается вся тормозная система машины.

Избавиться от проблемы можно лишь купив новые диски или барабаны на свой автомобиль. Во избежание вибрации руля на скорости или при торможении проводите плановый технический осмотр машины и прислушивайтесь к работе “штурвала” в процессе движения автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *