Api sp rc расшифровка
Перейти к содержимому

Api sp rc расшифровка

  • автор:

НОВЫЕ КЛАССЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ API SP И ILSAC GF-6

НОВЫЕ КЛАССЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ API SP И ILSAC GF-6В ответ на последние требования автомобилестроителей, с 1 мая 2020 года Американский институт нефти API (American Petroleum Institute) ввел новую категорию моторных масел с допуском API SP. Масла этой категории пришли на замену маслам API SN и API SN PLUS и превосходят их по нескольким параметрам:

  • Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливо-воздушной смеси (LSPI)
  • Защита от износа цепи ГРМ
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре
  • Отвечает более высоким требованиям к количеству образуемого маслом шлама и шлака.

Маркировка API SP на канистрах

Масла категории API SP могут использоваться вместо масел предшествующих категорий (SN, SM, SL, SJ). Так же API выделяет в отдельную категорию «ресурсосберегающие» масла API SP RC (Resource Concerving). И если в прошлом поколении эти масла, в основном, отличались большей экономией топлива, то масла API SP-RC отличаются повышенными требованиями к эксплуатационным характеристикам: меньший расход топлива, уменьшение вредных веществ в выхлопе, снижение высокотемпературных отложений в двигателе и пр.

Так же с мая 2020 действуют новые спецификации Международного комитета по стандартизации и допуску к применению смазочных материалов ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) GF-6-A и GF-6-B. Новые допуски пришли на смену ILSAC GF-5, которая останется актуальной до мая следующего года, после чего старая спецификация станет неактуальной. Обе категории отвечают требованиям API SP-RC, и схожи по характеристикам, но ILSAC GF-6-B применяется для масел с более низкой вязкостью (SAE 0W-16 и 0W-12) и не совместимы с маслами более старых категорий.

Сравнение ILSAC GF-5 и LSAC GF-6-A

  • Киев
  • ул. Юрковская, 18
  • ул. Васильковская, 16
  • ул. Драгоманова, 1д
  • sales@autoklad.ua
  • +380 98 502-2509
  • +380 99 502-2510
  • +380 73 502-2509
  • +380 44 502-2509

Отзывы и предложения Написать директору

  • О компании
  • Наши партнеры
  • Бренды
  • Оплата
  • Доставка
  • Гарантия и возврат
  • Задать вопрос

Новые стандарты SP/GF-6

С мая 2020 года появились повышенные требования к энергоэффективности и ресурсосбережению моторных масел. Соответствие новому стандарту обязывает масло снижать износ цепи ГРМ, предотвращать преждевременное воспламенение на малых оборотах в двигателях с прямым впрыском (GDI) и экономить топливо.

Если на упаковке указан стандарт API SN RC, API SP RC – значит, перед вами ресурсосберегающее моторное масло (RC — Resource Concerving).
На упаковке моторного масла для бензинового двигателя можно одновременно с SP указывать более ранние стандарты: API SN (2011г.), SM (2005г.), SL (2001г.), SJ (1997г.).
Моторные масла SP/GF-6 совместимы с SN/GF-5 – если по требованию производителя автомобиля требуется моторное масло стандарта SN/GF-5, можно заливать SP/GF-6.
Стандарт ILSAC GF-6 теперь включает в себя два типа: GF-6A (масла с вязкостью xW-20 и xW-30) и GF-6B (масла с вязкостью 0W-16).

Для справки.
API (сокр. англ. American Petroleum Institute) Американский институт нефти — профессиональная ассоциация, которая продвигает нефтяные интересы США, поощряет развитие нефтяных технологий, сотрудничает с правительством в вопросах, представляющих национальный интерес, и предоставляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности.
ILSAC (сокр. англ. International Lubricant Specification Advisory Committee) комитет, объединяющий Ford, General Motors, Chrysler, JAMA, который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла.
JAMA (сокр. англ. Japan Automobile Manufacturers Association) профессиональная ассоциация, представляющая автопроизводителей Японии. Представляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности.

Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте

Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте

Спецификация моторного масла – это то, что в первую очередь указывает на его свойства. То есть масло с одной и той же вязкостью, например 5W30, и одного и того же производителя, но в разных спецификациях, может иметь кардинально отличающиеся свойства, и быть как полезным, так и вредным для мотора. Более того, масла разных спецификаций могут быть несовместимы друг с другом. Как в таком случае не ошибиться с выбором? Разберемся в этом вопросе подробнее.

Какие спецификации масел бывают

Всего в мире имеется четыре вида спецификации моторных масел: API от американского института нефти, ACEA от ассоциации европейских автопроизводителей, ILSAC от международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов, а также отечественный ААЕ от ассоциации автомобильных инженеров России. Для американских и азиатских автомобилей используются спецификации масел API и ILSAC. Причем многие производители смазочных материалов указывают на этикетке оба стандарта.

Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте

Сама аббревиатура API при выборе масла вам ничего не скажет, кроме того, что, оно точно подойдет для американских машин. Здесь нужно смотреть на буквы идущие следом. Это будет либо S (Service), что означает масло для сервисной замены в бензиновых моторах, либо C (Commercial) – масло для дизелей, которые в США в основном ставятся на коммерческую технику. Но самые важные буквы идут следом за S и С в алфавитном порядке и именно они говорят о качестве масла. Чем выше буква стоит по алфавиту, тем выше класс моторного масла – все просто.

Совместимость масел API и ILSAC

Самая низкая ныне действующая спецификация для бензиновых двигателей – это API SJ. Такие масла подходят для автомобилей, выпущенных до 2001 года. А самая новая спецификация, это API SP – она была принята в мае 2020 года и на сегодняшний день обозначает масла высшей категории. Масла API SP не только обладают улучшенными смазочными и энергосберегающими свойствами, но и борются с эффектом LSPI – преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре, которое может возникать на низких оборотах у турбомоторов с непосредственным впрыском топлива и привести к разрушению поршневых колец.

Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте

  • Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте
  • Слева схематично показан нормальный процесс сгорания топливной смеси в цилиндре, слева — эффект LSPI, возникающий до завершения поршнем рабочего такта и приводящий к разрушению поршневых колец

    Также существуют классы API SL (подходит для машин до 2004 года), API SM (для машин до 2010 года) и API SN (для машин с 2011 года). Важно знать, что применять в двигателе масла более высокой категории можно, а вот опускаться на предыдущий уровень ни в коем случае нельзя. То есть вместо API SL можно залить более качественное масло API SM, но не наоборот. При этом масло новейшего стандарта API SP рекомендовано использовать только вместо SN. Что касается дизельных двигателей, то для них высшей категорией является спецификация API CK-4, принятая в 2016 году. Этот класс масел подходит для машин, выпускающихся с 2017 года.

    Международная классификация ILSAC основана на API и имеет шесть категорий качества. Первая, вторая и третья уже не актуальны, а самая свежая на сегодняшний день это ILSAC GF-6. Если проводить параллели с американской спецификацией, то масло ILSAC GF-4 соответствует уровню требований API SM, ILSAC GF-5 – близок к API SN, а GF-6 – это практически тоже самое, что и API SP. Масла ILSAC GF-6 рекомендованы для использования в турбомоторах с непосредственным впрыском, так как они противодействуют эффекту LSPI. При переходе с одного класса ILSAC на другой действует тот же принцип, что и с API: вместо масла низшей категории (GF-4) можно использовать более высокую (GF-6), но не наоборот.

    Новые стандарты API SP и ILSAC GF-6: в чем их особенности

    Теперь, когда мы разобрались с терминологией, закрепим азы на примере масла RIXX серии TP N. Указанные здесь обозначения ILSAC GF-6А (литера А означает, что спецификация походит для классов вязкости 0w-20, 5w-20, 0w-30, 5w-30) и API SP по сути дублируют друг друга, так как говорят об одних и тех же показателях: малых потерях на трение, устранение калильного зажигания в турбомоторах и эффективной защитой рабочих поверхностей мотора. Но при этом стандарт ILSAC имеет более жесткие допуски, по которым оцениваются свойства масла. Это касается экономии топлива, испаряемости, пенообразования, качества фильтрации при низких температурах, сохранения характеристик масла при повышении давления, а в случае с новым стандартом – еще соответствия строгим нормативам по износу цепи ГРМ.

    Поскольку стандарт ILSAC GF-6 также требует пониженного содержания фосфора (чем его меньше – тем дольше проживет катализатор), который является главным компонентом противозадирных присадок, в маслах RIXX в дополнение к диалкилдитиофосфату и молибдену, используется неорганический модификатор трения. Такой состав пакета присадок позволяет вписаться в нормы по химическим элементам и золе, получив при этом более высокие защитные свойства масла. Что касается защиты двигателя от детонации, то по стандарту API SP при испытаниях масла допускается не более пяти случаев LSPI: у масел RIXX серии TP N этот показатель равен нулю.

    Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте

    На этой схеме видно, что и по другим параметрам масло RIXX 0W-20 превосходит стандарты API SP и ILSAC GF-6. Оно уменьшает износ цепи ГРМ, клапанов, борется с высокотемпературными отложениями и эффектом LSPI. Благодаря малой вязкости такое масло также снижает потери на трение, уменьшая расход топлива и облегчая пуск двигателя зимой.

    Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте

    Какое моторное масло выбрать

    Если подвести краткий итог, то владельцам современных автомобилей американских, японских или корейских брендов, в особенности оснащенных впрыском GDI, лучше заливать в мотор масла новых стандартов API SP и ILSAC GF-6. Они по всем параметрам превосходят масла API SN/SN Plus или ILSAC GF-5: это и экономия топлива, и уменьшение нагара в цилиндрах, и лучшая защита трущихся поверхностей. Ну и «сюрпризов» с LSPI (если у вас турбомотор) не будет. При этом новые спецификации совместимы (взаимозаменяемы) с предыдущими API SN и ILSAC GF-5. Так что такие масла подойдут для Kia Rio, Ceed, Hyundai Solaris и Creta с двигателями Gamma и Kappa.

    Новейшие классы моторных масел API SP и ILSAC GF-6

    С первого мая 2020 года стартовало лицензирование смазочных материалов для бензиновых двигателей легкового автотранспорта по новейшим эксплуатационным стандартам:

    • API SP (заменяет промежуточную категорию API SN Plus, которая была введена на временной основе, чтобы решить проблему с преждевременным воспламенением рабочей среды в цилиндрах);
    • ILSAC GF-6A/ 6B (пришли на замену GF-5, представляют собой актуализированный комплекс требований к маслам, предназначенным для обслуживания современных модификаций ДВС).

    Допуски API SP и ILSAC GF-6B разработаны для вязкостно-температурной группы 0W-16, а API SP и ILSAC GF-6A предназначаются для всесезонных автомасел с индексом вязкости XW-20 и XW-30.

    Отличительные особенности класса API SP

    Отличие спецификации API SP от SN Plus заключается в ужесточении требований к смазывающе-защитным свойствам масел, с акцентом на более эффективное предотвращение такого негативного явления, как LSPI. Аббревиатура расшифровывается как Low-speed pre-ignition, что в переводе означает «преждевременное воспламенение топливовоздушной смеси». Этой проблеме подвержены практически все дефорсированные двигатели, а также турбированные силовые узлы типа GDI-Turbo и TFSI с высокой степенью сжатия и прямым впрыском.

    Уникальность LSPI заключается в том, что повреждение деталей ЦПГ происходит при умеренном нагрузочном режиме, например, при езде автомобиля по трассе. Из-за особого типа детонации в камере сгорания, которую провоцирует раннее зажигание, происходит разрушение поршня, что приводит к серьёзным повреждениям в точке контакта с поршневым кольцом и другими конструктивными элементами мотора. Зачастую LSPI проявляется в ярко выраженных стуках под капотом и самопроизвольных мощностных провалах.

    Причина появления LSPI ещё полностью не исследована. Согласно последним данным, его провоцируют присадки, содержащиеся в моторных техжидкостях, и продукты неполного сгорания топлива. Именно поэтому для подтверждения соответствия стандарту API SP смазывающая жидкость должна успешно пройти целый ряд испытаний, среди которых:

    • низкотемпературная фильтруемость;
    • пониженное образование шлама и нагара;
    • предотвращение износа цепи газораспределительного механизма;
    • совместимость с биотопливом Е85 и системами очистки отработавших газов;
    • защита от высокотемпературных отложений на поршне и в турбокомпрессоре.

    Моторные масла данной категории имеют обратную совместимость с аналогами предыдущих классов качества, если это не противоречит рекомендациям автопроизводителя. При этом API допускает одновременно с SP указывать соответствие с категориями SN, SM, SL и SJ, которые не являются устаревшими.

    Отличия новых спецификаций ILSAC от предшественников

    Новая спецификация ILSAC включает в себя низкозольные масла (SAPS до 0,08%) с улучшенным комплексом защиты от LSPI. Кроме того, она содержит ряд новшеств, необходимых для бесперебойного функционирования современных ДВС, среди них: оптимизация и поддержание топливной экономичности, защита от преждевременного износа и коррозии, предотвращение нагарообразования, сохранение моторесурса и продление срока службы силового узла.

    Классификация GF-6 относит маловязкие вещества SAE 0W-16 в отдельную категорию 6B, которая не имеет обратной совместимости с более ранними генерациями ILSAC. Для неё был внедрён специальная сертификационная маркировка API «Shield». Остальные вязкости остаются в группе GF-6A и могут заменять предыдущие классы ILSAC в рамках одного индекса вязкости. На тару изделий с таким уровнем свойств наносится сертификационный знак API «Starburst».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *