Двигатель 2103 технические характеристики
Перейти к содержимому

Двигатель 2103 технические характеристики

  • автор:

Двигатель ВАЗ 2103

Технические характеристики 1.5-литрового бензинового двигателя ВАЗ 2103 или Жигули 1.5 карбюратор, надежность, ресурс, отзывы, проблемы и расход топлива.

1.5-литровый бензиновый силовой агрегат ВАЗ 2103 под капотом Жигули 2103.

1.5-литровый карбюраторный двигатель ВАЗ 2103 выпускался в Тольятти с 1972 по 2006 год и ставился практически на весь модельный ряд классических Жигулей, кроме разве что Копейки. В 2004 году на базе этого агрегата была разработана инжекторная версия с индексом ВАЗ 2104. К классической серии относят двс: 2101, 21011, 2104, 2105, 2106 и 21067.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 2103 1.5 карбюратор

Тип рядный
Кол-во цилиндров 4
Кол-во клапанов 8
Точный объем 1452 см³
Диаметр цилиндра 76 мм
Ход поршня 80 мм
Система питания карбюратор
Мощность 71 — 75 л.с.
Крутящий момент 104 Нм
Степень сжатия 8.5
Тип топлива АИ-92
Экологическ. нормы ЕВРО 0

Вес двигателя ВАЗ 2103 по каталогу составляет 121 кг

Описание устройства мотора 2103 1.5 литра

В 1972 году компания АвтоВАЗ представила более объемную и мощную версию двигателя 2101, благодаря увеличению хода поршня на 14 мм его объем вырос до 1.45 л, а мощность до 71 л.с. Еще новый мотор имеет чуть более высокий блок цилиндров, а в остальном конструкция та же: чугунный блок и алюминиевая 8-клапанная гбц без гидрокомпенсаторов, двухрядная цепь ГРМ, трамблерная система зажигания, а также карбюратор Вебер, который в 1980 году сменил Озон.

1.5-литровый бензиновый карбюраторный мотор ВАЗ 2103 фото. Место расположение номера двигателя VAZ 2103

Номер двигателя ВАЗ 2103 находится над масляным фильтром
В 2004 году появилась инжекторная версия этого мотора под собственным индексом ВАЗ 2104.
Полезные ссылки

Мануал ВАЗ 2103, 2106

MANUAL Подробный мануал для мотора 2103 можно скачать тут

Форум vaz-2103-ru

FORUM Немало полезной информации выложено в VAZ-2103.ru

Двигатель 2103 технические характеристики

ОСАГО в два раза дешевле. Как?

Не знаешь что такое КБМ?

Восстановить КБМ, то есть снизить, можно только на сайте кбм24.рф

Двигатели ВАЗ.

Выберите модель двигателя ВАЗ

Двигатель ВАЗ 2103-1000260. Характеристика двигателя ВАЗ 2103.

Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Количество цилиндров: 4
Рабочий объем цилиндров, л: 1,45
Степень сжатия: 8,5
Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин,: 52,5 кВт.-(71,4 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм: 76
Ход поршня, мм: 80
Число клапанов: 8
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин: 850-900
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин., Н*м: 104
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Октановое число бензина: 91-93
Система подачи топлива: карбюратор
Свечи зажигания: А17ДВР, FE65CPR, А17ДВ-10
Вес, кг: 120.7
Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 2103 может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2103, 2106, 2121, 21053, 2107.

Двигатели ВАЗ 2103 и ВАЗ 2106 конструктивно выполнены одинаково. Различия между ними, обусловлены разными диаметрами цилиндров. Диаметр цилиндра на 2103-1000260 составляет — 76,00 мм.

Блок цилиндров выполнен с межцентровым расстоянием — 95 мм. Диаметр цилиндра — 76,00 мм. Для цилиндра приняты межремонтные размеры — 76,40мм и 76,80мм. Высота блока, расстояние от центра коленчатого вала до верхней поверхности блока, составляет 215,9мм .(смотреть «Блок цилиндров»)

Блок цилиндров отливается из специального чугуна. Для размеров диаметра цилиндров блока определены пять классов. Классы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, D, Е. Каждый последующий класс отличается от предыдущего на 0,01мм. На нижней поверхности блока рядом с отверстием каждого цилиндра указывается его класс.

Головка цилиндров 21011-1005011-10 двигателя, отливается из алюминиевого сплава и является общей для всех цилиндров. Высота головки — 112,5 мм, камера сгорания размером 79х51 мм и объемом 33,2 см куб. Внутри камеры имеется фрезерованная ступенька высотой 2 мм .

Двигатель ВАЗ 2103 комплектуется распределительным валом 2101-1006010-20. Отличительной особенностью вала является одна необработанная шейка, имеющая форму правильного шестигранника. Расположена она между кулачками второго цилиндра.

Для привода ГРМ используется двухрядная втулочно-роликовая цепь 2103-1006040 в 116 звеньев. Для привода генератора и водяного насоса применяется клиновый ремень длиной 944мм. с сечением (10х8).

Устанавливается коленчатый вал мод.21213. Он взаимозаменяем с коленчатым валом мод. 2103 но обладает улучшенными характеристиками.По своим параметрам он соответствует коленчатому валу 2103 и обеспечивает ход поршня – 80мм.(радиус кривошипа – 40мм.).

Двигатель комплектуется поршнями и пальцами модели 2101. Поршень изготавливается из алюминиевого сплава. Наружная поверхность покрывается слоем олова. Выемка на днище поршня отсутствует. Поршень должен подбираться того же класса, что и класс цилиндра. Для отверстия под поршневой палец определены три категории точности размеров. Маркировка на днище поршня позволяет определить принадлежность его к определенному классу (буква) и категории отверстия пальца (цифра).

Поршневые кольца устанавливаемые на двигатель имеют маркировку комплекта — 2101-1000100-10, под нормальный размер 76мм. Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо имеет бочкообразную хромированную наружную поверхность. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа, подвергнуто упрочнению путем фосфатирования. Маслосъемное кольцо для поршневой ВАЗ-2103 выполнено не хромированным. Маслосъемное кольцо укомплектовывается пружиной-расширителем. На вазовских кольцах пружина навита с переменным шагом и подвергнута шлифовке по торцам и наружному диаметру.

Шатун мод. 2101. Длина шатуна 136 мм. Каждому шатуну соответствует своя крышка шатуна, совместно с которой он обрабатывался. Чтобы исключить ошибки при сборке, на шатуне и крышке шатуна присутствует клеймо номера цилиндров, в который они устанавливаются.

Карбюратор 2107-1107010-20 устанавливается вместе с распределителем, имеющим вакуумный регулятор опережения зажигания.

На двигатель может устанавливаться классическая система зажигания или бесконтактная. При контактной системе зажигания используется распределитель зажигания 30.3706 с катушкой зажигания Б117А. В бесконтактной системе зажигания (БЗС) применяется катушка — 27.3705.

Генератор Г-221 ( 42 А). Для пуска применяется стартер 35.3708 с торцевым коллектором.

Двигатель ВАЗ 2103

Годы выпуска – (1972 – наше время)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор/инжектор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 80 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя 2103 – 1452 см. куб.
Мощность двигателя 2103 – 71 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 104 Нм/3400 об.мин
Топливо – АИ93
Расход топлива — город 9.4л. | трасса 6.9 л. | смешанн. 8,9л/100 км
Расход масла – 700 гр на 1000 км
Вес двигателя ваз 2103 — 121кг
Габаритные размеры двигателя 2103 (ДхШхВ), мм — 565х541х665
Мас ло для двигателя ваз 2103:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 2103: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс двигателя ваз 2103:
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – до 250 тыс.км

Тюнинг
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса – 80 л.с.

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2103

Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод. Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км.
Основные отличия двигателя 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8 мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л.
Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, к арбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 тут.
Тем не менее, п о народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Форсировать двигатель 2103

Методов доработки двигателя ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем попорядку. Как форсировать двигатель ваз 2103, самый дешевый и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 или от ВАЗ 2106, на выходе имеем 1,6л. Точить дальше, под 82 мм не получится по причине слишком тонких стенок блока.
Для дальнейшего увеличения объема нужно увеличивать ход поршня до 84 мм. Увеличение объема таким способом снижает максимальные рабочие обороты, низовойдвигатель не лучший выбор для гонок, но все же. Для увеличения мощности двигателя ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же используют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.

Расточка двигателя 2103

— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,6 л. 79х80 ~75 л.с
Максимальный крутящий момент ~115Нм при 3000об/мин
С данной конфигурацией получаем в точности мотор 2106.
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,7 л. 79х84 ~ 80 л.с.
Моментный двигатель, не для гонок конфигурация.

Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ

На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недостаток которой состоит в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты. Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это нужно исправлять путем расточки и полировки каналов.
Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора существенно снизит сопротивление на впуске, мощность двигателя во всем диапазоне увеличивается на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101», ввиду идентичности моторов, все это применимо к двигателю тройки жигулей. Доработка двигателя 2103 на этом не заканчивается, правильно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.

Распредвал на ВАЗ 2103

Правило выбора распревала простое, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше диаметра цилиндра, нужно брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Такой двигатель получится довольно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше стандарта, в то время высокие обороты пропадут. Какой распредвал выбрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 или нечто подобное по параметрам. При верховой конфигурации соответственно выбираем верховой вал широкофазный с большим подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Двигатель 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем хуже едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы приобретаем высокую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит ли двигаться вообще решать вам, основные и наиболее популярные принципы форсирования двигателя 2103 вам были представлены максимально просто и доступно.

Компрессор на классику

Компрессор на 2103 отличный вариант недорого надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику довольно такие простая и требует минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ мотор выдает более 125 л.с. Против данного метода выступает цена всех мероприятий.

Турбо классика

Это, без сомнения, самый дорогой и нерентабельный метод форсировки двигателя ваз 2103. Первым пунктом ваших затрат станет перевод мотора на инжектор. Затем приобретаем турбо кит на классику, цены от $1,5тыс. Большинство китов построены на основе турбины Garrett GT17, встают без доработки поршневой, но дуют до 0,5 бар. В данном случае компрессор на классику более рационален. В случае тотальной доработки двигателя 2103, с заменой поршневой, установкой правильного турбо вала (фаза 270-280, подъем максимальный), данный кит выдаст до 1,2 бар с мощностью более 140 л.с. Стоимость подобных переделок обойдется дороже самой машины, даже без учета ходовой, коробки, тормозной системы и прочего прочего ��

РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ : 2

Двигатель ВАЗ-2103

Инженеры АвтоВАЗа создали переходную модель в классической линейке силовых агрегатов концерна. Неожиданно она оказалась самой «живучей» среди подобных моторов.

Описание

Созданный в 1972 году двигатель ВАЗ-2103 олицетворяет собой третье поколение классики ВАЗа. По сути он является доработкой первенца завода – ВАЗ-2101, но в сравнении с ним имеет существенные различия.

Первоначально мотор предназначался для оснащения разработанного автомобиля ВАЗ-2103, но впоследствии сфера применения расширилась.

За время выпуска ДВС неоднократно подвергался модернизации. Характерно, что все модификации этого агрегата имели улучшенные технические возможности.

Двигатель ВАЗ-2103 представляет собой четырехцилиндровый бензиновый атмосферник объемом 1,45 литра, мощностью 71 л. с и крутящим моментом 104 Нм.

В моторном отсеке – ВАЗ-2103

Устанавливался на автомобили ВАЗ:

  • 2102 (1972-1986);
  • 2103 (1972-1984);
  • 2104 (1984-2012);
  • 2105 (1994-2011);
  • 2106 (1979-2005);
  • 2107 (1982-2012).

Блок цилиндров отлит из чугуна. Не гильзованный. Высота блока увеличена на 8,8 мм и составляет 215,9 мм (у ВАЗ-2101 она 207,1 мм). Такое усовершенствование позволило изменить объем мотора в сторону повышения. В результате имеем более высокую мощность ДВС (77 л. с).

Особенностью коленчатого вала является увеличение размера кривошипа на 7 мм. В результате ход поршня стал 80 мм. Шейки вала закалены для повышения прочности.

Шатун взят с модели ВАЗ-2101. Длина – 136 мм. Необходимо учитывать, что каждому шатуну соответствует своя крышка.

Поршни стандартные. Изготовлены из алюминиевого сплава. На юбку нанесено покрытие из олова.

Имеют три кольца, два верхних компрессионные, нижнее маслосъемное. Первое верхнее кольцо хромировано, второе фосфатировано (для увеличения прочности).

ГБЦ алюминиевая. На ней располагаются распредвал и клапана. Гидрокомпенсаторы конструкцией ВАЗ-2103 не предусмотрены. Тепловой зазор клапанов приходится регулировать вручную (гайками и щупом) через 10 тыс. км пробега автомобиля.

Распредвал имеет своеобразную особенность. Между кулачками второго цилиндра находится не рабочая шейка. Она не обработана, имеет форму шестиугольника.

Привод ГРМ – двухрядная зубчатая втулочно-роликовая цепь. Нужно иметь в виду, что при ее обрыве происходит загиб клапанов. Для вращения агрегатов навесного оборудования используется клиновой ремень.

Ремкомплект ГРМ

Система зажигания классическая (контактная: прерыватель-распределитель, или трамблер). Но позднее была заменена электронным зажиганием (бесконтактная).

Система питания топливом. Для приготовления рабочей смеси используется карбюратор с вакуумным регулятором опережения зажигания. В интернете можно встретить утверждение, что более поздние модели двигателя вместо карбюратора комплектовались инжектором.

Это ошибочное утверждение. ВАЗ-2103 всегда был карбюраторным. На базе ВАЗ-2103 была внедрена инжекторная система питания, но этот двигатель имел уже другую модификацию (ВАЗ-2104).

Общий вывод: ВАЗ-2103 превосходит предыдущие модификации по всем показателям.

Технические характеристики

Производитель Автоконцерн «АвтоВАЗ»
Год начала выпуска 1972
Объем, см³ 1452
Мощность, л. с 71
Крутящий момент, Нм 104
Степень сжатия 8.5
Блок цилиндров чугун
Количество цилиндров 4
ГБЦ алюминий
Порядок впрыска топлива 1-3-4-2
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 80
Количество клапанов на цилиндр 2
Привод ГРМ цепь
Турбонаддув нет
Гидрокомпенсаторы нет
Регулятор фаз газораспределения нет
Емкость системы смазки, л 3.75
Применяемое масло 5W-30, 5W-40, 15W-40
Расход масла (расчетный), л/1000 км 0.7
Система питания топливом карбюратор
Топливо бензин АИ-93
Экологические нормы Euro 2
Ресурс, тыс. км 125
Вес, кг 120.7
Расположение продольное
Тюнинг (потенциал), л. с 200*

*без потери ресурса 80 л. с

Надежность, слабые места, ремонтопригодность

Надежность

ВАЗ-2103 почти все автовладельцы считают неприхотливым и надежным. При обмене мнениями на форумах владельцы выражают единое мнение.

Так Андрей пишет: «… до того, как «трешка» попала ко мне, двигатель пережил три ремонта. Несмотря на возраст тяги хватает за глаза…». Руслан отмечает легкий запуск: «… запуск в морозы. Например, вчера легко завел движок в -30, притом, что аккумулятор домой не заносил. Тяговитый мотор. По крайней мере, в диапазоне 3000-4000 об/мин тяги достаточно, да и динамика, в принципе, неплохая, особенно как для такого древнего авто…».

Еще один заслуживающий внимания отзыв. Юрьевич (г. Донецк) делится своим опытом: «… еще заметил одну особенность и не только я. Сменив масло с минералки на полусинтетику, увеличивается ресурс двигателя. Вот уже 195тыс прошло после капиталки, а он как часы, компрессия 11, масло не ест, не дымит…».

О надежности можно судить по ресурсу мотора. ВАЗ-2103 при должном за ним уходе без капитального ремонта легко выхаживает более 300 тыс. км.

Кроме этого двигатель имеет большой запас прочности. Любителям тюнинга удается снимать с него 200 л. с.

Но в этом вопросе нужно проявить разумную осторожность. Излишнее форсирование мотора значительно снижает его ресурс.

Простота конструкции ДВС так же положительно влияет на надежность агрегата.

Вывод единственный – ВАЗ-2103 простой, неприхотливый и надежный двигатель.

Слабые места

Слабых мест в двигателе немного, но они есть. Характерной особенностью является их повторение базовой модели.

Перегрев двигателя происходит по двум причинам. В большинстве случаев проблему нужно искать в водяном насосе (помпе).

Помпа ВАЗ-2103

Реже виновником является неисправный термостат. В любом случае неисправный узел нужно своевременно обнаружить и заменить исправным.

Быстрый износ распредвала. Здесь вина полностью ложится на производителя. Причиной неисправности является отсутствие натяжителя цепи привода ГРМ. Своевременное натяжение цепи сведет проблему на нет.

Неустойчивые или плавающие обороты двигателя. Как правило, причиной неисправности является засорившийся карбюратор.

Несвоевременное обслуживание, заправка бензином не лучшего качества – вот составляющие засорения жиклеров или фильтра. Дополнительно необходимо поверить регулировку привода управления карбюратором.

Посторонние шумы при работе мотора возникают при неотрегулированных клапанах. Источником может служить и растянувшаяся цепь привода ГРМ. Устраняется неисправность самостоятельно или на автосервисе.

Троение двигателя. Наиболее вероятная причина такого явления кроется в неисправностях системы зажигания.

Трещина на крышке прерывателя или его разносчике, нарушенная изоляция высоковольтных проводов, неисправная свеча обязательно вызовут троение.

Другие мелкие неисправности связаны с подтеками масла через уплотнения клапанной крышки или поддона картера. Смертельными они не являются, но требуют немедленного устранения.

Как видим, значительная часть неисправностей не является слабым местом двигателя, а возникает только при халатном обращении с мотором со стороны автовладельца.

Ремонтопригодность

ДВС ВАЗ-2103 отличается высокой ремонтопригодностью. Многие автовладельцы ремонтируют двигатель самостоятельно, прямо в гараже. Залог успешного ремонта – беспроблемный поиск запчастей и отсутствие сложных регулировок. Вдобавок чугунный блок позволяет выполнять капитальный ремонт любой сложности.

Покупая запчасти самостоятельно нужно обратить внимание на производителя. Дело в том, что сейчас рынок просто наводнен не качественным товаром. Без определенного опыта легко приобрести тривиальную подделку вместо оригинальной детали или узла.

Порой оригинал от подделки трудно отличить даже опытному автолюбителю. А использование аналогов при ремонте сводит на нет все труды и затраты.

Перед началом работ по восстановлению станет не лишним рассмотреть вопрос приобретения контрактного двигателя. Не секрет, что многие ВАЗ-2103 на сегодняшний день отходили все мыслимые и не мыслимые ресурсы, претерпели не один капремонт. Дальнейшее восстановление ДВС просто уже не возможно.

Именно в этом случае вариант покупки контрактного агрегата будет наиболее приемлемым. Стоимость зависит от года выпуска и укомплектованности навесным оборудованием, лежит в широком диапазоне от 30до 45 тыс. рублей.

ВАЗ-2103 завоевал большую популярность среди автовладельцев. Из них абсолютное большинство считают двигатель совершенным, качественным и надежным. Подтверждение сказанному – «тройки» с родными моторами до сих пор уверенно эксплуатируются на дорогах во всех регионах России и ближнего зарубежья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *