Тормозные колодки где находятся в автомобиле
Перейти к содержимому

Тормозные колодки где находятся в автомобиле

  • автор:

Тормозные колодки: конструкция, разновидности и признаки износа

Тормозные колодки

Пожалуй, все автолюбители знают о важности тормозной системы, но не многие задумываются о принципе ее работы. Говоря о работе тормозов, все сразу вспоминают о колодках. Действительно, работая в тандеме с тормозным диском, колодки способствуют снижению кинетической энергии автомобиля, вызывая тем самым его замедление и остановку. Независимо от типа и строения, колодки всегда выполняют одну задачу – остановку вращения колес при помощи трения о диск или барабан. В связи с этим перед производителями колодок стоит главная задача – обеспечение качественного коэффициента трения между колодкой и диском (не зависимости от погодных условий и температуры воздуха). Крайне важным считается обеспечение надежного срабатывания системы в условиях высокой влажности, когда на трущейся поверхности колодки оказывается вода.

Виды тормозных колодок

Феродо тормозные колодки

Тормозные колодки на сегодняшний день представлены двумя основными типами – барабанными и дисковыми. Дисковая система представлена открытым вариантом прижимного типа, в то время как полукруглый барабан закрыт и более подвержен перегреву. Отличия состоят не только в типе конструкции, но и в эффективности торможения. Дисковые тормоза эффективнее, так как тормозная колодка прижимается к диску с гораздо большей силой, чем в барабане. Именно поэтому дисковые тормоза классически устанавливаются на передний мост, обеспечивая прямое или основное торможение, в то время как барабанные системы часто носят вспомогательный характер и устанавливаются на задний мост автомобиля. Открытые тормозные колодки дискового типа, берущие на себя основную нагрузку, изнашиваются в три раза быстрее, чем барабанные и, соответственно, – требуют частой замены. Гоночные автомобили требуют экстремальной эффективности тормозной системы, поэтому в этом случае дисковые системы устанавливаются как на передний, так и на задний мост.

Конструкция тормозных колодок и материал изготовления

колодки тормозные

Современная тормозная колодка имеет многослойную структуру, в которой каждый слой отвечает за конкретную функцию. Производители стараются выпускать такие колодки, которые будут не только обеспечивать качественное торможение, но и осуществлять это с долей комфорта для водителя и пассажиров. Именно поэтому в конструкции колодки появились слои, способствующие снижению шума. Классическая структура колодки предусматривает наличие нескольких слоев, включая фрикционный, шумопоглощающий и адгезивный. Рабочие слои колодки располагаются на несущей пластине. Основной функциональной частью, несущей на себе всю нагрузку, является фрикционный слой. Этот слой самый толстый и покрыт сверху небольшой прослойкой специального притирочного материала, обеспечивающего притирку колодки к поверхности диска после установки. Благодаря этому достигается большая площадь соприкосновения тормозной колодки с диском. Большинство производителей держат технологию изготовления и состав фрикционного слоя в секрете, так как от него напрямую зависят рабочие параметры колодки и эффективность торможения. В зависимости от преобладающего вещества в составе фрикционного слоя колодки представлены органическими, металлосодержащими и керамическими вариантами.

Органические тормозные колодки

Это самый распространенный вид колодок, имеющий в составе фрикционного слоя углеродную основу, чаще всего представленную графитом. Для достижения хорошего сцепления графит смешивают с рядом вспомогательных компонентов в виде бронзы, кевлара, стекловолокна, резины и ряда полимерных веществ. Отличительной особенностью колодок органического типа является их значительный износ и чувствительность к влаге.

Металлосодержащие колодки

Фрикционный слой таких колодок содержит в своем составе до 80% металлических компонентов. Такие колодки характеризуются высочайшей скоростью проведения тепла, а трение в них максимальное. Торможение достигается быстро, колодки не боятся высоких температур, но сильно вырабатывают тормозной диск.

Керамические тормозные колодки

Этот тип колодок является промежуточным вариантом, сочетающим в себе стойкость к износу, отличную теплопроводность и превосходные свойства сцепления с диском. Так как эти колодки «щадят» тормозной диск и не боятся экстремальных нагрузок и высоких температур, они нашли широкое применение в спортивных и гоночных автомобилях. Главным недостатком керамических колодок является их высокая стоимость.

Что такое стандарт ECE R90?

Эту маркировку часто можно увидеть на качественных колодках известных брендов. Это важный момент, свидетельствующий о том, что данная продукция изготовлена с использованием сертифицированных материалов и технологий и отвечает необходимым европейским стандартам качества. Следует учитывать, что дешевые китайские аналоги не имеют такой маркировки и, соответственно, могут подвести водителя в ответственный момент! Именно наличие надписи ECE R90 на самой колодке является знаком качества.

Признаки износа колодок и частые неполадки

Каждая марка и тип тормозных колодок имеют свои характеристики и периодичность замены. В зависимости от наличия шумопоглощающего и адгезивного слоя и исходной толщины фрикционной прослойки показатель критического износа, при котором требуется замена, колеблется в пределах 1-3 мм. Специалисты советуют заменить колодки еще до критического истирания, так как при очередном нажатии они могут просто раскрошиться на кусочки. Кроме того, следует следить за степенью износа тормозных дисков. При сильном износе диска катастрофы не произойдет, но тормозной путь может существенно увеличиться. Признаком того, что колодки изношены и требуют замены, может стать появление скрипа и писка во время торможения. Дело в том, что датчик, называемый автомобилистами «пискуном», представляет собой тонкий слой металла во фрикционном слое и активируется при сильном износе от контакта с диском. Другими причинами скрипа и свиста во время торможения могут стать попадание влаги на колодку, заклинивание суппорта и изначально плохое качество колодки. Никогда не следует забывать, что тормозные колодки – главный элемент тормозной системы автомобиля, их важность огромна. Даже если нет времени на проверку и заботу о других системах авто, в случае с тормозной системой его нужно найти любой ценой. Выбирая тормозные колодки, следует руководствоваться параметрами, рекомендованными автопроизводителем, и слушать советы специалистов автосервиса. Не нужно ставить дорогую керамику на обычный автомобиль или экономить, устанавливая на мощное транспортное средство дешевые китайские колодки.

Где приобрести тормозные колодки оптом
  • +7 (9871) 661-616 (Viber, WhatsApp)
  • +7 (9608) 343-344

или отправить заявку на сайте

Тормозные колодки — виды, конструкции, стандарты

1. Предназначение и принцип работы тормозных колодок.
2. Виды тормозных колодок.
3. Барабанные тормозные колодки.

  • Типы барабанных механизмов.
  • Чем же плохи барабанные тормоза?
  • Какие же достоинства имеют барабанные тормоза?

4. Дисковые тормозные колодки.

  • Виды дисковых тормозных механизмов.
  • Виды дисковых тормозных колодок.
  • Стандарт ECE R90.

5. Когда следует менять тормозные колодки?
6. Популярные производители тормозных колодок.

Безопасность водителя и пассажиров на дороге зависит не только от стажа и опыта вождения самого водителя, но и от исправности многих узлов автомобиля в том числе и тормозной системы. В этой статье мы расскажем о такой детали тормозной системы, как тормозные колодки и рассмотрим различные виды, конструкции и механизмы этой системы.

1. Предназначение и принцип работы тормозных колодок.

Современные виды транспортных средств уже давно и неизменно используют одинаковые тормозные системы, в основу которых заложена сила трения. В зависимости от того, какой тормозной механизм установлен на авто, силу трения вызывают следующие детали — тормозные барабаны или диски и тормозные колодки. Торможение автомобиля осуществляется прижимом тормозной колодки к тормозному диску или барабану посредством гидравлического или пневматического привода.

Таким образом тормозные механизмы в момент контакта тормозного барабана или диска с тормозными колодками нагреваются, что происходит в следствии перехода одного вида энергии в другой — кинетическая энергия движущегося автомобиля преобразуется в тепловую энергию в месте контакта трущихся деталей. Этот процесс позволяет понизить скорость автомобиля либо же полностью остановить его.

Вода понижает коэффициент трения, поэтому в условиях высокой влажности тормозные колодки в паре с тормозными дисками и барабанами могут работать менее эффективно.

2. Виды тормозных колодок.

Сегодня существует два вида тормозных колодок:

  • Барабанные тормозные колодки, для барабанных тормозных механизмов;
  • Дисковые тормозные колодки, соответственно, для дисковых тормозных механизмов.

3. Барабанные тормозные колодки.

Барабанные тормозные колодки были изобретены Луи Рено ещё в 1902 году. Единственным отличием первых барабанных колодок от современных был тросовый привод, т.е. колодки были исключительно механическими и не имели автоматической регулировки. Недостатком такого принципа работы была постоянная проверка зазора между колодками и барабаном.

Развитие индустрии автомобилестроение никогда не стояло на месте и не прошло стороной и барабанные тормозные колодки. Таким образом современный барабанный тормозной механизм выглядит следующим образом (рис. 1):

Тормозные колодки - виды, конструкции, стандарты - Изображения 1

Барабанный вид тормозного механизма обладает довольно простым строением, и состоит из тормозных колодок, которые являются статическими, вокруг колодок есть тормозной барабан, который не вращается. В этом механизме используется сила трения элементов конструкции за счет прижима тормозных колодок к внутренней или внешней поверхности барабана цилиндрической формы. Практически всегда в барабанном тормозном механизме колодки размещены внутри тормозного барабана — такой тормозной механизм имеет название барабанный.

Типы барабанных механизмов.

Различают следующие типы барабанного тормоза:

  • Simplex – с одним разжимным устройством
  • Duplex – с индивидуальным приводом
  • Duo-Duplex – с двумя разжимными устройствами
  • Servo – с максимальным самоусилением
  • Duo-Servo – с самоусилением при любом направлении вращения барабана

Тормозные колодки - виды, конструкции, стандарты - Изображения 2

Эффект механического самоусиления – также одно из преимуществ барабанного тормоза. Этот эффект возникает по причине того, что нижние части тормозных колодок связаны между собой, и трение о тормозной барабан передней колодки усиливает прижим к барабану задней тормозной колодки.

Эффект самоусиления возникает, как правило, при движении автомобиля вперед. Но в конструкции Duo–Servo он возникает и при обратном вращении колеса (заднем ходе). В среднем, самоусиление позволяет увеличить тормозное усилие в 2–4 раза. В варианте Servo тормозное усилие может увеличиться в 6 раз.

Рассмотрим достоинства и недостатки барабанного тормозного механизма.

Чем же плохи барабанные тормоза?

Тормоза барабанной конструкции замедляют автомобиль хуже, чем дисковые. Причем разница внушительная и в тормозном пути достигает 20%. Чем выше скорости, тем сильнее отличия. Причин этому несколько:

  • Скольжение. Внутри барабана находятся продукты износа колодок — пыль с фрикционных накладок. Она попадает на поверхности трения и ухудшает сцепление.
  • Плохой контакт. Из-за большой площади колодки даже два поршня не могут прижать её равномерно к барабану. Как следствие — площадь контакта нестабильна, как и замедление.
  • Низкие предельные нагрузки. Колодки в барабанных тормозах работают ‘наружу’, поэтому слишком сильное давление в цилиндрах может попросту ‘порвать’ барабан. В дисковых тормозах колодки сжимают диск, и усилие на них может быть значительно большим.
  • Перегрев. Так как поверхности трения не обдуваются воздухом (в отличие от конструкции дисковых тормозов), то они намного хуже охлаждаются. Тут надо сказать, что температура барабанов во время экстренного торможения может достигать 500-600 градусов. В этих условиях барабан расширяется, расстояние до колодок увеличивается и педаль нужно продавливать сильнее. С перегревом барабанов пробовали бороться установкой дополнительных рёбер снаружи — они обдувались воздухом и ‘сливали’ часть тепла. Впрочем, эта конструкция всё равно не выдерживает никакой конкуренции с дисковыми тормозами.

Какие же достоинства имеют барабанные тормоза?

При всех своих недостатках у барабанных тормозов есть и неоспоримые достоинства:

  • Защищённость от грязи. Колодки тут работают в замкнутом пространстве, и грязь снаружи туда не проникает.
  • Высокое тормозное усилие. Выше мы говорили о том, что эффективность барабанных тормозов и предельное давление колодок у них ниже, чем у дисковых. Однако закрытая конструкция позволяет сделать площадь трения очень большой за счёт увеличение диаметра и ширины барабана. В силу этого тормозные барабаны очень долго были безальтернативными для больших грузовиков и автобусов.
  • Износостойкость колодок. Худшее сцепление колодок с барабаном делает своё дело: колодки изнашиваются медленнее, хоть и качество торможения от этого страдает.

Барабанные тормозные механизмы, давно проиграли эволюционную войну дисковым, но по сей день достаточно активно используются на недорогих и легких машинах.

4. Дисковые тормозные колодки.

Дисковые тормозные колодки являются частью дискового гидравлического тормоза, который в свою очередь является одной из разновидностей тормозных механизмов фрикционного типа. Их вращающаяся часть представлена тормозным диском, а неподвижная – суппортом с тормозными колодками. Несмотря на достаточно распространенное применение тормозов барабанного типа, дисковые тормоза все же приобрели наибольшую популярность.

Тормозные колодки - виды, конструкции, стандарты - Изображения 3

Рис. 2. Устройство дисковых тормозов.

Суппорт, представляет собой корпус из алюминиевого или чугунного сплава в виде скобы, который закреплен на поворотном кулаке. Такая конструкция позволяет суппорту перемещаться по направляющим в горизонтальной плоскости относительно тормозного диска (в случае механизма с плавающей скобой). Поршни размещены в корпусе суппорта и при торможении прижимают тормозные колодки к диску.

Рабочий тормозной цилиндр находится в корпусе суппорта, внутри также расположен поршень с уплотнительной манжетой. На корпусе установлен штуцер, который удаляет скопившийся воздух при прокачке тормозов.

Тормозные дисковые колодки — это металлические пластины, на которых прикреплены фрикционные накладки, монтируются в корпус суппорта по обеим сторонам тормозного диска.

На ступицу колеса, при помощи колёсных болтов, крепится вращающийся тормозной диск.

Виды дисковых тормозных механизмов.

Существует два вида дисковых тормозных механизмов, такие как:

  • механизмы с фиксированной скобой;
    В таких механизмах (рис. 3-а) скоба жестко крепится к поворотной цапфе, а усилие прижатия создают гидроцилиндры, расположенные по обе стороны тормозного диска. Достоинство подобного механизма — высокая жесткость, однако он весьма чувствителен к перегреву.
  • механизмы с плавающей скобой.
    Механизмы такого вида (рис. 3-5) позволяют скобе перемещаться перпендикулярно плоскости диска, цилиндр расположен с одной стороны диска. При воздействии поршня на колодку реактивная сила сдвигает скобу в противоположном направлении, при этом вторая колодка прижимается к диску.

Виды дисковых тормозных колодок.

Дисковые тормозные колодки делятся на 4 вида, в зависимости от составляющих, которые входят в состав фрикционного материала (слой, который непосредственно прижимается к тормозному диску в момент торможения, рис. 5. – фрикционный материал):

Тормозные колодки - виды, конструкции, стандарты - Изображения 4

Рис. 5. Конструкция дисковых тормозных колодок.
  • Низкометаллические (lower metallic).
    Фрикционный материал такого вида содержит в себе 10%-30% металла (меди или стали). Основные компоненты такого состава – это органические материалы. Такой вид колодок создаёт больше шума и выделяет много угольной пыли в рабочем процессе, торможении.
  • Полуметаллические (semi metallic).
    Композит такого фрикционного материала состоит из 30%-60% метала (меди или стали) и графита. Данный композит дополнен другими неорганическими материалами и связующими веществами. Такая фрикционная масса может издавать больше шума во время торможения, является более долговечной, но это, в свою очередь, влияет на уменьшение срока жизни тормозного диска.
  • Керамические (ceramic).
    Фрикционный слой такого вида тормозных колодок состоит из керамических волокон и цветных металлов. Такой композит служит дольше, не увеличивает износ и работает тише. К недостатку таких колодок можно отнести сравнительно дорогую цену.
  • Органические, или безасбестовые (organic, non-asbestos).
    Для создания такого вида тормозных колодок используют такие компоненты, как: кевларовые волокна, смолы, резину, углерод и стекло. Композит органических колодок обеспечивает мягкое и плавное торможение, он менее шумен и слабо влияет на износ тормозного диска. Но и недостатки у такого вида колодок также присутствуют – они быстро стираются и выделяют много пыли, пачкая весь тормозной механизм.

Также тормозные колодки классифицирует по наличию датчиков износа:

1. Без датчиков износа и без механических сигнализатором износа (скрипунов).
2. С механическими сигнализаторами износа (скрипунами).
3. С датчиками износа:

  • С предустановленными датчиками.
  • С посадочными местами для установки имеющихся датчиков.
  • Со встроенными датчиками.

Стандарт ECE R90

ECE R90 – это стандарт для тормозных колодок, который был разработан в Европе, 1999 году. В зависимости от производителя колодки могут быть маркированы как R-90 так и 90К (рис. 6).

Тормозные колодки - виды, конструкции, стандарты - Изображения 5

Рис. 6. Стандарт ECE R90 – маркировка.

Что же это за стандарт и почему он так важен?

Стандарт ECE R90 представляет собой норму европейского законодательства. Согласно требованиям документа, все тормозные колодки, выпущенные на территории Европы, должны соответствовать стандарту R90. Назначение данной нормы, заключается в сравнивании характеристик продукции так называемого неоригинального производства с основными эксплуатационными показателями оригинала.

Проведение же самого теста подразумевает принятие мер по холодному и горячему тестированию колодок. С потребительской точки зрения, одобрение качества тормозных колодок по стандарту R90 означает, что продукт соответствует оригинальному изделию, либо превышает его по тем или иным свойствам.

Маркировка о соответствии наносится на упаковку и на тыльную сторону тормозных колодок. Перед знаком соответствия (90R) указывается страна, где была произведена сертификация. Например, E1 – Германия, E3 – Италия, E11 – Великобритания.

Таким образом, маркировку R90 можно считать своеобразным показателем достойного качества продукции.

5. Когда следует менять тормозные колодки?

При уменьшении толщины фрикционной накладки тормозной колодки менее 5мм скорость износа оставшегося фрикционного материала существенно возрастает, так как перегрев колодки возникает значительно быстрее, что увеличивает скорость стирания накладки. При толщине фрикционного материала 4 мм и менее необходимо производить замену колодок для дисковых тормозов.

Замену барабанных колодок следует производить при толщине фрикционной накладки 2 мм и менее.

Также необходимо обратить внимание или не появился шум при торможении или не увеличился тормозной путь. Один из таких признаков является сигналом, чтобы заехать на станцию техобслуживания.

Если же никаких вышеупомянутых признаков в процессе эксплуатации авто не возникает, рекомендуем придерживаться следующих интервалов для осмотра тормозных колодок:

  • Проверяйте состояние тормозных колодок каждые 20’000-30’000 км.
  • При небольших годовых пробегах (5’000-10’000 км) проверяйте состояние тормозных колодок раз в 1-2 года.

6. Популярные производители тормозных колодок.

ТОП эталонных производителей тормозных колодок:

  • Тормозные колодки ATE (Германия) — бренд основан в 1958 году. С присущей тягой к созданию всего совершенного немцы продолжают развивать собственные технические и технологические возможности. Получается хорошо, что нам может доказать их популярность на мировом рынке.
  • Тормозные колодки BOSCH (Германия) — многолетнее сотрудничество со многими мировыми авто производителями говорит само за себя про качество данного бренда.
  • Тормозные колодки BREMBO (Италия) — славятся износостойкостью и низким уровнем брака. Компания стремится к инновациям. Недостатком BREMBO является более высокая стоимость — если сравнивать с аналогами с схожими характеристиками.
  • Тормозные колодки TRW (США) — его особенностью, равно как и самым главным достоинством, является приверженность классическим методам производства с поэтапным контролем качества, что закономерно отражается на тормозных колодках и их рабочих характеристиках.
  • Тормозные колодки ZIMMERMANN (Германия) — тормозные колодки данного бренда подготовлены к серьёзным испытаниям на сложных ландшафтах и высоких рабочих скоростях. Так же, это премиальный производитель тормозного оборудования, работающий и на поставках для конвейеров (например, Volkswagen Group), и на розничный рынок более 60 стран мира.

ТОП надёжных и недорогих брендов тормозных колодок:

  • Тормозные колодки ABE (Польша) — Automotive Brake Engineering (Инженерные решения автомобильных тормозных систем). В каталоге ABE — широкая гамма дисков и других деталей по конкурентным ценам.
  • Тормозные колодки BLUE PRINT (Великобритания) — компания имеет европейское происхождение, она выпускает различные запчасти для легковых, грузовых машин. Все запчасти имеют высокое качество, практичность.
  • Тормозные колодки REMSA (Испания) – это один из двух брендов испанской компании EUROFREN. Колодки производятся на 12 заводах по всему миру. И в год производится до 130 миллионов штук. Тестируются колодки на горных дорогах в Альпах, где тормозные системы испытывают все виды перегрузок. Дополнительно колодки прогоняют в тестах на вращающихся динамометрах, которые позволяют имитировать до 10 000 часов работы. Тормозные колодки REMSA чаще всего покупают владельцы автомобилей марки Фольксваген, так как стоимость их значительно ниже, чем у конкурентов.
  • Тормозные колодки TOKO (Польша) – бренд известен покупателю за относительно не высокую цену и высокое качество продукции. Детали их тормозной системы зарекомендовали себя на рынке высокими ресурсными показателями и надежностью. Износ колодок наступает в среднем в промежутке 20’000-25’000 км.

Каждый автовладелец должен помнить – исправная тормозная система, это залог его безопасности на дороге, а также и других участников дорожного движения. Проводите диагностику вовремя и реагируйте на неисправности, чтобы не допустить ситуаций, которые могут угрожать жизни людей. Другими словами – «Не тормозите», чтобы затормозить в нужный момент!».

Тормозные колодки где находятся в автомобиле

Тормозные колодки или, как их еще называют, «башмаки» – это часть тормозной системы, ее основной, можно сказать, рабочий компонент. Именно колодки создают тормозное трение, взаимодействуя с поверхностью колеса. В обиходе тормозной колодкой также называют и противооткатный упор, который дополнительно фиксирует автомобиль во время стоянки.

Тормозные колодки – наиболее важный элемент тормозной системы: от них зависит эффективность ее работы. Хорошие колодки будут не только долго и надежно выполнять свои функции, но также сохранят тормозной диск или барабан целым и невредимым на долгие годы. И наоборот, некачественные колодки могут испортить тормозной диск.

Тормозные колодки бывают разными. Причем, в первую очередь, речь идет о материале фрикционных накладок, который, собственно, и осуществляет замедление движения транспортного средства.

Сегодня существует множество фрикционных смесей, а в каждой фирмы-изготовителя есть своя рецептура и свои ингредиенты, уже проверенные на практике. В состав смеси могут входить до 15 и более различных компонентов, пропорции которых выдержаны очень скрупулезно. Любое изменение доли того или иного компонента может существенно изменить свойства тормозных накладок, вплоть до их полной непригодности. Основа каждой фрикционной смеси – армирующий компонент, ведь именно от него зависит прочность, термостойкость и стабильность тормозных свойств изделия.

В последние годы сложились устойчивые виды фрикционных изделий, получивших свое название, именно основываясь на их армирующем компоненте. Фирмы-изготовители применяют в большинстве случаев асбестовые, безасбестовые и органические (на основе органических волокон) компоненты.

Первые, как видно из названия, в качестве армирующего элемента используют асбест. Вредность этого материала для человека уже стала притчей во языцех. Во многих руководствах по ремонту и обслуживанию автомобилей говорится, что менять асбестосодержащие тормозные колодки и даже снимать колеса (если у вас такие тормоза) необходимо предельно осторожно, заблаговременно позаботившись о защите органов дыхания и зрения.

Безасбестовые компоненты представляют собой фрикционный материал, в котором роль армирующего компонента выполняют иные составляющие. Это может быть стальная вата, медная, латунная стружка, различные полимерные композиции и т.д.

В бюджетных колодках производители используют смесь органических и неорганических волокон, балансируя между коэффициентом трения, износостойкостью и конечной ценой изделия.

Если речь идет о дорогих колодках, хотя и предназначенных для дорожных автомобилей, то фирмы-производители могут включать в состав фрикционных изделий гранулы мягких металлов и искусственного графита, кевларовых и карбоновых волокон, увеличивая, таким образом, термостабильность фрикционного материала.

Самые современные, на данный момент, фрикционные материалы изготовляют на основе органических волокон. У таких колодок наилучшие характеристики тормозных свойств. Недаром именно их устанавливают на современные болиды «Формула-1», где нагрузки на тормоза (по меркам городских автомобилей) просто запредельные. Ведь таким тормозам приходится за считанные секунды или даже доли секунды снижать скорость машины с 300 до 60 км/час. К сожалению, как и любых высокотехнологичных и наукоемких изделий, стоимость таких колодок доступна лишь таким «денежным» видам автоспорта.

Причины скрипа тормозных колодок

Каждый автовладелец, услышав характерный звук тормозной системы, задается вопросом, почему тормозные колодки скрипят. И едет в СТО выяснять, в связи с чем это может происходить. А причин скрипа тормозных колодок может быть несколько.

Скрип, который возникает после нажатия тормоза, не всегда означает, что с тормозной системой не все в порядке. Скрипеть могут и абсолютно новые колодки. И это может говорить о том, что колодки, которые установлены на автомобиль, находятся в процессе приработки. Пока с колодок не сотрется верхний слой, буквально пара сотых миллиметра, скрип будет присутствовать.

Другое дело, если этот скрип не исчезает после нескольких дней эксплуатации автомобиля, тогда становиться понятно, что проблема не в процессе притирки. Вообще-то сам процесс притирки можно ускорить, если несколько раз разогнать машину до 100 км/час, а затем резко затормозить. Обычно в этом случае скрипящий слой удаляется достаточно быстро, ведь из-за повышения температуры скрипящий слой не только стирается, но и выгорает.

Новые колодки могут скрипеть и по другой причине. Материал фрикционного слоя не подходит по своим параметрам к металлу тормозных дисков. Это случается, если поставлены колодки, так сказать, не «родные», а с другой модели автомобиля. В таких колодках может быть другой процентный состав металлических включений. Еще одной причиной может быть, что металлические включения во фрикционный состав не из того металла. Или, в конце концов, колодки просто «левые», сделанные непонятно где. Поэтому первым правилом должно быть: «Не покупать тормозных колодок сомнительного происхождения».

Помимо указанных причин новые колодки могут еще скрипеть, если ограничитель износа колодок закреплен неправильно. Обычно этот ограничитель начинает подавать сигнал в виде скрипа и свиста, когда фрикционная часть тормозных колодок изнашивается. Но если он неправильно установлен, то металл ограничителя может сразу начинать скрипеть, соприкасаясь с металлом тормозного диска.

Скрип может возникать и при попадании влаги между колодками и диском. Но нужно учитывать, что такой скрип должен исчезать достаточно быстро, так как и колодки и диск греются, а вода должна испаряться от температуры.

Далее скрип может быть вызван попаданием в пространство между диском и колодками грязи и песка. Избавиться от таких загрязнений не сложно, но для этого следует разобрать тормозную систему. Более того, тот же песок – не самый лучший «сосед» металлов и фрикционного слоя по причине того, что он – абразив. А с таким абразивом быстро изнашиваются не только колодки, но и тормозной диск.

Еще одна причина скрипа – это проблема с тормозными цилиндрами: система недодавливает колодки к тормозному диску, что тоже может создавать настораживающие звуки. В случае появления такого неприятного звука, следует как можно быстрее выяснить, почему скрипят тормозные колодки. Кроме неприятных ощущений скрипящие и свистящие тормозные колодки таят в себе опасность. И если вовремя не сделать профессиональный технический осмотр и понять причину, эксплуатация автомобиля может закончиться с плохими последствиями.

Лучше не рисковать и поторопиться с заменой колодок, если, конечно, причина в них. Но если после замены скрип не прекратился, тогда причина гораздо глубже и ее необходимо окончательно диагностировать у хорошего специалиста .

Замена тормозных колодок

Сегодня в автомобилях применяют как барабанные, так и дисковые тормозные колодки. Иногда эти части тормозной системы бывают совмещены в одном автомобиле: впереди – дисковые тормоза, а сзади – барабанные. Дело в том, что барабанные тормоза изнашиваются гораздо реже, в то время как у дисковых тормозов эффективность торможения гораздо выше.

Допустимая степень износа, как правило, отображена в инструкции по эксплуатации автомобиля. Тем не менее, как показывает практика, если толщина колодок составляет 1,5-2 мм, их срочно необходимо менять. А определить степень износа тормозных колодок можно путем снятия колеса.

В некоторых автомобилях стоит специальная сигнальная система, которая подает звук в случае, когда колодки требуют своей замены. Следует иметь в виду, что продолжительность службы колодок непосредственно зависит от количества использования тормоза. Сама по себе процедура замены колодок не является трудоемкой, некоторые автовладельцы производят ее самостоятельно, под свою ответственность. Все же более надежно, чтобы замену колодок сделали профессионалы СТО.

При замене тормозных колодок следует, во-первых, затянуть ручной тормоз. С противоположной стороны автомобиля под колеса необходимо подложить упоры. В случае, если имеется декоративный колпак, его необходимо снять, после чего ослабить немного гайки крепления колеса. Следующим этапом будет установка домкрата в штатное место, и только потом уже можно полностью открутить гайки и снять колесо.

Диск или же барабан (в зависимости от того, какого вида тормозная колодка) необходимо отчистить от пыли специальной щеткой. Направляющие тормозного суппорта необходимо смазать определенной смазкой и отпустить педаль тормоза. Так колодки отойдут от диска практически самостоятельно. Надевать новые колодки следует при предварительно вдавленных до упора поршней. Завершающим этапом будет сборка механизма по принципу его разбора, только в обратном порядке.

И еще одно предостережение: новые тормозные колодки тормозят значительно хуже старых, это следует иметь в виду, совершая торможения, особенно в случае непредвиденных ситуациях. Для нормального торможения колодки должны немного притереться, о чем автовладелец должен быть предупрежден.

«Сучасна Автомайстерня» № 10 ( 81 ) 2013

Тормозные колодки: зачем нужны, как правильно подбирать и когда менять

Тормозные колодки: зачем нужны, как правильно подбирать и когда менять

От колодок сильно зависит безопасность автомобиля: они помогают его остановить.

С другой стороны, это расходный материал и деталь, которую на любом автомобиле приходится регулярно менять.

Как работают тормозные колодки

Тормоза бывают дисковыми и барабанными.

С практической точки зрения дисковые тормоза работают так: на оси колеса есть тормозной диск — он вращается с той же скоростью, что и колесо. Тормозные колодки — это накладки, которые во время торможения с силой прижимаются к диску — за счет трения колодок о диск машина тормозит.

Колодки расположены парами — с внутренней и внешней стороны диска, к диску во время торможения их прижимает специальный механизм — суппорт.

Барабан располагается там же , но колодки выглядят и работают по-другому : они давят на стенки барабана изнутри. На задней оси бюджетных автомобилей B класса — вроде Лады Весты, Рено Логана и Хендай Соляриса — чаще всего ставят барабанные тормоза. Также их можно встретить на малолитражных Тойотах, Пежо, Ситроенах и Смартах.

Обложка статьи

Еще серповидные колодки из барабанного тормозного механизма обеспечивают работу ручного тормоза: когда ручник работает, они давят на стенки заднего тормозного диска в точности так же , как давили бы на внутренние стенки барабана.

Сила трения колодок о диск или барабан зависит от силы, с которой они прижимаются к поверхности тормозного диска или барабана. В зависимости от того, как сильно водитель жмет на педаль тормоза, меняется интенсивность торможения. Тормозная система через тормозную жидкость пропорционально передает это давление на колодки, а машина замедляется медленно или быстро.

Дисковые тормоза на передней оси Форда Фокуса третьего поколения

Дисковые тормоза на передней оси Форда Фокуса третьего поколения

Барабанные тормоза на задней оси двухместного Смарта от ателье «Брабус»: достаточно мощная для своего веса и недешевая машина

Барабанные тормоза на задней оси двухместного Смарта от ателье «Брабус»: достаточно мощная для своего веса и недешевая машина

Как устроены сами тормозные колодки

Тормозная колодка — это металлическая пластина, на которой зафиксирована фрикционная накладка — та часть, которая прижимается к диску. Размеры и форма пластины для разных автомобилей отличаются, хотя в некоторых случаях колодки могут подходить на разные марки автомобилей. Так бывает, если марки принадлежат одному концерну. Например, колодки от Пежо Тревеллера 2021 года можно поставить в Опель Зафиру 2021 года, потому что технически это один и тот же автомобиль.

Фрикционную накладку крепят к металлической пластине специальным термо- и водостойким клеем. Накладки на колодках для барабанных тормозов вместо клея могут фиксировать заклепками.

Обложка статьи

Колодка для дискового тормоза. Верхний слой — металлическая пластина. Все что ниже — фрикционная накладка. Она контактирует с тормозным диском в процессе торможения

Колодка для дискового тормоза. Верхний слой — металлическая пластина. Все что ниже — фрикционная накладка. Она контактирует с тормозным диском в процессе торможения

Колодка для барабанного тормозного механизма. Также металлический корпус и фрикционная накладка. Она контактирует с внутренней поверхностью тормозного барабана в процессе торможения

Колодка для барабанного тормозного механизма. Также металлический корпус и фрикционная накладка. Она контактирует с внутренней поверхностью тормозного барабана в процессе торможения

Кроме металлической основы и фрикционной накладки в составе колодки могут быть и другие элементы:

  1. Фиксаторы или пружина, которая удерживает колодку в нужном положении. Могут быть отдельно от колодки, а могут быть закреплены на ней.
  2. Противоскрипная пластина, которая снижает шум колодок при торможении и затрудняет передачу тепла на скобы суппорта и тормозной поршень, чтобы тормозная жидкость не закипела. Она может быть приклеена к колодке и состоять из нескольких слоев полимерного материала, может быть слоем каучукообразной массы, а может быть отдельной металлической пластиной.
  3. Датчик износа либо более примитивное устройство — скрипун. В нужный момент сигналит, что колодки пора поменять. Подробно про такие устройства мы расскажем дальше.

Обложка статьи

Колодки ATE для Шкоды Октавии A5. Те, что поменьше — на заднюю ось: противоскрипной пластины нет, есть слой клея, который помогает зафиксировать колодки на тормозном суппорте. Те, что побольше — на переднюю ось. Одна из колодок — с датчиком износа. Колодки такого типа чаще всего ставят на автомобили европейских автопроизводителей

Колодки ATE для Шкоды Октавии A5. Те, что поменьше — на заднюю ось: противоскрипной пластины нет, есть слой клея, который помогает зафиксировать колодки на тормозном суппорте. Те, что побольше — на переднюю ось. Одна из колодок — с датчиком износа. Колодки такого типа чаще всего ставят на автомобили европейских автопроизводителей

Передние колодки для Киа Оптимы Brembo P30066. Металлические противоскрипные пластины отдельно, фиксаторы — тоже. На правой верхней колодке — скрипун — примитивное механическое приспособление, альтернатива датчику износа. Закреплен на колодке заклепкой. Колодки такого типа чаще всего ставят на автомобили корейских или японских автопроизводителей. Источник: «Озон»

Передние колодки для Киа Оптимы Brembo P30066. Металлические противоскрипные пластины отдельно, фиксаторы — тоже. На правой верхней колодке — скрипун — примитивное механическое приспособление, альтернатива датчику износа. Закреплен на колодке заклепкой. Колодки такого типа чаще всего ставят на автомобили корейских или японских автопроизводителей. Источник: «Озон»

Из чего делают фрикционные накладки

Фрикционная накладка — это часть колодки, которая контактирует с тормозным диском. Она состоит из фрикционной смеси, которая определяет свойства колодки. От нее зависит, насколько колодка будет долговечна, насколько эффективно она будет работать и как сильно будет вредить окружающей среде.

В состав фрикционной смеси колодок для легковых автомобилей входят десятки компонентов: различные волокна, металлы, каучук, смолы, керамика и так далее. У каждого производителя своя рецептура смеси, а ее состав и технология производства — коммерческая тайна.

Полуметаллические колодки примерно на 50% состоят из тончайших волокон стали. Они довольно хорошо противостоят перегреву, хорошо работают при намокании, но плохо на морозе и относительно быстро изнашивают тормозной диск. На колесах будет черный налет из-за оксида железа — это нормально для полуметаллических колодок. Такие колодки дают оптимальный баланс качества и эффективности торможения в стандартных условиях эксплуатации.

Низкометаллические колодки состоят из стали примерно на 20—30% , остальное — органика. Такую смесь иногда называют NAO — Non-asbestos Organic, или безасбестовой органикой. По потребительским качествам отличаются от полуметаллических: при температуре 250—400 °С коэффициент трения снижается, но остается стабильным. Для легковых коммерческих автомобилей это не критично, можно брать.

Обложка статьи

Керамические колодки — самые современные и дорогие. Их разрабатывали для спортивных автомобилей. У них превосходная эффективность под большими нагрузками, они долговечны и слабо изнашивают тормозной диск.

Также керамические колодки при работе не будут оставлять на дисках оксид железа — если сталь в составе и будет, то очень мало, — а значит, на колесах не будет черного налета. При намокании диска работают немного хуже полуметаллических и низкометаллических, но это тоже некритично. За такие колодки есть смысл переплатить, если раздражает черный налет на тормозных дисках, но особенно эффективны они будут на горячих хэтчбеках и на тяжелых кроссоверах.

Органические колодки. В составе фрикционной смеси органические компоненты, смолы, волокна, а доля металлов ниже, чем в низкометаллических. Они относительно быстро изнашиваются, щадят тормозной диск и пылят. Их используют в странах с жесткими экологическими нормами, по которым в колодках недопустимы даже 20% стали.

Деление по составу фрикционной смеси — очень условное и говорит только об особенностях состава фрикционной смеси. Идеальных колодок, которые были бы одновременно недорогими, долговечными и одинаково эффективными на любых машинах и в любых условиях эксплуатации, не существует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *